Ответственность в гражданском праве вавилонии

Вся информация на в статье на тему: "Ответственность в гражданском праве вавилонии". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Б. Обязательства из причинения вреда

По законам Хаммурапи причинение вреда имуществу или здоровью другого лица влекло за собой в некоторых случаях обязательство возместить причиненный вред. Таким образом, обязательства возникали не только из договоров и из постановлений закона, но и из факта причинения ущерба другому лицу.

Сюда относятся следующие случаи:

а) Статьи 53—55 предусматривают обязательство возместить ущерб, причиненный небрежным отношением к ирригационным сооружениям. Статья 53 гласит: “Если кто-нибудь поленился укрепить свою плотину и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произошел прорыв И OH водою дал смыть полевой участок, то тот, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить уничтоженный им хлеб”. Если OH не B состоянии возместить хлеб, то продают его и его имущество за деньги и их делят между собою хозяева полевых участков, хлеб которых был смыт водой (ст. 54). Такая же ответственность наступает в том случае, если кто-нибудь открыл свой водоем для орошения и по небрежности допустил, что вода смыла соседнее поле. B этом случае виновный обязан отмерить хлеб сообразно с урожаем у своего соседа. Если смыто обработанное поле, то он должен отмерить ему 10 гур хлеба за каждый ган.

б) Установлена была также ответственность пастуха, который допустил, что скот пасся на чужом поле без согласия хозяина поля. Он должен был отдать собственнику поля 20 гур хлеба за ган земли. Если пастух выгнал скот на поле после того, как скот был выведен с поля и заперт в городе в загоне (очевидно, с наступлением определенного времени года), пастух должен был охранять до жатвы поле, на котором он пас скот, и во время жатвы отмерить хозяину поля 60 гур зерна с гана. Штраф в этом случае втрое больше, чем в первом, вследствие большей тяжести проступка (ст. 57 и 58) [39] .

в) Предусмотрена была также ответственность за порубку дерева в чужом саду. Виновный обязан был уплатить за порубку полмины серебра (ст. 59).

г) K обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда, следует отнести также предусмотренное в ст. 240 обязательство судовладельца, который, направляясь со своим судном вверх по реке и, столкнувшись с судном, направлявшимся вниз и влекомым течением, потопил последнее. Собственник потопленного судна должен был клятвою подтвердить стоимость потерянного им вместе с судном, и владелец другого судна обязан был возместить ему стоимость всего погибшего.

д) Наконец, к числу этого же рода обязательств следует отнести обязательство уплатить за лечение в случае неосторожного ранения в драке (ст. 206), обязательство уплатить стоимость раба или рабыни (20 сиклей) в случае нечаянного их убийства (ст. 208, 214) или в том случае, если раба заколет бык вследствие непринятия необходимых мер его хозяином (ст. 251).

Источник: http://sci-book.com/gosudarstva-prava-istoriya-zarubejnyih/obyazatelstva-prichineniya-vreda-54844.html

Право древнего Вавилона

Государственный строй

Во главе шумерийского государства стоялпатеси – преемник родоплеменных старейшин, но если его господство распространялось на несколько городов, то он принимал титул энси («возглавляющий род») или лугаля («большой человек», «хозяин»). Власть лугаля была наследственной, обладающей законодательной, исполнительной, военной, судебной и пр. властью. Являлся наместником бога на земле, но не считался богом, как в Египте.

Во главе царского дворца стоял нубанда, назначаемый и смещаемый царем. От имени царя он организовывал публичные и земледельческие работы, руководил царской казной и финансами. Ему подчинялись местные правители. Впоследствии нубанда стал заниматься ведением войн, строительством укреплений, каналов и храмов.

Правителем многих городов был исааку (наместник), а областей шакканаккум, отвечающие за сбор налогов, поддержания порядка, сбор ополчения. Общины возглавляли выборные старосты рабианум.

Древнейшим источником права в государствах Двуречья был обычай, который не был писаным. Наряду с обычаями, довольно рано появляется и закон – законодательный акт того или иного правителя. Самым известным правовым документом Вавилона являются Законы царя Хаммурапи, обнаруженные французскими археологами в г. Сузах в 1902 г., которые представляли из себя конусообразный столб из черного базальта. Наверху барельефное изображение Хаммурапи, принимающего законы из рук верховного бога покровителя суда Шамашша. Потом шли восхваления Хаммурапи. А потом излагались статьи закона, состоящие из 282 статей. До нас же дошло 247, т.к. часть статей оказалась стертой. Законы были казуальными (от лат. казус – отдельный случай), т.к. записаны в виде судебных решений по отдельным случаям. Законы являлись своеобразным кодексом Вавилона, в основе которых лежал обычай и судебная практика. Они содержат пережитки родового строя. В отличие от других восточных правовых памятников, Законы Хаммурапи не содержат религиозного и морального элементов, а его статьи рассматривают конкретные житейские ситуации.

