Предварительное расследование как часть судебного разбирательства

Вся информация на в статье на тему: "Предварительное расследование как часть судебного разбирательства". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Предварительное расследование: виды, значение

Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РК — это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса, следующей после возбуждения уголовного дела и предшествующей судебному разбирательству дела.

Определяя исключительное право суда на осуществление правосудия и применение наказания к лицам, признанным им виновными в совершении преступления, закон исходит из того, что для обеспечения высокого качества работы суда и вынесения справедливого приговора по большинству уголовных дел в порядке досудебного производства необходимо предварительное расследование. Это обусловлено тем, что суд без предварительной досудебной подготовки материалов не может должным образом решить возложенные на него задачи по осуществлению правосудия.

До судебного разбирательства, специально уполномоченные на то законом органы дознания и предварительного следствия в установленном законом порядке должны выяснить все обстоятельства совершенного преступления (ст. 117 УПК РК). В этих целях указанные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, т.е. они, доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК. При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качества обвиняемого. С этого момента в деле появляется обвиняемый. Лицо после предъявления ему обвинения допрашивается в качестве обвиняемого и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые обвиняемым в свою защиту, которые либо подтверждаются, либо опровергаются. В целях предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда, продолжения преступной деятельности и попыток помешать установлению истины по делу к нему могут применяться меры пресечения (заключение под стражу, подписка о невыезде, залог и др.). .Жогин Н.В. «Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел» М, 1968г с.5

Признав предварительное расследование оконченным, а собранные доказательства достаточными для рассмотрения дела в суде, следователь (орган дознания) знакомит с материалами дела участников процесса, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору, который решает вопрос о передаче дела в суд для разрешения его по существу. При установлении в процессе предварительного расследования обстоятельств, исключающих производство по делу, органы дознания и предварительного следствия прекращают это дело. Уголовное дело может быть прекращено также по обстоятельствам, указанным в ст. 37-38 УПК РК.

Таким образом, предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и прокурора о доказанности обвинения, его объеме, квалификации преступления. Он не связан также объемом доказательств, которые содержатся в уголовном деле.

Суд вправе вызвать дополнительных свидетелей, назначить экспертизу, выехать на место происшествия, истребовать дополнительные документы. По делу, поступившему в суд с обвинительным заключением, окончательная оценка доказательств, решение о виновности или невиновности подсудимого, квалификации преступления, объеме обвинения и по другим вопросам, связанным с разрешением дела, принимаются судом. Критически исследуя материалы досудебного производства, суд может отвергнуть те или иные доказательства, собранные органами предварительного расследований, или признать их недопустимыми, исследовать новые доказательства, выявить дополнительных лиц, причастных к совершению преступления, возвратить дело для производства дополнительного расследования, оправдать подсудимых. В силу принципа непосредственности суд может основывать свои выводы только на тех доказательствах, которые исследованы им в ходе судебного следствия. Из этого следует, что материалы предварительного расследования и выводы органов дознания, и предварительного следствия по делу, направленному в суд, имеют предварительный характер. Суд осуществляет их окончательную оценку и на этой основе разрешает дело по существу. Процессуальное значение этих выводов заключается в том, что:

материалы предварительного расследования с итоговым актом — обвинительным заключением, утверждаемым прокурором, служат процессуальным основанием для рассмотрения дела в суде по существу;

суд не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, т.е. расширить

объем обвинения или применить закон о более тяжком преступлении.

При необходимости расширить эти рамки суд возвращает уголовное дело на дополнительное расследование.

  • 1. событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
  • 2. виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;
  • 3. обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
  • 4. характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Подлежат выяснению такие причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Следует отметить, что уже само уголовное расследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступление, проведенные своевременно, на должном уровне и в строгом соответствии с законом, способствуют укреплению законности и правопорядка. Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования дознание и предварительное следствие. Предварительное расследование, таким образом, представляет общее понятие, включающее в себя дознание и предварительное следствие.

Дознание и предварительное следствие решают общие задачи уголовного судопроизводства, установленные в результате их процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение. Закон установил единый порядок производства следственных действий для всех, органов дознания и предварительного следствия.

