Решения суда кассационной и надзорной инстанции

Вся информация на в статье на тему: "Решения суда кассационной и надзорной инстанции". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Решения судов кассационной и надзорной инстанций

Решения, выносимые при пересмотре вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам, являются общими, и для кассационного и для надзорного порядка.

Так, в результате рассмотрения уголовного дела суды кассационной и надзорной инстанции вправе:

1) оставить жалобу или представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение либо возвратить дело прокурору;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

В дополнение к указанным решениям суд надзорной инстанции вправе оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований для их возвращения или отказа от рассмотрения по существу.

Решения в кассационной инстанции оформляются определением или постановлением суда, а в надзорной – постановлением. Определение суда подписывается всем составом суда, а постановление – председательствующим в заседании президиума.

Дата добавления: 2015-09-28 ; просмотров: 907 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/5-42334.html

Решения суда кассационной инстанции. Пределы прав суда кассационной и надзорной инстанций

В результате рассмотрения уголовного дела суд кассационной инстанции вправе:

  • 1) оставить кассационные жалобу или представление без удовлетворения;
  • 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  • 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение либо возвратить дело прокурору;
  • 4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  • 6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

К определению и постановлению суда кассационной инстанции, а

также к постановлению суда надзорной инстанции предъявляются такие же требования, как и к апелляционным определению и постановлению (ч. ч. 3, 4 ст. 389.28 УПК).

Определение суда кассационной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление (кассационное и надзорное) — председательствующим в заседании президиума.

Источник: http://studref.com/416003/pravo/resheniya_suda_kassatsionnoy_instantsii_predely_prav_suda_kassatsionnoy_nadzornoy_instantsiy

Производство в надзорной инстанции

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

  1. копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
  2. копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
  3. в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

Читайте так же:  Возмещение ущерба причиненного нанимателю

Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

  1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Источник: http://be5.biz/pravo/u006/23.html

Суд первой инстанции, апелляционная, кассационная, надзорная инстанция

Единство судебной системы

Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

· установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;

· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

· применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

· признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Суд пе́рвой инста́нции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.

Судебный акт суда первой инстанции, как правило, может быть обжалован в кассационном или апелляционном порядке в вышестоящий суд.

Кассационное производство, также кассация (лат. cassatio — «отмена, уничтожение») — процессуальная деятельность в праве, выражающаяся в проверке вышестоящими судами законности и обоснованности постановлений суда, как вступивших, так и не вступивших в законную силу. В России осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации.

В современной теории процессуального права выделяют два вида апелляции: полную и неполную.

При неполной апелляции процесс доказывания сконцентрирован в суде первой инстанции. Апелляционный суд должен проверить решение суда на основании фактического материала, представленного сторонами в суд первой инстанции, и вынести решение по существу. Представление новых доказательств в суд апелляционной инстанции либо недопустимо (как правило), либо допускается в определенных законом (очень ограниченных) случаях. Неполная апелляция существует, например, в гражданском судопроизводстве Австрии и Германии [2] . Вторичное рассмотрение дела судом апелляционной инстанции может иметь место только исключительно тогда, когда закон при строго определенных условиях допускает принятие и исследование доказательств, которые вследствие, например, судебной ошибки не были исследованы в суде первой инстанции, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного решения. В данном случае вторичное рассмотрение дела осуществляется судом апелляционной инстанции не в полном объеме, а только в части исследования новых доказательств, что позволит установить наличие или отсутствие обстоятельства, имеющего значение для правильного разрешения дела [3] .

Надзорная инстанция – это суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов (п. 16 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, основным отличием надзорной инстанции от кассационной является то, что кассационная инстанция пересматривает судебные решения, не вступившие в законную силу, а надзорная, напротив, – вступившие.

Это судебная инстанция, проверяющая законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Надзорное производство является исключительной стадией судопроизводства.

Кассационное и надзорное производство сходно в целях, задачах, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет «поворота к худшему» и т.д.). Однако, несмотря на наличие ряда общих положений у обеих стадий, институт рассмотрения дел в порядке надзора относится в силу указанных выше свойств к числу исключительных стадий уголовного процесса.

