Процедура установления личности лица без гражданства

Вся информация на в статье на тему: "Процедура установления личности лица без гражданства". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Установление личности лица без гражданства: порядок проведения процедуры и правовой статус такого лица

В настоящее время на территории Российской Федерации находится множество лиц, не имеющих юридической связи ни с каким из государств мира. Несмотря на это, часть их прав и обязанностей, разрешенных реализовывать на территории государства, раскрывается в федеральном законе “О миграционном учете”, а также в федеральном законе “ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Лицо без гражданства — кто это?

Как и было отмечено выше, лицо без гражданства — это лицо, не имеющее гражданства (юридической связи) ни одного из государств. В международном праве они именуются как апатриды. Казалось бы, что в 21 веке такая ситуация невозможна, но наиболее частыми причинами отсутствия гражданства являются:

  • самостоятельный отказ от подданства страны;
  • вынесение решения о лишении человека гражданства.

Автоматически становится “лицом без гражданства” ребенок рожденный у апатридов. Но не во всех государства, а только в тех, где работает правила получения гражданства “по крови”. Если в государстве предусматривается порядок получения подданства “по почве”, то ребенок получит гражданство при рождении, даже если был рожден от апатридов.

Процедура установления личности лица без гражданства

Существует два способа установления личности лица без гражданства, незаконно находящегося на территории России:

  • установление по заявлению апатрида;
  • установление по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа.

Первый вариант предусматривает самостоятельное заполнение лицом формы-заявления установленного образца. Здесь в качестве обязательных для заполнения строк выступают: фамилия, имя, отчество лица (при наличии таковых); дата, место рождения; причина или причины, по котором лицо незаконно находится на территории государства, то есть обстоятельства въезда в страну.

В некоторых случаях это вся информация, имеющуюся у лица, которую можно подтвердить документально. При наличии полного пакета документов (даже недействительных или составленных по всем международным стандартам другим государством) лицо, желающее получить вид на жительство или разрешение на временное пребывание, должно предоставить следующие документы (допускается предоставление как копии,так и оригинала):

  • военный билет;
  • трудовая книжка;
  • документы, свидетельствующие о наличии у лица образования какой-либо ступени;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о рождении;
  • архивные справки, подтверждающие вышеперечисленное (в советское время в отдаленных поселковых районах регистрацию различных юридических фактов, а также их изменение производили в администрации района, делающей лишь отметку в архиве о наличии/изменении таковых);
  • справка из мест лишения свободы об освобождении (при наличии таковой);
  • судебные решения или отметки в документах, указывающих на смену фамилии, имени, отчества.

Это далеко не полный перечень документации, разрешенной к предоставлению в органы ФМС для подтверждения личности. После принятия заявления лицу выдается справка с отметкой о приложенных документах и принятии заявления к рассмотрению. Во втором случае, когда инициатива установления лежит на миграционных органах, у них появляется право:

  • требовать от апатрида предоставления каких-либо из вышеперечисленных документов;
  • требовать предоставления информации о его личности;
  • проводить проверки по месту жительства апатрида;
  • опрашивать лиц, знающих что-либо о лице без гражданства;
  • проводить опознание, основанное на показаниях свидетелей.

Органы ФМС, а также их территориальные отделения вправе использовать дактилоскопическую информацию, которая была получена при государственной регистрации.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранные лица, как и лица без гражданства, обязаны соблюдать законодательство государства-пребывания. Права у этих категорий также имеются, но в сравнении с гражданами России в меньшем объеме. Ограничения касаются невозможности участвовать в политической жизни государства. Иностранцы, апатриды лишены как активного, так и пассивного избирательного права, то есть не избирают и не могут быть избранными. Также они лишены возможности приобретать на праве собственности или аренды земельные участки, расположенные вблизи границ России. Не предоставляется возможным и служить в армии.

Иностранцы и апатриды вправе защищать свои права, имеют возможность обратиться в суд на тех же основаниях, что и граждане России. На них возлагается обязанность по уплате налогов и сборов, в части касающейся их деятельности. Они также обязаны сохранять природу, окружающую среду, объекты культурного наследия, памятники и т.д. За несоблюдение законодательства к таким лицам возможно применение различных видов ответственности, в том числе и уголовной.

