Виды задач судебной экспертизы

Вся информация на в статье на тему: "Виды задач судебной экспертизы". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Судебная экспертиза: понятие, основание и порядок проведения. Виды судебной экспертизы

Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Основанием назначения судебной экспертизы является потребность в специальных знаниях для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

1) основания назначения судебной экспертизы;

2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

Судебная экспертиза может быть назначена и произведена до возбуждения уголовного дела.

Следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий.

Факт присутствия следователя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта.

Виды судебных экспертиз в судебном процессе:

— Первичная — впервые проводимая экспертиза, если на досудебном этапе вещественные и иные доказательства экспертному исследованию не подвергались.

— Дополнительная — экспертиза, назначаемая в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта, а также при необходимости исследования новых объектов и/или получения ответов на дополнительные вопросы. Поручается тому же или иному эксперту (экспертам).

— Повторная экспертиза может быть назначена в случае наличия сомнений в правильности или обоснованности экспертного заключения, а также в случае существования противоречий между несколькими экспертными заключениями. Производство повторной экспертизы в любом случае поручается другому эксперту или группе экспертов.

— Комплексная экспертиза назначается судом, если для установления обстоятельств, имеющих значение для данного дела необходимо одновременное проведение исследований с использованием различных областей знания или различных научных направлений в пределах одной области знания. Такая экспертиза поручается нескольким экспертам, которые впоследствии формулируют общий вывод на основании проведенных исследований (если есть специалисты, не согласные с общими выводами, то они подписывают только свою исследовательскую часть заключения). Вопрос о возможности назначения комплексной экспертизы одному эксперту, являющемуся специалистом в нескольким областях (направлениях), в настоящее время является дискуссионным.

— Комиссионная экспертиза назначается группе (комиссии) экспертов — специалистов в одной и той же области знаний. По результатам проведенных исследований они формулируют общее заключение.

К таким экспертизам могут относиться следующие: судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа, судебно-медицинская экспертиза и судебно-медицинское обследование потерпевших, обвиняемых, судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел, судебно-психиатрическая, судебно-психологическая, и даже судебная психолого-психиатрическая.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_172154_sudebnaya-ekspertiza-ponyatie-osnovanie-i-poryadok-provedeniya-vidi-sudebnoy-ekspertizi.html

Основные задачи судебной экспертизы

Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям (в частном случае — следам). При решении идентификационных задач в объектах, — идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем (с помощью которого производится отождествление), — выявляются общие (групповые) и частные признаки, производится их сопоставление и на основе совпадения совокупности частных признаков устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Если для индивидуализации частных признаков оказывается недостаточно, то решение идентификационной задачи завершается лишь установлением групповой принадлежности объекта, т.е. установлением принадлежности объекта к некоторому множеству (группе) однородных объектов, осуществляемым на основе изучения свойственных всем объектам данной группы общих признаков.

Определение групповой принадлежности является первоначальным этапом всякого идентификационного исследования. Определив совпадение общих признаков, переходят к частным, если это возможно.

Разновидностью установления групповой принадлежности является определение единого источника происхождения объектов. Например, бумага, на которой напечатаны поддельные денежные знаки, и бумага, изъятая при обыске у подозреваемого, изготовлены на одном и том же целлюлозно-бумажном комбинате; пуговица, обнаруженная на месте убийства, и пуговицы, оставшиеся на пиджаке подозреваемого, принадлежат к одной партии. Признаки могут определять состав и структуру вещества или материала, отражать технологию производства или условия хранения объектов и т.п.

Идентификационные задачи формулируются в виде следующих групп вопросов:

ü о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление того, данным ли орудием взломан замок),

ü о принадлежности объектов к конкретной группе (например, повреждение нанесено одним из четырех ножей),

ü об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики-изготовителя и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты);

ü о принадлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, к фарному рассеивателю данного автотранспортного средства);

ü об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним и тем же лицом.

Другая группа задач — диагностические — состоит в выявлении: механизма события; времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т.д. Например: каков механизм возникновения пожара или взрыва; каковы состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от продукта, изготовленного в соответствии с утвержденными техническими условиями, и т.д.

