Предотвращение насилия ответственность за нарушения этих прав

Вся информация на в статье на тему: "Предотвращение насилия ответственность за нарушения этих прав". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Ответственность за нарушение прав человека в условиях вооруженных конфликтов

Ответственность за нарушение прав человека в условиях вооруженных конфликтов можно рассматривать как коллективную ответственность, т.е. ответственность воюющей стороны (чаще всего — государства) за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил, или как индивидуальную ответственность конкретных правонарушителей.

Коллективная ответственность воюющей стороны может иметь разные проявления. В первую очередь, необходимо отметить принцип взаимности, который складывается из двух составляющих:

а) принципа отрицательной взаимности («Я не обязан уважать закон, потому, что ты его не уважаешь»);

б) принципа положительной взаимности («Я соблюдаю закон, потому, что ты тоже его соблюдаешь»).

Женевские конвенции и Дополнительный протокол I наложили запрет на действие принципа отрицательной взаимности, установив в общей для всех Женевских конвенций статье 1 обязательство государств-участников «при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать» положения Конвенций.

Женевские конвенции придают большое значение принципу положительной взаимности. Он выражается в том, что если одна из сторон, находящихся в конфликте, не является участницей Конвенций, но принимает и применяет положения Конвенции, то другая сторона — участница Конвенции — будет обязана применять их в отношении противной стороны.

Репрессалии, или ответные меры

воюющих сторон, — второе проявление коллективной ответственности. Репрессалии определяются как намеренное нарушение определенной правовой нормы, совершаемое одной из сторон, находящихся в конфликте, с целью принудить власти противной стороны прекратить политику нарушения той же самой или иной нормы из того же свода законов. Из этого следует, что репрессалии должны быть прекращены сразу же, как только противная сторона откажется от проведения политики, вменяемой ей в вину. Статья 20 Протокола I устанавливает правило, согласно которому запрещаются репрессалии против лиц, которым предоставляется защита, т.е. против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. В целом, Дополнительный протокол I запрещает любые формы насилия, физические и психические пытки, а также другие репрессалии как в отношении гражданского населения, так и в отношении военнопленных, раненых и больных.

Следующим проявлением коллективной ответственности воюющей стороны является финансовая ответственность государства за ущерб, причиненный неправомерными действиями.Гаагская Конвенция 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны предусмотрела в статье 3, что воюющая сторона, ответственная за нарушения правил, установленных Конвенцией, «должна будет возместить убытки, если к тому есть основания». На практике финансовая ответственность сводится чаще всего к возложению мирным договором на потерпевшую поражение сторону обязательствавыплатить победителю крупную сумму репараций за финансовые потери, понесенные им в результате войны.

При рассмотрении вопроса о коллективной ответственности государств за нарушения прав человека в течение вооруженных конфликтов, нельзя оставить незамеченной роль Организации Объединенных Наций. Ст. 89 Дополнительного протокола I ограничивается утверждением, что «в случае серьезных нарушений Конвенций или настоящего Протокола» государства-участники «обязуются принимать меры как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».

В основе ответственности физических лиц за нарушения прав человека в период вооруженных конфликтов лежат общие принципы уголовной ответственности, а также принципы нераспространения на такие преступления сроков давности и непредоставления уголовным преступникам права убежища, сформулированные как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве. Согласно Женевским конвенциям 1949 года государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных наказаний лиц,совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения Конвенций.

В международно-правовых актах, содержащих нормы об уголовной ответственности отдельных лиц, было сформулировано понятие «военный преступник»— то есть лицо, совершившее преступление против мира, законов и обычаев ведения войны и против человечности.

В современном международном праве различают две группы индивидов как субъектов международной уголовной ответственности:

а) главные военные преступники, отвечающие как за свои преступные деяния, так и за действия исполнителей приказов;

б) непосредственные участники международных преступлений.

К первой группе относятся государственные деятели, военные, дипломаты, финансисты, юристы, публицисты. Судить этих лиц могут как специально создаваемые международные военные трибуналы, так и национальные суды потерпевших государств. В основе подсудности таких лиц лежит принцип территориального применения уголовных законов, согласно которому государство вправе преследовать лиц, совершивших преступления на его территории.

Ко второй группе относятся лица, которые исполняли преступные приказы или совершали преступления по собственной инициативе.

Статья 6 Устава Нюрнбергского международного военного трибунала устанавливает следующие виды преступлений:

а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а также участие в общем плане или заговоре, направленными на осуществление любого из вышеперечисленных действий;

b) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море;

c) убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;

d) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет[10].

Уголовная ответственность военных преступников может осуществляться в двух формах:

1)государства в соответствии со своим национальным законодательством вправе сами судить военных преступников или выдавать их для суда над ними государствам, на территории которых они совершили преступления.