Каждая из вышеперечисленных категорий имеет право прошения у Российской Федерации предоставления политического убежища по различным причинам. Эта возможность предоставлена Всеобщей декларацией прав человека и гражданина, а также отдельными нормами международного права. Просьба о предоставлении политического убежища в России по причине уголовного преследования в другой стране будет отклонена. В данном случае государство применит право на экстрадицию и выдаст лицо запрашиваемой стране.

Стоит отметить, что лицам без гражданства наравне с гражданами страны предоставляется право свободного перемещения, обращения в медицинские учреждения, благоприятной окружающей среды, безопасности, однако при несоблюдении законодательства апатрида могут выслать из страны.

Документирование лица без гражданства после установления личности

После установления личности лицу, желающему в дальнейшем получить российское гражданство, выдается документ, удостоверяющий личность. Также для получения разрешения на пребывание, вида на жительство потребуется предоставить:

  • свидетельство о рождении;
  • документ, который подтверждает прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 1 ноября 2002 г. для проживания и его нахождение на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением. К таким документам можно отнести домовую книгу, обращение в медицинские учреждения, обращения в суд, паспорт гражданина СССР и т.д.

Вид на жительство до получения гражданства позволит оформить медицинский страховой полис, выезжать за пределы страны, получить прописку и оформить детей в дошкольные и школьные учреждения. Рассмотрение заявления о приеме в гражданство не должно превышать 6-ти месяцев.

Стоит обратить внимание и на то, что после установления личности и выдачи документа ее подтверждающую апатриду потребуется:

  • отнести себя к одной из категорий (гражданство по праву рождения, брака с
  • россиянином, как носитель языка, как переселенец, рожденный в СССР и т.д) и
  • собрать пакет документов, подтверждающих относимость;
  • прожить на территории РФ от 3-5 лет без выезда за границу более чем на 3 месяца;
  • иметь доход равный минимальному прожиточному минимуму;
  • получить вид на жительство;
  • соблюдать законодательство;
  • знать русский язык.

Перед получением гражданства потребуется получить сертификат на знание русского языка. Для этого лицу необходимо сдать тест, проверяющий не только степень владения языком, но и ориентирование в законодательстве, истории. Допуск к сдаче будет получен после оплаты госпошлины.

Установив личность, лицо без гражданства не только получает более широкий спектр возможностей (право на получение работы), но и приобретает возможность получения гражданства.

Источник: http://ufms-mvd.com/faq/apatridy.html

Процедура установления личности лица без гражданства

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
(ФМС России)
Управление по вопросам гражданства

Читайте так же:  Образец ходатайства в суд лишение прав

Боярский пер., 4, Москва, 107078
тел. 636-93-32; тел./факс 636-95-25
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

24.04.2013 № МС№3-11258/13
на №322 от 21.03.2013

Председателю Межрегиональной
общественной благотворительной
организации
«Вера, Надежда, Любовь»

Уважаемая Анастасия Олеговна!

Ваше обращение относительно разъяснения порядка установления личности и выдачи лицам без гражданства соответствующего документа, совместно с Управлением по организации разрешительно-визовой работы Департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России, рассмотрено.

Согласно пункту «д» статьи 41.6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» территориальные органы ФМС России наделены полномочиями устанавливать факт прибытия заявителей на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года и факт их проживания на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство. По результатам такой проверки принимается мотивированное решение об отнесении либо о неотнесении заявителей к категории лиц, указанных в пункте «а» части первой статьи 41.1 Федерального закона.

В этой связи полагаем, что отказ территориальных органов ФМС России в приеме заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 41.3 Федерального закона является необоснованным.

Как ранее неоднократно профильным Управлением Вам разъяснялось, процедура установления личности проводится при отсутствии у лица документа, удостоверяющего личность, в случае его утраты, для последующего документирования этого лица в соответствии с действующим законодательством.

По результатам установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства выносится заключение об установлении личности, которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России.

При необходимости иностранному гражданину или лицу без гражданства выдается справка по форме, установленной Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 29 февраля 2008 года № 40 (приложение № 9), и Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 41 (приложение № 12).

Одновременно информируем, что в целях урегулирования процедурных вопросов, связанных с установлением личности, иностранного гражданина либо лица без гражданства, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, разработан законопроект №165101-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Г осударственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят проводить установление личности в случаях выявления лиц, находящихся на территории Российской Федерации без документов, удостоверяющих личность.

