Методы исследования в судебной экспертизе

Вся информация на в статье на тему: "Методы исследования в судебной экспертизе". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Понятие метода судебной экспертизы

судебный экспертиза методология

  • o сложность, определяемая объемом работы, напряженностью труда, квалификацией исследователя и влиянием этих обстоятельств на результаты;
  • o экономичность, определяемая затратами на оборудование, подготовку специалистов и непосредственно на проведение исследования;
  • o влияние на объекты исследования, определяемое возможностью повторного проведения исследования;
  • o безопасность, определяемая влиянием на здоровье исследователя и степенью вероятности несчастных случаев;
  • o эффективность (действенность) характеризующаяся возможностью получения достоверных результатов, определенных с достаточной точностью, при использовании минимального объема необходимого времени.

При рассмотрении понятия методов судебных экспертиз следует осветить вопрос об источниках их формирования Основы судебной экспертизы. М., 1997. Ч. 1. С. 246..

Метод может быть разработан в той же области научного знания, которая является базовой для производства экспертизы одного или нескольких видов, и создан для собственных научно-практических исследований в этой науке. К таковым, например, относятся большинство физических, химических и биологических методов исследования, применяемых в соответствующих науках и после адаптации ставших экспертными методами. В структуре экспертного метода необходимы три элемента — обосновывающая, операционная и техническая части.Основы судебной экспертизы. М., 1997. Ч. 1. С. 246.. Обосновывающая часть содержит изложение научной базы, на которой создан метод и представление о результате его применения. В операционную часть входят действия, операции и приемы осуществления метода. Техническая часть включает различные материальные средства и приборы, которые позволят реализовать метод. Так, методы исследования огнестрельного оружия основаны на закономерностях, усматриваемых в конструировании оружия, закономерностях внутренней и внешней баллистики выстрела; используют приемы криминалистического изучения оружия и боеприпасов; требуют использования оптических, фотографических и других средств изучения объектов.

В экспертной практике нередки случаи применения комплекса методов исследования. При производстве комплексных и комиссионных экспертиз могут быть применены различные методы каждым экспертом. Но даже тогда, когда экспертиза проводится единолично, эксперт может применить комплекс дополняющих друг друга методов одной или разных областей знания. Интеграция знаний приводит не только к интеграции наук, но и интеграции их методов, что особенно наглядно проявляется при производстве экспертиз.

Вопросам классификации экспертных методов посвящены работы И.В. Постики, А.И. Винберга и А.Р. Шляхова, Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Россинской. Классифицировать методы судебной экспертизы предлагается по различным основаниям:

  • o степени общности и субординации;
  • o целевому назначению и результатам;
  • o характеру получаемой информации (свойствам, признакам объектов);
  • o стадиям экспертного исследования;
  • o областям наук, из которых они заимствованы:

c. биологические и др.

o этапам реализации методов, применяемых на стадиях:

Учитывая, что на этих стадиях применяется комплекс методов, это будет уже классификация методик, а не методов. Применительно к потребностям экспертной практики подставляется целесообразной классификация методов с точки зрения их общности и субординации, в соответствии с которой выделяются четыре уровня.

Второй уровень. Общие (общенаучные) методы — система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М., 1987. Общие методы — это универсальные методы исследования, так как каждый из них может использоваться для решения большой группы вопросов, которые ставятся перед судебной экспертизой. Они применяются на основных стадиях экспертного исследования в экспертизах всех родов. К общим методам относятся: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.

Наблюдение — непосредственное восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения. Результаты научного наблюдения фиксируются по определенной системе, а информация, получаемая в результате наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость. Контроль может осуществляться путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента). Наблюдение может проводиться как в естественных для объекта изучения условиях, так и в лабораторных условиях.

