Нарушение прав обучающихся в сфере образования

Вся информация на в статье на тему: "Нарушение прав обучающихся в сфере образования". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в наименование статьи 5.57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5.57 КоАП РФ

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 2 статьи 5.57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Источник: http://base.garant.ru/12125267/80f2bd336bb0e5518412ce1009a4a21a/

3.3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе в сфере образования, является юридическая ответственность

субъектов образовательных правоотношений.

Напомним, что в правовой науке под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера. Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников обладает и своими особенностями. Выделим и кратко охарактеризуем некоторые из них.

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

— уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

— административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

— гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

— дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п.14 ст.33 Закона РФ «Об образовании»), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п.23 ст.33), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (п.4 ст. 34) и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты – образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений — учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч.4 ст. 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.

Соответственно этим основаниям выделяютуголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную иматериальнуювиды юридическойответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена, прежде всего, специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания. Нужно заметить, что вопросы юридической ответственности в литературе пока еще разработаны явно недостаточно, хотя ряд исследователей уже сделали серьезные шаги в этом направлении (В.М. Сырых, С.В. Куров).

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных. Так, В.М.Сырых предлагает, думается, вполне обоснованный перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков, которые должны быть четко отражены в образовательном законодательстве и, в частности, в будущем Кодексе об образовании.

Читайте так же:  Дополнительный моральный вред

Например, в перечень дисциплинарных проступков, совершаемыхобучающимися, следует, по мнению ученого, включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, и, прежде всего, те, которыепрепятствуют осуществлению образовательного процесса,проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения.Это, в частности:

систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

Что касается педагогических работников образовательных учреждений, то помимо составов дисциплинарных проступков, названных в Трудовом кодексе РФ и в ст. 56 Закона РФ «Об образовании», они, по мнению того же исследователя, должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;

привлечение обучающихся и воспитанников без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;

принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;

использование антигyманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения.

Такой же противоправных деяний должен распространяться и наруководителей образовательного учреждения.Кроме того, они несут ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;

несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;

нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления;

непредоставление помещений для работы медицинских работников, а также для питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;

нерациональное использование нежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

Этот перечень образовательных деликтов со стороны педагогических работников приведен полностью в проекте Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании.

Тот же проект предусматривает такие последствия привлечения тех или иных субъектов образовательных правоотношений к юридической ответственности

— за совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные:

замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров; исключение из образовательного учреждения.

— за совершение дисциплинарных проступков педагогические работники образовательных учреждений могут быть повергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, временное отстранение от ведения занятий на срок до окончания семестра (четверти), запрещение читать курс в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», увольнение. Такие же последствия предусматриваются и для руководителей образовательных учреждений. В действующем законодательстве, прежде всего, трудовом и Законе РФ «Об образовании», как отмечалось выше, предусмотрены определенные меры ответственности, которые применяются на практике. Однако, перечень, содержание, характер этих мер чрезмерно узок и не способен отразить всю специфику образовательных отношений. В этом отношении соответствующие нормы проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании, думается, значительно более обоснованны и в максимальной мере отражают особенности поведения субъектов образовательных отношений и юридических последствий их противоправных деяний.

В главе 6 и последующих главах пособия вопросы юридической ответственности рассматриваются предметно в «привязке» к образовательным учреждениях, различным категориям обучающихся, педагогическим работникам образовательного учреждения.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Что представляет собой правовое регулирование общественных отношений и в чем его отличие от правового воздействия на общественные отношения? Имеется ли смысл в таком различении для сферы образования?

2. Что является предметом правового регулирования вообще и в чем особенности предмета правового регулирования в сфере образования? Могут ли отождествляться понятия «предмет правового регулирования» и «объект правового воздействия»?

3. Какую роль играет понятие «метод правового регулирования» для понимания особенностей этого регулирования в сфере образования? Приведите примеры проявления различных методов в сфере образования.

4. Попытайтесь графически изобразить все те элементы системы образования, которые должны подлежать правовому регулированию безусловно и подробно, и те, правовое регулирование может носить факультативный и/или достаточно общий характер.

5. Исходя из собственного «школьного» и студенческого опыта попытайтесь составить собственный перечень тех проступков обучающихся (а), педагогических работников (б) и руководителей образовательного учреждения (в), которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены законодательством и за совершение которых должна наступать юридическая ответственность.

Читайте так же:  Компенсация морального вреда допускается

Контактная информация
© 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/33.php

Ответственность за нарушения в сфере образования

«Аудит и налогообложение», 2011, N 11

Действующим законодательством закреплены права обучающихся в образовательных учреждениях и обязанность таких учреждений исполнять определенные нормативные требования. Несмотря на это, проблем, связанных с выполнением установленных требований, остается достаточно много. В связи с этим вопросы ответственности за нарушения в сфере образования представляются весьма актуальными.