Источник: http://www.vnl-migrant.ru/peoplehelp/2012-05-04-10-57-40/745-poryadok-ustanovleniya-lichnosti-i-vydacha-lbg-sootvetstvuyushhego-dokumenta.html

Процедура установления личности лица без гражданства

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ
СЛУЖБА
(ФМС России)

Управление по организации визовой
и регистрационной работы
(УОВиРР)
107078, г. Москва, Боярский пер, д. 4

01.06.2011 г. № МС-2/8-7440
на № 337 от 29.04.2011

Ставропольская Региональная
Общественная Благотворительная
Организация «Вера, Надежда, Любовь»

Кирова пр., д.27 А, г. Пятигорск,
Ставропольский край, 357501

О рассмотрении обращения

Ваше обращение по вопросу проведения процедуры установления личности рассмотрено.

При осуществлении своих полномочий Федеральная миграционная служба сталкивается с проблемой проведения процедуры установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства (далее — иностранный гражданин) при обращении указанных лиц в случае утраты или хищения документов, удостоверяющих их личность, либо при идентификации лица, ходатайствующего о признании беженцем, либо при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

В настоящее время алгоритм действий сотрудников территориальных органов ФМС России по установлению личности регламентирован Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах (приказ ФМС России от 05.12.2007 г. № 452), Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (приказ ФМС России от 29.02.2008 г. № 40) и Административнымрегламентом по
предоставлению Федеральной миграционной службой государственнойуслуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (приказ ФМС России от 29.02.2008 г. № 41).

По аналогии с положениями указанных ведомственных нормативных актов проводится установление личности и в иных необходимых случаях.

В основном мероприятия по установлению личности включают в себя опрос лица, фотографирование, дактилоскопирование, проведение проверок по учетам федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, направление запросов в иные учреждения и организации. В исключительных случаях предусмотрено подтверждение личности гражданина свидетельскими показаниями, а также путем проведения криминалистических и других идентификационных исследований.

В целях идентификации личности и подтверждения гражданской принадлежности направляются запросы в консульские учреждения и дипломатические представительства, либо в компетентные органы иностранных государств.

В соответствии со статьей 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае необходимости для установления личности иностранный гражданин может быть подвергнут административному задержанию на срок не более 48 часов.

Источник: http://www.vnl-migrant.ru/peoplehelp/2012-05-04-10-57-40/494—.html

Заключение об установлении личности лица без гражданства

Во многих странах человек получает гражданство автоматически при появлении на свет. Просто само рождение ребенка в пределах границ страны дает ему право на подданство этого государства. В некоторых случаях человек получает гражданство «по крови» — становится гражданином той же страны, подданными которой являются его родители.

Но есть и люди без гражданства, на юридическом языке их называют апатридами. И их, по словам специалистов, не так уж и мало. Есть они и на территории РФ. Но документ, удостоверяющий личность, должен быть у каждого человека. Чтобы получить такую бумагу, апатриду нужно пройти процедуру установления личности лица без гражданства.

Кто и почему становится апатридом

Случаи, при которых человек лишается подданства:

  • Личное решение (право добровольного отказа от гражданства есть у каждого человека).
  • Принудительное лишение. В России у человека могут отнять статус гражданина или гражданки. Обычно так происходит, когда субъект несет реальную угрозу госбезопасности. Как правило, после такого человека высылают из российского государства.
  • Фиктивное получение статуса подданного РФ. Выявление каких-либо подделок и фикций в документах также ведет к утере гражданства.
  • В случае исчезновения государства, гражданином которого был человек.
  • Рождение в семье апатридов (за исключением тех государств, где подданство дается по праву появления на свет вместе со свидетельством о рождении).

Естественно, апатриды частично ограничены в правах, им разрешено гораздо меньше, чем людям с паспортами. В частности, этим субъектам нельзя участвовать в выборах, создавать политические и общественные объединения, служить в армии, работать по некоторым специальностям, владеть отдельными участками земель. Для нахождения на некоторых территориях им необходимо специальное разрешение.

Подавать документы на идентификацию личности нужно в территориальный отдел МВД по вопросам миграции

Как пройти процедуру установления личности

Находиться на территории России вообще безо всяких документов невозможно — это противозаконно. Если человек имеет настрой гражданственности в отношении РФ и в дальнейшем собирается оформлять вид на жительство, разрешение на временное проживание, а потом получать российский паспорт, ему необходимо определение и подтверждение личности.

