Кто имеет право на проверку полиции

Вся информация на в статье на тему: "Кто имеет право на проверку полиции". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

«Петровка, 38»

Мы с вами живём в правовом государстве, а, значит, все государственные служащие, в том числе и сотрудники полиции, должны осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом.

Случаи, когда страж порядка имеет право проверять документы у граждан, перечислены в пункте 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции). Поводом для этого может быть следующее: 1) имеются основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске; 2) есть повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; 3) имеются основания для задержания граждан в порядке, предусмотренном статьей 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и (или) статьёй 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Иных причин для проверки сотрудниками полиции документов, удостоверяющих личность, федеральное законодательство не содержит.

Таким образом, требование сотрудника полиции предъявить документ, удостоверяющий личность, должно согласовываться с положениями пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о полиции, в противном случае указанное требование является незаконным.

Представим себе ситуацию: полицейский проверил у подозрительного человека документы. Убедился, что никакого правонарушения гражданин не совершил, и вернул паспорт владельцу с извинениями. Нарушил ли постовой закон? Ответ однозначен: нет!

Вышеуказанная норма Закона о полиции не предполагает, что сотрудник полиции в момент проверки документов должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности лица к совершению правонарушения. Вполне возможно, что проверяемый попросту внешне похож на лицо, находящееся в розыске, а это уже основание для того, чтобы попросить его предъявить документы.

Не следует забывать и о том, что процедура проверки документов сопряжена с необходимостью обращения к гражданину. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о полиции при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим обязанности гражданина.

Велели паспорт показать

Законодательство Российской Федерации не налагает на гражданина обязанность иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в связи с этим отказ гражданина идентифицировать свою личность посредством предъявления сотруднику полиции указанных документов не может расцениваться как неповиновение законному требованию сотрудника полиции (19.3 КоАП РФ). Соответствующий вывод подтверждается судебной практикой (постановление Сыктывдинского районного суда от 2 февраля 2015 года по делу № 5-41/2015).

Права и парадокс права

При наличии законных оснований сотрудники полиции также уполномочены на осуществление проверки документов, удостоверяющих личность, у лиц, не имеющих устойчивой правовой связи с Российской Федерацией. Документы, позволяющие установить личность иностранных граждан и лиц без гражданства, указаны в федеральных законах, определяющих правовой статус таких лиц.

Ошибочно отождествляются с документами, удостоверяющими личность: удостоверения государственного гражданского служащего, адвоката, студенческий билет и пенсионное удостоверение. Указанные документы выдаются с целью удостоверения правового статуса лица, его принадлежности к той или иной структуре или социальный группе.

Дискуссионным является вопрос о признании водительского удостоверения документом, удостоверяющим личность. Верховным судом Российской Федерации в определении ГКПИ 06-1016 указано, что водительское удостоверение «содержит все необходимые реквизиты, позволяющие удостоверить личность гражданина». Данная позиция подтверждена Кассационной коллегией Верховного суда Российской Федерации в определении КАС 06-547. При этом информации о том, какие именно реквизиты являются «необходимыми», определение Верховного суда Российской Федерации не содержит. Одновременно с этим ни в одном документе, имеющем статус нормативного правового акта, включая Федеральный закон от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», водительское удостоверение не названо документом, удостоверяющим личность. В связи с этим складывается парадоксальная ситуация, из которой следует вывод о том, что любой документ, имеющий реквизиты, схожие с реквизитами водительского удостоверения, может приравниваться к удостоверению личности гражданина. Обозначенная проблема правоприменительной практики подтверждает необходимость законодательного утверждения перечня документов, удостоверяющих личность.

Зачастую конфликтные ситуации при проверке документов, удостоверяющих личность, возникают на почве расхождения мнений по вопросу о правомерности передачи документа в руки сотруднику полиции. Несмотря на то что законодательно процедура передачи документов, удостоверяющих личность, в руки сотрудников полиции не регламентирована, органы, осуществляющие надзор за законностью деятельности полиции, придерживаются по данному вопросу единообразной позиции. В ответ на обращение гражданина прокуратура города Санкт-Петербурга сообщила следующее: «Сотрудник ППС вправе изучать документы гражданина, получив их на руки. Такая процедура не может расцениваться как изъятие документов» (исх. № 35-116-2013 от 18 января 2013 года).