Дознание и предварительное следствие — это процессуальная деятельность, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Компетенция органов дознания и предварительного следствия по расследованию конкретного преступления определяется с учетом подследственности уголовного дела (ст.192 УПК РК).

Читайте так же:  Образцы постановлений комиссии по делам несовершеннолетних

Закон установил различные сроки ведения дознания и предварительного следствия (ст. ст. 196, 285 УПК РК). Имеются некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание. Важно отметить, что если следователь вправе производить только процессуальные действия, то органы дознания наделены правом, производить, не только процессуальные действия, но и действия оперативно-розыскного характера (ст.67,65 УПК РК). При этом в понятие дознания, как одну из форм предварительного расследования преступлений, включается только процессуальная деятельность органов дознания.

Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие, которое производится по большинству уголовных дел и представляет собой основную, наиболее полную форму, досудебного установления обстоятельств совершения преступления, предварительного расследования преступлений, осуществляемое органами дознания. Перечень государственных органов и должностных лиц, наделённых правом производить дознание (органов дознания), дан в ст.65 УПК РК. Дознание имеет два вида, которые различаются в зависимости от подследственности уголовного дела:

дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно (ст.200 УПК РК);

дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст.285 УПК РК).

Помимо дознания и предварительного следствия уголовно-процессуальный закон предусматривает протокольную форму досудебной подготовки материалов. Протокольная форма, по нашему мнению, является самостоятельным процессуальным институтом и не может рассматриваться как разновидность дознания или предварительного следствия. Предварительное расследование по делам о преступлениях, перечисленных в ст.287 УПК РК, в форме дознания или предварительного следствия производится лишь в специально предусмотренных законом случаях (ст. 285 УПК РК).

По делам частного обвинения дознание и предварительное следствие проводятся в исключительных случаях, когда это признают необходимым прокурор или суд (ст.34,389 УПК РК).

.1. оказание помощи следователю при производстве отдельных следственных действий;

  • 2. выполнение органами дознания отдельных поручений следователя;
  • 3. создание следственно-оперативных групп (СОГ), в которые включаются следователи и оперативные работники для расследования наиболее сложных и объемных дел;
  • 4. обмен информацией по расследуемым делам; проведение совместных служебных совещаний и т.д.

На основе взаимодействия следователей с органами дознания должны решаться вопросы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, других участников процесса, если имеется информация о попытках оказать на них давление или угрозах в их адрес. В соответствии со ст.98 УПК РК следователи, лица, производящие дознание, и прокуроры подлежат государственной защите при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их, служебной деятельностью. Вопросы обеспечения безопасности должны решаться во взаимодействии лица, в производстве которого находится уголовное дело, с оперативными службами органов дознания и соответствующими государственными органами, обеспечивающими безопасность. Вся деятельность органов дознания и предварительного следствия протекает в строго установленном уголовно-процессуальным законом порядке с обязательным составлением в письменном виде соответствующих процессуальных актов (документов), основными из которых являются постановления, протоколы, обвинительное заключение.

Источник: http://vuzlit.ru/1380225/predvaritelnoe_rassledovanie_vidy_znachenie

Особенности предварительного расследования и судебного разбирательства по делам отдельных категорий граждан

Предварительное расследование в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, проводится по общим правилам за изъятиями, предусмотренными ст. 449-450 УПК РФ. Специфика распространяется на процедуру возбуждения уголовного дела, осуществление задержания, применение мер пресечения и производства отдельных следственных действий, особенности подследственности и подсудности.

Специфика судопроизводства в отношении рассматриваемой категории лиц в первую очередь обнаруживается именно в производстве предварительного следствия.

1. Особенности подследственности.

