Судебно психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве

Вся информация на в статье на тему: "Судебно психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Раздел IV. Психология предварительного следствия

Глава 8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве

В отдельных случаях при расследовании преступлений и судебном разбирательстве по уголовным делам возникают вопросы, для решения которых недостаточно профессиональных знаний следователя, судьи, требуются специальные познания в области психологии. Это относится главным образом к исследованию особенностей психической деятельности свидетелей, потерпевших, подозреваемых, их эмоциональных реакций, психических свойств, состояний. Для исследования указанных особенностей назначается судебно-психологическая экспертиза.

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы выступают психические проявления человека, не выходящие за пределы нормы, т. е. не вызывающие сомнения в его психической полноценности. С помощью судебно-психологической экспертизы можно получить данные, позволяющие понять и правильно оценить особенности психической деятельности и проявлений людей, которые имеют значение для выводов правового характера. В частности, заключения экспертов-психологов способствуют правильной оценке показаний потерпевших, свидетелей, обвиняемых в случаях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности; несовершеннолетних — когда их показания приобретают фантастическую окраску; обвиняемых — когда их действия носят необычный характер и т. д.

Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением следователя либо определением суда, в которых должны быть отражены обстоятельства дела, определен эксперт или комиссия экспертов, сформулированы вопросы, поставленные на разрешение эксперта. При выборе эксперта следует ориентироваться на специалистов-психологов, которые работают на соответствующих кафедрах университетов или педагогических институтов, а также в судебных отделениях психоневрологических институтов.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится широкий круг вопросов, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

способность свидетелей, потерпевших, подозреваемых с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, состояния умственного развития правильно воспринимать имеющие для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

способность потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий;

способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими;

наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта (состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения);

возможность возникновения различных психических волнений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве);

наличие или отсутствие у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

Если в отношении психически здоровых свидетелей, потерпевших, обвиняемых у следователя или судьи возникает сомнение в их способности в силу индивидуально-психологических особенностей давать правильные показания, может быть назначена судебно-психологическая экспертиза. Обычно такая экспертиза назначается в отношении несовершеннолетних. Как отмечает В. Е. Коновалова, «поводами к ее назначению могут быть неадекватность поведения несовершеннолетних своим возрастным характеристикам, причудливость мотивации совершенных ими поступков, неправильная, необычная интерпретация обычных обстоятельств и фактов, склонность к фантазированию при отсутствии для этого каких-либо реальных предпосылок, «детскость» поведения при достаточно высоком интеллектуальном развитии и др.» Особого внимания заслуживают подростки, которым только исполнилось 14 лет, то есть в возрасте, достаточном для несения уголовной ответственности за совершенное преступление.

Судебно-психологическая экспертиза в отношении взрослых участников уголовного судопроизводства чаще всего назначается в двух случаях:

в связи с предположением, что преступление — убийство, нанесение тяжких телесных повреждений — совершено в состоянии аффекта;

по делам о происшествиях и авариях, связанных с управлением техническими устройствами в авиации, а также на водном и наземном транспортах, с работой операторов автоматизированных систем на производстве и т. п., для проверки предположения о возникновении у обвиняемого в момент аварии психического состояния, делающего невозможным, затрудняющего выполнение профессиональных функций, или о несоответствии индивидуально-психологических и профессиональных возможностей обвиняемого требованиям ситуации.

Поводами для предположения о совершении преступления в состоянии аффекта и решения вопроса о целесообразности назначения судебно-психологической экспертизы могут служить сведения о накоплении у обвиняемого отрицательных эмоциональных переживаний, возникновении у него стойких стрессовых состояний, хронической неудовлетворенности жизненно важной потребности (фрустрации) и т. д., данные о склонности обвиняемого к образованию «застойных» эмоциональных комплексов, о высокой конфликтности ситуации, в которой было совершено преступление.