Источник: http://petrovka-38.com/arkhiv/item/proverka-dokumentov-i-zakon

Как осуществляется проверка организации полицией

Проверка предприятия сотрудниками полиции может быть плановой или внеплановой. Действия проверяющих регламентируются нормами:

  • УПК РФ;
  • Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ;
  • Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Причины проверки полицией

Проверочные мероприятия могут инициироваться в порядке доследственного мониторинга на основании:

  • поступившего заявления о совершенном преступлении;
  • явке нарушителя с повинной;
  • наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  • изданного прокурорского постановления.

Внеплановая проверка может быть реализована, если:

  • в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  • поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур;
  • при анализе работы частных детективных организаций были выявлены нарушения лицензионного порядка.

КСТАТИ! Вероятность инициирования проверки полицией у предприятий, работающих с большими суммами налички, выше, чем у других субъектов предпринимательства.

В категорию повышенного риска входят автозаправочные станции, торговые точки с широким алкогольным ассортиментом. Перечень правовых оснований для проверочных мероприятий ограничен, в них входят:

  1. Доследственная проверка.
  2. Необходимость привлечения сотрудников полиции при выездной налоговой проверке (комбинированный состав проверяющих встречается в 90% случаев).
  3. Действия в рамках возбужденного уголовного дела в отношении субъекта предпринимательства.
Читайте так же:  Производство в гражданском суде кассационной инстанции

Полномочия органов власти при полицейской проверке

Права, которыми наделяются сотрудники полиции в период проведения проверочных мероприятий, закреплены ст. 13 Закона № 3-ФЗ. До момента возбуждения уголовного дела проверяющим разрешается:

  • осматривать территории совершения противоправных действий;
  • проводить беседы с персоналом для получения объяснений;
  • выступать с требованием предоставления документации или вещественных активов с возможным их изъятием.

У полицейских имеются полномочия по назначению судебных экспертиз, освидетельствованию документов, инициации документальных проверок. Они могут привлекать узкоквалифицированных специалистов для исследований и ревизий. В рамках следственных мероприятий по уголовным делам, которые на дату проверки запущены в производство, проверяющим разрешено проводить обыски, выемки, допросы с очными ставками.

ВАЖНО! Полномочия должностных лиц полиции ограничены сферой применения. Проверяющие не могут требовать предоставления им документации, не относящейся к предмету обследования.

Порядок проведения проверки

До начала мероприятий по проверке сотрудники полиции обязаны представиться и предъявить руководителю субъекта хозяйствования документы, удостоверяющие личность и подтверждающие названные ими должность со званием. Перед тем как впустить сотрудников полиции, работники предприятия знакомятся с обоснованием проверки: текстом постановления на следственные мероприятия. В бланке должны быть правильно указаны адрес компании, ее название.

Важно! При желании полиции произвести осмотр помещений или территории фирмы должностные лица проверяющего органа должны будут привлечь для этой процедуры понятых.

Численность понятых оговаривается ст. 170 УПК РФ и равна 2 лицам или больше. Обязанности понятых должны разъясняются им до начала осмотра. Привлекаемые лица не имеют права покидать территорию обследования до окончания всех необходимых процедур.

По результатам осмотра оформляется протокольная документация, которая подписывается всеми участниками процесса. При реализации осмотров необходимо следить, чтобы не было признаков обыска. Обыски разрешены только в ситуациях с открытыми уголовными делами. Для этой процедуры характерно наличие соответствующего документального обоснование. Это дает возможность полиции входить в любые помещения, открывать тумбы, сейфы, вскрывать ящики в письменных столах.

Полицейская проверка состоит из двух этапов:

  1. Первым шагом является сбор и систематизация информационных сведений. Это необходимо для накопления доказательной базы, поиска сведений, которые могут компрометировать предпринимателя и служить основой для возбуждения уголовного дела. На данном этапе полицейские могут пользоваться инструментарием оперативно-розыскной деятельности.
  2. Сбор доказательных сведений, который инициируется при наличии открытого дела по статьям уголовного права. В рамках этого направления деятельности полицейским доступны методы следственных мероприятий.

Действия руководителя

Алгоритм действий руководства компании должен быть направлен на соблюдение всеми участниками процесса правовых норм и стандартов. При появлении на пороге фирмы должностных лиц полиции необходимо ознакомиться с информацией в их служебных удостоверениях, задокументировать ее. Проверяющие обязаны представляться, озвучивать причину и цель визита.