Право собственности. Поземельная собственность существовала в виде коллективной, государственной и общинной. Последняя распределялась между между селениями и отдельными ее членами. Рано возникла и частновладельческая собственность на землю. До нас дошли многочисленные документы, говорящие о широком развитии частной собственности: акты продажи земли, домов, рабов и т.п.

Существовала илку – земля, данная воину или чиновнику за службу. Илку изымалась из оборота (за исключением тамкара и другого обладателя илку); если это случалось, то ответственность ложилась на покупателя – «он терял свое серебро».

Собственность защищалась самыми решительными мерами: вор подвергался смертной казни или огромному штрафу; собственник имел право истребовать свою вещь у любого лица, но не самовольно, а по суду.

Обязательственное право было довольно развитым, и число различных договоров довольно велико. Их заключение не было строго формальным, однако письменная форма считалась обязательной. Для купли-продажи раба необходимо было присутствие свидетелей и клятва покупателя. Договоры записывались на глиняных табличках, которые обжигали и передавали на хранение в царские или храмовые архивы.

Купля-продажа и мена, как правило, не устанавливали никаких обязательств сторон, а просто фиксировалась их воля о передачи права собственности на вещь. Предметами купли-продажи являлись как движимые вещи (рабы, животные, зерно), так и недвижимые – поля, сады, дома. Практиковались сделки в кредит. Предусматривалась гарантия на вещь, например, в отношении раба 1 месяц.

Имущественный наем как личный, так и имущественный довольно регламентирован. Предусматривалась аренда земли, садов, домов, повозок, судов, животных. Договор аренды земли устанавливался в один год; садов в 5 лет. Плата за аренду устанавливалась в 1/2 или 1/3 урожая для поля и 2/3 для сада. Арендатор не освобождался от уплаты, если «по лености» не вырастил урожая. Если же урожай был не выращен из-за климатических катаклизмов, то арендатор от уплаты процентов в данный год освобождался. Не переносились проценты и на следующий год.

Читайте так же:  Пример гражданской юридической ответственности

Личный наем свободного гражданина заключался также, как и наем раба. Устанавливался порядок и такса оплаты труда для врачей, строителей, ремесленников, судостроителей: деньгами, зерном или маслом. Устанавливалась различного рода ответственность: врача за неудачную операцию (отрубали пальцы рук), строителя дома за его обвал (восстановлением дома и погибшего имущества за собственный счет; если под обломками дома погибал хозяин – убивали строителя; родственники хозяина – убивали жену или детей строителя); судостроителя в течение года за непрочность постройки судна (должен был построить новое судно за собственный счет).

Заем регулировался достаточно подробно. До Законов Хаммурапи существовало пожизненное долговое рабство, он же ограничил его тремя годами. Заимодавец нес ответственность за смерть раба – должника, если тот погибал по его вине. Ограничивались и проценты: 20 % для серебра, 33 и 1/3 % для зерна.

Поклажа или хранение вещей. На хранение отдавали деньги, зерно, рабов, документы и т.п. Договор заключался исключительно при свидетелях. Этот договор был безвозмездным, как дружеская услуга. Однако в отношении хранения зерна устанавливалось вознаграждение. Хранитель нес ответственность за хранимую вещь.

Поручение заключалось в виде обязательства одной стороны что-либо купить или продать, дать взаймы и т.д. за счет и от имени другого. В Законе Хаммурапи этого договора нет, но о нем свидетельствуют другие дошедшие до нас документы.

Договор товарищества заключался для разных целей: для совместной деятельности, для совместной покупки животного, для совместного предоставления займа. Каждый товарищ перед третьими лицами отвечал полностью, если другой товарищ не выполнил обязательства. Прибыли и убытки распределялись между товарищами поровну, видимо, их взносы были равны по своей ценности.

Договор тамкара с шамаллу являлся своеобразным договорных отношений между денежным человеком (тамкаром) и торговым агентом (шамаллум). Существовало два вида договора: при первом тамкар давал шамаллу деньги для торговых операций; при втором – шамаллу получал для продажи зерно, масло и другие товары. Закон устанавливал ответственность за неисполнение договора, если это произошло по вине или неопытности шамаллу.

Брак и семья. Брак заключался по письменному договору, в противном случае он считался недействительным. Он совершался между женихом и отцом невесты, при этом жених давал выкуп за невесту (тирхату) и свадебный дар (билу). Отец давал приданое (шерикту). При отказе жениха от заключения брака он наказывался потерей выкупной платы и свадебного подарка в пользу отца невесты; при отказе отца невесты возвращалось жениху все полученное в двойном размере. Приданым распоряжалась жена, а муж лишь имел право пользоваться им. После смерти жены приданое переходило ее детям. Если их не было, то оно возвращалось в дом отца. Во время супружества муж наделял жену подарками (нудунну) для ее обеспечения в случае его смерти.