Эксперимент — опытное действие, специально осуществляемое для искусственного неоднократного изменения условий наблюдения объекта или явления с целью выявления природы, сущности свойств, характеристик и других особенностей наблюдаемого объекта или явления. Он заключается в изучении интересующих эксперта процессов в условиях, максимально близких к условиям, имевшим место в момент происшедшего события, с учетом возможной вариационности. Наблюдаемым и эффективным эксперимент может быть при соблюдении единства трех моментов: технического и теоретического базиса, его подготовки и проведения; упорядоченности, систематизированности проводимых опытов; получения выводов, подтверждающих или опровергающих экспертную гипотезу, существовавшую до проведения эксперимента. Этот метод широко применяется в судебной экспертизе, начиная с получения экспериментальных образцов до выявления механизма взаимодействия объектов, следообразования, отдельных параметров этого механизма. Моделирование — опосредованное исследование закономерностей изучаемого объекта в основном в тех случаях, когда он недоступен для непосредственного изучения.

В последние годы появились методы, получившие название кибернетических, которые образуют новую группу общенаучных методов. Основанные на использовании этих методов новые информационные технологии позволяют осуществлять поиск и автоматическую обработку информации и компьютерное моделирование. Кибернетические методы следует отличать от математических, поскольку осуществление вычислений и математическое моделирование — это только часть задач, решаемых с помощью кибернетических методов.

Третий уровень. Классификация методов этого уровня в литературе по судебной экспертизе представлена тремя основными точками зрения и соответственно тремя системами. В системе, предложенной А.И. Винбергом и А.Р. Шляховым (1977), методы этого уровня названы частно-научными методами судебной экспертизы Классификация и перечень основных методов судебной экспертизы. М., 1977.. Это инструментальные, аналитические и иные вспомогательные технические методы, применяемые либо в одной, либо в нескольких науках. Они применяются для изучения морфологических и субстанциональных свойств объектов исследования. Методы этого уровня по классификации А.И. Винберга и А.Р. Шляхова систематизируются в соответствии с их общим научно-техническим назначением и получаемыми результатами на 12 классов: измерительные; микроскопические; фотографические; физико-технические; спектральные; рентгенографические; хроматографические; электрохимические (физико-химические); аналитико-химические; радиационные; математические; электронно-вычислительные.

Читайте так же:  Постановление пленума верховного суда о мошенничестве

Все перечисленные классы методов характеризуются своими принципами и набором технических средств. Внутри каждого класса методы делятся на роды, виды и подвиды по целевому назначению, способу регистрации изучаемых свойств объектов и т.п. Например, класс фотографических методов делится на запечатлевающую, измерительную и исследовательскую фотографии, а также методы, родственные ей. В свою очередь запечатлевающая фотография включает следующие ее виды: фоторегистрация на различных материалах, фоторепродукция, панорамная фотосъемка, стереоскопическая фотосъемка, макрофотография. Измерительная фотография делится на фотограмметрическую и стереофотограмметрическую. Исследовательская — на цветоделение, усиление контраста (яркостного, теневого), фотографирование люминесценции в УФ- и ИК-лучах, микрофотосъемка, фотометрирование. К методам, родственным фотографии, относятся: электрофотография, термография, диффузно-копировальные способы.

Источник: http://vuzlit.ru/709172/ponyatie_metoda_sudebnoy_ekspertizy

Методы экспертного исследования объектов судебно-товароведческой экспертизы

При проведении судебно-товароведческой экспертизы, на практике используют разнообразные методы исследования. Такие методы могут применяться в различных областях науки и техники, они детально описаны в нормативных документах и стандартах. Эти методы могут касаться – пищевой и текстильной промышленности, материаловедения и других отраслей.

Основная задача товароведческой экспертизы – изучение особенностей свойств объекта, она определяет результат расследования. В процессе которой, специалист устанавливает изменения свойств товара при различных условиях. Таким образом, методы, которые применяет эксперт, зависят от свойств и характеристик этого товара.

Основными объектами товарной экспертизы, являются:

  • Товары и изделия.
  • Части товаров.
  • Упаковка.
  • Материалы гражданских дел, содержащие информацию о товаре.
  • Материалы уголовных дел, содержащие информацию о продукции.
  • Документы, отражающие действия, которые с этим товаром происходили.
  • На практике, товароведческая экспертиза проводится при помощи двух основных методов: непосредственного исследования объектов и сравнительного анализа. Каждый из этих методов имеет достаточное количество собственных специфик и правил применения.