И дознание, и следствие по данной категории дел осуществляют следователи Следственного комитета Российской Федерации (СК РФ) (п. 1 ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

2. Особенности возбуждения уголовного дела отражены в таблице:

Судьи суда субъекта РФ и приравненных к ним военных судов

Председатель СК РФ

Высшая квалификационная коллегия судей РФ

Председатель СК РФ

Соответствующая квалификационная коллегия судей

Председатель Счетной палаты РФ, его заместители

Аудиторы Счетной палаты РФ Уполномоченный по правам человека в РФ,

Председатель СК РФ

Кандидат в президенты, прокуроры и РСО субъекта Российской Федерации,

Член Центризбиркома РФ с правом решающего голоса

Председатель избиркома субъекта Российской Федерации

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий

Председатель СК РФ выносит представление о лишении неприкосновенности в течение 3 суток

Государственная Дума направляет постановление председателю Следственного комитета в течении 3 суток

Совет Федерации (ч. 7 ст. 448 УПК РФ) (3 месяца на принятие решения о лишении неприкосновенности

Депутат законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Прокурор района, города, РСО по району, городу, адвокат, депутат, член выборного ОМСУ, выборное

Руководитель СК РФ по субъекту Российской Федерации

должностное лицо ОМСУ

Член избиркома, комитета референдума с правом решающего голоса

Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы

Общий порядок в соответствии со ст. 146 и 171 УПК РФ

Согласие Председателя СК РФ

Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ

Общий порядок в соответствии со ст. 146 и 171 УПК РФ

Согласие руководителя СК РФ по субъекту РФ

3. Особенности задержания.

В соответствии со ст. 449 УПК РФ задержание членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда, мировых судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, допускается только на месте преступления. В остальных случаях они должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Должностное лицо, которое произвело задержание на месте преступления, немедленно уведомляет об этом соответственно Совет Федерации, Государственную Думу, суд, прокуратуру и т.д., которые реагируют согласно законодательству, регламентирующему их деятельность и статус задерживаемых лиц.

4. Применение мер пресечения.

Особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, названных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, проявляются, прежде всего, при применении мер пресечения в виде заключения под стражу и производстве обыска:

Судья Конституционного Суда и иные судьи

Представление председателя СК РФ

Читайте так же:  Втб согласие на обработку персональных данных

Заключение под стражу (ч. 2 ст. 450 УПК РФ) Обыск (ч. 4 ст. 450 УПК РФ)

КС РФ, квалификационная коллегия судей — выносится в срок 5 суток со дня внесения представления или соот- ветстветствующего судебного решения (о ВУД)

Депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, Уполномоченный по правам человека в РФ

Представление Председателя С К РФ

Заключение под стражу Обыск (ч. 3 ст. 450 УПК РФ)

Зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы, президенты РФ

Ходатайство следователя СК РФ

Заключение под стражу (ч. 4 ст. 450 УПК РФ)

Генеральный прокурор РФ

Зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации

Ходатайство следователя СК при прокуратуре РФ

Заключение под стражу (ч. 4 ст. 450 УПК РФ)

РСО СК по субъекту РФ

Избрание иных (кроме заключения под стражу, обыска) мер пресечения в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, осуществляется в общем порядке (разумеется, после того как они были в описанном выше порядке привлечены к уголовной ответственности), установленном гл. 13 УПК РФ. Если же уголовное дело было возбуждено по факту или это лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, разрешение на применение всех процессуальных действий, в том числе и следственных, требующих судебного решения, дает тот же суд, который и санкционирует ВУД (ч. 5 ст. 450 УПК РФ).

В остальном расследование ведется в обычном порядке.

  • 5. Пункт 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ устанавливает специальную подсудность в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства. Дело рассматривается судами областного звена.
  • 6. Последствия вынесения оправдательного приговора — восстановление статуса, доброго имени, право на реабилитацию.

Источник: http://studref.com/443490/pravo/osobennosti_predvaritelnogo_rassledovaniya_sudebnogo_razbiratelstva_delam_otdelnyh_kategoriy_grazhd

Подготовительная часть судебного заседания. Судебное следствие.

Существует определенный порядок проведения подготовительной части судебного заседания. В назначенное время председательствующий в суде открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело подлежит разбирательству.

Проверяется явка лиц, которые были вызваны в суд, выясняются причины неявки отсутствующих. При неявке кого-либо из участников, суд выслушивает мнение сторон о возможности судебного разбирательства в их отсутствие и принимает решение – отложить или продолжить судебное заседание, а также о вызове или приводе не явившихся лиц. Свидетели, после проверки их явки, удаляются из зала судебного заседания до начала допроса.