Брак был моногамным. Однако если жена была бесплодной, то это считалось поводом для развода. Если же муж не разводился с женой, то она должна была купить ему рабыню, которая не могла претендовать на равенство с законной женой.

Жена в семье занимала довольно высокое положение и считалась вполне правоспособной. Она свободно заключала сделки, могла заниматься торговлей и ремеслом. Однако мужу позволялось вместо себя отдавать жену в долговое рабство.

Развод для мужа был возможен в любое время. Ему не разрешалось покидать жену в случае заболевания проказой, однако он мог вступить в брак вторично. Жена могла потребовать развода в следующих случаях: при прелюбодеянии мужа; в случае неосновательного обвинения им жены в прелюбодеянии; при оставлении мужем дома и местности. При разводе муж возвращал жене ее приданое и давал часть имущества на содержание детей. Вдова, имеющая малолетних детей, не могла без разрешения суда вторично вступать в брак.

Семья носила следы патриархальности, что усматривалось во власти отца над детьми, которых он мог отдать в долговое рабство или в младенчестве продать в рабство. Наследство передавалось по завещанию и по закону. Сыновья и дочери наследовали поровну. Отец мог лишить сына наследства, но только по суду. Широко применялось усыновление.

Уголовное право и судопроизводство. Преступления носят казуальный характер. Ничего не говориться о государственных и религиозных преступлениях. Кровная месть отсутствует. Сохранились пережитки родоплеменных отношений: круговая порука членов общины, ответственностей детей за преступления родителей, изгнание преступника с места проживания. Широко применялся талион («равное за равное»), но исключительно для полноправных граждан. В противном случае применялись штрафные санкции.

К преступлениям против личности относились убийство, за что полагалась смертная казнь, а за причинение кормилицей смерти ребенка – отрезание груди. Телесные повреждения карались по принципу талиона или штрафными санкциями. Существовало «вменение преступления»: при обрушении дома и гибели детей хозяина убивали детей строителя и т.д.

Преступления против собственности карались особенно жестоко: смертной казнью, 10 или 30-кратной стоимости украденного. При неуплате штрафа вора убивали. За кражу с проломом преступника убивали тут же и закапывали на месте. За воровство на пожаре виновного бросали в огонь. Энергичными мерами защищалась собственность на рабов (смертная казнь). За грабеж полагалась смертная казнь.

Преступления против семьи касались нарушения супружеской верности и половых связей с близкими родственниками, вторичного брака вдовы. Жену-прелюбодейку и ее соучастника топили в реке. Муж, заставший жену с прелюбодеем, мог убить их без суда. За связь отца с дочерью влекло изгнания отца из места жительства. Половая связь отца с дочерью сына наказывалась для него утоплением.

Смертная казнь предусматривалась в 30 случаях (за убийство, кражу, ложное обвинение в убийстве или краже, чародейство, разрывание тела при помощи быков и т.п.). Она подразделялась на простую (отрубание головы) и квалифицированную (сожжение, утопление, посажение на кол). Кроме нее, существовали членовредительные и телесные наказания, наложение знака бесчестья, изгнание из места жительства, денежные штрафы, увольнение от должности.

Читайте так же:  Восстановление свидетельства о рождении бланк заявления

Суд не был отделен от администрации. Высшая судебная власть находилась у царя, которому принадлежало право помилования. Различия между уголовным и гражданским процессом не было. Дело начиналось с иска частного лица. Доказательством служили: клятва, показания свидетелей, письменные документы, ордалий. К ордалиям («суд божий») прибегали при обвинении в чародействе, при обвинении жены кем-то в прелюбодеянии. Происходило испытание водой как божественной очистительной стихией. Подозреваемый опускался в воду, и если «река овладевала им», то он считался виновным.

В суде составлялись протоколы с указанием показаний тяжущихся сторон, их клятв, именами свидетелей и сам приговор. Судья, изменивший свой приговор, наказывался 12- кратным штрафом от суммы иска, а затем изганялся с должности без права занимать в дальнейшем судейскую должность.

3. Древняя Индия

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/1_45838_pravo-drevnego-vavilona.html

2.ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

При рассмотрении тех норм Законов Хаммурапи, которые по современным представлениям относятся к гражданскому законодательству, выделим три их категории: право собственности, обязательственное право и семейно-брачные отношения.

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

1 Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи

Первым вопросом в работе предложено рассмотреть брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи. Законность брака в Вавилоне, как и везде.

2. Собственность и обязательственные отношения по Законнику Хаммурапи и законам Ману

Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинов — имущество.

3. Брачно-семейное право по Законнику Хаммурапи и законам Ману

Брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи.