Законодатель в наши дни все более стремится к совершенствованию действующих правовых норм путем устранения пробелов и коллизий, в том числе в сфере образования.

Федеральным законом от 03.06.2009 N 104-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон N 104-ФЗ) в КоАП РФ введена ст. 5.57 «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций», которая структурно входит в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» КоАП РФ.

Безусловно, названные в ст. 5.57 КоАП РФ составы административных правонарушений относятся к категории правонарушений, посягающих на установленные Конституцией и законодательством РФ права граждан в сфере образования.

КоАП РФ дополнен также ст. 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса». Закрепленные в этой статье составы правонарушений относятся к категории посягающих на установленный порядок управления в сфере образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, законодательно отражаются представленные гарантии общедоступности и бесплатности образования. Субъектом данного правонарушения, как можно заметить, является не только должностное лицо, но и организация в целом.

При этом ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. Это нарушение влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

Частью 3 ст. 5.57 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, дисквалифицируется на срок от одного года до двух лет. Таким образом, повторное совершение однородного административного правонарушения рассматривается как квалифицирующий признак этого административного правонарушения.

Не забывайте, что в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 3 ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Дисквалификация может быть применена также к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающимся частной практикой, а также членам совета директоров (наблюдательного совета).

Соответственно, дисквалификация как особый вид административного наказания может быть применена к должностному лицу, а именно руководителю образовательного учреждения (организации), выполняющему функции единоличного исполнительного органа юридического лица, только за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, предусмотрен административный штраф как для должностных, так и для юридических лиц.

Напомню, в силу ст. 12 Закона N 3266-1 ведение образовательной деятельности в представительствах образовательного учреждения запрещается. Порядок оказания платных образовательных услуг определен ст. ст. 45, 46 Закона N 3266-1.

За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком ведения учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации наказание назначается согласно ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ.

За выдачу образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдачу образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по программам, не прошедшим государственной аккредитации, предусмотрены административный штраф или дисквалификация для должностных лиц и только один вид административного наказания в виде штрафа применительно к юридическим лицам (ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ).

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством в области образования олимпиад школьников, а также нарушение установленного законодательством порядка проведения государственной (итоговой) аттестации квалифицируется в соответствии с ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ (рекомендую ознакомиться с Приказом Минобрнауки России от 28.11.2008 N 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» и Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации»).

Читайте так же:  Образец решения о продлении полномочий генерального директора

Нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию квалифицируется в соответствии с ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ. Этой статьей предусмотрены и квалифицированные составы нарушений, наказание за которые при наличии соответствующих признаков естественно более высокое: так, при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 или ч. 4 указанной статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, ч. 6 той же статьи предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

На основании изложенного следует, что:

  • субъектами административной ответственности за нарушение законодательства в области образования выступают юридические лица (образовательные организации — государственные (федеральные и региональные) и муниципальные образовательные учреждения (бюджетные и автономные), а также негосударственные образовательные организации, созданные во всех возможных организационно-правовых формах (автономные некоммерческие организации, частные учреждения)), должностные лица и граждане;
  • назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (руководителя организации), равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ);
  • должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомню, под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях (ст. 2.4 КоАП РФ). Организационно-распорядительные функции включают: руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. Административно-хозяйственные функции — полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений; принятие решений о начислении заработной платы, премий; осуществление контроля над движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Уголовной ответственности за преступления в сфере образования посвящена ст. 156 Особенной части УК РФ, согласно которой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним, наказывается штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до 220 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Следует отметить, что субъект, как видно из дефиниции указанной нормы, является специальным, то есть помимо общих признаков он наделен хотя бы одним специфическим. И конечно, применительно к характеристике уголовной ответственности, необходимо не забывать о том, что субъектом преступления может быть только физическое лицо, в том числе должностное лицо (в отличие от административной ответственности). Родовой объект преступления, квалифицируемого по ст. 156 УК РФ, — личность, видовой объект — непосредственно несовершеннолетний (лицо, не достигшее 18 лет).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/66591-otvetstvennost-narusheniya-sfere-obrazovaniya

Статья 5.57 КоАП РФ. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций (действующая редакция)

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Источник: http://www.zakonrf.info/koap/5.57/

Ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

Ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

В соответствии со статьей 5.57 частью 2 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за действия, связанные с нарушением или незаконным ограничением предусмотренных законодательством на образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

Права и свободы обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в образовательном процессе определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Читайте так же:  В чем заключается гласность судебного разбирательства

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах.

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная законодательством обязанность учредителя соответствующего образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа. Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в действиях (бездействиях) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

В случае нарушения прав и свобод обучающихся (воспитанников) для должностных лиц, а также юридических лиц предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

За данное правонарушение предусмотрен административный штраф для должностных лиц и для юридических лиц.