Читайте так же:  Постановление пленума верховного суда усыновление

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направлены на установление соответствия объекта определенным заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду. Примером может служить судебно-баллистическая экспертиза, когда требуется установить, к какой системе или модели относится данное огнестрельное оружие, или судебная металловедческая экспертиза, когда необходимо установить, к какой марке относится данный сплав. Поскольку решение классификационных задач во многих случаях предшествует идентификации, некоторые авторы выделяют их в отдельную группу.

Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные.

I. Простые диагностические задачи.

1. Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно:

1) исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

2) определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

3) установление первоначального состояния объекта;

4) выявление причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.

2. Диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению:

1) определение степени информативности следа;

2) установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

3) определение причины изменения свойств или состояния объекта.

II. Сложные (составные) диагностические задачи — это исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям). К ним относятся:

1) определение: а) механизма события, процесса, действия; б) возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельных этапов (стадий, фрагментов) события;

2) установление: а) механизма события в его динамике; б) возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; в) соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;

3) определение: а) условий (обстановки); б) времени (периода) или хронологической последовательности действия (события); в) места действия (его локализация, границы), позиции участников; г) определение иных условий;

4) определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.

Другим основанием является деление диагностических задач на прямые и обратные.

Прямые диагностические задачи решаются путем движения от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каковы состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и проч. Прямые сложные диагностические задачи типа: каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании экспертных методик для диагностических исследований. Одним из основных методов в диагностических исследованиях является аналогия. Повторяемость событий, действий, наличие типичных ситуаций влекут за собой возникновение повторяющихся типичных следов. Реально существующие отклонения зависят от вариационности тех или иных факторов, влияющих на саму ситуацию и механизм отображения. Данные о типичных ситуациях используются впоследствии при решении обратных диагностических задач.

Обратные диагностические задачи. Большинство сложных экспертных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными, т.е. такими, где поиск решения ведется от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование: мысленное, физическое, математическое. Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструирование по обломку «биографии» изделия, установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу. Обычно под этим термином понимают сложные обратные диагностические задачи. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма дорожно-транспортного происшествия при производстве комплексной судебной дорожно-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.

Наряду с приведенной классификацией экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям.

Так, по степени общности задачи делят на:

1) общие — задачи рода экспертизы, например, в трасологической экспертизе исследование различных отображений (следов) объектов в целях их идентификации или диагностирования свойств и механизма образования;

2) типичные — задачи вида экспертизы, например, к типичным задачам трасологической экспертизы следов обуви относятся: установление вида обуви, оставившей следы, или идентификация обуви по следам;

3) конкретные — задачи данного экспертного исследования, например, не оставлены ли следы на месте происшествия туфлями гр. И.И. Сидоровой.

Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода.

Типичные задачи вида экспертизы, которые приводятся в справочной литературе, формулируются применительно к каждому объекту этого вида и служат в качестве ориентирующих для постановки конкретных задач, т.е. поставленных перед экспертом при производстве определенной экспертизы. Конкретные задачи характеризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих промежуточные цели исследования и условия их достижения.

Источник: http://megalektsii.ru/s70475t3.html

Основные задачи судебной экспертизы

Идентификационные задачи судебной экспертизы

При классификации ключевых задач судебной экспертизы по характеру ключевых целей экспертного исследования выделяют идентификационные задачи. В их основе лежит отождествление объекта по его отображениям, в ряде случаев – следам. Во время решения задач такого типа в объектах идентифицируемом и идентифицирующем происходит выявление общих (групповых) и частных признаков, происходит их соотношение, и в ключе совпадений суммы частных признаков происходит определение индивидуально-конкретного тождества.

В ситуациях, когда частные признаки не могут способствовать индивидуализации в полном объеме, завершение идентификационной задачи связано с определением групповой принадлежности объекта, иными словами, определением принадлежности объекта к ряду множеств (групп) однородных объектов, которое осуществляется в ключе исследования общих признаков, которые являются свойственными для всех объектов этой группы. Обозначение групповой принадлежности – это первый этап любого идентификационного исследования. Как только определены совпадения общих признаков, можно переходить к частным признакам. Но всех случаях возможно осуществить индивидуальную идентификацию. В ситуациях, когда недостает необходимого уровня суммы частным признаков, остается только установить групповую принадлежность (к примеру, заключить, что документация отпечатана на одном из четырех лазерных принтеров, отобранных из 30 исследуемых). Чем больше количество признаков, которые изучаются, тем меньше число однородных объектов, которые составляют группу.