2) в отдельных случаях государства могут создавать международные суды (трибуналы). В основе подсудности военных преступников лежит принцип территориального действия уголовных законов, согласно которому государство вправе преследовать лиц, совершивших преступления на его территории.

Нормы международного материального права, составляющие правовое основание для преследования и наказания военных преступников, сформулированы в Женевских конвенциях 1949 года и в Дополнительном протоколе I. В них речь идет о преступлениях, являющихся серьезными нарушениями.

Понятие «серьезные нарушения» раскрыто в международно-правовых актах методом перечисления. Так, в Женевских конвенциях к таким нарушениям отнесены: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья; нанесение ущерба здоровью; незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица; принуждение его служить в вооруженных силах неприятельской Державы; взятие заложников, а также лишение права покровительствуемого лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство.

Статьей 85 к серьезным нарушениям протокола отнесены совершаемые умышленно и являющиеся причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью: превращение гражданского населения и отдельных гражданских лиц в объект нападения; совершение нападения неизбирательного характера; совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц; превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях; вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста или других защитных знаков.

Читайте так же:  Как избежать постановки на учет несовершеннолетнего

В связи с уголовной ответственностью отдельных физических лиц за нарушения прав человека в условиях вооруженных конфликтов встает вопрос о выдаче военных преступников тому государству, на территории которого они совершили свои преступные деяния.

Статья 356 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации. Под жестоким обращением с военнопленными понимается «любой незаконный акт или бездействие со стороны компетентных лиц удерживающей в плену Державы, которые приводят к смерти военнопленного или ставят его здоровье по серьезную угрозу (в частности, физическое калечение, научные или медицинские опыты, акты насилия или запугивания, а также оскорбления)»[11]. Жестокое обращение с гражданским населением характеризуется теми же признаками, как такое же обращение с военнопленными.

Под депортацией гражданского населения понимается его принудительное изгнание или высылка из района военных действий или с оккупированной территории.

Уголовный Кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за геноцид (ст. 357) и экоцид (ст. 358), понимая под геноцидом «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования их деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».

Подводя итого всему вышесказанному, можно сделать основными несколько главных положений международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов касающиеся личности.

Из них, в частности то, что лица, вышедшие из строя, и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя). Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта, во власти которой они находятся. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_23689_otvetstvennost-za-narushenie-prav-cheloveka-v-usloviyah-vooruzhennih-konfliktov.html

Домашнее насилие как массовое нарушение прав человека.

Доклад Уполномоченного по правам человека Республики Татарстан

Среди многочисленных жалоб, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека в РТ, наибольшую тревогу вызывают жалобы граждан на нарушение их права на жизнь, личную неприкосновенность, честь, достоинство и многие другие, связанные насилием в семье.

Проблема насилия в семье и обществе становится все более актуальной для современной России и Республики Татарстан.

Домашнее насилие — это не семейный конфликт, это часто преступление, целью которого является получение власти и контроля над другим человеком. При этом нарушаются такие основные права как: право на жизнь, личную неприкосновенность, честь, достоинство и многие другие. Домашнее насилие совершается в таких формах, как морально-психологическое, сексуальное, экономическое и физическое.

Насилие совершается в любых семьях, независимо от места жительства, социальной и национальной принадлежности, оно не имеет социальных границ, происходит во всех социальных группах.

Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье, около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами, предшествуют длительные семейные конфликты, каждый час одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера, ежегодно 2 тысячи женщин кончают жизнь самоубийством, становятся инвалидами и контингентом психбольниц.

Согласно информации МВД Республики Татарстан в 2003 году в республике зарегистрировано 187 убийств и 183 факта причинения тяжкого вреда здоровью на почве семейно-бытовых отношений. Однако положение продолжает ухудшаться. По данным правоохранительных органов, только за последнее полугодие в нашей республике на почве бытовых ссор совершено более сотни убийств. В 135 случаях дело закончилось причинением тяжкого вреда здоровью. Кроме того, зафиксировано 418 случаев побоев и истязаний, 1016 угроз убийством («Республика Татарстан» N 192-193 от 23 сентября 2004 г.).

Преобладающее большинство потерпевших от насилия, происходящего в семье — это женщины и девочки, т.е. имеет место преимущественно тендерный аспект насилия в семье. Случается, что и мужья страдают от насильственных действий своих жен. По данным Республиканского центра социально-психологической помощи населению, официально статистика по насилию над мужчинами у нас не публикуются, однако она заставляет задуматься. Самый высокий процент самоубийств по причине домашнего насилия отмечен именно среди мужчин. На втором месте — дети. И только на третьем — женщины.

Что касается детей — жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в их отношении насильственные действия. Их истязателями являются родители, которые по закону обязаны защищать их права и интересы. Десятки тысяч детей по стране в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. Особо жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6 — 7 лет.