В процессе знакомства с составом коллектива проверяющих руководитель предприятия (замещающее его лицо) читает постановление, дающее право на обследование территории субъекта хозяйствования. Надо изучить текст на предмет наличия или отсутствия в документе упоминания о праве проведения обыска и выемки. Если имеется возможность, рекомендуется распустить персонал организации (полностью или частично) по домам. Такой шаг позволит избавить сотрудников от влияния стрессовых факторов. Деятельность на рабочих местах на период проверки будет приостановлена, потому пребывание на площадках предприятия всего наемного персонала будет нецелесообразным.

Руководитель проверяемого предприятия должен придерживаться таких правил:

  1. Фиксировать действия полицейских на видео разрешено и рекомендовано. Записи при необходимости смогут стать основой доказательной базы. Если имело место превышение полномочий, нарушение процедуры, оформляется жалоба на проверяющих в вышестоящие структуры полиции или прокурору.
  2. Передача документов в рамках изъятия может быть реализована при наличии документальных оснований и в присутствии понятых. Законность процедуры обеспечивается независимым мнением привлекаемых понятых и через оформление описи изымаемой документации или ценностей. Опись надо заверять обеим сторонам проверки.
  3. Во время проверочных мероприятий производить фиксацию замечаний, претензий к работе должностных лиц полиции.

ВАЖНО! При прочтении протокола проверки надо обращать внимание на все неточности в тексте. Замечания фиксируются, а информационные пробелы устраняются путем дополнения протокола.

  • При инициировании изъятий представителем компании должны отслеживаться все действия полицейских. Необходимо удостовериться, что к внутренним системам электронных носителей был ограничен доступ путем их пломбировки.
  • Изымаемые документы по правилам должны быть упакованы в коробки, заклеены при помощи скотча и опечатаны. Каждая партия изъятых бланков скрепляется подписями всех присутствующих лиц.
  • Результат

    Результаты проверок должны быть зафиксированы документально. При выявлении состава административного нарушения об этом составляется протокол. Без его оформления не допускается назначение штрафов.

    ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! Суммы штрафов не могут взиматься с субъектов хозяйствования на месте проверки. Применение штрафных санкций без документального обоснования в судебном порядке будет признано незаконным.

    В форме протокола надо указать:

    • полный перечень обстоятельств, сопутствующих нарушению;
    • доказательную основу;
    • ссылки на статьи правовых актов, которыми установлены правила применения конкретных мер наказания.

    По итогам проверки с оригинала протокола снимается копия и передается представителю предприятия с оформлением расписки в получении. Все эти действия должны быть осуществлены в день окончания проверочных мероприятий.

    При заведении административного дела на его рассмотрение отводится до 15 суток. Решение о признании вины и назначении наказания без присутствия одной из заинтересованных сторон может быть признано незаконным. Об этом говорится в ст. 25.1 КоАП РФ. Прекращение производства при отсутствии оснований или назначение наказания происходит путем оформления постановления. Копия постановления должна быть вручена в руки представителю компании или направлена на адрес предприятия по почте (ст. 29.11 КоАП РФ).

    На обжалование постановлений дается 10 дней, после чего примененная мера ответственности будет введена в действие. Для документального оформления комплекса оперативно-розыскных операций могут применяться:

    • справки;
    • письменные рапорта;
    • пояснения физических лиц;
    • акты;
    • другие формы документов, имеющие полный перечень обязательных реквизитов, утвержденные подписями ответственных лиц.

    Источник: http://assistentus.ru/proverki/policiej/

    Кто имеет право проверять документы у граждан

    Проверка документов в крупных городах – частое явление. Многие сталкивались с проверкой документов сотрудниками полиции или просьбами работников той и

    21 декабря 2016 года

    В действующем законодательстве отсутствует понятие – «удостоверение личности». Но при этом в нормативных актах имеется список документов, которые можно предъявлять при отсутствии паспорта, являющегося главным удостоверяющим документом для граждан РФ.

    Читайте так же:  Неявка свидетеля в суд по административному делу

    Документ, удостоверяющий личность

    В РФ основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина РФ (в п.1 Указа Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность»).

    Ранее было по семейным делам


    На ряду с паспортом, удостоверять личность гражданина могут следующие документы:

    • военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
    • временное удостоверение личности по стандартезированной форме № 2-П, выдаваемое на период оформления паспорта;
    • документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории РФ);
    • справка, выдаваемая подозреваемым и обвиняемым, в установленной форме;
    • удостоверение личности моряка;
    • свидетельство о рождении (для граждан не достигших 14 лет);
    • удостоверение личности военнослужащего;
    • служебное удостоверение работника прокуратуры.