Решение вопроса о целесообразности назначения судебно-психологической экспертизы по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой, может быть основано на данных о том, что обвиняемый находился в ситуации повышенной сложности, способной вызвать сильное эмоциональное напряжение, растерянность, панику, переутомление. Кроме того, следователю необходимо располагать сведениями о степени профессиональной подготовленности обвиняемого, его эмоциональной устойчивости, самообладании, смелости, решительности, помехоустойчивости и др.

Судебной практике известен случай, когда с помощью судебно-психологической экспертизы нужно было исследовать вопрос о возможном состоянии интеллектуального переутомления человека в момент совершения инкриминируемого ему деяния. Такое состояние — возможное отсутствие должной психической реакции на события — может быть вызвано обстоятельством, исключающим уголовную ответственность, либо обстоятельством, смягчающим виновность.

В Ленинграде был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 85 УК РСФСР (ч. 1 ст. 263 УК) капитан сухогрузного теплохода С. по обвинению в том, что он допустил нарушение правил техники безопасности и эксплуатации транспорта, повлекшее за собой вредные последствия. Теплоход, приписанный к Ленинградскому порту, следовал из Кронштадта в югославский порт Дубровник. Подойдя к Гибралтару, теплоход должен был пройти через этот пролив и выйти в Адриатическое море. Капитан С. не пользовался лоцманской службой, поскольку плавал в этом месте более 20 лет. Поддерживая связь с Гибралтаром, он от услуг лоцмана отказался. При подходе к проливу капитан находился на мостике. Когда штурман своевременно подал сигнал: «Капитан, пролив!», команды «Лево руля» почему-то не последовало. Штурман подал сигнал вторично, однако капитан не прореагировал на него. Время шло, а теплоход продолжал движение тем же курсом, все более приближаясь к высоким и острым рифам у входа в пролив. Наконец, спустя 1 мин. 14 сек. после первого сигнала штурмана капитан дал команду о вхождении в пролив, но было уже поздно. Теплоход сел на мель, образовалась пробоина, и ценный груз погиб.

Своей вины капитан не отрицал, утверждая, что был в обычном нормальном психическом и физическом состоянии. Единственное, о чем он упомянул, — это чувство переутомления (он давно не отдыхал от длительных морских рейсов). Запросом в научно-исследовательский институт морского флота было установлено, что для капитанов морских и океанских судов предельным непрерывным временем нахождения в плавании является срок в 4 мес., после чего необходим отдых на суше. В противном случае возможна замедленная реакция психики человека на явления и события окружающей среды. Капитан С. находился непрерывно в рейсах в течение 11 мес.

Читайте так же:  Оплата госпошлины в апелляционный арбитражный суд

Суд назначил судебно-психологическую экспертизу, которая пришла к выводу, что в результате сильного переутомления возможна значительная заторможенность реакций капитана С. в обстоятельствах, указанных в деле. Ленинградский городской суд оправдал С. в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

На разрешение судебно-психологической экспертизы может ставиться вопрос о наличии или отсутствии у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. При расследовании таких преступлений, как доведение до самоубийства либо инсценировка убийства под самоубийство, вопрос о психическом состоянии лица нередко очень важен для следствия и суда.

Посмертная судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу поведения лиц, состояние психики которых не вызывает сомнения в полноценности, то есть психически здоровых людей. В тех случаях, когда психическое состояние вызывает сомнение, назначается посмертная судебно-психиатрическая экспертиза.

М. М. Коченов приводит случай, когда самоубийство явилось результатом состояния, не связанного с травмированием психики. Мать 12-летнего мальчика, вернувшись вечером с работы, обнаружила труп сына, висящий на брючном ремне на ручке кухонной двери. Отношения в семье были неконфликтными, психических отклонений у мальчика не наблюдалось. При расследовании была назначена судебно-психологическая экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос: «Можно ли предположить наличие какой-либо конфликтной ситуации, которая могла бы послужить причиной самоубийства?». Изучение материалов дела позволило эксперту установить, что мальчик был охвачен желанием развить в себе сильную волю, но, по-детски воспринимая возможности самовоспитания, совершал опасные для жизни действия. На этом основании эксперт и пришел к выводу, что самоубийство произошло случайно, во время одного из «опытов» по воспитанию сильной воли2.