Читайте так же:  Возражение относительно исполнения судебного приказа образец

Определить единый источник происхождения объектов – разновидность определения групповой принадлежности. К примеру, вино, которое разлили по бутылкам, и вино, которое осталось в цистерне, относятся к одной партии. Для признаков свойственно обозначить состав и структуру веществ или материалов, определить технологию производства или условия, при которых происходило хранение объектов.

Диагностические и классификационные задачи судебной экспертизы

К другой группе задач относятся диагностические задачи. Они необходимы для того, чтобы выявить механизм события, время, способ и последовательность действий, привычные связи между ними, природу, качественные и количественные параметры объекта, их свойства и признаки, которые невозможно непосредственно воспринять, и др. К примеру, определить, как возник пожар или дорожно-транспортное происшествие, как был изготовлен данный пищевой продукт, в чем его отличия от продуктов, изготовленных в соответствии с согласованными требованиями, и др.

К классификационным задачам относятся частные случаи диагностических задач.

Данный вид задач направлен на то, чтобы установить соответствие объекта с определенными, заранее обозначенными характеристиками, и отнести его на данном основании к конкретному классу, виду. В качестве примера можно привести судебную металловедческую экспертизу, которая необходима для установления того, к какому виду можно отнести определенный сплав.

Так как процесс решения задач такого вида в большинстве ситуаций стоит перед идентификацией, ряд авторов выделяют их в отдельный пласт. Но мы считаем, что гносеологическая сущность данных задач относит их к группе диагностических.

Важно видеть различия между диагностическими классификационными задачами и идентификационными задачами, во время решения которых происходит определение групповой принадлежности объектов. Однозначно классификацию тоже можно воспринимать как отнесение объектов к определенной группе, но данная группа не имеет количественного определения и решение данной диагностической по сути задачи не подразумевает индивидуальную идентификацию. К примеру, частица древесины, которая находится на бампере машины, является частью ствола карельской сосны.

Во время установления групповой принадлежности основа идентификационных задач заключается в сужении в такой мере, насколько это возможно при выявленных идентификационных признаках, группах объектов, содержащих искомый, причем данные группы, какие бы большие они не были, всегда конечны.

Виды диагностических задач судебной экспертизы

При классификации диагностических экспертных задач по уровню сложности выделяют простые и сложные диагностические экспертные задачи. Среди простых диагностических задач выделяют:

  • Исследование признаков объекта, то, насколько он соответствует конкретным характеристикам, к которым относится:
    • обозначение фактического статуса объектов, есть или отсутствуют какие-либо отклонения от свойственного для него состояния;
    • определение статуса объектов в их начальной точке;
    • обозначение причины и условий, способствующих изменению свойств объектов.
  • Исследование свойств и состояний объектов по его отображению, к которым относится:
    • обозначение уровня информативности следов;
    • обозначение свойств и состояний объектов во время появления отображения;
    • обозначение причин, которые повлияли на изменения свойств и состояний объектов.

Определение 2

Под сложными (составными) диагностическими задачами понимается изучение механизма, событий, процесса и действия по результату (объекту, отображению).

В состав задач данного вида входит:

  • обозначение механизмов событий, процессов и действий;
  • обозначение вероятности суждений относительно механизмов и обстоятельств событий на основе их результатов (последствий, отображений) отдельных уровней событий;
  • обозначение механизмов событий в их динамике;
  • обозначение вероятности или невозможности осуществления конкретных действий при конкретных условиях;
  • обозначение соответствий или несоответствий действий конкретным правилам;
  • обозначение условий, времени или же хронологических последовательностей действий и событий;
  • обозначение локации действий, места участников;
  • обозначение причинно-следственных связей действий и наступивших последствий.
Видео (кликните для воспроизведения).

Еще одно основание – это подразделение диагностических задач на прямые и обратные.

Под прямыми диагностическими задачами понимается ход от причин к следствию.