Непосредственное исследование объектов определяет похожесть или различие характеристик исследуемого товара и его образцов. Сюда также входит детальное изучение: его маркировки, сопроводительных документов, нормативных документов.

При помощи товароведческой экспертизы устанавливают:

  • К какой товарной группе относится продукт.
  • Качество товара, его изменения и пригодность для использования.
  • Влияние таких факторов, как маркировка, упаковка, обозначения по эксплуатации и хранению товара, на изменение состояния объекта исследования.
  • Соответствие характеристик товара тем сведениям, которые указаны на маркировке.
  • Соответствие характеристик товара информации, которая значится в сопроводительных документах.
  • Соответствие характеристик товара информации, которая прописана в сопроводительных документах.

Если же, и маркировки и упаковки нет, узнать причину повреждения или другое изменение его состояния, можно по характеру поражения товара. Например, это могут быть пятна на одежде, царапины или вмятины на поверхности и т.д. Это может говорить о небрежности при транспортировке или хранении, несоблюдении техники безопасности при эксплуатации и т.п. Чтобы установить причины такого происшествия и предоставить свои выводы следствию, эксперт и проводит исследование, которое расследует указанные процессы.

Методы товарной экспертизы:

В таких случаях, обыкновенно используют такие методы исследования:

  • Измерительный – содержит физико-механические, биологические, химические и микроскопические методы исследования. Производятся посредством различных технических средств и выясняют структуру, надёжность окраски, содержание различных материалов, состав элементов, размер и прочие характеристики.
  • Органолептический – определяет внешние признаки и характеристики товара.
  • Расчётный – рассчитывает необходимые показатели по формулам, учитывающие все параметры товара, которые определены измерительным методом.
  • Регистрационный – исследует качество товара, на основе его свойств и характеристик.
  • Экспериментальный – основан на изучении товара и его образцов, которые были получены путём эксперимента, для определения степени повреждения изделия или потери своих свойств.
  • Стоимостный – выясняет качество товара в стоимостных единицах в определённый период времени.
  • Статистический – использует правила математической зависимости и определяет численные факторы товара.

При проведении товароведческой экспертизы методом непосредственного исследования, как правило, используется методика сплошного исследования, которая изучает все товары, которые имеют отношение к делу. Но, иногда бывают случаи, когда необходимо применить выборочную методику. Это происходит, когда из большой партии товара одного типа и модели, берут стандартную выборку и делают выводы на основе её изучения. Если не все правила выборки соблюдаются, результат не может быть применён ко всей партии товара – лишь к его пробникам.

Метод сравнительного анализа в практике судебно-товароведческой экспертизы проводится исключительно на основе информации, которая содержится в документации, которая представлена эксперту и относящейся к исследуемому объекту. В таком случае, проведение исследование возможно лишь при наличии таких документов и их пригодностью для расследования дела.

Поскольку, специалист изучает не сам товар, а лишь документацию и информацию о нём, которые могут быть подготовлены непрофессионально или недостоверно, круг задач эксперта касается лишь:

  • Подробностей транспортировки.
  • Условий хранения.
  • Способов упаковки.
  • Соблюдения правил приёмки.
  • Соблюдения стандартов испытаний.
  • Правил реализации товара и подобным.
Читайте так же:  Срок исковой давности по задолженности жкх

При исследовании методом сравнительного анализа, решение задач экспертизы определяется путём определения соответствия требованиям нормативной документации таких сведений:

  • Характеристик данного товара.
  • Испытаний и операций приёма товара.
  • Условий и способов транспортировки, хранения, упаковки, эксплуатации и продажи товара.
  • Влияние несоблюдения правил транспортировки, хранения, упаковки и эксплуатации на ухудшение качества изделия.

При решении таких задач товароведческой экспертизы, используют методы, которые отталкиваются от аналитики, оценки и сравнения свойств, которые значатся в документации касающейся товара. Путём анализа сведений этих документов, эксперт определяет, достаточно ли их для проведения исследования.
При использовании метода сравнительного анализа, необходимые данные сравниваются с нормативными и определяют:

  • Уровень и соответствие норме качество товара.
  • Соответствие нормативным правилам транспортировки, приёма товара, его испытания и хранения.
  • Соответствие другим операциям, которые значатся в документах. Если, при сравнении сведения не совпадают, делаются выводы по действиям, которые повлияли на ухудшение качества товара.