Судебно-психологическая экспертиза может также назначаться для решения вопросов об эмоциональном и интеллектуальном воздействии на аудиторию, особенно несовершеннолетних, порнофильмов либо фильмов ужасов в тех случаях, когда к уголовной ответственности привлекаются лица, которые демонстрируют подобные фильмы или занимаются их распространением.

Вопросы для самопроверки

1. Что является объектом судебно-психологической экспертизы?

2. Назовите основные вопросы, относящиеся к компетенции судебно-психологической экспертизы.

3. Что является поводом для назначения судебно-психологической экспертизы по поводу установления аффекта?

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/shihan/17.htm

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве. — ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

В юридическом процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств.

В рамках уголовного судопроизводства встречаются следующие условия назначения:

— установление способностей обвиняемых, свидетелей, воспринимать сведения по делу и давать правильные показания. Поводом является: малолетний или пожилой возраст лица, проходящего по делу, не соответствие показаний лица другим показаниям дела, данные о низком интеллекте лица и особые условия восприятия важных для дела обстоятельств.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

— установление наличия / отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления состояния аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. Поводом является: показания свидетелей о изменении внешнего вида, голоса и моторики обвиняемого, сведения о реально существующих условиях способствующих кугуляции негативных эмоциональных переживаний, данные о конфликтной ситуации в которых было осуществлено преступление, сведения о хронической неудовлетворенности значимых потребностей, сведения о фактах частичного забывания фрагментов преступления.

— установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний, делающих невозможным/ затруднительным выполнение профессиональных функций на авто, жд, авиатранспорте. Повод: требования ситуации превышали индивидуально-психологические способности человека, управляющего транспортным средством.

— установление способностей психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление обвиняемому. Повод: пассивное поведение потерпевших в ситуации составляющей сущность уголовного дела, отсутствие глубоких эмоциональных потребностей, данные об искаженном восприятии в семье либо другой окружающей среде.

— установление способностей несовершеннолетних обвиняемых полностью осознавать значение способности руководить своими действиями. Повод: легкомысленное отношение несовершеннолетних к своим противоправным действиям, данные о инфантильном поведении обвиняемого.

— установление наличия / отсутствия у лица в период предшествующий смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Повод: сведения о доведении до самоубийства, предположение о инсценировке убийства.

— установление у обвиняемого индивидуально психических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных действий. Повод: необходимость создания психологического портрета обвиняемого.

Источник: http://students-library.com/library/read/32618-sudebno-psihologiceskaa-ekspertiza-v-ugolovnom-sudoproizvodstve

Судебно психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве

Глава 8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве

В отдельных случаях при расследовании преступлений и су­дебном разбирательстве по уголовным делам возникают вопросы, для решения которых недостаточно профессиональных знаний сле­дователя, судьи, требуются специальные познания в области пси­хологии. Это относится главным образом к исследованию особенно­стей психической деятельности свидетелей, потерпевших, подозре­ваемых, их эмоциональных реакций, психических свойств, состоя­ний. Для исследования указанных особенностей назначается судебно-психологическая экспертиза.

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы выступают психические проявления человека, не выходящие за пределы нормы, т. е. не вызывающие сомнения в его психической полноценности. С помощью судебно-психологической экспертизы можно получить данные, позволяющие понять и правильно оценить особенности психической деятельности и проявлений людей, кото­рые имеют значение для выводов правового характера. В частно­сти, заключения экспертов-психологов способствуют правильной оценке показаний потерпевших, свидетелей, обвиняемых в случа­ях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности; несовер шеннолетних — когда их показания приобретают фантастическую окраску; обвиняемых — когда их действия носят необычный ха­рактер, и т. д.