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении несовершеннолетнего

Что делать, чтобы получить заключение о том, что заявитель является тем, кем он представляется:

  1. Собрать необходимые документы.
  2. Правильно заполнить заявление (образец того, как заполняется заявление, можно найти в интернете или в отделе полиции, в котором будет осуществляться подача документов).
  3. Отнести все бумаги в службу, отвечающую за вопросы миграционной политики (ранее это было в ведомстве УФМС, но в 2016 году назад функции управления ФМС передали в МВД) по месту пребывания (субъекта, края, области или города, в котором находится апатрид).

Форма бланка заявления об установлении личности лица без гражданства

Какие документы понадобятся:

  • Свидетельство о рождении (в случае утери заявитель должен сам восстановить документ — получить дубликат в месте, где первично выдавался оригинал метрики).
  • Документ о том, что человек зарегистрировался по месту пребывания.
  • Автобиография, которую необходимо написать со всеми подробностями.
  • Чек, подтверждающий оплату госпошлины.

Также с заявителем должны прийти его родители со своими паспортами. При невозможности явки матери с отцом со всем пакетом документов подаются копии их паспортов, заверенные нотариально.

Чтобы подтвердить, что человек именно тот, кем представляется, нужно собрать внушительный пакет документов

Кроме того, тот, кто претендует на установление личности, должен указать свидетелей (в среднестатистическом случае достаточно двоих), готовых подтвердить изложенные им данные. Если заявитель — в прошлом иностранец, в качестве гарантов правдивости предоставленной им информации могут стать соотечественники, знакомые с ним, но переехавшие в Российскую Федерацию раньше и уже оформившие здесь гражданство. Показания свидетелей протоколируются, после чего необходимо подписание протоколов людьми, дававшими показания.

Важно! Регламент работы с такими заявлениями требует подачи только оригиналов документов или их дубликатов. Но с собой необходимо взять и копии свидетельств и реквизитов. Также в некоторых случаях требуется на подачу документов сразу приходить со свидетелями — к этому нужно быть готовым.

После принятия всех бумаг от человека, претендующего на установление личности, сотрудник Федеральной службы по вопросам миграции выдает расписку в получении документов, с перечнем всего, что предоставил заявитель.

Возможно, к уже имеющемуся пакету потребуют другие документы, к примеру, школьный аттестат, справки с других мест учебы и работы.

Совет! К ходатайству на установку личности стоит приложить все имеющиеся документы, которые могут так или иначе идентифицировать человека. Чем больше будет бумаг, тем выше шансы, что процесс пойдет быстрее и не вызовет каких-либо затруднений.

Далее сотрудники отдела по вопросам миграции начнут проверку документов. Срок, который отводится законом на эту процедуру, не более трех месяцев — таков порядок. Если личность устанавливается дольше, есть смысл подать жалобу в главное управление МВД по вопросам миграции.

Если будущий гражданин РФ предоставил полные и достоверные сведения о себе, то выводом, который сделают сотрудники ГУВМ МВД по результатам проверки, станет заключение об установлении личности лица без гражданства. Выглядит этот документ так:

  1. В «шапке» документа указывается номер заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
  2. Должность, звание (классный чин), ФИО специалиста, рассматривающего заявление.
  3. Фамилия, имя и отчество (если оно есть) заявителя.
  4. Фото просителя.
  5. Краткое изложение сути дела — данные о человеке, которые удалось установить и подтвердить (дата, место рождения, прежнее место жительства, учебы, работы и т. д.).
  6. Причины, побудившие просителя обратиться за установлением личности.
  7. Особенности личности (семейное положение, источник дохода, имена родных).
  8. Результат проведенных проверок поданных просителем документов.
  9. Аргументация, почему сотрудники службы идентифицировали человека.
  10. И в самом низу документа следуют несколько подписей: инспектора, принимавшего документы и работавшего с этим делом, его начальников — руководителя территориального и руководителя регионального подразделения по вопросам миграции.

Заявление на идентификацию человека должны рассматривать не более трех месяцев

Находиться на территории РФ людям без гражданства нельзя. После получения справки о подтверждении личности необходимо оформлять ВНЖ и РВП. Иначе ситуация может обернуться задержанием, судом и принудительным выдворением за пределы государства. После судебного решения о виновности в нарушении миграционного законодательства въезд на территорию государства могут закрыть навсегда.