4. Уголовное право и уголовный процесс по Законнику Хаммурапи и законам Ману

законник хаммурапи ману норма Законы не проводили различия между преступлением и гражданским правонарушением. Разновидности преступлений можно сгруппировать следующим образом: преступления против личности, против собственности.

3.УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются преступными. Ничего не говорится в Законах о политических преступлениях (государственных и религиозных).

III. Характеристика права Вавилона по Законам Хаммурапи

Общая характеристика Законов Хаммурапи и правовое положение населения по Законам Хаммурапи

Законы Хаммурапи, шестого правителя вавилонской династии, считаются одними из древнейших в мире. По своему содержанию и юридическому значению они стали самым важным памятником всего древневосточного права.

1. Характеристика имущественных и обязательственных отношений по законам Хаммурапи

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи част-ная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были зем-ли царские, храмовые, общинные, частные.

1. Определите основные черты рабовладельческого права по законам Хаммурапи

закон хаммурапи конституция билль право Законы Хаммурапи — свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи, который, придавая большое значение законодательной деятельности.

1. Брачно-семейное право и имущественное положение женщин в семье по законам Хаммурапи

1.1 Общая характеристика брачно-семейного права по законам Хаммурапи

В современном мире брак представляется как один из наиболее важных социальных и правовых институтов. Именно брак принято считать в качестве основы семьи, именно браком обеспечивается законность межличностных отношений.

1.2 Имущественное положение женщины в семье по законам Хаммурапи

То положения, в котором находилась женщина в Вавилоне, нельзя назвать бесправным. У женщин, согласно положениям кодекса Хаммурапи, было право участвовать в деловой жизни, они могли заключать договора.

2. Имущественное положение мужчин по законам Хаммурапи

2.1 Общая характеристика регулирования имущественных отношений по законам Хаммурапи

Учитывая тот факт, что мужчины, согласно законам Хаммурапи, обладали гораздо более существенными права в части владения и распоряжения имуществом.

3. Сравнительная характеристика правового статуса в семье по законам Хаммурапи

Далее рассмотрим основные характеристики правового статуса женщин и мужчин в семье по законам Хаммурапи. В результате можно будет наглядно увидеть различия и сходства в правах и обязанностях мужчин и женщин в семье.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/26210

Правовая система Древнего Вавилона

Источники права

В древних государствах Месопотамии источником права являлись традиции. Тем временем довольно-таки рано образуется еще один источник права – закон. На сегодняшний день известны законы некоторых городов Двуречья. Основной этап развития права отмечается во времена правления царя Вавилона – Хаммурапи. Именно тогда появляется обширный законодательный памятник (судебник) – Законы Хаммурапи. Он и стал источником права Древнего Вавилона, состоял из 282 статей и представлял собой базальтовый столб черного цвета с прописанным на нем «Законом», который был найден французскими археологами в 1902 г. в городе Сузы. В Законах Хаммурапи затронуты разнообразные вопросы права. Вопросы, касающиеся структуры судебника Хаммурапи, могут быть решены различными способами.

Слишком запутанно и без обобщений изложены правовые положения. Не исключено, что именно записи судебных решений составляли данные Законы. Суду и преступлениям посвящен первый раздел, он состоит из 5 статей. Второй раздел уже гораздо обширней, включает в себя примерно 120 статей и регулирует вопросы собственности, ее приобретения и защиты. Наследственному праву и отношениям, относящимся к семье и браку, отведен третий раздел, состоит он приблизительно из 70 статей. Двадцать статей четвертого раздела сообщают о наказании за преступные деяния, направленные на причинение вреда человеку. И в последнем пятом разделе судебника содержаться нормы, регулирующие трудовые отношения. Здесь около 70 статей.

Виды права

Земельное право

Владельцами земли в Древнем Вавилоне были государство, селения и частные лица. Дворец считался владельцем государственных земель. Некоторые их участки царь мог отдать за плату натуральными товарами мелким землевладельцам. А также участки земли передавались должностным лицам и войнам в виде поощрения за службу (бывали случаи передачи, когда совместно с земельными участками передавались и жители, дома с), как имущество обычного человека (илку).

Владения илку было исключено из обращения, за исключением двух случаев. Имущество разрешалось продавать либо купцам (тамкарам), либо другим лицам, желающим стать обладателем данного владения. Однако, покупатель вместе с покупкой имущества, брал на себя уплату сборов в казну

Читайте так же:  Сроки исковой давности в семейном праве кратко

Воин, отказавшись воевать, фактически обрекал себя на верную смерть. Так как наказанием за этот отказ была смертная казнь, а также лишение повинностного имущества. Даже в том случае, когда воин вместо себя отправлял на войну наемника, правила и наказания особо не менялись. Воина ожидала смертная казнь, а его имущество доставалось наймиту. Если во время несения военной службы, воин погибал или был пленен, то его имущество переходило наследнику, но только при условии, что последний пойдет по стопам отца. Пока ребенок был мал, половиной участка владела его мать.