К данному типу задач в большинстве случаев относятся такие простые диагностические задачи как, какой состав данного объекта или его структура, какая температура должна быть, чтобы произошло самовозгорание этого вещества и т.д. Решение прямых сложных диагностических задач, как, какой мы увидим механизм этого процесса, учитывая заданные условия, происходит при формировании экспертной методики в целях диагностических исследований.

Многие сложные экспертные задачи, которые разрешаются криминалистической диагностикой, можно считать обратными, то есть проходят путь от следствия к причине. Ключевой метод, который используется в этих ситуациях, мысленное, физическое, математическое моделирование. Давайте сравним: в качестве прямой задачи необходимо обозначить состав и марку металла, который послужил основой для изготовления детали транспортного средства, а в качестве обратной задачи необходимо реконструировать на основании обломка данной детали ее «биографию», обозначить технологию ее изготовления и причины поломки.

Ситуационные диагностические задачи – это ряд диагностических задач, которые имеют отношение к анализу ситуаций в общем, когда как объект исследования воспринимается цепочка событий.

Их в ряде случаев тоже выделяют как отдельную группу. Как правило, задачи такого типа трактуют как сложные обратные диагностические задачи. В качестве примера можно привести определение механизмов дорожно-транспортных происшествий во время производства комплексных судебных дорожно-транспортных и транспортно-трасологических экспертиз.

Классификация экспертных задач по уровню общности

Существуют и другие основания для классификации экспертных задач. При классификации по уровню общности выделяют:

  • общие задачи, то есть задачи рода экспертиз;
  • типичные задачи, то есть задачи типа экспертиз;
  • конкретные задачи, то есть задачи конкретного экспертного исследования.

Для общих задач экспертизы свойственно определять все цели в более общем виде и давать представление относительно предмета экспертизы этого типа. Для типичных задач свойственно формироваться для каждого объекта данного типа и служить в виде ориентира в целях обозначения определенной задачи. Ряд конкретных задач ставятся перед экспертами во время производства конкретных экспертиз.

Для экспертных задач свойственно иметь неразрывную связь с рядом вопросов, которые выносятся на разрешение судебных экспертиз. Общая и типичная задача выступают в качестве научного обобщения разного рода вопросов относительно данного рода и вида экспертиз. Реализация конкретных задач происходит при помощи обозначения конкретных вопросов эксперту, основываясь на имеющихся объектах и материалах гражданских дел.

Читайте так же:  Восстановление срока работнику

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/sudebnye-ekspertizy-v-grazhdanskom-sudoproizvodstv/osnovnye-zadachi-sudebnoj-ekspertizy/

Задачи судебной экспертизы

Основаниями для классификации задач являются: цель и условие задачи.

По первому основанию задача определяется предметом доказывания и обстоятельствами конкретного дела. По этому основанию задачи делятся на: идентификационные, диагностические, классификационные, ситуалогические (ситуационные) и интеграционные.

По второму основанию достаточностью правил, разработанных наукой. Например, стандартная задача, которая всегда содержит исходные данные, достаточные для ее решения. Эти данные представлены в явном виде, их требуется преобразовать и заполнить пробелы. Такие исходные данные определяют возможность решения в соответствии с разработанным алгоритмом.

Если же условие необычное и нельзя использовать упомянутые правила, то задача относится к нестандартной (эвристической),требующей от эксперта самостоятельного, творческого поиска решения.

Важно также выделить условные задачи, которые определяют информационное поле свойств изучаемого объекта и исследуется экспертом. Свойства – это все то объективное и материальное, что отличает одну вещь или явление от другой вещи или явления, поэтому именно с их помощью удается решать идентификационные экспертные задачи. Если свойства описывают состояние вещей, механизмов, времени явлений, способ изготовления, то это позволяет решать диагностические задачи.

Наряду с указанными, в процессе расследования возникает необходимость в решении классификационныхзадач. Цель таких исследований установить отношение объекта к определенной группе.

При этом объем определяемой группы не должен влиять на существо задачи экспертизы. Непосредственный объект классификационного исследования – система свойств, присущая определенным, выделенным в соответствии с общими и специальными классификациям группам объектов.