И последний этап товароведческого исследования – по документам – это оценка результатов экспертизы на аргументированность и полноту для самых точных выводов.

При проведении товароведческой экспертизы по документальным данным на практике применяются такие методы:

  • Документальной проверки – используется для определения пригодности и достаточности для проведения экспертизы информации, которая прописана в документах.
  • Встречной проверки – сравнительному анализу предаются однотипные показатели, которые есть в разных документах. Такие показатели изучаются во всех документах. Если есть несоответствия – определяется этап и причина, где же именно произошло ухудшение качества товара.
  • Нормативной проверки – происходит оценка различной информации, которая содержится в документах, в соответствии с правилами нормативно-технической документации.

В таких случаях специалист-товаровед исследует:

  • Основные товарные характеристики товара и их соответствие тем, которые содержатся в нормативно-технической документации.
  • Условия приёмки и испытаний товара, а также их соответствие нормативно-технической документации.
  • Условия транспортировки, упаковки и хранения товара. Его соответствие нормативным требованиям по уровню качества, списания по естественной убыли, причин потери качества и другим.

Источник: http://mnk-expertiza.ru/tovarovedcheskaya-ekspertiza/metodyi-sudebnoj-tovarovedcheskoj-ekspertizyi.html

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Методология общей теории судебной экспертизы включает в качестве необходимого элемента методы и методики решения задач судебной экспертизы.

Словарь основных терминов судебных экспертиз дает следующие определения:

» Метод экспертизы (экспертного исследования) — система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом. Операции, образующие метод, представляют собой практическое применение знаний закономерностей объективной действительности для получения новых знаний».

» Методика экспертизы (экспертного исследования) — система методов (приемов, технических средств), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактов, относящихся к предмету определенного рода, вида и подвида судебной экспертизы».

Любая методика экспертизы — это программа использования комплекса методов, приемов и технических средств, применяемых в определенной последовательности для решения экспертных задач.

Принято различать методы исследования, применяемые в науках при разработке теоретических и экспериментальных проблем, и методы, применяемые в экспертной деятельности. Однако это деление весьма условно, так как используемые в экспертной практике методы также имеют научный характер, поскольку основываются на достижениях науки и техники.

Научная обоснованность экспертного метода имеет существенное значение для его практического применения. Научная обоснованность подразумевает надежность метода с точки зрения возможности получения с его помощью достоверных результатов. Соответствие метода этому требованию должно содержаться в базовой науке, где он был испытан первоначально.

Помимо научной обоснованности возможности применения метода экспертизы в судебно-экспертной деятельности определяется следующими требованиями.

Допустимость экспертного метода определяется его безопасностью для эксперта. Например, многие специальные естественно-научные методы для их реализации требуют высокого электрического напряжения, использования вредных для здоровья реактивов или излучений, что выдвигает на первый план при их применении требования соблюдения техники безопасности.

Методы экспертного исследования также должны отвечать требованию сохранения объекта в том виде и состоянии, в котором он поступил на экспертизу. Разрушение, уничтожение объекта разрешается только в крайних случаях по согласованию со следователем (судом), назначившим экспертизу.

Основные классификации методов судебно-экспертного исследования. Поскольку в судебно-экспертной деятельности используются те же методы, что и в научных исследованиях, их систему можно представить совокупностью трех групп методов: 1) всеобщими диалектическими методами; 2) общими методами; 3) частными методами.

I. Всеобщий диалектический метод, пронизывающий все остальные уровни, всю структуру методов, т.к. является базой для их развития.

Этот всеобщий метод включает в себя и широко используемые в экспертной практике такие формально-логические категории, операции познания, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др., которые учитывают основные этапы и закономерности процесса познания.