Источник: http://miemigration.ru/prochee/zaklucenie-ob-ustanovlenii-licnost.html

Об установлении личности иностранного гражданина

Решение по гражданскому делу

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2017 г. г. Йошкар-Ола

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Володиной О.В.

при секретаре Азимовой Э.Б.

с участием административного истца Г,

представителя административного истца по письменному ходатайству К А.Н.,

представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл по доверенности К С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части определения статуса пребывания на территории РФ,

Г С.Р. обратился в суд в порядке административного судопроизводства с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее-МВД по Республике Марий Эл), в котором просил признать его постоянно проживающим на территории РФ с 17 ноября 1991 г.

В последующем Г С.Р. уточнил исковые требования, изложенные в заявлении от 26 октября 2017 г., просил признать незаконным решение МВД по Республике Марий Эл от 31 мая 2016 г. об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части определения статуса пребывания Г С.Р. на территории РФ.

В обоснование требования указано, что ответчиком необоснованно определен его статус пребывания на территории РФ как иностранного гражданина. Гражданином республики он не признавался, с заявлением на принятие гражданства республики не обращался, паспортом данного государства не документирован. Кроме того, он с ноября 1991 года проживал на территории РФ по паспорту гражданина СССР, никуда не выезжал, иного гражданства не приобретал следовательно является гражданином РФ. Решением ответчика нарушаются его права на получение паспорта гражданина РФ.

В судебном заседании истец Г С.Р. и его представитель К А.Н. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика МВД по Республике Марий Эл по доверенности К С.В. с административным иском не согласился.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, дела, представленного МВД по Республике Марий Эл, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Читайте так же:  Срок действия приказа на право подписи

Согласно ст.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Г С.Р. обратился 21 марта 2016 г. в УФМС России по Республике Марий Эл с заявлением об установлении личности в соответствии со статьей 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Заключением специалиста отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС России по Республике Марий Эл от 31 мая 2016 г. установлена личность Г, ДД.ММ.ГГГГ рождения; статус пребывания Г С.Р. на территории РФ определен как иностранный гражданин.

Порядок установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, определен статьей 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно указанной выше правовой нормы установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.

Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии.

По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.

Согласно представленному ответчиком учетному делу в отношении Г С.Р. отделом по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС России по Республике Марий Эл в соответствии с положением ст.10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» проведена проверка по установлению личности Г находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа.

Из материалов дела следует, что Г по учетам УФМС России по Республике Марий Эл паспортом гражданина РФ не документирован, не зарегистрирован по месту жительства.

Г С.Р. прибыл на территорию РФ в 1992 году по паспорту гражданина СССР, выданному ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время истец проживает по адресу: без регистрации по месту жительства.

Факт въезда истца на территорию РФ до 1 ноября 2002 г. установлен решением Йошкар-Олинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ

Личность Г была подтверждена свидетельскими показаниями, оформленными в соответствии с положением ст.10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В целях определения гражданской принадлежности Г С.Р. ответчиком были направлен запрос в паспортно-визовое управление полиции Республики .

Согласно поступившим ответам Г С.Р. ДД.ММ.ГГГГ рождения ДД.ММ.ГГГГ выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: . Паспортом гражданина Республики не документирован.

Согласно ответу паспортно-визового управления полиции Республики со ссылкой на п.1 ст. 10 Закона Республики «О гражданстве Республики » сообщено, что Г признается гражданином Республики , если не приобрел гражданство другого государства до вступления в силу Конституции Республики или отказался от него в течение года со дня вступления в силу настоящего закона.

С заявлением о выходе из гражданства Республики в установленном порядке в ПВУ полиции Республики не обращался.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на основании представленных документов, опроса свидетелей административным ответчиком была установлена личность Г и правомерно определен его статус пребывания на территории РФ в качестве иностранного гражданина.

Каких-либо нарушений со стороны ответчика при проведении проверки и определения статуса пребывания на территории истца судом не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено из пояснений истца обжалуемое заключение от 31 мая 2016 г. он получил осенью 2016 г.

Таким образом, истцом пропущен срок на обжалование, предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ.

Уважительных причин пропуска срока стороной истца не указано, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Г С.Р.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

в удовлетворении административного иска Г к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения от 31 мая 2016 г. об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части определения статуса пребывания на территории РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.В. Володина

Мотивированное решение составлено 27 ноября 2017 г.