Такая задача не является идентификационной, т. к. в процессе ее решения отсутствует конкретный проверяемый объект, перед экспертом не ставится, а в итоге исследования не достигается цель отождествляемого объекта. Ее нельзя отнести и к диагностической, ибо объект исследования в классификационном процессе статичен, а отнесение объекта к группе неравноценно установлению элементарного частного события.

Выделение группы классификационных задач, по мнению большинства ведущих ученых криминалистов (Орловой В.Ф., Шляхова А.Р., Майлис Н.П. и др.) является условным, т. к. они занимают большое место в процедурах решения других классов задач – идентификационных и диагностических.

Особое место занимают в классификации и ситуалогические задачи. По своей природе они близки к диагностическим. Многие ученые считают, что они являются разновидностью последних. Тем не менее, большинство криминалистов справедливо выделяют их в самостоятельные, т.к. в качестве объекта здесь выступает система событий, а не одно элементарное частное событие, как при решении диагностических задач. Объектом ситуалогического (ситуационного) исследования является система свойств материальной ситуации, отражающая динамику частного, (но более общего, чем это имеет место в диагностическом исследовании) или основного события. С помощью решения ситуалогических задач при ситуационном анализе, удается выделить новые свойства и отношения в исследуемом объекте, воспринять ее как целостную структуру.

Интеграционные задачи как правило решаются в комплексных исследованиях и могут в качестве подзадач включать все рассмотренные ранее классы задач. Решаемые в процессе комплексной экспертизы задачи, отличаются от обычных не тем, какой результат (искомое) должен быть получен (идентификация, диагностика, факт контактного взаимодействия – они достижимы и в производстве обычных экспертиз), а, во-первых, объемом свойств (объектов) которые могут быть исследованы; во-вторых, категорией (видом) специальных знаний, необходимых для решения комплексной экспертизы.

В первом случае интеграционная задача выступает как система (звено) частных (простых) задач. Примером может быть идентификация пишущего при исследовании слабовидимой подписи (выцветшей, вытравленной либо в форме следов давления). Прежде чем провести почерковедческое исследование, эксперт должен восстановить слабовидимую подпись – это самостоятельная задача и ее решение является условием последующей идентификации.

Во втором случае, как уже отмечалось, решение интеграционных задач при комплексном исследовании, где своеобразной формой их являются пограничные вопросы между разными родами (видами) эксперту, разрешаемые специалистами различных отраслей знаний. Например, типичной задачей является идентификация металлоизделия по его частям (например, труб). Проводится трасологическое исследование, по следам-отображениям, и материаловедческое исследование и на основе совокупного использования всей информации решатся интеграционная задача о тождестве целого по его частям

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/15_18126_zadachi-sudebnoy-ekspertizi.html

Предмет судебной экспертизы. Экспертные задачи, классификация

Понятие «предмет экспертизы судебной направленности» – является одним из самых фундаментальных в науке о судебной экспертизе и, что самое главное в экспертной практике.

Содержание предмета экспертизы судебного характера вполне можно рассматривать с двух позиций: научной, а также практической.

Объектом судебной экспертизы, как определенной научной отрасли знания являются специальные закономерности формирования тех или иных свойств объектов и, конечно, их изменение в связи с тем событием, которое собственно и расследуется.

Что касается практической точки зрения, то тут понятие предмета судебной экспертизы является равнозначным цели исследования и включает «установление фактов (данных фактической направленности), конкретных суждений о факте, имеющих достаточно большое значение для уголовного, гражданского, а также дела арбитражного характера либо дела об каких-либо правонарушения административного порядка, путем исследования объектов экспертизы, являющихся в свою очередь материальными носителями информации о происшедшем событии».

Под определенными данными фактической направленности или фактами (от лат. facto – делать или же совершать какое-либо действие) понимается как истина, событие, результат, так и знание, достоверность которого в свое время является доказанной. Применительно к экспертизе судебного характера под фактом понимают смысл обоих значений, то есть и само событие (результат), и знание о нем, которое вполне достоверно доказывается самой экспертизой. Отсюда получается, что к фактическим данным можно отнести абсолютно любое суждение эксперта о факте (событии) в форме его вывода, ибо оно порождает знание достоверной направленности, которое также является фактом.