Источник: http://podadm.ru/poleznaya-informatsiya/prokuratura-soobshchaet/otvetstvennost-za-narushenie-prava-na-obrazovanie-i-predusmotrennykh-zakonodatelstvom-ob-obrazovanii/

Статья 5.57 КОАП РФ. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарии к ст. 5.57 КОАП РФ

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ гарантированного ст. 43 Конституции РФ права на образование.

Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «Об образовании» с последующими многочисленными изменениями (далее — Закон об образовании)) в качестве одного из принципов государственной политики провозглашен принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (ст. 2) и перечислены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в том числе доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурентной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в указанных учреждениях (ст. 5).

Законом предусмотрено оказание социальной государственной поддержки определенным категориям граждан в период получения ими образования (ч. ч. 5 — 7 ст. 5).

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантирует гражданам РФ свободу выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (ч. 4 ст. 2).

2. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе норм указанных законов регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которые были утверждены Правительством РФ. В будущем эти положения будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области образования.

Каждое образовательное учреждение имеет статус юридического лица и соответствующий устав, разрабатываемый на основе типового положения (см. ст. 13 Закона об образовании).

Применительно к образовательным учреждениям (в комментируемой статье они названы организациями) лица, получающие в них образование, именуются «обучающимися», а лица, находящиеся в коррекционных образовательных учреждениях, в детских домах, интернатах и других специализированных образовательных учреждениях — «воспитанники».

Термин «обучающиеся» законодательные акты об образовании применяют к лицам, обучающимся в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, именуются также «студенты» (см. ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

3. В Законе об образовании определены общие положения о приеме граждан в соответствующие образовательные учреждения (ст. 16). Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утверждаются Минобрнауки России, закрепляются в уставе учреждения, принятого учредителем образовательного учреждения, и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования также утверждается Минобрнауки России.

Порядок исключения обучающихся из образовательных учреждений установлен на законодательном уровне и на уровне типовых положений об образовательных учреждениях и их уставов.

Закон об образовании (ст. 19) определяет основания и порядок исключения учащихся из общеобразовательного учреждения. Орган управления общеобразовательного учреждения, например, педагогический совет школы, вправе исключить учащегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, за грубые нарушения устава данного учреждения, если меры воспитательного воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное его функционирование.

Читайте так же:  Часы работы комиссии по делам несовершеннолетних

При этом оговорена обязанность образовательного учреждения при решении такого вопроса учесть мнение родителей (законных представителей), получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также немедленно информировать о принятом решении орган местного самоуправления.

Согласно ст. 16 (п. 9) Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. При этом установлены определенные сроки и ограничения применения взыскания.

4. Объективная сторона деяния по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть должностные лица (например, директор школы, руководитель (его заместитель) органа управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне), допустившие перечисленные в данной части статьи нарушения. Равным образом это относится к самим образовательным учреждениям, являющимся по своему статусу юридическими лицами.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образования.

Права и обязанности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образовательного процесса определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

Согласно ст. 50 Закона об образовании все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах и т.п. Эти меры обеспечивает учредитель образовательного учреждения в пределах своей компетенции (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (с изм. и доп.)).

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная Законом «Об образовании» обязанность учредителя соответствующего муниципального или государственного образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п. 17 ст. 50).

Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).

Лица, обучающиеся по очно-заочной и заочной форме, имеют право на получение дополнительно оплачиваемого отпуска по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы в соответствии с законодательством РФ.

Законом предусмотрены также определенные льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. ч. 10 ст. 50 и ч. 2 ст. 51 Закона об образовании).

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает помимо указанных выше льготы для определенных категорий граждан при поступлении в вуз (ст. 11) и определяет статус студента, устанавливая наряду с закрепленными в Законе об образовании правами всех обучающихся дополнительные права (см. ч. ч. 2 — 7 ст. 16) и регламентирует обязанности студентов (см. ч. ч. 8 — 10 ст. 16).

7. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

8. Субъектами административных правонарушений по ч. 2 данной статьи могут быть должностные лица администрации образовательного учреждения, должностные обязанности которых определены уставом учреждения, а также сами образовательные учреждения как юридические лица. По нашему мнению, к административной ответственности по ч. 2 данной статьи могут быть привлечены и работодатели в случае нарушения требований законодательных актов РФ о предоставлении льгот лицам, обучающимся по очно-заочной или заочной форме обучения.

9. Форма вины по обеим частям этой статьи — как правило, умысел, но может быть и неосторожность.

10. Дела об административных правонарушениях по обеим частям данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции. Если предполагается назначить дисквалификацию в отношении должностного лица, являющегося государственным гражданским служащим либо муниципальным служащим, дело передается на рассмотрение районного судьи (ч. 1 ст. 23.1 и ст. 3.11 КоАП РФ).

11. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rulaws.ru/koap/Razdel-II/Glava-5/Statya-5.57/

Нарушение прав обучающихся в сфере образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here