Попавшего в плен воина мог выкупить тамкар, но, вернувшись домой, первый обязан был выплатить купцу плату за себя. И несмотря на то, что в при возвращении из плена имущество возвратившегося могло быть передано другому, оно отдавалось обратно. Но в качестве выкупа за себя воин не мог им расплатиться, в случае невозможности уплаты, средства за него вносили либо храм, либо дворец.

Такой порядок дел являлся защитой воинов от разорения и гарантировано привязывал их к царю.

Наряду с государственной собственностью на землю, существовала и общественная.

Изначально разделенная между общинами земля позже делилась на мелкие земельные участки, предназначенные для ведения хозяйства местных жителей. Временное пользование парацеллами определялось по жребию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Довольно рано утвердившееся земельное право в Вавилоне не было признано. И приобретение земли осуществлялось просто, без особых формальностей, посредством составления документа с приложенной печатью продавца.

Основной целью закона была охрана частной собственности. За воровство назначались непомерные суммы штрафов и, если преступник, совершивший кражу, не мог их уплатить, то он приговаривался к смертной казни. Хозяин украденной вещи (истец) мог потребовать ее возвращения у лица, которое на данный момент ей обладало (ответчик). Если второй выражал свое несогласие, то первый привлекал свидетелей для подтверждения своих прав на данное имущество. Ответчик обязан был доказать честность получения вещи. Если он не мог этого сделать, то, как и продавец украденной вещи, он подвергался смертной казни. Истец же мог быть казнен за клевету, в том случае, если не смог доказать свое право собственности на предмет разбирательства.

К собственности хозяина относились и рабы-вердумы. Как и любое имущество, их можно было дарить, продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству и пр.

В Древнем Вавилоне рабами могли стать не только иноземцы, но и его уроженцы (при определенных условиях). Тогда как в Египте рабами становились только в двух случаях: в результате кабальных договоров или военного плена. Однако ст. 117 Законов Хаммурапи гласит о том, что рабство считается срочным для того лица, которое попало в рабство по задолженности, и не может длиться более 3 лет. Хозяин предоставлял рабу имущество, которым тот мог не только пользоваться, но и совершать сделки, связанные с этой собственностью. Однако, данное имущество возвращалось хозяину после смерти раба. Также раб мог стать вольным. Отпущение на волю происходило через проведение особой церемонии – очищался лоб, с него удалялся знак рабского состояния.

Обязательственное право

В вавилоне было отмечено два вида обязательств. Первый вид – это договора. Они исполнялись по формулярам (образцам). Выглядели они как твердая таблетка из глины, высушенная на солнце и обожженная на огне. Существовали договоры займа, купли-продажи, любого вида найма, поручения, поклажи, товарищества, а также заключались договора тамкара с торговыми агентами (шамаллум). Второй вид обязательств – это обстоятельства из причинения вреда. Они предполагали компенсацию в случаях причинения вреда или нанесения урона оросительным каналам, вырубка деревьев в чужом лесу, выпас скота на чужом поле по опрометчивости пастуха и пр.

Семейное право

Брачные отношения в Вавилоне заключались посредством договора.В противном случае они считались недействительными.

Уголовное право

Кровная месть за нанесенный вред в судебнике Хаммурапи заменена либо на налагаемые государством штрафы, либо на выплату возмещений преступником потерпевшему или его родственникам.

Классовая принадлежность являлась основным показателем к назначению наказания за совершенное преступление.

Несмотря на довольно налаженную правовую систему, отклики примитивных отношений все же имели место. Например:

  • за совершенное правонарушение, где личность преступника не выявилась, отвечает вся община;
  • за злодеяния родителей ответственность также ложится на детей;
  • злоумышленник изгонялся из дома или из местности;
  • возмездие за преступление равнозначное по его силе.

Виды наказаний, входящие в перечень Законов Хаммурапи:

  • в большинстве случаев (более 30) – смертная казнь;
  • причинение увечий и удары плетью;
  • наложение клейма позора;
  • гонение из дома или из родной земли;
  • наложение штрафов;
  • снятие с занимаемой должности без возможности восстановления.
  • злоупотребление должностным положением. Судья, изменивший наказание или принявший взятку, лишается своей должности, без права восстановления и облагается штрафом в двенадцати кратном размере стоимости иска;
  • клевета и ложные показания. Наказание – смертная казнь;
  • преступные деяния угрожающие жизни или здоровью (преступления против личности). Наказание – смертная казнь лица совершившего преступление либо его ребенка. Если убийцей оказалась жена, то ее сажали на кол;
  • неблагополучное врачевание. Врач наказывался членовредительством. За прочие преступления наказанием являлся принцип «око за око»;
  • похищение ребенка каралось смертью;
  • вступивших в половые отношения кровных родственников сжигали;
  • если сын позволил себе ударить отца, ему отсекали руку;
  • противозаконное присвоение чужого имущества: из дворца или храма – карой служила смертная казнь; домашних животных – наложение компенсации в 30-кратном размере, если преступник ее не возмещал, назначалась высшая мера наказания; воровство во время пожара – вора сжигали; если во время воровства взламывалась стена – вора закапывали у этой стены.