Читайте так же:  О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками лицензия

Предметом какой-либо конкретной экспертизы является четкая задача, которую эксперту в свое время потребуется решить в ходе разбирательства на основе соответствующего объема знаний специального характера.

Экспертные задачи и их классификация

Если посмотреть в общем смысле, то «задача – это то, что требует исполнения, разрешения».

Так как наиболее общим во всей науке является представление о задаче, как специфической цели исследования, которая была задана в специальных.

Под задачей конкретного исследования экспертного порядка понимается принятое экспертом задание, которое в свою очередь содержится в вопросе, поставленном перед самим экспертом.

В словаре главных терминов экспертиз судебной направленности подчеркивается, что «с гносеологической точки зрения понятие задачи осуществляет деятельность по характеризации любой конечной цели, а также тех условий, которые являются необходимыми для ее достижения, то есть характеризует определенные данные, с учетом которых эксперт в соответствии со своим положением процессуального порядка и специальными познаниями обязан действовать, чтобы дать ответ на этот вопрос».

Таким образом, и получается, что понятие задачи судебной экспертизы имеет как аспект процессуальной направленности (задание эксперту органа, назначившего экспертизу), так и гносеологический (познавательный) аспект.

Классификация задач по основаниям

Стоит отметить, что задачи экспертизы в свое время классифицируются по различным основаниям.

  1. По значению тех фактов, которые в свое время устанавливаются в ходе исследования задач, а задачи при этом делятся на конечные, промежуточные и, конечно, вспомогательные.
  2. По условию определенной задачи, которая была поставлена, она может быть стандартной, то есть для ее решения имеются конкретные разработанные методики, и нестандартный ход, в котором будет использовать творческий подход для решения ее задачи.
  3. По какой-либо цели исследования, как главному содержанию, задачи подразделяются на идентификационные, диагностические и ситуалогические. Есть некое количество ученых, которые выделяют задачи классификационной направленности, как своего рода самостоятельный класс экспертных задач, но представляется правильнее точка зрения Ю. П. Корухова, В. Ф. Орловой и др., рассматривающих данные задачи в рамках класса задач диагностического характера.

Задачи идентификационной направленности – специальный вид экспертных задач, главная цель которых заключается в установлении факта индивидуально-конкретного тождества или приближения к нему на уровне общей родовой, или же групповой принадлежности конкретных объектов материального характера. Одно из самых важных мест среди них занимает отождествление человека по его следам (потожировые следы (ПЖС), крови, запаху, отображениям частей тела и др.), каким-либо чертам внешности, его личному голосу, его навыкам в написании, то есть почерку.

Идентификационные задачи облекаются в специальную форму конкретных вопросов:

  • о каком-либо конкретном объекте (оставлены ли ПЖС тем или иным конкретным гражданином, данным орудием и др.);
  • о принадлежности оборотов сравнительной направленности одному роду, виду, а также группе (может даже очень узкой);
  • о принадлежности каких-либо объектов сравнительного порядка единому целому, единой массе;
  • об общности определенного источника происхождения объектов сравнительной направленности.

Определение 3

Задачи диагностического характера – это некие неидентификационные задачи установления определенных свойств и состояний исследуемых объектов, а также механизма, и, конечно, причин расследуемого события. Задачи диагностической направленности вполне могут являться промежуточными при каких-либо идентификационных исследованиях или же иметь самостоятельное значение.

Диагностические порядки

Обычно отмечается всего четыре класса диагностических задач:

  • классификационно-диагностические – задачи, которые занимаются установлением специальных характеристик различных объектов для отнесения его к общепринятому классу. Такие задачи появляются на начальных стадиях расследования и поэтому они носят розыскной характер: природное установление, назначения, и области использования того или иного объекта, установление возраста, а также пола гражданина, задачи соответствия ГОСТам, сортности и др.;
  • собственно диагностические – установление того состояния объекта, в котором он находится (тяжести нанесенных телесных повреждений, исправность оружия, пригодность следа для идентификации и др.);
  • обстановочно-диагностические – такой вид задач в основном направлен на реконструкцию внешней обстановки события (установление времени, а также места наступления смерти, давность выполнения определенного акта, оставления следа, установление давности и дистанции выстрела, места столкновения средств передвижения, и многое другое);
  • причинно-динамические диагностические задачи – осуществляющие установление каких-либо отношений причинно-следственной направленности, механизма компонентов (эпизодов) события, возможности совершения конкретных деяний и наступления последствий.