Читайте так же:  Комиссия по делам несовершеннолетних документы

Для начала скажу о системе судов, без нее не разобраться жалобах

Конституционный суд РФ

Конституционные (Уставные) суды субъектов РФ

2группа: суды общей юрисдикции

Верховный суд РФ

Верховные суды субъектов РФ

Краевые и областные суды

Суды автономной области и автономных округов

Районные суды (+ городские суды г.Москва и г.Санкт-Петербург, которые действуют на правах областных + военные суды по месту дислокации войск и флотов: гарнизонные=районные, военных округов/флотов, военные комиссии в составе Верховного суда РФ)

Высший Арбитражный суд РФ

Окружные кассационные суды

Окружные апелляционные суды

Арбитражные суды краев (республик)

Апелляционные – подаются на пересмотр решения мировых судей не вступивших в законную силу (дело рассматривается заново)

Кассационные – на пересмотр решения судов I инстанции (кроме мировых судей)

Надзорные – на пересмотр суд решений вступивших в законную силу

По вновь открывшимся обстоятельствам вступившим в законную силу.

Все зависит от того, с какого суда началось разбирательство. Например:

Если мировой судья рассматривает дело по существу, не устраивает решение => апелляция в районный

Районный – рассматривает дела по существу и пересматривает дела мировых судей, если была апелляция

Областной – рассматривает дела по существу и кассации на решения районных судов, и является судом надзорной инстанции

Верховный суд – рассматривает дела по существу и кассации на решения нижестоящих судов, является судом надзорной инстанции, и также по вновь открывшимся обстоятельствам.

т.е. зависит от того где дело рассматривалось впервы и уже оттуда будет понятно какая слудующая инстанция.

Апелляция только на решения мировых

Кассация — на решения районных, областных(краевых, судов автономных республики и округов) не вступивших в законную силу.

Надзорная — на решения районных, областных(краевых, судов автономных республики и округов) вступивших в законную силу.

Видео (кликните для воспроизведения).

По вновь открывшимся обстаятельствам — вступивших в законную силу на решения районных, областных (краевых, судов автономных республики и округов)

PS: Кроме Арбитражного судопроизводства — в нем аппеляция подается на решение суда 1 инстанции, из-за отсутствия судопроизводства мирового судьи!

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 5744 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/16_113251_sud-pervoy-instantsii-apellyatsionnaya-kassatsionnaya-nadzornaya-instantsiya.html

Уголовно-процессуальное право

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

Читайте так же:  Неявка свидетеля в суд по административному делу

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России. Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается , за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ. Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Источник: http://isfic.info/crimpro/lodne135.htm

Уголовный процесс

Решения суда надзорной инстанции

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе вынести процессуальные решения — определение или постановление, соответствующие требованиям ст. 388 УПК «Кассационное определение». Права суда надзорной инстанции подробно регламентируются законом (ч. 1 ст. 408 УПК):

  1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

В случаях, предусмотренных п. 2—6 ч. 1 ст. 408 УПК. суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со ст. 409 УПК.

Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление — председательствующим в заседании президиума, (ч. 4 ст. 408 УПК). Определение или постановление суда приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой или представлением, послужившими поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находились данные надзорные жалоба или представление, а также постановлением председателя суда надзорной инстанции, вынесенным в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 406 УПК (ч. 5 ст. 408 УКП).

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении (ч. 3 ст. 410 УПК). Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается дан- нос уголовное дело. (ч. 4 ст. 410 УПК). Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410 УПК).

Читайте так же:  Загранпаспорт детям без присутствия

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе.

  • устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;
  • предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;
  • принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания (ч. 7 ст. 410 УПК).

Равным образом суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела. (ч. 8 ст. 410 УПК). Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела может быть обжалован в порядке, установленном главами 43—45 УПК РФ (ч. 2 ст. 411 УПК).

Система судебных решений стадии надзорного производства представлена рисунке.

Уголовно-процессуальный закон впервые установил запрет на внесение повторных надзорных жалоб (представлений) в том случае, если ранее судом надзорной инстанции они были оставлены без удовлетворения (ч. 1 ст. 412 УПК). Надзорные жалоба или представление на приговор, определение или постановление суда, вынесенные после отмены предыдущих решений в кассационном порядке или в порядке надзора, могут быть внесены в установленном порядке независимо от мотивов, по которым были отменены первоначальные приговор, определение или постановление суда (ч. 2 ст. 411 УПК).