Объявляется состав суда, других участников судебного разбирательства, сторонам разъясняется право заявлять отвод суду (судье) при наличии оснований, предусмотренных ст. 61 УПК РФ . Участникам судопроизводства (подсудимому, потерпевшему, эксперту и др.) разъясняются их права и ответственность в судебном разбирательстве уголовного дела.

Стороны могут заявить и обосновать ходатайства о вызове новых свидетелей, истребовании дополнительных доказательств или об исключении доказательств. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное – заносится в протокол судебного заседания. На этом подготовительная часть судебного заседания заканчивается.

Следующий этап судебного разбирательства – судебное следствие по уголовному делу (Глава 37 УПК РФ). Судебное следствие в уголовном процессе начинается с изложения государственным обвинителем (а по делам частного обвинения – частным обвинителем) предъявленного подсудимому обвинения. Суд выясняет – понятно ли подсудимому обвинение, признает ли он свою вину, а также отношение подсудимого и его защитника к обвинению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Далее стороны представляют суду для исследования доказательства, имеющиеся в уголовном деле. Первой представляет доказательства сторона обвинения, затем – сторона защиты. Проводится допрос подсудимого , потерпевшего, свидетелей.

Производится осмотр вещественных доказательств судом, а также, в целях полного и всестороннего изучения обстоятельств дела, может произвести осмотр местности, жилища; следственный эксперимент; освидетельствование; предъявление для опознания, назначить судебную экспертизу. Эти действия производятся по правилам, установленным для производства следственных действий в ходе предварительного расследования (см. статью «Следственные действия»).

В ходе судебного следствия по решению суда могут быть полностью или частично оглашены материалы предварительного расследования: протоколы следственных действий, заключения эксперта, приобщенные к уголовному делу документы. Стороны вправе представить документы, имеющие значение для уголовного дела, и непосредственно в судебном заседании. По решению суда они исследуются и могут быть приобщены материалам уголовного дела.

По окончании исследования доказательств и при отсутствии ходатайств сторон о дополнении судебного следствия, оно объявляется оконченным.

Источник: http://legolex.ru/ugolovnoe-sudoproizvodstvo/predvaritelnoe-rassledovanie-2/poryadok-razbiratelstva-ugolovnogo-dela-v-sude-pravila-povedeniya-v-sudebnom-zasedanii/podgotovitelnaya-chast-sudebnogo-zasedaniya-sudebnoe-sledstvie

Процессуальный порядок проведения судебного следствия. Значение судебного следствия. Особый порядок судебного разбирательства

Судебное следствие — компонент (часть, элемент) судебного разбирательства, заключающийся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли суда (или судьи) по исследованию, собиранию, проверке и оценке доказательств.

Согласно ст. 273 УПК судебное следствие начинается с оглашения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а по уголовным делам частного обвинения — с изложения заявления частным обвинителем. Затем председательствующий опрашивает каждого из подсудимых, понятно ли им обвинение, признают ли они себя виновными и желают ли они или их защитники выразить свое отношение (изложить свою позицию) к предъявленному обвинению.

После этого председательствующий в судебном заседании приступает к определению порядка исследования имеющихся доказательств, представленных сторонами (ст. 274 УПК).

Очередность исследования доказательств определяется стороной, представляющей доказательства суду. Первой представляет доказательства сторона обвинения. После исследования доказательств, представленных стороной обвинения, подлежат исследованию доказательства, представленные стороной защиты.

Допрос подсудимого проводится в соответствии со ст. 275 УПК. С разрешения председательствующего подсудимый вправе давать показания в любой момент судебного следствия. Если в уголовном деле участвует несколько подсудимых, то очередность представления ими доказательств определяется судом с учетом мнения сторон (ст. 274 УПК).

Исследование доказательств осуществляется с помощью производства судебных действий, в систему которых входят:

1) допросы подсудимого, потерпевшего, свидетеля;

2) производство судебной экспертизы и допрос эксперта;

Читайте так же:  Образец переуступки права требования на квартиру

3) осмотр вещественных доказательств;

4) исследование представленных сторонами документов и приобщение их к материалам уголовного дела;

5) осмотр местности и помещений;

6) следственный эксперимент ;

7) предъявление для опознания;

8) производство освидетельствования;

9) изучение заключения и допрос специалиста.