Замечание 3

Из вышеизложенного складывается умозаключение, что хотя Законы Хаммурапи и не были доведены до совершенства, однако они упрочнили основы социального разделения и государственного механизма нынешнего времени.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/istorija-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyh-stran/pravovaja-sistema-drevnego-vavilona/

Право Древнего Вавилона

Шумерские законы — древнейшие известные истории письменные памятники права. Они возникли в ранних государственных образованиях на территории Месопотамии в период Древнего Шумера (ХХІУ-ХХ века до н. е.). К ним относят Законы Уруінімгіни (конец XXIV века до н. е.) — правителя города Лагаша, Законы Ур-Намму (конец III тысячелетия до н. е.) — правителя города Ура, фрагменты других модификаций, Законы Ліпіт-Иштара (XIX век до н. е.) и Законы Білалами (XVIII век до н. е.) — правителя Ешнунни, предшествующие Законам Хаммурапи. Хронологически шумерские законе относятся к периоду Древнего Вавилона.

Читайте так же:  Ходатайство об отсутствии арбитражный суд образец

Законы Уруінімгіни (Урукагіни) — древнейшие из известных истории законодательных памятников. Они были приняты в ходе социальной борьбы, которая привела Уруінімгіну к власти в Лагаше. Законы были направлены на поддержание древних «справедливых» порядков и традиций, на «защита вдов и сирот», гарантировали держателям храмовых и государственных наделов их права «на основе справедливости», отменяли кабальные продажно-залоговые сделки, а также содержали немного норм о наказании за покушение на личность полноправных шумерійців. Основным наказанием были штрафы.

Кроме законодательства Уруинимгине, известный также сборник шумерійських законов, появившийся после падения III династии Ура и назывался по начальным словам «анніттішу» («по его указаниям»). Сборник состоял из семи таблиц и был предназначен для переписчиков, судей, чиновников. В нем содержались распоряжения о порядке оплаты денежных и зерновых займов, размер процентов, регулировались отношения между родителями и детьми, порядок расторжения брака. Заслуживает внимания также упоминание фрагмента так называемого «шумерійського кодекса», который предназначался для писцов и судей и содержал нормы северо-вавилонского городского права. Здесь регулировались отношения между родителями и детьми, устанавливались ответственность за хищение, нанесение побоев беременной женщине, ответственность пастухов и тому подобное.

Законы города Ешнунни — свод законов, который сложился в XIX веке до н. е. в Месопотамии, городе Ешнунна (Аншнуннак), что в XXI веке до н. е. при III династии Ура входило в состав государства Шумер и Аккад, а с XX до XVIII века в н. е. представлял собой небольшое самостоятельное государство. Законы были составлены в период правления царя Білалами, почему и называются иногда Законами Білалами. Законы Ешнунни — одна из древнейших достоверных памятников права, важнейший источник по социальной истории Месопотамии. Они содержали 61 статью, регулировали правовой статус сословных групп, рабов, обязанности администрации, некоторые статьи было посвящено договора найма, долговом праву, договора займа, уголовному праву. В целом же Законы Ешнунни характеризуют общество с сильными централизованными функциями государства в области хозяйства, всей социальной жизни, они — один из источников Законов Хаммурапи.

Особое внимание уделено обороне государственного (царского) и храмового хозяйства. Законы Хаммурапи расширяли частный гражданский оборот по сравнению с тотальным огосударствлением хозяйственных отношений при III династии Ура.

Правовое положение населения по Законам царя Хаммурапи

Законы царя Хаммурапи различают две неравные по своему правовому положению группы свободного населения: иоасулум и мушкенум.

Иоасулум («человек») — свободный общинник, глава патриархальной семьи. Он владел участком общинной земли, имел имущественные права и мог рассчитывать на поддержку общины. Правовой статус иоасулум в основном определялся обычным правом. Однако государство было заинтересовано в сохранении слоя свободных общинников, поскольку иоасулум были основными плательщиками налогов. Законы Хаммурапи обеспечивали максимальную правовую защиту полноправному вавилонском населению. За преступления против иоасулум назначались наиболее тяжкие наказания и «дороже» оценивалось их имущество.

Законы Хаммурапи препятствовали социальной деградации свободного полноправного населения и устанавливали ограничения долгового рабства. Если иоасулум был вынужден в обеспечение долга продать или отдать в рабство членов своей семьи, то срок такого рабства ограничивался тремя годами, после чего долговые рабы получали свободу, а долг считался погашенным. В случае смерти заложника от побоев или дурного отношения к нему кредитор нес ответственность. Если умирал сын должника, то казнили сына ростовщика: если умирал раб, то выплачивалась денежная компенсация. Кроме того, кредитор терял право на получение долга.