Источник: http://12.xn--b1aew.xn--p1ai/document/12619084

Нюансы правового статуса апатридов РФ

Апатрид — это юридический термин, который обозначает лицо без гражданства. Подобный статус может быть следствием разных причин, однако самая частая — добровольное отрешение от гражданства для его смены. О том, как стать гражданином РФ лицу без гражданства мы и поговорим в данном посте.

Кто и почему может стать лицом без гражданства?

Гражданство — это, по сути, комплекс обоюдных прав и обязанностей, связывающих человека с его страной. Апатриды такой связью не обладают. Вследствие этого они подчиняются юрисдикции того государства, в котором живут в данный момент. При этом они лишены избирательных прав, не имеют возможности проходить воинскую службу, занимать значительные должности в государственных учреждениях и пользоваться некоторыми льготами. Достаточно уязвимая позиция, согласитесь. Оказаться в таком положении можно по нескольким причинам:

Права лиц без гражданства в Российской Федерации

ЛБГ, живущие в нашей стране, обладают теми же правами и обязанностями, что и иностранные граждане. Им доступно официальное трудоустройство, образование, бесплатная медпомощь и пенсионные выплаты. Единственное — они не могут рассчитывать на дипломатическую защиту родной страны.

Читайте так же:  Можно ли передавать персональные данные

Лица без гражданства в РФ обладают теми же правами, что иностранные граждане

Другое дело, что для осуществления всех этих прав лицо без гражданства должно обладать хотя бы какими-то документами, которые удостоверяли бы его личность.

Вид на жительство: удостоверяет личность или нет
  • От Елена Воропаева
  • 15.09.2019

Помимо этого, согласно закону No 109-ФЗ, апатриды обязаны вставать на миграционный учет, а если они собираются постоянно жить в одном из населенных пунктов России оформлять РВП или ВНЖ, иначе их пребывание в России признается незаконным.

С удостоверением личности не возникнет проблем у тех ЛБГ, которые стали ими уже в процессе приобретения гражданства. У таких людей, как правило, уже есть на руках РВП, ВНЖ или другие бумаги, свидетельствующие о легальности их пребывания в стране.

Процедура установления личности

А вот лица без гражданства, оказавшиеся в РФ без разрешительных бумаг, обязаны будут установить свою личность в ходе специальной процедуры. Для этого в территориальном отделении МВД составляется заявление, где прописываются персональные данные, причина, обстоятельства и дата въезда в РФ. К заявлению прикладываются подлинники и/или копии личных документов:

  • недействительный паспорт или удостоверение личности;
  • свидетельство о рождении или смене фамилии;
  • водительские права;
  • свидетельство о браке и т.д.

Как получить гражданство РФ лицу без гражданства
  • От Елена Воропаева
  • 28.05.2019

Чем больше документов будет предоставлено, тем быстрее будет получен ответ. Заявителя могут обязать пройти дактилоскопическую регистрацию, а также предоставить любую требуемую информацию в письменном виде. Проверка происходит в течение трех месяцев.

Срок уменьшается, когда в качестве подтверждающих документов предоставлен паспорт гражданина СССР или свидетельство о браке с россиянином/россиянкой.

Положительным результатом станет заключение об установлении личности. С этим заключением можно вступать на путь легализации и обретения российского паспорта.

Как стать гражданином РФ лицу без гражданства?

В общем-то, установление личности самый специфичный процесс при оформлении гражданства для апатридов. Затем, как и большинству остальных иностранных претендентов, лицу без гражданства придется пройти 3 этапа: РВП, ВНЖ и, наконец, гражданство.

Надежда на РВП вне квоты есть у апатридов, имеющих свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР, или состоящих в браке с российским гражданином. Полный перечень оснований для подачи документов без учета квоты, а также список необходимых документов можно посмотреть здесь.

Второй этап — оформление ВНЖ. Здесь хочется уточнить, что вид на жительство, выданный апатриду, служит одновременно и документом, удостоверяющим личность. ВНЖ лица без гражданства содержит электронный носитель информации для хранения биометрических и персональных данных. Никаких льготных условий при получении ВНЖ у апатридов нет. Исчерпывающий список бумаг, необходимых для подачи, смотрите здесь.