Источник: http://isfic.info/urpro/ugcou143.htm

Полномочия суда надзорной инстанции по пересмотру судебных актов

Необходимость проверки судебных актов в порядке надзора обусловлена тем, что рассмотрение дела судом апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает безошибочность решения. В связи с этим проверка вступивших в законную силу решений и постановлений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан. Однако рядом специалистов высказано вполне обоснованное мнение о том, что сохранение надзорного производства вызвано необходимостью не столько исправления конкретных судебных актов, сколько создания эффективного механизма выработки единообразной судебной практики – судебного прецедента, т.е. судебных решений высшей инстанции. Надзорная инстанция, сохранив название, изменила функцию в полном соответствии с правовыми позициями, выработанными Европейским Судом по правам человека. Надзор перестал быть иерархическим органом, надзирающим за государственными судами в целях отмены их решений. Он превратился в специальную судебную инстанцию, призванную определять судебную политику для защиты прав и свобод человека, равно как и охранять эти свободы публичного порядка [1] .

Объектом пересмотра в порядке надзора является только вступившие в законную силу судебные решения и определения судов первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной, а также надзорной инстанций (для гражданского процесса), кроме судебных постановлений Президиумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Заметим, что после изменения надзорного производства в ГПК РФ Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 353, вступившим в действие с 1 января 2012 г., судебные звенья и объекты пересмотра в порядке надзора ограничены лишь Президиумом Верховного Суда РФ в отношении дел, которые были рассмотрены в Верховном Суде РФ по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Перечень полномочий суда надзорной инстанции весьма широк. Надзорная инстанция вправе:

  • • оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора – без удовлетворения;
  • • отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
  • • отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • • отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Основаниями для оспаривания и изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются:

  • • нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, которое до рассмотрения конкретного дела в Президиуме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ могло быть выражено, например, в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики или постановлениях Президиума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, принятых по результатам рассмотрения дел в порядке надзора, поскольку отсутствие единообразия существенно нарушает права заявителя;
  • • нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ (ст. 391.9 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 304 АПК РФ);
  • • нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, в частности когда решение суда не только устанавливает права и обязанности участвующих в деле лиц, но и затрагивает права многих лиц, не привлеченных в дело, например акционеров, вкладчиков и т.п. (ст. 391.9 ГПК РФ, ст. 304 АПК РФ).

Ограничение оснований пересмотра в порядке надзора лишь фундаментальной ошибкой (нарушение прав человека и прав неопределенного круга лиц) в целях создания единообразной судебной практики препятствует повторению таких фундаментальных ошибок арбитражными судами и является единственной задачей современного надзорного производства в Российской Федерации [2] . Хотя это было сказано относительно арбитражного процесса, но после аналогичных изменений в ГПК РФ подобное утверждение вполне справедливо в целом в отношении надзорного производства.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции, Президиум Верховного Суда РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выносят постановление (ст. 388 ГПК РФ, ст. 305 АПК РФ).

Эти процессуальные акты, так же как и судебные решения, содержат четыре составляющие части и принципиально от судебных актов других инстанций не отличаются.

Источник: http://studme.org/74411/pravo/polnomochiya_suda_nadzornoy_instantsii_peresmotru_sudebnyh_aktov

Решения и пределы прав суда надзорной инстанции

1. Виды решений, принимаемых судом надзорной инстанции. Рассмотрев материалы уголовного дела, суд надзорной инстанции вправе принять следующие решения:

оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

Читайте так же:  Приказ фстэк по защите персональных данных

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции, либо апелляционной, либо кассационной инстанции на новое судебное рассмотрение;

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору для исправления процессуальных недостатков, допущенных в ходе предварительного расследования (ст. 237, 389 22 УПК РФ);

внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований для возвращения жалобы или представления без рассмотрения (ст. 412 4 УПК РФ).

К решениям (определениям или постановлениям) суда надзорной инстанции предъявляются те же требования, что и к решениям кассационного суда (ст. 389 28 УПК РФ). Отличие состоит в том, что определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление — только председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда РФ.