В 2003 году органами внутренних дел республики расследовано 77 уголовных дел, по которым 70 человек привлечены к уголовной ответственности по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженного с жестоким обращением.

Участились случаи самоубийств среди детей и подростков (в 2003 году зарегистрировано 33 случая). Из года в год в республике растет число детей, доставленных сотрудниками милиции за безнадзорность. В 2003 году их количество превысило 2,5 тысячи безнадзорных и около 400 беспризорных.

В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, в России до сих пор отсутствует официальная статистика по вопросам насилия в семье, убиты или избиты посторонним человеком или близким — таких подсчетов в органах внутренних дел не проводится. Домашнему насилию присуща высокая латентность, то есть достоянием государственных органов и общественности становится известна только малая часть фактов домашнего насилия, да и то, как правило, после наступления тяжких последствий, поскольку традиционно женщины (а уж тем более мужчины) стесняются признаться в том, что они подвергаются насилию со стороны супруга.

Читайте так же:  Исковое заявление о признании мнимой сделки недействительной

Не всегда правоохранительные органы стоят на защите интересов жертв домашнего насилия. Имеют место случаи, когда работники милиции просто отказываются принимать заявления по фактам домашнего насилия, т.к. даже не считают домашнее насилие преступлением. В тех случаях, когда милиция все же реагирует на жалобы, виновного задерживают лишь на непродолжительное время и освобождают без последующего наблюдения. После освобождения и фактической безнаказанности за содеянное, насилие в семье, как правило, возобновляется. Бездействие милиции особенно пагубно потому, что в данный момент единственной в России правовой защитой лиц, страдающих от домашнего насилия, являются уголовные санкции.

Насилие в семье — это не только женская и детская проблема. Это, прежде всего, проблема общества, в котором нарушение прав личности на безопасность, физическую неприкосновенность и достоинство в отношении детей и женщин имеет, к сожалению, традиционный характер.

Исходя из высказанного, считаю что:

Насилие в семье не частное дело личности — это нарушение прав человека. Оно ведет к ухудшению криминогенной обстановки и несет угрозу общественной безопасности; подрывает экономику страны и приводит к огромным убыткам; порождает социальное сиротство (детскую безнадзорность и беспризорность); преступность несовершеннолетних; ухудшает демографическую ситуацию в России и наносит непоправимый ущерб репродуктивному здоровью нации; приводит к социальной дезадаптации пострадавших и уменьшению количества трудоспособного населения.

Предотвращение насилия в семье должно стать приоритетом политики национальной безопасности России и Республики Татарстан.

Мировой опыт показывает разнообразие методов решения этой проблемы законодательным путем, который будет полезен и в нашей действительности. В настоящее время 40 стран мира имеют законы, противодействующие домашнему насилию.

Анализ действующего российского законодательства свидетельствует о том, что оно в основном направлено на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил виновные действия и когда вред уже нанесен ребенку, женщине, другому члену семьи. Нормативных правовых актов, позволяющих пресекать домашнее насилие на более ранней стадии, то есть до применения физического насилия, часто влекущего тяжкие последствия, не имеется.

Имеет место острая потребность в убежищах для подвергающихся насилию женщин и детей, а дефицит доступного жилья усугубляет физическую и моральную уязвимость жертв домашнего насилия, т.к. жертва и насильник продолжают жить вместе под одной крышей, даже если возбуждено уголовное преследование.

Применительно к этой теме нельзя не отметить еще одну современную российскую проблему — крушение института семьи как духовной ценности. Если обратиться к статистике, в республике на каждые два новых брачных союза приходится один развод (январь — сентябрь 2004 г.: 18835 браков и 9204 разводов). Молодые расходятся, не успев пожить и года, причем шумно, с битьем посуды. Перед этим, случается, умудряются поколотить друг друга.

Ограждая семьи от неправомерного вторжения, в то же время нельзя допускать безнаказанность насилия, нарушающего права конкретного члена семьи. Статьей 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что вмешательство в личную и семейную жизнь допустимо, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Принятие федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» представляется крайне необходимым, поскольку послужит правовым инструментом, предоставляющим средства правовой защиты, предусматривающим охранные досудебные и судебные приказы, удаляющие нарушителя из дома, порядок изоляции возбудителя семейного спокойствия, в том числе без применения, на первых порах, мер административного и уголовного характера.

Конечно же, принятие законов и иных нормативных правовых актов по защите от насилия в семье само по себе не приведет к искоренению этого насилия, но, поставив его вне закона, будет создан правовой механизм воздействия на насильника, что, несомненно, приведет к снижению фактов насилия, о чем свидетельствует мировой опыт.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение общественной безопасности, административное, административно-процессуальное, семейное, жилищное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов, и отсутствие в этой области федерального законодательства по отдельным вопросам не препятствует субъектам принимать собственные нормативные правовые акты. Следует отметить, что во многих регионах приняты законы о семейной политике и охране семьи, материнства, детства, отцовства, а в Архангельской области принят закон «О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье».