Индукция и дедукция — это парные, взаимосвязанные способы познания, причем первое — это способ познания от частного к общему, а второе — это способ рассуждения, когда вывод строится от общего к частному. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности, их свойств и признаков. Обнаруживая сходные признаки у многих объектов, можно сделать вывод, что эти признаки присущи всем предметам определенного класса. Дедукция часто используется для того, чтобы получить в явном виде ту информацию, которая не явно предполагается. Дедуктивный процесс начинается с общих положений и заканчивается применением общей истины к тому или другому частному случаю.

Читайте так же:  Моральный вред очередь реестра требований кредиторов

Анализ как метод исследования предполагает мысленное расчленение (разложение) любого сложного явления (как целого) на составляющие — более простые части, элементы. Посредством анализа эксперт выделяет и изучает отдельные, наиболее важные для решения поставленных перед ним вопросов свойства, стороны и отношения исследуемого объекта. При этом в определенной степени теряется представление об объекте, явлении как о едином целом. Например, если механизм обрушения здания мысленно разделить на этапы, то самостоятельное рассмотрение одного из них не позволяет понять динамику его возникновения и развития. Достижению этой цели служит синтез.

Суть синтеза в «соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления и достижении целого в его единстве». Анализ и синтез — сопутствующие друг другу формы познания. Их единство можно показать на примере исследований эксперта-строителя, направленных на установление степени физического износа строения, сооружения. При натурном изучении выделяются признаки объекта, отражающие его состояние, после чего их множество мысленно разделяется на элементы, каждый из которых может быть соотнесен с имеющимся в специальной литературе описанием его абстрактного аналога. Далее в соответствии с существующими правилами производится поэтапная оценка каждого из выявленных признаков.

Следующий этап исследования — это синтез отдельных результатов оценок всей совокупности выявленных на предыдущих этапах признаков, позволяющий получить представление о степени износа (в процентах) здания, строения или сооружения.

II. Общие методы – система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов. Это универсальные методы исследования, т.к. каждый из них может использоваться для решения большой группы вопросов, которые ставятся перед судебной экспертизой. Они применяются на основных стадиях экспертного исследования в экспертизах всех родов.

К общим методам относятся: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение– непосредственное восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения.

Наблюдение, производимое экспертом, имеет целевую направленность, связанную с решением определенной задачи, и носит планомерный, систематический характер; оно предпринимается в целях изучения предмета, явления. Визуальный осмотр — неотъемлемая часть экспертного исследования, его результаты служат основой для дальнейшего изучения. Так, «физический износ здания устанавливают… на основании визуального осмотра конструктивных элементов и определения процента потери ими эксплуатационных свойств вследствие физического износа»; «задача осмотра — обнаружить в зданиях жучков — вредителей древесины, определить степень поражения деревянных частей, вид вредителя и активность процесса разрушения».

Измерение– совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений в целях нахождения числового значения величины в принятых единицах измерения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Описание – фиксирование обобщенных результатов наблюдения, измерения с помощью средств письменной речи, указание на признаки объекта. Такое описание всегда упорядоченное, поскольку используется принятая терминология.

Под описанием понимают указание на признаки объекта исследования. Это могут быть все установленные признаки (как существенные, так и несущественные для решения определенной задачи) или только некоторые,

имеющие значение для данного исследования).

Первое имеет место, как правило, на начальных этапах осмотра, когда у эксперта, например, еще не выработалась определенная версия о причинах разрушения строения и он стремится к полноте описания, с тем чтобы впоследствии дифференцировать признаки с учетом выдвигаемых гипотез произошедшего (это присуще, как правило, начинающим экспертам). Второе, соответственно, является атрибутом экспертного опыта и реализуется при уяснении (хотя бы в первом приближении) причин возникновения и развития деструктивных процессов. Описываемые признаки устанавливаются путем наблюдения или других методов и являются средством фиксации полученной информации. Сравнение это сопоставление свойств или признаков двух или нескольких объектов экспертного исследования.