  • 2. Основания отмены или изменения судебного решения. Основания отмены или изменения судебного решения судом надзорной инстанции в основном аналогичны тем, которые применяются при кассационном пересмотре (более подробно о них см. в § 5 гл. 30 настоящего учебника).
  • 3. Пределы прав суда надзорной инстанции. Пределы полномочий суда надзорной инстанции можно рассматривать по следующим направлениям: объем предмета пересмотра; направленность пересмотра принимаемых решений; характер указаний, даваемых нижестоящим судам при направлении дела на новое рассмотрение.

С точки зрения объема предмета рассмотрения Президиум Верховного Суда РФ проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, по общему правилу лишь в пределах доводов, содержащихся в надзорной жалобе или представлении. Тем не менее данное правило не абсолютно, и, если Президиум Верховного Суда РФ сочтет это необходимым (действуя в интересах законности), он может выйти за эти пределы и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, с точки зрения оснований, которые не были указаны заявителем, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора (ч. 1 ст. 412 12 УПК РФ).

В УПК РФ на данный момент не содержится такого условия для ухудшения положения осужденного или оправданного, как требование стороны обвинения (прокурора, потерпевшего). Представляется, однако, что суд надзорной инстанции не вправе не только изменять в сторону ухудшения, но также и отменять судебное решение с направлением дела на новое рассмотрение нижестоящим судом по мотивам необходимости поворота к худшему иначе, чем по жалобе (представлению) стороны обвинения. Однако существование такого условия следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ 1 , толкующего положения Конституции РФ. Конституционный Суд указал, что пересмотр судебных решений против интересов обвиняемого допустим только по требованию стороны обвинения, а не по жалобе самого обвиняемого. Это объясняется необходимостью учета вытекающего из конституционного принципа судебной защиты вышеупомянутого правила о свободе обжалования приговоров.

Характер указаний, даваемых нижестоящим судам при направлении дела на новое рассмотрение, отличается рядом особенностей. При отмене приговора, определения, постановления с направлением дела на новое расследование или судебное рассмотрение суд надзорной инстанции в силу ч. 3 ст. 412 12 УПК РФ не вправе:

устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены или отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;

предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими;

определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела, в том числе о применении того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Вместе с тем в постановлении об отмене судебного решения и передаче уголовного дела на новое судебное рассмотрение Президиум Верховного Суда РФ вправе обосновать, почему у него имеются сомнения по указанным вопросам, и предложить нижестоящему суду вернуться к их обсуждению. Только в этом смысле можно понимать применительно к перечисленным выше вопросам предписание ч. 2 ст. 412 12 УПК РФ о том, что указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции. Указания надзорной инстанции не препятствуют суду первой инстанции при новом рассмотрении дела самостоятельно принимать при производстве по переданному ему на новое рассмотрение уголовному делу процессуальные решения по находящимся в прямой связи с содержанием приговора вопросам, в том числе о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности доказательств и преимуществах одних доказательств перед другими, а также о мере наказания [2] [3] .

Однако содержащиеся в постановлении суда надзорной инстанции указания на процессуальные нарушения, допущенные в предыдущем судебном разбирательстве либо досудебном производстве, имеют обязательный характер для нижестоящих судов при новом рассмотрении дела. Их невыполнение служит достаточным основанием к отмене судебного решения ввиду нарушения уголовно-процессуального закона.

Вместе с тем по буквальному смыслу данной нормы указанные изъятия не распространяются на случаи изменения судебного решения. То есть, изменяя (но не отменяя) судебное решение, Президиум Верховного Суда РФ вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре суда или были отвергнуты им; разрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими (конечно, только при том общем условии, что исправляемые таким образом ошибки нижестоящих судов явились результатом существенных нарушений закона и при этом надзорная инстанция не использует новых доказательств, не прошедших проверку в судебном следствии в первой или апелляционной инстанции).

Кроме того, следует добавить, что пересмотр судебного решения в порядке надзора допускается лишь при наличии оснований, вытекающих из материалов дела. Если же сомнения в законности, обоснованности и справедливости судебного решения связаны с обстоятельствами, которые не основаны непосредственно на самих материалах уголовного дела, вопрос о пересмотре такого решения может быть разрешен только в порядке производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (более подробно об этом см. в гл. 32 настоящего учебника).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/315780/pravo/resheniya_predely_prav_suda_nadzornoy_instantsii

Решения суда кассационной и надзорной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here