    Для иностранных граждан на территории РФ, документом удостоверяющим личность являются:

    • паспорт иностранного гражданина;
    • дипломатический паспорт;
    • документ выданный иностранным государством и признанный в соответствии с международным договором документом, удостоверяющим личность лица без гражданства;
    • разрешение на временное проживание;
    • вид на жительство в РФ;
    • удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ.

    Относится ли водительское удостоверение к документам удостоверяющим личность

    Вопрос спорный и противоречивый. Прямого указания в законе на то, что водительские права можно использовать в качестве документа удостоверяющего личность нет. В то же время права обладают всеми обязательными реквизитами способными удостоверить личность гражданина.

    Сотрудники, каких организаций и учреждений обладают правом проверки документов

    В установленных законом случаях сотрудники полиции имеют право проводить проверку документов, удостоверяющих личность, например, при рейдах и иных специальных мероприятиях. При этом отсутствие паспорта или иного документа, его заменяющего не является основанием для привлечения к административной ответственности, но может стать причиной для административного задержания сроком до трех суток.

    Закон устанавливает перечень ситуаций, при наличии которых предъявление паспорта необходимо, а именно:

    1. судопроизводство (предъявляется при входе в суд дежурному и судье (секретарю заседания);
    2. нотариусу при осуществлении нотариальных действий;
    3. в органах ЗАГСа при проставлении соответствующих записей;
    4. при выполнении действий на основании доверенности;
    5. работодателю (в отдел кадров, секретарю, юристу) при трудоустройстве и увольнении;
    6. в кредитные учреждения при получении (оформлении) денежных переводов;
    7. в почтовые службы при получении отправлений;
    8. при оформлении пенсии в пенсионный фонд (территориальное подразделение);
    9. при выдаче военного билета, водительских прав, заграничного паспорта и в прочих ситуациях, прямо предусмотренных в действующих нормативных актах.

    Нередко предъявление паспорта требуется при подписании договоров и соглашений и при заключении различного рода сделок, а также получении государственных услуг.

    В каких ситуациях возможна проверка

    Стоит сразу оговорить, что полномочия сотрудников правоохранительных органов, в том числе полицейских, строго регламентированы и поэтому ограничены законом. Соответственно без веских причин у вас не могут потребовать предъявления паспорта. Если же имеет место такое требование без законных оснований, то можно говорить о превышении полномочий и соразмерной ответственности сотрудника правоохранительного органа.

    Среди оснований для проверки документов, ФЗ «О полиции» выделяет следующие ситуации:

    1. когда имеются причины полагать, что гражданином могло быть совершено преступное деяние;
    2. когда имеются подозрения, что гражданин объявлен в розыск;
    3. когда есть информация о совершении лицом административного правонарушения (в т.ч. когда гражданин был застигнут на месте совершения проступка);
    4. когда имеются основания для применения к гражданину задержания в качестве принудительной меры.

    При этом основания для задержания гражданина также перечислены в законе. Помимо лиц, подозреваемых в совершении преступления, могут быть задержаны граждане:

    1. объявленные в розыск;
    2. совершившие побег из-под стражи или из психиатрической лечебницы;
    3. предпринявшие попытку проникновения на находящиеся под охраной объекты;
    4. уклоняющиеся от административного ареста;
    5. признанные невменяемыми на основании решения суда и уклоняющиеся от необходимого медицинского лечения;
    6. совершившие попытку суицида;
    7. нарушившие комендантский час;
    8. затребованные к выдаче иностранным государством;
    9. имеющие явные признаки психического отклонения, создающего опасность для окружающих.

    Кроме того, на фоне введения личного банкротства, многие граждане, накопившие множество долгов получают ограничение выезда из РФ. Это также является основанием для предъявления паспорта сотрудникам соответствующего органа.

    Если гражданин не относится ни к одной из названных выше категорий, то для проверки у него документов (паспорта гражданина) оснований нет.

    Как происходит проверка документов

    Помните, что независимо от основания, сотрудник полиции, обратившийся к гражданину для проверки его документов, удостоверяющих личность, обязан выполнить следующие действия, согласно ст. 5 закона РФ «О полиции»:

    1. представиться, назвав свою фамилию, имя и отчество, а также занимаемую должность (звание);
    2. в подтверждение своих слов представить для ознакомления гражданину свое служебное удостоверение (однако об этом должен попросить сам гражданин);
    3. сообщить причину и с какой целью он обращается к гражданину.