При согласии подсудимого дать показания первыми его допрашивают защитник и иные участники судебного разбирательства со стороны защиты, затем государственный обвинитель и иные участники со стороны обвинения. Председательствующий отклоняет наводящие на ответ вопросы, а также вопросы, не имеющие отношения к рассматриваемому уголовному делу. При даче показаний подсудимый вправе пользоваться письменными заметками, которые он предъявляет суду по своему требованию. Суд вправе задавать вопросы подсудимому только после его допроса сторонами.

Допрос подсудимого в отсутствие другого подсудимого допускается по ходатайству сторон или по инициативе суда или судьи, о чем они выносят соответственно определение или постановление. В этом случае после возвращения отсутствовавшего подсудимого в зал судебного заседания председательствующий сообщает ему содержание показаний, данных в его отсутствие, и предоставляет ему возможность задавать вопросы подсудимому, допрошенному в его отсутствие. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то суд вправе по ходатайству стороны изменить порядок их допроса.

Оглашение в судебном разбирательстве показаний подсудимого, данных им при производстве предварительного расследования, а также воспроизведение приложенных к протоколу допроса материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки его показаний могут иметь место по ходатайству сторон только в следующих случаях:

Допрос потерпевшего осуществляется по правилам допроса свидетеля. Особенностями его допроса является только то, что он присутствует в судебном разбирательстве на всем его протяжении и с разрешения председательствующего может давать показания, как и обвиняемый, в любой момент судебного следствия (ст. 277 УПК).

Свидетели допрашиваются порознь и в отсутствие не допрошенных в судебном разбирательстве свидетелей. Перед началом допроса по существу председательствующий (судья) устанавливает личность свидетеля, выясняет его отношение к подсудимому и потерпевшему, разъясняет ему права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 56 УПК, о чем свидетель дает подписку, которая приобщается к протоколу судебного разбирательства.

Первой задает вопросы свидетелю та сторона, по ходатайству которой он вызван. Судья (или суд) задает вопросы свидетелю после его допроса сторонами. Допрошенные свидетели могут покинуть зал судебного заседания до окончания следствия только с разрешения судьи, который учитывает при разрешении данного вопроса мнение сторон.

При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение, а судья — постановление.

В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания в судебном разбирательстве, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения и разрешения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.

При даче показаний потерпевший и свидетель могут пользоваться письменными заметками, которые предъявляются суду или судье по их требованию. Потерпевшему и свидетелю разрешается прочтение имеющихся у них документов, относящихся к содержанию их показаний. Эти документы могут быть предъявлены суду или судье для ознакомления и соответственно по их определению или постановлению могут быть приобщены к материалам уголовного дела (ст. 279 УПК).

Оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства, демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допросов допускаются только с согласия сторон в случае неявки потерпевшего или свидетеля, за исключением наличия обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 281 УПК.

При неявке в судебное заседание потерпевшего или свидетеля суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение об оглашении ранее данных ими показаний в случаях:

1) смерти потерпевшего или свидетеля;

2) тяжелой болезни этих лиц, препятствующей их явке в суд;

3) отказа потерпевшего, свидетеля, являющихся иностранными гражданами или подданными, явиться по вызову суда;

4) стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке в суд.

По ходатайству стороны суд вправе принять решение об оглашении показаний потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве расследования либо в суде, при наличии существенных противоречий между ранее данными показаниями и показаниями, данными в суде повторно. Заявленный в судебном заседании отказ потерпевшего или свидетеля от дачи показаний не препятствует оглашению их показаний, данных в ходе расследования, если эти показания были получены в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 УПК. В данном случае закон имеет в виду ситуации, когда лица не воспользовались правом отказа от дачи показаний в связи с наличием у них иммунитета.

Согласно ст. 282 УПК суд по собственной инициативе или по ходатайству сторон вправе вызвать эксперта, давшего экспертное заключение в ходе предварительного расследования, для допроса с целями разъяснения или дополнения данного им заключения. После оглашения заключения эксперта и разъяснения им его содержания ему могут быть заданы сторонами вопросы. При этом первой вопросы задает сторона, по инициативе которой была назначена судебная экспертиза. Затем вопросы эксперту могут быть заданы судом. При необходимости суд вправе предоставить эксперту время, необходимое для подготовки ответов на вопросы сторон и суда.