Уполномоченный считает, что органы государственной власти республики могут принять действенные меры для предотвращения насилия в семье и в рамках существующего законодательства, в числе которых можно выделить следующие:

— разработка и принятие Концепции государственной семейной политики в Республике Татарстан, в которой особое внимание уделить проблеме семейного насилия;

создание республиканского Совета по проблемам семьи и детства, возложив на него мониторинг фактов домашнего насилия и нарушений прав детей, получаемых как от государственных органов, так и общественных организаций, разработку на конкурсной основе целевых комплексных программ в области семьи и детства, а также их реализацию;

предусмотреть выделение из бюджета средств на создание кризисных центров и временных приютов;

оказание действенной помощи неправительственным организациям (кризисным центрам, женским общественным организациям), участвующим в решении проблемы насилия в семье.

Уполномоченный предлагает следующие меры, способствующие решению этой проблемы:

Министерству внутренних дел Республики Татарстан:

разработать систему отчетности правоохранительных органов, которая должна содержать все случаи насилия, включая телефонные звонки, выезды на семейные скандалы, независимо от наличия заявления со стороны пострадавших;

проведение в качестве составной части профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и судов курсов повышения квалификации по вопросам выявления случаев насилия в семье и их решения, проведение обучения сотрудников рядового и среднего звена правоохранительных органов в плане обозначения высокой общественной опасности насильственных преступлений в семье в отношении родственников, свойственников, близких и лиц совместно проживающих, а также разъяснения юридических оснований привлечения к уголовной и административной ответственности за совершение указанных деяний, принципов работы с пострадавшими от насилия.

Создание в правоохранительных органах специальных подразделений по проблеме насилия в семье позволит получить информацию о службах, оказывающих социально-психологическую и другую помощь потерпевшим.

Министерству здравоохранения Республики Татарстан:

разработать подробные должностные инструкции для медицинских работников, осуществляющих первичный медицинский осмотр пострадавших, формы протоколов с целью определения, документирования и ведения отчетности о случаях насилия в семье. О всех случаях насилия сообщать в органы внутренних дел;

организовать обучение по вопросам судебной экспертизы врачей-лечебников и медперсонала с целью получения адекватных описаний для проведения на основании этих записей в дальнейшем судебно-медицинских экспертиз в рамках возбужденных уголовных дел, а также обучение медицинских работников и студентов медицинских вузов работе с пострадавшими от насилия.

Читайте так же:  Реквизиты судебного приказа

Министерству социальной защиты Республики Татарстан:

создание достаточного количества государственных приютов для потерпевших от насилия в семье, которые должны тесно сотрудничать с правоохранительными органами, судами, медицинскими учреждениями; расширить систему оказания помощи пострадавшим от насилия в семье, используя потенциал кризисных центров; потерпевшие от насилия должны быть задействованы в процесс решения их проблем (психологических, правовых и социальных). Создание кризисных центров и иных учреждений возможно в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Видео (кликните для воспроизведения).

Министерству образования и науки Республики Татарстан:

принять меры, направленные на развитие института классных воспитателей, педагогов и психологов с целью решения проблем психолого-педагогической поддержки детей «социального риска» и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечить тесный контакт с правоохранительными органами и органами социальной защиты;

организовать правовое просвещение школьников и студентов в части защиты прав детей, человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/13_83016_domashnee-nasilie-kak-massovoe-narushenie-prav-cheloveka.html

Что говорит закон о домашнем насилии 2020 года в России и на чьей стороне он стоит?

Домашнее насилие – достаточно распространенная проблема во всем мире. Страдают от данного явления и мужчины, и женщины, и дети, однако последние две категории наиболее сильно подвержены рискам. В 2020 году многие развитые страны имеют закон, позволяющий привлекать к административной и уголовной ответственности домашних тиранов. В России же вокруг принятого в 2019 году законопроекта развернулась целая полемика с участием политиков, юристов и даже РПЦ. Как обстоят дела в РФ с данным законом и как юридически правильно и безопасно защитить себя или близкого человека в подобной ситуации.

Внимание! Если возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону горячей линии: +7 (800) 550-39-71 Бесплатный звонок для всей России.

Что собой являет домашнее насилие?

Под понятие домашнее насилие попадают ряд действий физического, психологического, сексуального и экономического характера. К физическому насилию относится:

  • толкание, пощечина;
  • побои кулаками, шлепки;
  • побои палками, ремнями, молотками, другими тяжелыми предметами;
  • порезы и уколы ножом или другими острыми предметами;
  • тягание за волосы, плевки, биение головой об стены и т.д.