    Помните, что начинать спор или ругаться с представителем правоохранительной организации не стоит, как и отказываться от представления документов, даже если, по вашему мнению, нет причин для проведения проверки.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В противном случае, при подтверждении законности проверки, за неповиновение требованию полицейского на нарушителя будут наложены штрафные санкции, предусмотренные в положениях ст. 19.3 КоАП РФ. При этом вы можете получить штраф в размере до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

    Сотрудник полиции не имеет права требовать оплаты административного штрафа за неповиновение в месте проверки документов, поскольку он назначается исключительно по решению компетентного органа после рассмотрения протокола об административном правонарушении, который составляется сотрудником полиции, которому не подчинился нарушитель, в обратном случае следует воспользоваться юридическими услугами по представительству в суде.

    Кроме того, если не имело место неповиновение, но документ, удостоверяющий личность предоставлен не был, сотрудник полиции имеет полное право доставить гражданина в отделение для выяснения личности. Поскольку конкретного времени доставления закон не содержит, то он может быть какой угодно, но не более трех суток.

    Ответственность за непредставление документа

    Говоря об ответственности, необходимо напомнить, что на основании прямых указаний Конституции РФ, являющейся основным законом, (ст. 55) любая обязанность на гражданина (в частности, носить при себе паспорт) может быть возложена только федеральным законом. При этом ни один федеральный закон не требует ношения при себе документа, удостоверяющего личность от граждан России. Соответственно всегда можно апеллировать данным положением при общении с представителями власти.

    Читайте так же:  Обязательно ли нужен родовой сертификат в роддом

    Искать решение самому или доверить работу юристу?

    Лучше доверьте работу по семейным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

    Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

    Источник: http://jurprovodnik.ru/soveti/648-pravo-proverayt-documenti

    Энциклопедия решений. Полицейские проверки

    Такого юридического термина, как «полицейские проверки», не существует. Вне правового поля под ним понимают разнообразные мероприятия, которые полиция проводит в отношении организаций и ИП, если эти мероприятия имеют хоть сколько-нибудь проверочный характер. При этом законодательство содержит немало разных поводов для визита полицейских. И по каждому из этих поводов проверочные мероприятия будут отличаться — и по срокам, и по характеру, по оформлению, способам обжалования и т.п. В связи с этим написание одного материала по полицейским проверкам «вообще» невозможно. Тем не менее, все законные поводы для появления полицейских на Вашем пороге можно свести к нескольким группам — в зависимости от того, главного, федерального закона, которым полицейские будут руководствоваться при проведении своего мероприятия.

    Кроме того, существуют и некоторые общие черты, характерные для любых «полицейских проверок».

    Самое главное — на «полицейские проверки» совершенно не распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Закон N 294-ФЗ*(1). На это указывает сам закон: его положения не применяются при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ), производстве дознания, проведении предварительного следствия, при проведении административного расследования (п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 1 Закона 294-ФЗ). Следовательно, информация об этих проверках не появится в Едином реестре проверок и им не присваивается учетный номер указанного реестра.

    Следовательно, все эти визиты полицейских (условно назовем их проверками) не могут быть заранее Вами спрогнозированы даже при должной осмотрительности и добросовестности*(2). Все они априори внеплановые.

    Внимание

    На полицейские проверки не распространяется трехлетний мораторий на период 2016-2018 гг., предусмотренный для субъектов малого бизнеса ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.

    Далее, полиция не обязана заранее уведомлять о своем скором появлении (а во многих случаях и вовсе должна до поры действовать скрытно). Более того, не всегда полицейские и на входе предъявляют свои удостоверения, предупреждая о своих намерениях. Иногда они проходят на предприятие, в офис и т.д. под видом курьеров, клиентов или посетителей. И уже когда разговор с таким «посетителем» не клеится по обычному сценарию, сотрудники проверяемой фирмы с ошеломлением узнают, что перед ними полицейский. Эффект внезапности, как правило, оглушает и парализует сотрудников проверяемой организации, и полицейские вовсю пользуются психологическим преимуществом. К сожалению, противодействовать этому можно только путем ужесточения проходного режима в организации.

    Действия полиции не подлежат согласованию с прокуратурой. Зато для проведения некоторых полицейских мероприятий необходимо судебное решение.

    Наконец, проведение «полицейской проверки» — это повод для получения квалифицированной юридической консультации. Особенно это касается индивидуальных предпринимателей и небольших фирм: «своими силами», как при иной проверке, здесь не обойтись, потому что может возникнуть срочная необходимость принимать важные процессуальные решения. Да и обжалование действий полиции (во многих случаях) предполагает достаточно сложную процедуру и проработанную доказательственную базу.