Получить гражданство РФ ЛБГ могут, пройдя этапы РВП и ВНЖ

Претендовать на русское гражданство в более простом формате (не выжидая 5 лет) могут апатриды, которые когда-то могли похвастать советским паспортом, а после распада Союза так и не приобрели другой. Одновременно с заявлением о приеме в гражданство они подают:

  • вид на жительство ЛБГ и его копия;
  • нотариально заверенную копию и исходник документа, который бы подтвердил наличие в прошлом гражданства Советского Союза;
  • документ, свидетельствующий о легальном источнике средств для существования;
  • сертификат о владение русским языком и его копию;
  • 4 фото 3Х4.

Госпошлина с таких заявителей не взимается. Ждать ответа придется на протяжение 6 месяцев.

Упрощенная схема доступна и для тех ЛБГ, которые имеют хотя бы одно из оснований, озвученных в статье 14 ФЗ-62, однако им придется заплатить 3500 рублей госпошлины. С полным списком оснований и документов, необходимых для подачи можно ознакомиться здесь.

Источник: http://migranturus.com/grazhdanin-rf-lico-bez-grazhdanstva/

О признании заключения об установлении личности в части выводов об установлении гражданства незаконным

Дело № 2а-2514/2017 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 20 июня 2017 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Митьковой М.В.,

при секретаре Нурмухаметовой Р.Р.,

с участием административного истца Искендеровой А.М.к., представителя административного истца на основании ордера Гаджиева Р.Р., представителя административного ответчика МВД по РМЭ по доверенности Александрова А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Искендеровой А.Мазахир кызы к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании заключения об установлении личности в части выводов об установлении гражданства незаконным,

Искендерова А.М.к обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать заключение МВД по РМЭ от 12 мая 2017 года об установлении личности и принадлежности к гражданству в части выводов установления гражданства незаконным.

В обоснование заявленных требований указала, что в октябре 2007 года с матерью въехала на территорию Российской Федерации к отцу, который является гражданином Российской Федерации. По настоящее время проживает на территории Российской Федерации с родителями по свидетельству о рождении, обучалась в МОБУ «СОШ №». 14 февраля 2017 года обратилась с заявлением об установлении личности, после проведения проверки вынесено заключение о том, что Искендерову А.М.к. следует считать гражданской Республики Азербайджан. С данным решением не согласна, при обращении с заявлением ею представлены документы, подтверждающие ее проживание и обучение на территории РФ, справка из посольства Азербайджанской Республики. Гражданство Республики Азербайджан она не принимала, запись в заграничном паспорте матери была необходима ей для пересечения государственной границы между РФ и Азербайджанской Республикой в силу ее несовершеннолетия. Полагает, что на органы миграционного контроля возложены только полномочия по определению личности, вопрос о гражданстве в рамках данной процедуры не разрешается.

В судебном заседании административный истец Искендерова А.М.к. заявленные требования поддержала, указав, что была несовершеннолетней в момент въезда на территорию РФ, все вопросы, связанные с документами, решались ее родителями, на родину не собирается, поскольку все близкие у нее проживают в России.

Представитель административного истца на основании ордера Гаджиев Р.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что факт отсутствия у Искендеровой А.М.к. гражданства подтверждается справкой из Азербайджанского консульства в РФ.

Представитель административного ответчика МВД по РМЭ по доверенности Александров А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на административный иск, указав, что заявитель путем предъявления указанного иска пытается иным способом получить гражданство РФ в ином порядке, в данном случае государственным органом факт гражданства не устанавливался, при въезде на территорию РФ органами миграционного контроля ФСБ России на основании представленных документов установлено гражданство Искендеровой А.М.к., данные которых внесены в базу.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы административного дела, материалы по заявлению Искендеровой А.М.к., показания свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 281 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Читайте так же:  Пленум ответственность за неисполнение обязательств

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности. Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

В соответствии с п. «а, б» ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» к лицам, в отношении которых определены условия и порядок приема в гражданство РФ, относятся, в частности: дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве; дееспособные дети лиц, указанных в пункте «а» настоящей части, достигшие возраста восемнадцати лет, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Судом установлено, что Искендерова А.М.к. родилась ДД.ММ.ГГГГ в Республики Азербайджан, на территории Российской Федерации проживает с 2007 года.

14 февраля 2017 года Искендерова А.М.к. обратилась в МВД по РМЭ с заявлением об установлении личности в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», целью установления личности указано получение гражданства РФ.

В связи с обращением Искендеровой А.М.к. должностными лицами МВД по РМЭ проведена проверка по установлению личности заявителя, в том числе в рамках которого проведена проверка принадлежности ее к гражданству.