Суд при рассмотрении уголовного дела может не только вызвать в суд эксперта, дававшего в стадии предварительного расследования экспертное заключение, но и по собственной инициативе или по ходатайству сторон назначить производство судебной экспертизы.

При необходимости суд по ходатайству сторон либо по собственной инициативе может назначить производство дополнительной или повторной экспертиз при наличии противоречий между заключениями экспертов, которые невозможно преодолеть в судебном разбирательстве путем допроса экспертов (ст. 283 УПК).

Читайте так же:  Иск о возмещении ущерба причиненного дтп

Согласно ст. 284 УПК вещественные доказательства, находящиеся в суде или представленные в судебное заседание, должны быть осмотрены судом и предъявлены сторонам. Осмотр вещественных доказательств может быть произведен в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. Участники уголовного процесса, которым предъявлены вещественные доказательства, вправе обращать внимание суда на обстоятельства (свойства, признаки, качества и т.д.), имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Осмотр вещественных доказательств может быть произведен в случае необходимости всем составом суда и сторонами по месту нахождения вещественного доказательства в соответствии с общими правилами.

Протоколы следственных действий, заключение эксперта и иные документы, приобщенные к делу или представленные в судебном заседании, должны быть на основании определения суда или постановления судьи оглашены полностью или частично, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Протоколы следственных действий, заключение эксперта и иные документы оглашаются стороной, которая об этом ходатайствовала, либо судом (ст. 285 УПК).

Документы, представленные в судебное разбирательство сторонами или истребованные судом, могут быть на основании определения суда или постановления судьи исследованы и приобщены к материалам уголовного дела (ст. 286 УПК).

В соответствии со ст. 288 УПК на основании определения суда или постановления судьи в судебном разбирательстве может быть произведен судебный эксперимент. Судебный эксперимент проводится судом с участием сторон. К производству судебного эксперимента могут быть привлечены свидетель, эксперт, специалист и другие лица. Судебный эксперимент суд производит в соответствии с требованиями ст. 181 УПК, т.е. по правилам производства следственного эксперимента в стадии предварительного расследования уголовного дела.

Согласно ст. 289 УПК при необходимости предъявления в судебном разбирательстве для опознания лица или иного объекта судебное опознание производится в соответствии с требованиями ст. 193 УПК, т.е. по правилам предъявления объектов для опознания в стадии предварительного расследования.

Действующий уголовно-процессуальный закон допускает производство в судебном разбирательстве освидетельствования (ст. 290 УПК).

Судебное следствие завершается опросом судом (или судьей) сторон о необходимости его дополнения, обсуждением и разрешением заявленных ходатайств путем принятия соответствующих решений. После разрешения ходатайств и выполнения связанных с ними необходимых судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие оконченным (ст. 291 УПК). По завершении судебного следствия суд переходит к судебным прениям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_14746_protsessualniy-poryadok-provedeniya-sudebnogo-sledstviya-znachenie-sudebnogo-sledstviya-osobiy-poryadok-sudebnogo-razbiratelstva.html

Специфика участия государственного обвинителя в подготовительной части судебного заседания

Дата публикации: 09.11.2017 2017-11-09

Статья просмотрена: 488 раз

Библиографическое описание:

Овчарова М. В. Специфика участия государственного обвинителя в подготовительной части судебного заседания // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 138-140. — URL https://moluch.ru/archive/179/46307/ (дата обращения: 07.02.2020).

Подготовительная часть — это важный этап судебного разбирательства, способствующий проведению последующего судебного разбирательства в соответствии с уголовно-процессуальным законом.