Мушкенум («тот, кто падает ниц») — неповноправна свободный человек, которая вышла из общины, но поступила в услужение к царского хозяйства. Возможно, положение мушкенум получали рабы — іншоплемінники, посаженные на дворовую или храмовую землю. Мушкенум владел неотчуждаемым земельным наделом с царско-храмового фонда на условиях выплаты части урожая в казну. Поэтому землевладение мушкенум охранялось вместе с царско-храмовой собственностью. Личность и имущество мушкенум в Законах Хаммурапи оценивают ниже, чем в иоасулум.

Меньше правоспособность мушкенум определялась тем, что эта категория населения не сохраняла связи с общиной и не пользовалась ее защитой. В то же время отношение к царской службы, высокий административный статус определяли особую заботу о мушкенум со стороны государства.

Законы Хаммурапи выделяют еще одну категорию населения — тамкарів, торговых агентов, находившихся на царской службе с обязанностью отчислять в казну часть прибыли от торговых сделок. Тамкарі были связаны с рынком и, кроме царских поручений, могли осуществлять собственные торговые и ростовщические операции.

Рабство в Вавилоне имело патриархальный характер. Рабы находились в положении младших членов семьи, имели право на семью и имущество, которое считалось собственностью их хозяина. Законы Хаммурапи рассматривали раба наравне с имуществом, которое могло свободно отчуждаться. Причинение телесных повреждений или убийство раба расценивалось как нанесение имущественного ущерба и подлежало соответствующему возмещению. Вместе с тем раб лично отвечал за совершенные им преступления и к нему применялись самые жестокие меры наказания. Он мог оспаривать в суде свое рабское положение, но в случае проигрыша дела его строго наказывали. Законы Хаммурапи особенно выделяют категорию дворцовых рабов и рабов мушкенум. их похищение и сокрытие каралось смертной казнью. Дворовые рабы и рабы мушкенум могли заключать браки со свободными женщинами, и дети от таких браков считались свободным. Вдова раба имела право на свое приданое и половину совместно нажитого с мужем имущества, другая половина передавалась хозяину раба. Уравнивание правового статуса дворцовых рабов и рабов мушкенум объяснялось тем, что они рассматривались как царская (государственная) собственность и поэтому подлежали правовой защите.

Регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи

В период правления НИ династии Ура Вавилон превратился в полностью «государственное» общество: управление хозяйством перешло в руки государства, были запрещены частное хозяйство, ремесленничество, земледелие, внутренняя и внешняя торговля. На государственных полях под контролем смотрителей работали бригады общинников-гурушів, которые получали за свой труд государственный паек. За Хаммурапи хотя и оставался государственный контроль за хозяйством, но значительное развитие получили элементы частной собственности. Государство не напрямую осваивает экономику, как при III династии Ура, а через аренду государственной земельной и другой собственности.

Читайте так же:  Судебная экспертиза дисциплины

Большую часть Законов Хаммурапи посвящено регулированию землевладения. У них отсутствует институт частной собственности на землю. Это связано с тем, что для Востока характерна множественность владельческих прав. Верховным собственником земли был царь, который имел право перераспределять земельный фонд между общинами и лицами, которые находились на царской службе. Однако развитие товарно-денежных отношений постепенно разрушал общину и делал неэффективным существование больших царско-храмовых хозяйств. Поэтому целью Законов Хаммурапи было урегулировать новые формы хозяйствования в интересах государства.

Предметом особой заботы были царско-храмовые земли, которые составляли 30-40% обрабатываемых земель. Во время правления Хаммурапи широко применялась практика дробления таких земель на небольшие участки с последующей раздачей по службе (мушкенум, тамкарам, жрецам, редум и баірум) на определенных условиях или сдачей в аренду. Земли с царско-храмового фонда, как правило, исключались из торгового оборота. Жрецам и тамкарам разрешалось продавать земли при условии, что к покупателю переходили обязанности царской службы.

Общинная земля разделялась на коллективное и индивидуальное семейное землевладение. Землевладелец был обязан следить за оросительной системой и возмещать убытки, нанесенные соседям за его халатность. Законы Хаммурапи предоставляли общиннику широкие права в отношении своего земельного участка: ее можно было сдавать в аренду, менять, закладывать, передавать в наследство. Купля-продажа земли допускала, но не была распространенной. Как правило, земля не выходила за пределы общины, а крестьянин, который оставлял общину, терял права на землю.

В Законах Хаммурапи достаточно разработаны договорное право. Договоры заключались в письменной форме или в устной, при свидетелях. Субъектами сделок могли выступать только полноправные лица (сделки с лицом, находившимся в рабской или патриархальной зависимости, считались недействительными).