К психологическому насилию относятся такие обстоятельства:

  • унижения;
  • постоянная критика;
  • постоянный контроль, слежка, в том числе проверка переписок, телефонов, использование шпионского программного обеспечения, камеры слежения;
  • угрозы убийства жертвы или ее близких;
  • использование уничижительных слов в обращении;
  • создание условий, в которых жертва оказывается зависимой от абьюзера и не имеет возможности попросить о помощи;
  • создание отрицательного мнения о жертве, выставление ее психически не здоровой, чтобы вызвать недоверие к ней, если она пожалуется;
  • шантаж, манипуляции.

К сексуальному насилию относятся не только акты проникновения, но и принуждения к демонстрации обнаженного тела, прикасание к гениталиям, смотреть порнографию или мастурбацию партнера, а также выполнять репродуктивные задачи.

Домашнее насилие иногда называется бытовым, и явление юридически определяется не только среди законных супругов, но и в парах, живущих в гражданском браке.

Законопроект о домашнем насилии в России 2019 года

В 2019 году в Государственную Думу был подан законопроект о Домашнем Насилии, поскольку предпосылок достаточно много. В 21 веке многие семьи еще живут по средневековым законам, в то время, как жертвам и их родственникам правоохранительные органы говорят: «Убьет, тогда посадим.»

В домашнем насилии тяжкие телесные повреждения – это редкость, а вот убийства на бытовом уровне происходят в 70% случаев, если в семье присутствует тирания. Причем совершают убийство иногда и жертвы, в процессе самозащиты, после чего их обвиняют в превышении полномочий и отправляют отбывать наказание.

Что же гласит закон? Согласно 4 ст. Закона, цель его – поддержка и сохранения семьи, а также оказание оказание социальной и медицинской помощи пострадавшей стороне. К нарушителю будут применяться защитные предписания, в результате которых он может быть выселен при условии, если есть куда, а также запрет на вступление в любой контакт с жертвой.

Если вникнуть в суть законопроекта, то он, в случае принятия, вносит ряд изменений в процесс правового взаимодействия между жертвами БН и абьюзерами.

Однако все они направлены на сохранение семьи, а не на защиту прав потерпевших. Поэтому, развернувшаяся полемика вокруг данного нормативно-правового акта, вполне оправдана. В чем минусы закона?

  1. Побои в домашних условиях декриминализируются. Ранее за подобное нарушение нарушитель мог получить до 2-х лет лишения свободы. Согласно новому законопроекту, сейчас это административное нарушение, за которое предполагается штраф до 30 тыс.рублей.
  2. В случае отсутствия доказательств, максимум, на который может рассчитывать жертва – это проведение профилактической беседы.
  3. Если есть доказательства побоев, суд может выдать предписание, по которому нарушитель не имеет права контактировать с пострадавшим ни при каких обстоятельствах. Однако, потенциальная опасность для жертвы в таких ситуациях увеличивается в разы, так как это может только разозлить тирана. Кроме того, штраф будет платиться из семейного бюджета, следовательно косвенно его оплачивает и сама жертва.
  4. В тексте законопроекта ничего не сказано о сексуальном насилии, в результате чего получается, что партнеры заведомо согласны на любые действия интимного характера.

Что говорят юристы и правозащитники о законе?

Эксперты утверждают, что штрафные санкции для рецидивистов не предположены и в случае жестких нарушений виновник получит реальный срок.

Если ДН фиксируется впервые, то человек будет оштрафован. Условием является и тяжесть нарушение, то есть, если это ограничивается шлепками, подзатыльниками, и т.д. К сожалению, Уголовный Кодекс РФ не регламентирует понятие побои, соответственно опирается лишь на телесные повреждения и если их нет, то доказать рукоприкладство будет проблематично.

Кроме того, жертвы сами часто не говорят о сложившейся ситуации, поскольку часто считают такое поведение нормой. Ведь на уровне менталитета в РФ такие утверждения – «Бьет, значит любит», «Сама спровоцировала» и т.д.

Следовательно, спасение и защита прав жертв домашнего насилия в руках исключительно самих пострадавших. Во всяком случае, пока.

Какая ответственность за домашнее насилие?

Пока Законопроект о Профилактике домашнего насилия не принят, правоохранители опираются на ст.116.1. УК РФ. Наказание в случае доказательства бытового насилия будет:

  • штраф до 30 тыс. руб. или в размере зарплаты за период до 3 месяцев;
  • общественные работы сроком до 240 часов;
  • исправительные работы сроком до полугода;
  • арест на 3 месяца.

Уголовная ответственность за повторные случаи избиения, изнасилования наступает лишь в случае рецидивов и это вызывает тревогу у лоббистов.

Что делать в случае бытового насилия?