Данный метод исследования позволяет выявить общее и особенное в явлениях, процессах, событиях, определить ступени и тенденции их развития. Его применение предполагает наличие не менее двух объектов сравнения. Ими могут быть:

конкретные материальные объекты;

фактические данные и их источники

Эксперимент – опытное действие, специально осуществляемое для искусственного неоднократного изменения условий наблюдения объекта, явления с целью выявления природы, сущности свойств, характеристик и других особенностей наблюдаемого объекта, явления. Этот метод широко применяется в судебной экспертизе, начиная с получения экспериментальных образцов до выявления механизма взаимодействия объектов, следообразования, отдельных параметров этого механизма.

Моделирование– суть метода состоит в замене объекта-оригинала моделью, т. е. специально созданным аналогом. Это могут быть модели предметов, устройств, систем, явлений и процессов. Частным случаем моделирования является реконструкция, т.е. восстановление первоначального вида, состояния, облика объекта по остаткам или письменным источникам.

К моделированию обращаются, когда экспериментировать с объектом невозможно либо нецелесообразно и возникает необходимость в использовании соответствующей модели.

III. Частная методика — способ решения конкретной экспертной задачи, являющийся результатом приспособления, изменения общей методики либо плодом творческого подхода к решению экспертной задачи. Применяется в зависимости от особенностей преступлений (правонарушений), места их совершения, документирования и учета операций, применяемых в конкретной организации.

Источник: http://scienceforum.ru/2019/article/2018015960

Система методов судебной экспертизы

Изучение понятия и структуры судебной экспертизы. Классификация методов, используемых для ее проведения: методы анализа морфологии веществ, материалов и изделий; состава и структуры веществ и материалов; физических, химических и других свойств веществ.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.02.2015
Размер файла 20,6 K
Читайте так же:  Задачи стадии подготовки к судебному разбирательству

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Система методов судебной экспертизы

судебный экспертиза материал морфология

Методология судебной экспертизы, в контексте ее систематизации как элемента научного знания, активно развивающееся благодаря усилиям известнейших ученых настоящего и недалекого прошлого. Известны работы А.И. Винберга, А.Р.Шляхова, положившие начало усилиям по поиску приемлемых классификаций методов, отражающих суть и содержание исследования в области судебной экспертизы как науки. Не менее известны более поздние работы Т.В. Аверьяновой, И.А. Алиева, Е.Р. Россинской, содержание которых было посвящено более глобальным проблемам структуры науки судебной экспертизы, разработка чего невозможно без системы методологии науки, структуры методов научного исследования. Все эти исследования существенным образом отличаются, применяется различная методология, но их суть сводится к ряду совпадающих положений, носящих принципиальное значение.

Система методов судебной экспертизы видится состоящей из 4-х уровней. Здесь наша наука существенно не отличается от общих постулатов гносеологии и построенных на них методологии иных наук: диалектический метод, общенаучные методы, частнонаучные методы, предназначенные для решения близких по своему содержанию задач и специальные методы, направленные на исследование конкретных, единичных объектов. Такую четырехчленную структуру, но с видоизменениями в названиях методов третьего и четвертого уровней принимает большая часть ученых, обративших свое внимание на методологию судебной экспертизы См., например, Виноградова Н.И., Матвиенко Е.А. Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований. Курс лекций. — М.: Щит-М, 2013. — С. 8. .

На первом уровне, диалектическом, вряд ли проявляется специфика судебной экспертизы, поэтому, совершенно справедливо, данный уровень остается без анализа. А вот уровень — общенаучные методы, уже вызывает некоторые комментарии. В частности, я бы не стал утрировать данный уровень методологии, относя к нему лишь наблюдение, описание, измерение, эксперимент и т.д. В современной философии этот уровень методологии разделяется на две части: методы эмпирического уровня и методы конструирования научных теорий. К первой части относятся методы, используемые на уровне эмпирического познания, производства опытов и т.д. Это и есть перечисленные выше методы наблюдения описания, измерения и т.д. К методам конструирования теорий относятся обобщение и абстрагирование, формализация, аксиоматический метод и т.д., то есть те, которые направлены на синтез нового знания, научное обобщение в целях создания нового теоретического знания. Как в той, так и иной области мы можем увидеть несколько направлений их совершенствования.