    Количество конкретных поводов к проверке достаточно велико. Однако все они, в конечном итоге, сводятся к четырем типам действий:

    1. деятельность в рамках уголовного процесса (то есть раскрытие преступлений, предусмотренных УК РФ, в рамках возбужденного уголовного дела),

    2. деятельность в рамках оперативно-разыскной деятельности, или ОРД (которая, по идее, тоже должна обслуживать исключительно уголовный процесс),

    3. деятельность в рамках доследственной проверки сообщения о преступлении (это «стык» уголовного процесса и ОРД),

    4. деятельность в рамках административного процесса (пресечение и наказание за проступки, предусмотренные КоАП РФ и аналогичными законами субъектов РФ).

    Из этих четырех первый и последний виды деятельности регламентированы УПК РФ и КоАП РФ, сопровождается составлением процессуальных документов установленный формы и вообще всякими проволочками. У каждого действующего лица тут есть свой статус, свои права и обязанности, с которыми они, как правило, должны быть и ознакомлены. На этом поле действия полиции могут быть (и должны быть) проконтролированы заинтересованными субъектами, и здесь имеется возможность для эффективного обжалования нарушений.

    Что же касается оперативно-разыскной деятельности, то таковую в принципе нельзя формализовать (а потому эффективно обжаловать). Эта деятельность есть не что иное, как быстрое, даже мгновенное, реагирование власти на непосредственные угрозы. Если полицейский, условно, видит драку, он вмешивается тут же, не дожидаясь указания сверху, без оформления рапорта и спецдонесения. Такая быстрота является необходимой в борьбе с преступностью, и, конечно, она легализована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД). А ее теневой стороной и является превышение полномочий или использование их не по назначению. Однако правовых средств борьбы с этим явлением крайне мало — потому что широкие возможности для обжалования оперативно-разыскной деятельности выбивали бы почву из-под ног и «хороших» правоохранителей, чего государство допустить не может. Тем не менее, требовать соблюдения режима законности необходимо и от полицейских.

    Как узнать в рамках какого вида деятельности к вам пришла полиция? Очень просто — их нужно прямо об этом спросить. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) при обращении к гражданину полицейский обязан представиться (то есть назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение), после чего сообщить причину и цель обращения. Если из услышанного Вы не уяснили причину и цель визита, обязательно переспросите, просите объяснить Вам подробнее и понятнее. Согласно части 5 упомянутой статьи Закона о полиции, полицейский обязан внимательно Вас выслушать и «принять соответствующие меры в пределах своих полномочий» (то есть дать пояснения) либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Удобнее всего сразу уточнить у полицейских, на основании какого правого акта проводится (будет проводиться) полицейское мероприятие: на основании КОАП РФ, на основании УПК РФ или же на основании Закона об ОРД? После уяснения этого ключевого момента Вы можете с помощью таблицы обнаружить и вполне конкретную причину для визита полицейских.

    Читайте так же:  Дееспособность малолетних и несовершеннолетних граждан

    УПК РФ и Закон об ОРД — Проверка заявлений о преступлении

    Источник: http://base.garant.ru/58079220/

    Статья 13. Права полиции

    Статья 13. Права полиции

    1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

    1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

    2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

    5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

    6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

    7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

    8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

    ГАРАНТ:

    См. Перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, утвержденный приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685

    9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

    Информация об изменениях:

    Пункт 10 изменен с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

    10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие сведения о сотрудниках органов внутренних дел, ведомственной принадлежности их подразделений, организаций и служб, помещений и транспортных средств, и обрабатывать сведения о сотрудниках органов внутренних дел, содержащиеся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

    11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

    Информация об изменениях:

    Пункт 12 изменен с 27 октября 2019 г. — Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 337-ФЗ

    12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

    ГАРАНТ:

    О конституционно-правовом смысле положений пункта 13 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2017 г. N 8-П

    Читайте так же:  Как позвонить по делам несовершеннолетних

    13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

    ГАРАНТ:

    См. Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденное приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389

    14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

    ГАРАНТ:

    См. Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержденную приказом МВД России от 1 сентября 2012 г. N 839

    Информация об изменениях:

    Пункт 16 изменен с 30 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

    16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

    17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

    18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

    19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 21 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 22 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

    22) проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием;

    23) утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://base.garant.ru/12182530/4d6cc5b8235f826b2c67847b967f8695/

    Кто имеет право на проверку полиции
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here