Жертвы домашнего насилия должны тщательно продумать стратегию выхода из сложившейся ситуации. Большинство не решаются на реальные шаги по причине страха усугубить ситуацию, вызвать сильный гнев партнера, что нередко приводит к более тяжелым последствиям.

Что должен знать человек, подвергающийся насилию:

  1. Начать говорить о проблеме с близкими. Рассказать о происходящем, максимально сосредоточившись на всех фактах.
  2. Обязательно подготовить место, куда можно уйти: к друзьям, снять квартиру, если есть такая возможность.
  3. Держать при себе документы.
  4. Обратиться в полицию и письменно написать заявление.
  5. Зафиксировать побои в медицинском учреждении.
  6. Попросить соседей о помощи, в случае, если они услышат крики, и попросить вызвать полицию.
  7. Обратиться в центр поддержки в подобных ситуациях.
Читайте так же:  Почему запретили выезд за границу сотрудникам

Что важно знать о самообороне

Довольно часто женщины, страдающие от домашнего насилия, пытаются ответить партнеру той же монетой, однако грань между самообороной и превышением довольно тонкая. Человеческое тело устроено таким образом, что в критической ситуации задействует все ресурсы для выживания и резкий выброс адреналина может привести к плачевным последствиям.

Закон позволяет жертве защищать свою жизнь и неприкосновенность, но запрещает наносить телесные повреждения и вред жизни обидчику. Поэтому, конечно лучше при малейших предпосылках тирании обращаться в правоохранительные органы и фиксировать инциденты.

Куда обращаться за помощью пострадавшим?

Женщины, страдающие от домашнего насилия, дети, пожилые люди, не должны молчать. В РФ имеется несколько организаций, которые помогают в борьбе с созависимостью и домашней тиранией:

  1. Проект «Насилию.нет» https://nasiliu.net/.
  2. Кризисный центр помощи женщинам и детям в Москве – https://krizis-centr.ru/. Телефон – 8 (499) 977-17-05 и др.
  3. Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», телефон (495) 901-02-01.
  4. Горячая линия помощи: 8-800-7000-600. Позвонить туда можно бесплатно.

Психологи говорят, что подобные союзы редко становятся нормальными и проблемы в отношениях будут только усугубляться. Разработчики законов иного мнения и прилагают усилия для сохранения ячейки общества любой ценой.

В результате домашнего насилия страдают не только женщины, но и дети, которые рискуют попасть «под горячую руку» либо же наблюдают за этим и получают серьезные психологические травмы. Стоит ли сохранять семью в таком формате или нет, решать, конечно, партнерам, но нужно помнить и о том, что даже у любви есть предел.

Внимание! Если возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону горячей линии: +7 (800) 550-39-71 Бесплатный звонок для всей России.

Источник: http://yurist-rossiya.ru/semejnoe-pravo/zakon-o-domashnem-nasilii-2020.html

Закон «о семейном насилии» никого ни от какого насилия защитить не способен

Закон о семейном насилии обещает полицейские палки и «письма несчастья»

Автор – Холмогоров Егор

Опубликованный проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» оказался намного хуже, чем ожидали от него самые яростные критики. Немало было сказано о том, что этот законопроект направлен на разрушение семьи, преследование мужчин, торжество феминизма и «нетрадиционных» ценностей и т. д.

На деле всё оказалось ещё хуже. Предлагаемый проект нацелен на разрушение правовой системы в нашем и без того не слишком-то правовом государстве. Ключевая для этого закона формулировка – определение семейно-бытового насилия – выглядит так:

Семейно-бытовое насилие – умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления.

По буквальному смыслу этой формулировки получается, что органы, ответственные за «профилактику семейно-бытового насилия», получат право во внесудебном порядке карать людей за деяния, которые не являются преступлением или правонарушением.

Ещё раз. Некое деяние, которое не является преступным по Уголовному кодексу и не рассматривается законом даже как правонарушение, может тем не менее быть наказано действующим в рамках нового закона административным органом. Иными словами, перед нами то самое «низачто» из известного анекдота, которое не укладывается в рамки уголовного и административного кодексов, но за которое дают если не десять лет (десять лет у нас и за умышленное убийство не всегда дают, особенно если Рафик – хороший мальчик), то серьёзные неприятности.

Определение этого «низачто» законодатели дать затрудняются и предлагают понимание того, что такое «семейно-бытовое насилие» в следующем виде: «Умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда». Под такое определение может попасть всё, что угодно, кроме действительно серьёзной угрозы. Обещания «Зарежу» или «Глаз натяну на пятую точку» подпадает под 119 статью УК РФ, правоприменительную практику по которой надо, безусловно, совершенствовать.