Судебно-психологическая экспертиза назначается постановле­нием следователя либо определением суда, в которых должны быть отражены обстоятельства дела, определен эксперт или комиссия экспертов, сформулированы вопросы, поставленные на разрешение эксперта. При выборе эксперта следует ориентироваться на специ­алистов-психологов, которые работают на соответствующих кафед­рах университетов или педагогических институтов, а также в су­дебных отделениях психоневрологических институтов.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относит­ся широкий круг вопросов, среди которых наиболее часто встреча­ются следующие:

1) способность свидетелей, потерпевших, подозреваемых с уче­том их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, состояния умственного развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные по­казания;

2) способность потерпевших по половым преступлениям пра­вильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий;

Читайте так же:  Персональные данные извлечение

3) способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболевания­ми, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими;

4) наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта (состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения);

5) возможность возникновения различных психических волне­ний, препятствующих нормальному осуществлению профессиональ­ных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транс­порте, в работе оператора автоматизированных систем на произ­водстве);

6) наличие или отсутствие у лица в период, предшествовав­ший смерти, психического состояния, предрасполагающего к само-убийству 1 .

Если в отношении психически здоровых свидетелей, потерпев­ших, обвиняемых у следователя или судьи возникает сомнение в их способности в силу индивидуально-психологических особеннос­тей давать правильные показания, может быть назначена судебно-психологическая экспертиза. Обычно такая экспертиза назначает­ся в отношении несовершеннолетних. Как отмечает В. Е. Коновало­ва, «поводами к ее назначению могут быть неадекватность поведе­ния несовершеннолетних своим возрастным характеристикам, при­чудливость мотивации совершенных ими поступков, неправильная, необычная интерпретация обычных обстоятельств и фактов, склон­ность к фантазированию при отсутствии для этого каких-либо ре­альных предпосылок, «детскость» поведения при достаточно высо­ком интеллектуальном развитии и др.» 2 . Особого внимания заслу­живают подростки, которым только исполнилось 14 лет, т. е. в воз­расте, достаточном для несения уголовной ответственности за со­вершенное преступление.

Судебно-психологическая экспертиза в отношении взрослых участников уголовного судопроизводства чаще всего назначается в двух случаях: 1) в связи с предположением, что преступление — убийство, нанесение тяжких телесных повреждений — совершено в состоянии аффекта; 2) по делам о происшествиях и авариях, свя­занных с управлением техническими устройствами в авиации, а также на водном и наземном транспорте, с работой операторов ав­томатизированных систем на производстве и т. п., для проверки предположения о возникновении у обвиняемого в момент аварии психического состояния, делающего невозможным, затрудняющего выполнение профессиональных функций, или о несоответствии индивидуально-психологических и профессиональных возможностей обвиняемого требованиям ситуации.

Поводами для предположения о совершении преступления в состоянии аффекта и решения вопроса о целесообразности назна­чения судебно-психологической экспертизы могут служить сведе­ния о накоплении у обвиняемого отрицательных эмоциональных переживаний, возникновении у него стойких стрессовых состояний, хронической неудовлетворенности жизненно важной потребности (фрустрации) и т. д., данные о склонности обвиняемого к образова­нию «застойных» эмоциональных комплексов, о высокой конфлик­тности ситуации, в которой было совершено преступление.

Решение вопроса о целесообразности назначения судебно-пси-хологической экспертизы по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой, может быть основано на данных о том, что обвиняемый находился в ситуации повышенной сложности, способ­ной вызвать сильное эмоциональное напряжение, растерянность, панику, переутомление. Кроме того, следователю необходимо рас­полагать сведениями о степени профессиональной подготовленнос­ти обвиняемого, его эмоциональной устойчивости, самообладании, смелости, решительности, помехоустойчивости и др.

Судебной практике известен случай, когда с помощью судеб-но-психологической экспертизы нужно было исследовать вопрос о возможном состоянии интеллектуального переутомления человека в момент совершения инкриминируемого ему деяния. Такое состоя­ние — возможное отсутствие должной психической реакции на со­бытия — может быть вызвано обстоятельством, исключающим уго­ловную ответственность, либо обстоятельством, смягчающим винов­ность.