По большей части задачи следственно-причинного характера реализуются в таких вопросах:

  • о специфических причинах наступления тех или иных последствий – причины, по которым собственно наступила смерть, разрушения (при различных взрывах, авариях), возгорания (при пожарах);
  • о возможности наступления этих последствий от предполагаемых причин: установление определенной возможности самовозгорания вещества, находящегося в специальных условиях.

Что касается задач установления механизма эпизодов события, то они в свою очередь реализуются в вопросах: о числе участников события; последовательности их деяний (число выстрелов, число людей, которые осуществляли выстрелы, а также последовательность выстрелов); о возможности торможения средства передвижения при движении его с какой-либо конкретной скоростью во время определенных дорожных условий.

Особое место в системе задач диагностической направленности занимают реставрационные и оценочные задачи.

Задачи реставрационного порядка – это такие задачи, которые в свое время воссоздаются в первоначальном виде измененного объекта (реставрация облика человека по черепу, удаленных (вытравленных, подчищенных) записей и, при этом определенных подписей, знаков на двигателе автомобиля).

Что касается оценочных задач, то они в свою очередь являются вполне типичными для классов не криминалистических экспертиз (размера нанесенного ущерба в результате хищения, оптимального раздела строения между сторонами, которые спорят в судебно-строительной экспертизе).

В практике исследований экспертной направленности для решения определенной конечной задачи одного класса в роли каких-либо промежуточных задач могут решаться задачи другого класса.

Решение той или иной конкретной задачи экспертизы может иметь свойственный ей комплексный характер, когда решение этой конечной задачи вполне может строиться на ряде промежуточных, данную задачу называют интеграционной или ситуалогической.

Читайте так же:  Заявление на восстановление паспорта по утере образец

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/predmet-sudebnoj-ekspertizy-ekspertnye-zadachi-kla/

Предмет судебной экспертизы

Понятие «предмет судебной экспертизы» — одно из наиболее фундаментальных в науке о судебной экспертизе и в экспертной практике.

Содержание предмета судебной экспертизы можно рассматривать с двух позиций: научной и практической.

Предметом судебной экспертизы как научной отрасли знания являются закономерности формирования свойств объектов и их изменение в связи с расследуемым событием.

С практической точки зрения понятие предмета судебной экспертизы равнозначно цели исследования и включает «установление фактов (фактических данных), суждений о факте, имеющих значение для уголовного, гражданского, арбитражного дела либо дела об административных правонарушениях, путем исследования объектов экспертизы, являющихся материальными носителями информации о происшедшем событии».

Под фактическими данными или фактами (от лат. facto — делать, совершать) понимается как истина, событие, результат, так и знание, достоверность которого доказана. Применительно к судебной экспертизе под фактом понимают смысл обоих значений, т.е. и само событие (результат), и знание о нем, которое достоверно доказывается экспертизой. Таким образом, к фактическим данным относят любое суждение эксперта о факте (событии) в форме его вывода, ибо оно порождает достоверное знание, которое также является фактом.

Предметом конкретной экспертизы является конкретная задача, которую эксперту необходимо решить в процессе исследования на основе соответствующего объема специальных знаний.

Экспертные задачи и их классификация

В общем смысле «задача — это то, что требует исполнения, разрешения».

Наиболее общим в науке является представление о задаче, как цели исследования, заданной в определенных условиях.

Подзадачей конкретного экспертного исследования понимается принятое экспертом задание, содержащееся в вопросе, поставленном перед экспертом.

В Словаре основных терминов судебных экспертиз подчеркивается, что «с гносеологической точки зрения понятие задачи характеризует конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт в соответствии со своим процессуальным положением и специальными познаниями обязан действовать, чтобы дать ответ на этот вопрос». Таким образом, понятие задачи судебной экспертизы имеет как процессуальный аспект (задание эксперту органа, назначившего экспертизу), так и гносеологический (познавательный) аспекты.