Под новый же ФЗ попадут прежде всего такие действия или угрозы, которые занимающиеся «профилактикой» органы захотят считать попадающими ради совершенствования отчётности. Проще говоря, для получения «палок», наград, поощрений и звёздочек. Сама формулировка такова, что оставляет интерпретацию той или иной ситуации как «семейно-бытового насилия» полностью на произвол правоохранительных органов.

Формулировка «деяние, содержащее угрозу причинения страдания» – чрезвычайно коварна и допускает предельно расширительное толкование, так как «содержащаяся» угроза может и не быть никак выражена и выявлена. Мало того, сам нарушитель может полагать, что его деяние никакой угрозы психического страдания не содержит, а вот внешнему интерпретатору может показаться по-другому.

Например, в большинстве семей просьба сходить за хлебом время от времени доставляет психическое страдание другому члену семьи, у которого болит голова, идёт любимый сериал или позвонила подруга. На этой почве регулярно возникают скандалы, в процессе которых звучат ещё более серьёзные угрозы – от не отдать зарплату до развестись. Понятно, что просьба сходить за хлебом – это классическое «семейно-бытовое насилие», она абсолютно недопустима, за хлебом должен ходить слуга с опахалом. Но, применяя последовательно логику данного законопроекта, фраза «Дома хлеб закончился» также является преступной в новом понимании, так как она содержит в себе угрозу дальнейшего причинения страдания в виде просьбы сходить за хлебом. Фактически любой сколько-нибудь серьёзный внутрисемейный диалог между супругами или родителей с детьми, например, требования встать и пойти в школу, может быть интерпретирован как «содержащий угрозу» по меньшей мере психического страдания, если не физического или имущественного вреда.

Разумеется, нам ответят: Ну в органах же не дураки, они понимают, где дело серьёзное, а где нет.

И это очевидная и циничная ложь.

Начнём с того, что в условиях нашей «палочной» системы (а другой формы отчётности наши правоохранительные структуры так и не придумали) любое здравомыслие существует только до 25-го числа месяца, а дальше вступают в действие законы статистики.

Продолжим тем, что применение так называемой «ювенальной юстиции» даже в самом усечённом её варианте доказало: ни на какую повсеместную вменяемость проверяющих и предписывающих органов рассчитывать не приходится, сплошь и рядом мифическая «защита прав детей» превращается в преследование многодетных семей, которое причиняет страдание прежде всего их детям. Вспомним только что обсуждавшуюся повсеместно ситуацию с семьёй Лапшиных, вынужденной сбежать из Вологодской области в Карелию после попытки отобрать у неё детей.

Иными словами, формулировки предлагаемого закона – это угроза непрерывного произвола со стороны сотрудников МВД на всех уровнях, угроза использования «защитных предписаний» – самого значительного нововведения данного законопроекта как инструмента запугивания, силового давления, того самого семейно-бытового насилия уже с другой стороны.

Читайте так же:  Срок принятия выморочного имущества

В нынешней формулировке эти «защитные предписания» больше всего напоминают пресловутые «леттр де каше» («письма с печатью»), действовавшие во Франции при старом порядке. Уже в скреплённом королевской печатью документе о внесудебном аресте и препровождении, допустим, в Бастилию оставлялось свободное место для… имени приговорённого.

Здесь складывается аналогичная ситуация: вне рамок уголовного или административного кодексов появляется возможность для долгосрочного преследования гражданина. Предполагается возможность продлевать «письмо несчастья» – «защитное предписание» МВД до 60 дней. На это время гражданин ставится на «профилактический учёт», и за ним осуществляется «профилактический контроль», ограничивается возможность пользоваться телефоном и интернетом. Иными словами, перед нами практически безграничная возможность для нарушения прав человека, преследования неугодных, причём со стороны низовых структур ведомства, которое пользуется в обществе, будем честны, не самой безупречной репутацией (привет полковнику Захарченко и не ему одному). Блюстителем семейной нравственности предлагается быть учреждению, про сотрудников которого СМИ муссируют гипотезы о «пари на секс».

Вспомним жуткую историю сестёр-отцеубийц Хачатурян. Смог бы такой закон защитить их от отца-насильника? Возымело бы эффект такого рода «защитное предписание»? Особенно с учётом того, что одним из факторов безнаказанности называются его связи в полиции.

Перед нами даже не «закон феминисток против мужчин», перед нами «закон о «палках» для сотрудников МВД против всех, на ком они решат эти «палки» «срубить». При этом самой полиции эта дополнительная нагрузка тоже не нужна, и она будет исполнять эту миссию нехотя, с раздражением, и оттого только ещё хуже.

Проект ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» безграмотен, абсурден, выполнен в антиправовой логике и вряд ли подлежит улучшению. Его просто следует отправить в мусорную корзину, так как никого ни от какого «семейно-бытового насилия» он защитить не способен и не нужен ни для чего, кроме самопиара лиц, которые его внесли и поддержали.