В Ленинграде был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 85 УК РСФСР (ч. 1 ст. 263 УК РФ) капитан сухогрузного теплохода С. по обвинению в том, что он допустил нарушение пра­вил техники безопасности и эксплуатации транспорта, повлекшее за собой вредные последствия. Теплоход, приписанный к Ленин­градскому порту, следовал из Кронштадта в югославский порт Дуб­ровник. Подойдя к Гибралтару, теплоход должен был пройти через этот пролив и выйти в Адриатическое море. Капитан С. не пользо­вался лоцманской службой, поскольку плавал в этом месте более 20 лет. Поддерживая связь с Гибралтаром, он от услуг лоцмана от­казался. При подходе к проливу капитан находился на мостике. Ког­да штурман своевременно подал сигнал: «Капитан, пролив!», ко­манды «Лево руля» почему-то не последовало. Штурман подал сиг­нал вторично, однако капитан не прореагировал на него. Время шло, а теплоход продолжал движение тем же курсом, все более прибли­жаясь к высоким и острым рифам у входа в пролив. Наконец, спу­стя 1 мин. 14 сек. после первого сигнала штурмана капитан дал ко­манду о вхождении в пролив, но было уже поздно. Теплоход сел на мель, образовалась пробоина, и ценный груз погиб.

Своей вины капитан не отрицал, утверждая, что был в обыч­ном нормальном психическом и физическом состоянии. Единствен­ное, о чем он упомянул, — это чувство переутомления (он давно не отдыхал от длительных морских рейсов). Запросом в Научно-ис­следовательский институт Морского Флота было установлено, что для капитанов морских и океанских судов предельным непрерыв­ным временем нахождения в плавании является срок в 4 мес., пос­ле чего необходим отдых на суше. В противном случае возможна замедленная реакция психики человека на явления и события ок­ружающей среды. Капитан С. находился непрерывно в рейсах в течение 11 месяцев.

Суд назначил судебно-психологическую экспертизу, которая пришла к выводу, что в результате сильного переутомления воз­можна значительная заторможенность реакций капитана С. в об­стоятельствах, указанных в деле. Ленинградский городской суд оп­равдал С. в связи с отсутствием в его действиях состава преступ-ления 3 .

На разрешение судебно-психологической экспертизы может ставиться вопрос о наличии или отсутствии у лица в период, пред­шествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. При расследовании таких преступлений, как дове­дение до самоубийства либо инсценировка убийства под самоубий­ство, вопрос о психическом состоянии лица нередко очень важен для следствия и суда.

Посмертная судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу поведения лиц, состояние психики которых не вызывает сомнения в полноценности, т. е. психически здоровых людей. В тех случаях, когда психическое состояние вызывает сомнение, назна­чается посмертная судебно-психиатрическая экспертиза.

М. М. Коченов приводит случай, когда самоубийство явилось результатом состояния, не связанного с травмированием психики. Мать 12-летнего мальчика, вернувшись вечером с работы, обнару­жила труп сына, висящий на брючном ремне на ручке кухонной двери. Отношения в семье были неконфликтными, психических от­клонений у мальчика не наблюдалось. При расследовании была назначена судебно-психологическая экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос: «Можно ли предположить наличие ка­кой-либо конфликтной ситуации, которая могла бы послужить при­чиной самоубийства?» Изучение материалов дела позволило экс­перту установить, что мальчик был охвачен желанием развить в себе сильную волю, но, по-детски воспринимая возможности само­воспитания, совершал опасные для жизни действия. На этом осно­вании эксперт и пришел к выводу, что самоубийство произошло случайно, во время одного из «опытов» по воспитанию сильной воли 4 .

Судебно-психологическая экспертиза может также назначаться для решения вопросов об эмоциональном и интеллектуальном воз­действии на аудиторию, особенно несовершеннолетних, порнофиль­мов либо фильмов ужасов в тех случаях, когда к уголовной ответ­ственности привлекаются лица, которые демонстрируют подобные фильмы или занимаются их распространением.