Задачи экспертизы классифицируются по различным основаниям.

  • 1. По значению устанавливаемых в процессе исследования фактовзадачи делятся на конечные(задача экспертизы), промежуточныеи вспомогательные(задача этапа экспертизы).
  • 2. По условию поставленной задачиона может быть стандартной,т.е. для ее решения имеются разработанные методики, и нестандартной(эвристической), т.е. требующей творческого подхода к ее решению.
  • 3. По цели исследования,как основному содержанию, задачи делятся на идентификационные, диагностическиеи ситуалогические.Некоторые ученые выделяют и классификационные задачи, как самостоятельный класс экспертных задач, но представляется правильнее точка зрения Ю. П. Корухова, В. Ф. Орловой и др., рассматривающих эти задачи в рамках класса диагностических задач.

Идентификационные задачи — экспертные задачи, основная цель которых — установление факта индивидуально-конкретного тождества или приближения к нему на уровне общей родовой или групповой принадлежности конкретных материальных объектов. Важное место среди них занимает отождествление человека по его следам (потожировые следы (ПЖС), крови, запаху, отображениям частей тела и др.), чертам внешности, голосу, почерку (функционально-динамическим комплексам навыков).

Идентификационные задачи облекаются в форму вопросов:

  • — о конкретном объекте (оставлены ли ПЖС конкретным человеком, данным орудием и др.);
  • — о принадлежности сравниваемых объектов одному роду, виду, группе (может быть очень узкой);
  • — о принадлежности сравниваемых объектов единому целому, единой массе;
  • — об общности источника происхождения сравниваемых объектов.

Диагностические задачи — это неидентификационные задачи установления свойств и состояний исследуемых объектов, механизма и причин расследуемого события. Диагностические задачи могут являться промежуточными при идентификационных исследованиях или иметь самостоятельное значение.

Выделяют четыре класса диагностических задач:

  • классификационно-диагностические— установление характеристик (свойств) объекта для отнесения его к общепринятому классу. Возникают на начальных стадиях расследования и носят розыскной характер: установление природы, назначения и области применения объекта, установление пола и возраста человека, задачи соответствия ГОСТам, сортности и др.;
  • собственно диагностические— установление состояния объектов (тяжести телесных повреждений, исправность оружия, пригодность следа для идентификации и др.);
  • обстановочно-диагностические— направлены на реконструкцию внешней обстановки события (установление времени и места наступления смерти, давность выполнения документа, оставления следа, установление давности и дистанции выстрела, места столкновения транспортных средств и др.);
  • причинно-динамические диагностические— установление причинно-следственных отношений, механизма компонентов (эпизодов) события, возможности совершения определенных действий и наступления конкретных последствий.

Задачи причинно-следственного характера реализуются в вопросах:

  • — о причинах наступления определенных последствий — причины наступления смерти, разрушений (при взрывах, авариях), возгорания (при пожарах);
  • — о возможности наступления данных последствий от предполагаемых конкретных причин: установление возможности самовозгорания вещества, находящегося в определенных условиях.

Задачи установления механизма эпизодов события реализуются в вопросах: о числе участников события; последовательности их действий (число выстрелов, число стрелявших, последовательность выстрелов); о возможности торможения транспортного средства при движении его с определенной скоростью в конкретных дорожных условиях.

Особое место в системе диагностических задач занимают реставрационные и оценочные задачи.

Реставрационные — это задачи воссоздания первоначального вида измененного объекта (реставрация облика человека по черепу, удаленных (вытравленных, подчищенных) записей и подписей, знаков на двигателе автомобиля).

Оценочные задачи типичны для классов некриминалистических экспертиз (размер ущерба в результате хищения, оптимального раздела строения между спорящими сторонами в судебно-строительной экспертизе).

В практике экспертных исследований для решения конечной задачи одного класса в качестве промежуточных могут решаться задачи другого класса.

Решение конкретной задачи экспертизы может иметь комплексный характер, когда решение конечной задачи может строиться на ряде промежуточных, такую задачу называют интеграционной или ситуалогической.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/184210149752/pravo/predmet_sudebnoy_ekspertizy

Виды задач судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here