Что же делать реальным жертвам реального насилия, которое и в самом деле порой творится за стенами наших квартир и домов? Что делать жёнам, которых бьют мужья (наоборот тоже бывает, но согласимся, что мужчина может ударить сильнее, а вот в психологических унижениях женщины, как правило, изощрённее), детям, которых истязают отчимы и мачехи?

Подлинной профилактикой здесь должно служить, прежде всего, общее смягчение нравов, которое всё-таки в процессе развития цивилизации становится всё более очевидным. Наше общество гораздо менее насильственно сегодня, чем полвека или четверть века назад – и потому, что уровень жизни выше, и потому, что меньше стало государственного и криминального террора на улицах, то есть ситуация общей социально-политической стабильности сказывается на смягчении нравов к лучшему.

Сегодня «отцовский ремень» уже является скорее символической угрозой, и лишь у немногих порка остаётся средством воспитания. Детей уговаривают, а не принуждают. Женщины, которых терроризируют мужья и сожители, и они не уходят, сегодня, как правило, относятся к такому психологическому типу, который за «защитным предписанием» не пойдёт. А заявиться в семью и защищать жертву вопреки её воле окажется тяжело и чревато худшими нарушениями при любом законе.

Необходимо систематическое совершенствование реальных правовых механизмов, таких как административное законодательство. Семейные побои были справедливо декриминализованы. Однако административная ответственность за избиение супругов и детей должна наступать беспощадно, и работать по этой административной статье органы должны чётко, закатав рукава. Угроза небольшой, но реальной ответственности, которая наступает неотвратимо, будет гораздо лучшим средством профилактики, чем расплывчатый закон о «письмах несчастья».

Семью придумали не вчера. Это скорее она придумала нас, чем мы её. И, как у всякого института, существующего тысячелетиями, намного дольше государства, законов, полиции, феминизма и прочего, у семьи есть свои законы развития. И, нарушив эти законы, мы получим просто поломку всего механизма, который, вообще-то, отвечает за наше самовоспроизводство как людей.

Уже сейчас наша законодательная и общественно-психологическая ситуация такова, что общество, по сути, враждебно к многодетным семьям, хотя исключительно от них зависит его самосохранение и воспроизводство. Любая же многодетная семья требует определённой внутренней дисциплины, которая, конечно, должна поддерживаться без насилия, но с известной чёткостью (а лукавые формулировки закона грозят интерпретацией как «содержащих угрозу психологического страдания» любых минимально жёстких требований).

После принятия подобных формулировок на демографическом воспроизводстве основного населения страны можно будет поставить крест, на что, возможно, и рассчитывают авторы этой странной инициативы, очевидно, полагающие, что мигранты, которые заместят вымерших русских, окажутся адептами предельно ненасильственной и чуждой страданиям семейной жизни.

На самом же деле нам чрезвычайно важна полная нетолерантность к так называемым «этническим традициям» семейного насилия – бичом, с которым столкнулись все европейские страны в связи с миграционным наплывом. Так называемые «традиции» ряда регионов России и стран-доноров миграционного наплыва предполагают совершенно безудержное насилие в семье, причём не только «бытовое», но и криминальное – жесточайшие побои, изнасилования детей и прочее.

Сложившаяся система снисходительного отношения к подобной практике – в корне порочна, так как из-за увеличения числа носителей этой модели поведения они оказывают развращающее влияние и на «туземцев», то есть нас с вами, а при каждой попытке привлечь преступника к ответственности тут же находятся те, кто расскажет вам об «обычаях» и «культуре». Обычай в России должен быть только один: цивилизованный русский обычай, как он сложился – хорошо ли, худо ли – к началу XXI века, и от него не следует отступать ни в дичь, ни в псевдопрогресс.

Наконец, самое главное. И для вопроса об атмосфере в семье, и для многих других. Нам не мытьём, так катаньем, любой ценой, не стесняясь заимствовать многое у нелюбимых англосаксов, необходимо развивать систему независимого суда. Тогда стороны, перешедшие черту, за которой уладить «полюбовно» семейный конфликт невозможно, смогут решить вопрос при помощи реального правосудия, а не в одном из коррумпированных административных департаментов.

Если кому-то действительно жаль жертв домашнего насилия (а отрицать существование этой проблемы, как делают иногда некоторые защитники традиционных ценностей, – и глупо, и лицемерно), то начинать он должен с борьбы за реальный авторитетный и независимый суд. Решить же проблему с помощью полицейских «палок» и всевозможных «писем несчастья» абсолютно невозможно.

Закон о домашнем насилии: защита от агрессии или развал семьи

Домашнее насилие. Нерешаемая проблема в России

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://xn—-ctbsbazhbctieai.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B8-%D0%BE%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD/

Предотвращение насилия ответственность за нарушения этих прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here