Считаем, что в подготовительной части судебного заседания реализуется комплекс мероприятий организационного характера, направленные на обеспечение надлежащего проведения судебного разбирательства. По сути, подготовительная часть судебного заседания способствует: рассмотрению дела в ходе процесса объективными, беспристрастными судьями и лично не заинтересованными в результате процесса; обеспечению присутствия в судебном заседании и активном участии подсудимого, которому необходимо объяснить в понятной терминологии его права и обязанности, и обеспечить ему условия, в частности, для реализации его права на защиту, в том числе и присутствие защитника; присутствию на заседании других сторон, свидетелей и других лиц, участвующих в уголовном процессе; созданию благоприятных условий, обеспечивающих свидетелям возможность давать достоверные показания, а экспертам сформулировать выводы; формулированию и составлению заявлений и ходатайств в целях всестороннего, объективного и полного исследования обстоятельств, относимых к деянию и исполнителю. К процессуальным действиям, касающимся подготовительной части судебного заседания относятся:

1) открытие судебного заседания и проверка явки в суд;

2) установление законных оснований для участия в заседании присутствующих лиц;

3) разъяснение прав и обязанностей участникам процесса;

4) обеспечение необходимых доказательных средств [2].

Значение подготовительной части не стоит преуменьшать, ведь именно здесь создаются условия для последующих этапов судебного разбирательства, разрешению подлежат вопросы, оказывающие влияние на весь ход судебного следствия. В связи с этим государственный обвинитель должен принимать активное участие на данном этапе, а именно: при необходимости заявлять различные ходатайства и выражать свое отношение к ходатайствам других участников процесса. Однако данные действия, безусловно, должны быть им мотивированы.

Ряд исследователей заявляют, что подготовительная часть судебного разбирательства может быть достаточно продолжительной. В определенной степени на данной стадии определяется тактика проведения всего судебного разбирательства, поэтому прокурору, участвующему в рассмотрении уголовного дела, следует очень внимательно отнестись к решению вопросов на этой стадии, к которым относятся:

1) разъяснение прав и обязанностей участникам процесса;

2) разрешение ходатайств (начальный этап проверки версий, выдвинутых участниками процесса);

3) разрешение вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из вызванных в судебное заседание лиц;

4) определение порядка исследования доказательств [4].

Рассмотрим поэтапно участие прокурора в подготовительной части судебного заседания.

После открытия судебного заседания происходит проверка явки в суд. Так, в соответствии со ст. 262 УПК РФ [1], секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, и сообщает о причинах неявки отсутствующих.

Государственный обвинитель как гарант законности в судебном заседании должен наблюдать не только за явкой участников процесса со стороны обвинения, но и со стороны защиты, не допуская тем самым нарушения принципа состязательности сторон.

Так, согласно ст. 272 УПК РФ при неявке кого-либо из участников уголовного судопроизводства суд выслушивает мнения сторон о возможности судебного разбирательства в его отсутствие и выносит определение или постановление об отложении судебного разбирательства или о его продолжении, а также о вызове или приводе неявившегося участника.

Высказывание прокурором своего мнения по вопросу рассмотрения дела по существу в случае неявки одного из участников судопроизводства, является, на наш взгляд, очень важным, особенно, если это касается личности подсудимого. Ведь неявка кого-либо из участников процесса означает уменьшение доказательственной базы, особенно остро стоит реагировать при отсутствии участника судебного заседания со стороны обвинения. В случае, если отложения уголовного дела избежать не удастся, следует принять меры по обеспечению обязательного участия данного лица в последующих судебных заседаниях, в том числе обратить к суду с ходатайством о приводе неявившегося участника.

Читайте так же:  Возмещение морального вреда юрист

Наряду с этим, нужно подготовить аргументы для возражения против весьма вероятного ходатайства стороны защиты об отложении разбирательства по делу.

Например, Котов С. А. органами дознания обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 ч.1 ст. 158 УК РФ. Дело назначалось к рассмотрению на 11 февраля 2017 года в 14 часов 30 мин., однако, подсудимый Котов С. А. надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился. Государственный обвинитель заявил ходатайство о приводе подсудимого, а защитник считал невозможным рассмотрение дела в отсутствие подсудимого. Суд постановил рассмотрение дела отложить на 25 февраля 2017 года, повторить вызов участников процесса и подвергнуть приводу в судебный участок № 100 Центрального района гор. Сочи подсудимого Котова С. А. [5].