Во-первых, методы эмпирического уровня следует в большей степени адаптировать, конкретизировать применительно к практике судебной экспертизы. Мы относимся к тем ученым, кто придерживается мнения, что при приложении к конкретной области знаний любого метода, даже общенаучного, обязательно проявляется специфика предметной области, что требует некоторой коррекции используемого метода. Иными словами, система методов должна быть адаптирована к конкретной области знания или практической задаче. Конечно, то, что используются определенные методы, само по себе еще не дает права считать их специфическими методами данной науки или области практической деятельностиПещак Я. Общетеоретические проблемы криминалистики. Учебное пособие. — М.: Академия МВД СССР, 1977. — С. 61. . Но чаще всего, метод, взятый из другой науки и примененный к другой науке, будет несколько видоизменен и приобретет особые черты, которых не было в оригинале.

Кстати, в родительской для судебной экспертизы науке, исторически более всего близкой для экспертной практики — криминалистике — этим проблемам было уделено не мало внимания, до сих пор встречаются работы, в той или иной степени конкретизирующие общенаучные методы к практике раскрытия и расследования преступлений. Наибольший успех таких работ состоит в разработке на основе общенаучного экспериментального метода специального следственного действия — следственного эксперимента. Специфика экспертной деятельности, многообразие решаемых задач, их сложность, не позволяет нам детализировать до такой степени экспертный эксперимент, поскольку экспериментальные действия явно различны для трасологического или, скажем, химического исследования. Но, тем не менее конкретизация явно нужна, особенно для учебных целей. Столкнувшись с этой проблемой при преподавании учебного курса «Естественно-научные методы судебно-экспертной деятельности» мы констатируем практическое отсутствие систематизирующих работ, которые бы конкретизировали эти методы применительно к наиболее общим элементам судебно-экспертной деятельности.

Например, метод измерений. Явно обладающий существенными особенностями применительно к измерениям различных объектов, попадающих в сферу судебно-экспертной деятельности, данный метод изучается почти как раздел метрологии, то есть изучение ограничивается общими положениями и математической оценкой результатов измеренийСм., например, Виноградова Н.И., Матвиенко Е.А. Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований. Курс лекций. — М.: Щит-М, 2013. С. 54-71. . И это не проблема учебника. Просто до сих пор в судебной экспертизе не обращали внимание на такой простой и «малосущественный» вопрос. В результате в каждом дальнейшем учебном разделе, раскрывающем виды и роды экспертиз, многие базовые положения измерений придется изучать самостоятельно, применительно к своим объектам. Налицо проблемная ситуация: для реализации учебной программы (подчеркнем, именно для учебных целей, а не для конструирования экспертной методологии) нужно выделить общее в измерениях и перенести это общее в базовый курс, сопроводив все задачами из конкретных отраслей экспертизы.

Читайте так же:  В ходе судебного разбирательства было установлено

Во-вторых, методы конструирования научных теорий, за редким исключением, вообще не анализируются в теории судебной экспертизы. В одной из немногих работ в данном направлении Т.В. Аверьянова и И.А. Алиев анализируют пути построения теории экспертизы. При этом они признают непригодным для этих целей аксиоматический метод построения теорий, поскольку общая теория судебных экспертиз не может обладать набором аксиом как исходной базой ее построения и не может быть выражена с такой большой степенью формализации, констатируя, что сейчас создать строгую формализованную теорию в области судебной экспертизы невозможно. По этой причине авторы отдают предпочтение модели гносеологической теории, под которой понимается содержательная теория, адекватно отражающая действительность с точностью допустимых гносеологических предпосылокСм.: Алиев И.А., Аверьянова Т.В. Концептуальные основы общей теории судебной экспертизы. — Баку: Гянджлик, 1992. — С. 26-28. .

Мы не склонны к столь категоричным утверждениям. Так, основные положения теории идентификации, лежащей в основе и теории экспертизы тоже, достаточно строги и хотя не прописаны особым, формализованным языком, уже во многом отвечают требованиям формализованных теорий. По крайней мере это уже законченная конструкция, вряд ли подверженная существенным изменениям (а это одно из основных требований к формализованным теориям !).