Заключением об установлении личности и принадлежности к гражданству № от 12 мая 2017 года установлено, что Искендерова А.М.к. прибыла на территорию Российской Федерации в 2007 году по свидетельству о рождении, выданному 01 июня 2002 года отделом ЗАГС Республики Азербайджан, а также на основании заграничного паспорта ее матери ФИО6 (гражданки Республики Азербайджан).

Требование административного истца об исключении выводов в части гражданства удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В рамках процедуры установления личности разрешаются и фиксируются в заключении выводы уполномоченного органа непосредственно по вопросу личности иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Таким образом, юридически значимым является установление в рамках данной процедуры вопроса гражданства/его отсутствия у данного лица, с целью определения его правового статуса.

В заявлении об установлении личности Искендерова А.М.к. указала, что не имеет никакого гражданства.

В ходе проверки установлено, что Искендерова А.М.к. является гражданкой Республики Азербайджан, что подтверждается свидетельством о рождении №, выданным 01 июня 2002 года отделом ЗАГС Республики Азербайджан, в котором указана принадлежность ее родителей ФИО10. и ФИО6 к гражданству Азербайджана, по учетам ФМС России (АС ЦБДУИГ) Искендерова А.М.к. значится гражданкой Республики Азербайджан, национальным заграничным паспортом Республики Азербайджан матери заявителя ФИО6, в который Искендерова А.М.к. вписана, вклеена ее фотография и заверена печатью Главного Управления паспортной, регистрационной и миграционной работы МВД Азербайджанской Республики.

По результатам проведенной проверки МВД по РМЭ выдано заключение от 12 мая 2017 года, согласно которого личность Искендеровой А.М.к. установлена, она признана гражданкой Республики Азербайджан.

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Азербайджан от 30 сентября 1998 года № лицо, рожденное на территории Азербайджанской Республики или от граждан Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, одним из родителей которого является гражданин Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики.

В соответствии со ст. 6 данного Закона документом, подтверждающим гражданство Азербайджанской Республики, является, в том числе, свидетельство о рождении.

В силу п. 3 ст. 3 Конвенции об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества Независимых Государств дети, родители которых проживают раздельно, сохраняют гражданство родителя, на воспитании которого они находятся, если по этому поводу не состоялось иного соглашения между родителями.

Из показаний допрошенной в судебном заседании свидетеля ФИО6 следует, что Искендерова А.М.к. родилась на территории Азербайджанской Республики, свидетельство о рождении на Искендерову А.М.к. оформлялось ее отцом ФИО7 в 2002 году, воспитанием дочери до 2007 года занималась она, какое-либо соглашение между родителями Искендеровой А.М.к. относительно ее гражданства не заключалось, каких-либо заявлений относительно отказа от гражданства в отношении Искендеровой А.М.к. она не подавала.

Показаниями свидетеля ФИО7 также подтверждается факт рождения и получения свидетельства о рождении Искендеровой А.М.к. в Республике Азербайджан и отсутствия какого-либо соглашения относительно ее гражданства между родителями.

Таким образом, указание в заключении об установлении личности принадлежности Искендеровой А.М.к. к гражданству Республики
Азербайджан основано на объективных данных, в отсутствие какого-либо иного соглашения между родителями.

При этом суд исходит из того, что сведений о том, что Искендерова А.М.к. лишалась указанного гражданства, либо отказывалась от гражданства, суду не представлено.

Таким образом, достоверных данных, подтверждающих, что Искендерова А.М.к. не является гражданкой Республики Азербайджан, а является лицом без гражданства, материалы дела не содержат.

Справка, выданная консульским отделом посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации от 23 января 2017 года, согласно которой Искендерова А.М.к. не является гражданкой Азербайджанской Республики, опровергается приведенными выше доказательствами.

Оценивая представленные в материалах дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о соответствии вынесенного МВД по РМЭ заключения требованиям закона, в силу чего оснований для признания заключения от 12 мая 2017 года незаконным не имеется, требования Искендеровой А.М.к. удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 177, 227 КАС РФ, суд

В удовлетворении административного искового заявления Искендеровой А.М. к. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании заключения об установлении личности в части выводов об установлении гражданства незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://12.xn--b1aew.xn--p1ai/document/11199257

Процедура установления личности лица без гражданства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here