Этот пример является подтверждением того, что прокурор обязан своевременно реагировать на возникающие ситуации, которые могут каким-либо образом помешать рассматривать дело по существу, став причиной затягивания процесса рассмотрения уголовного дела. При этом государственный обвинитель должен учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 113 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель могут быть подвергнуты приводу только в случае неявки по вызову без уважительной причины.

В связи с этим считаем, что прокурор, участвуя в подготовительной части судебного заседания при осуществлении проверки явки в суд должен быть готовым ко всему. То есть он должен быть подготовленным к данному этапу судебного производства настолько, чтобы у него была реальная возможность отреагировать своевременно и должным образом на любой вариант развития ситуации, а не просто ходатайствовать об отложении судебного заседания. В частности учитывать, что для обеспечения явки других участников процесса суды должны не ограничиваться простым направлением уведомлений, контролировать их получение, при возможности заранее выяснять явку по телефону. При этом государственный обвинитель должен обеспечить явку лиц, участвующих в судебном разбирательстве со стороны обвинения.

Также на данном этапе в некоторых случаях прокурор вправе подавать ходатайства.

Например, в подготовительной части судебного заседания государственным обвинителем было заявлено ходатайство о переходе из особого порядка рассмотрения данного уголовного дела в общий. Данное ходатайство судом удовлетворено и уголовное дело рассматривается в общем порядке, о чем судом выносится постановление.

Отметим, что государственный обвинитель, подавая ходатайства, должен обязательно их аргументировать, т. е. должен предоставить убедительные доказательства, подтверждающие необходимость, например, применения именно привода в отношении не явившегося подсудимого, либо избрания меры пресечения, или замены ее на такую, которая смогла бы обеспечить явку подсудимого в суд. А ходатайство об объявлении подсудимого в розыск должно подаваться в тех, случаях, когда применение привода, меры пресечения или ее замены невозможно в принципе.

Далее, по общему правилу, после проверки явки, объявляется состав суда, в случае необходимости рассматриваются отводы и самоотводы.

В связи с этим, при наличии установленных законом обстоятельств, прокурор обязан заблаговременно подготовить такой отвод или самоотвод с тем, чтобы заявить его в подготовительной части судебного заседания.

Согласно процедуре проведения подготовительной части судебного заседания, следующие вопросы, подлежащие рассмотрению — это участие защитника, разрешение вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие одной из сторон или других вызванных в суд лиц, установление личности эксперта и специалиста и разъяснение им их прав и обязанностей. Участие прокурора в этих вопросах сводится к тому, что он высказывает свое мнение по ним.

Следующим этапом является заявление и разрешение ходатайств о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ. Государственный обвинитель может в полной мере воспользоваться предоставленными возможностями в целях укрепления позиции обвинения, при этом стоит отметить, что подготовить подобные мотивированные ходатайства должен заблаговременно, обеспечив, например, явку новых свидетелей, специалистов и экспертов. В случае заявления аналогичных ходатайств со стороны защиты прокурор в судебном заседании обязательно должен выразить по ним свое мнение, избегая субъективизма.

В процессуальной литературе отдельные процессуалисты обоснованно указывают, что помимо использования процессуальных возможностей по получению новых доказательств по уголовному делу государственный обвинитель в подготовительной части судебного заседания может предпринять попытки реабилитировать доказательства, добытые в ходе предварительного расследования, но в дальнейшем, на предварительном слушании по делу, признанные недопустимыми [3].

В том случае, если прокурору не удалось убедить суд в необходимости рассмотрения того или иного доказательства на предварительном слушании, прокурор должен сделать все от него зависящее, чтобы такое доказательство было все же рассмотрено в ходе судебного следствия. Поэтому прокурор должен подготовить соответствующее мотивированное ходатайство.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что подготовительная часть судебного заседания — это не только выполнение судом формальностей, связанных с началом судебного разбирательства, но и важный этап рассмотрения уголовного, дела, позволяющий обеспечить законное судебное следствие. Государственный обвинитель при этом играет огромную роль, выступая гарантом законности, обеспечивая не только интересы обвинения, но и интересы других участников процесса, что позволяет соблюдать все принципы уголовного судопроизводства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/179/46307/

Предварительное расследование как часть судебного разбирательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here