Законы Хаммурапи не предусматривали такие виды договоров

1. Договор купли-продажи.

Он еще не отделился от договора мены, поскольку цена назначалась не только в серебре, но и в хлебе или другом имуществе. Покупка осуществлялась при свидетелях, и продавец должен был гарантировать, что он является собственником вещи. В противном случае сделка рассматривался как воровство и каралось смертью.

2. Договор займа.

Законы Хаммурапи устанавливали максимальные размеры процентов (20 % в серебре и 33,5% — в натуральной ссуде). Кредитор, который превышал эту норму или которого уличали в мошенничестве, терял право на возврат займа. В обеспечение займа глава семьи мог отдать в заложники или долговое рабство членов семьи или рабов. Заложник находился у кредитора до возвращения долга. Долговое рабство ограничивалось тремя годами, с течением которых долг считался возвращенным, а должники освобождались.

3. Договор жилищного найма.

Хозяин, который требовал освободить помещение раньше срока, терял право на получение оплаты.

4. Договор личного найма.

Законы Хаммурапи устанавливали размеры оплаты различных видов работ ремесленников, строителей, лодочников, врачей.

5. Договор хранения заключался при свидетелях.

Отказ от него порождала обязанность возмещения ущерба в двойном размере.

6. Договор аренды.

Арендатор был обязан обрабатывать землю, вносить плату по договору в 1/3 или 1/2 урожая (если урожая не было, то расчет осуществлялся на основании урожая у соседей).

7. Договор поручения.

Заключался между тамкаром и мелким торговым агентом — шамаллум и предусматривал передачу товаров или денег для получения торговой прибыли.

8. Договор общества.

Предполагал совместный вклад денег с целью получения прибыли. Доходы и убытки делились пополам.

Законы Хаммурапи различали обязательства из договоров и из причинения вреда. Нарушение условий договора влекло за собой или кратное возмещение, или утрату предоставленных по договору денег или имущества. Причинения вреда другому лицу или чужому имуществу порождало обязательство возместить ущерб. Предусматривалась ответственность за неудачно выполненные работы.

Преступления и наказания по Законам Хаммурапи

Под преступлением в Законах Хаммурапи понимались нарушения традиционного порядка, причинения убытков лицу, имуществу. У них отсутствует различие между частноправовым правонарушением (деликтом) и преступлением. Преступление назывался грехом. Перечень грехов в вавилонской религиозной книге «Шурну» и перечень преступлений в Законах Хаммурапи совпадали. Появляется понимание обстоятельств, смягчающих и обременяли преступление. Законы приводят различия между умышленными и неумисними преступлениями. В определенных случаях достаточно было принести клятву, чтобы доказать отсутствие намерения, хотя это не всегда смягчало наказание. Например, непредумышленное нанесение раны в драке наказывалось только оплатой услуг врача. Врачу же, который сделал неудачную операцию, отрубили кисть руки. Присутствует понимание соучастия (сокрытие, пособничество). Субъектом преступления выступала любой человек, включая рабов. Классификация преступлений:

1)преступления против личности: убийство, членовредительство, оскорбление словом или действием, клевета, лжесвидетельства;

2) имущественные преступления: кража, грабеж, причинение ущерба чужому имуществу (включая рабов);

3) преступления против семейных устоев: прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, нарушение синівського обязанности, подмена или кража ребенка.

В Законах Хаммурапи существует система правовых привилегий — мера ответственности зависела от социального и семейного статуса, пола преступника и потерпевшего. За аналогичное преступление раб и свободный несли разное наказание (если свободный человек платил штраф, то рабу применялось членовредительство). За преступления против иоасулум наказывали тяжелее, чем относительно мушкенум. Наказания по Законам Хаммурапи характеризовались жестокостью. Часто они применялись по принципу талиона — возмездие соответственно причиненному вреду («око за око»). В основном в Законах Хаммурапи проводится принцип индивидуализации наказания, хотя в отдельных случаях сохранился принцип круговой поруки, который берет начало от родового строя. Например, если грабитель не был схвачен, то община возмещала похищенное на его территории имущество.

1) смертная казнь (сожжение, утопление, сажание на кол);

2) членовредительство (отрезание уха, языка, пальцев, рук и др.);

3) изгнание из общины;

4) штрафы (налагаемые не только за причинение ущерба имуществу, но и за оскорбление словом или действием, нанесения телесных повреждений мушкенум).

В Законах Хаммурапи широко применялся принцип талиона, т. е. буквально «воздаяния равным». Так, если виноват нанес ущерб сыну человека, то наказывается соответственно сын виноватого. С точки зрения современного права это глупо, но в давние времена дети рассматривались как имущество отца, и ущерб выливался в убыток.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/44416/pravo/pravo_drevnego_vavilona

Ответственность в гражданском праве вавилонии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here