Весьма интересно, особенно для учебных целей, провести систематизацию частнонаучных методов, используемых при проведении различных судебных экспертиз. Сейчас уже четко видно, что доминируют два подхода. Первый сформулирован А.И. Винбергом и А.Р. Шляховым в 1977 году. Обобщая методики экспертных исследований того времени в соответствии с общим научно-техническим назначением этих методов они выделили 12 классов:

— электронно-вычислительные См., Зинин A.M., Майлис Н.П. Судебная экспертиза. Учебник. — М.: Право и закон; Юрайт-Издат, 2002. — С. 43. .

В современной учебной литературе останавливаются всего на 8 классов: микроскопические; фотографические; химические; спектральные; хроматографические; рентгеновские; физико-технические; математические См., например, Виноградова Н.И., Матвиенко Е.А. Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований. Курс лекций. — М.: Щит-М, 2013. С. 12. .

Е.Р. Россинская методы этого уровня называет общеэкспертными методами исследования вещественных доказательств, и предлагает их систематизацию по характеру получаемой информации. Сейчас эта классификация выглядит следующим образом:

— методы анализа морфологии веществ, материалов и изделий;

— методы анализа состава веществ и материалов;

— методы анализа структуры веществ, материалов и изделий;

— методы анализа физических, химических и других свойств веществ, материалов и изделий математические См., например, Виноградова Н.И., Матвиенко Е.А. Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований. Курс лекций. — М.: Щит-М, 2013. С. 13. .

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Цели судебной экспертизы. Методы судебно-экспертных исследований. Методы, используемые при производстве судебной экспертизы наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, лекарственных средств, сильнодействующих, ядовитых веществ.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 10.06.2011

Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий как одно из направлений в криминалистической технике. Практика проведения криминалистической экспертизы лакокрасочных материалов и покрытий. Криминалистическое исследование наркотических средств.

дипломная работа [144,0 K], добавлен 18.01.2012

Значение и классификация судебных экспертиз. Процессуальный порядок назначения, производства и оформления судебной экспертизы. Характеристика судебной экспертизы как самостоятельного процессуального действия. Значение экспертизы при расследовании.

курсовая работа [32,7 K], добавлен 24.10.2010

Понятие судебной медицинской экспертизы, ее классификация и разновидности, правила проведения и назначение. Отличительные черты и случаи применения государственной судебной и несудебной экспертизы, особенности реализации первичной и вторичной экспертизы.

реферат [12,5 K], добавлен 07.11.2009

Виды медицинских экспертиз в Российской Федерации. Объекты судебно-медицинской экспертизы. Основания назначения дополнительной судебной экспертизы. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц.

презентация [1,3 M], добавлен 16.03.2017

Анализ свойств и признаков объекта судебной экспертизы, их систематизация и классификация. Основания и порядок назначения судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях. Свойства объекта экспертизы.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 24.02.2016

Понятие криминалистического исследования веществ и материалов и его задачи. Обнаружение, фиксация и изъятие веществ и материалов при производстве следственных действий. Возможности экспертных и предварительных исследований стекла и полимерных материалов.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 25.02.2009

Понятие и виды судебной медицинской экспертизы. Условия назначения и проведения дополнительной или повторной экспертизы. Ответственность за организацию комиссионной судебной экспертизы. Сравнение различных видов экспертиз и их доказательное значение.

реферат [22,3 K], добавлен 03.01.2010

Отдельные аспекты исторического развития судебной экспертизы в уголовном процессе по уголовным делам. Характеристика и основные черты назначения и производства судебной экспертизы. Тенденции и перспективы развития судебной экспертизы по уголовным делам.


дипломная работа [64,3 K], добавлен 02.11.2011

Особенности судебной сексолого-психологической экспертизы. Актуально-практические аспекты применения в уголовном процессе специальных знаний психологов и сексологов в форме участия в качестве экспертов и специалистов при проведении судебной экспертизы.

контрольная работа [33,6 K], добавлен 25.08.2012

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65625a3bd79b5c43a89421316d27_0.html

Методы исследования в судебной экспертизе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here