Читайте так же:  Срок обжалования определения суда кассационной инстанции

1 См.: Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. С. 4.

2 Коновалова М. М. Правовая психология. С. 132.

Видео (кликните для воспроизведения).

3 См.: Коновалова М. М. Указ. соч. С. 136-137.

4 См.: Коченов М. М. Указ. соч. С. 24.

Источник: http://ebooks.grsu.by/ur_psix/glava-8-sudebno-psikhologicheskaya-ekspertiza-v-ugolovnom-sudoproizvodstve.htm

Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения

Понятие судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

    • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими .

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Основания назначения СПЭ

К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

    1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
    2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
    3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
    4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
    5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

    • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
    • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
    • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

СПЭ при расследовании половых преступлений

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

    1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
    2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

Читайте так же:  Судебный приказ по долгам банка

Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

    1. хроническим психическим заболеванием;
    2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
    3. отставанием психического развития;
    4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

СПЭ в связи с аффектом

Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

    • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-osnovaniya-naznacheniya

Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве

Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения

Этапы развития института судебно-психологической экспертизы в России.

Первая попытка привлечения психологических знаний в суде была предпринята в 1883 г. при рассмотрении уголовного дела об изнасиловании. Предметом исследований явилось психическое состояние потерпевшей, не сумевшей оказать должного сопротивления насильнику и в последующем на этой почве покончившей жизнь самоубийством. Подобного рода исследования, названные А. Ф. Кони «экспертизой чувств и впечатлений», вызвали неоднозначное к ним отношение. Сам А. Ф. Кони, хотя и не мог не признать эту экспертизу весьма интересной, отнесся к ней скептически ввиду ее субъективного характера, низкого научного уровня, что, естественно, определялось общим уровнем развития психологической науки в то время1. Тем не менее стремление использовать психологические знания в судопроизводстве не оставляло многих юристов.

Одним из активных сторонников внедрения психологических знаний в уголовный процесс был известный русский юрист Л. Е. Владимиров, который предлагал проводить в суде психологические исследования для выяснения психического состояния подсудимого «ввиду отсутствия во время совершения преступления достаточного мотива», определения «силы аффекта, под действием которого находился подсудимый», в случаях, когда «замечались признаки, указывающие на уменьшенную вменяемость»‘.

В 1929 г. выходит монография А. Е. Брусиловского, посвященная судебно-психологической экспертизе. В ней намечались основные направления использования психологических знаний при расследовании уголовных дел, в которых обвинение «строилось на показаниях малолетних свидетелей», при расследовании железнодорожных катастроф, убийств, самоубийств и некоторых других преступлений. В это же время В. А. Внуковым, Я. М. Канторовичем, А. С. Тагером проводились исследования в области практического применения психологических знаний в уголовном судопроизводстве. Интересными, многообещающими были эксперименты А. Р. Лурии, направленные на выявление «психических следов» преступления, разработку методики психологической диагностики возможной причастности к совершенному преступлению заподозренных в нем лиц.

Наряду с этим высказывались и довольно расплывчатые суждения, например о медико-психологическом обследовании подозреваемых, определении правдивости их показаний в целях решения вопроса о том, не относятся ли они но своим психологическим особенностям к числу возможных преступников.

К сожалению, в последующие годы возобладала точка зрения о недопустимости вообще какой бы то ни было судебно-психологической экспертизы, поскольку она якобы умаляет роль суда, подменяет «судейское убеждение произволом, который лишь завуалирован квазинаучным облачением»1. Некоторые авторы доходили даже до абсурдных утверждений, будто с помощью СПЭ «протаскиваются» в уголовный процесс «фашистско-неоломброзианские идеи».

Тем не менее разумный взгляд на использование СПЭ в уголовном судопроизводстве, в первую очередь по делам о несовершеннолетних, возобладал. На рубеже 1960-х гг. гонения на нес постепенно прекратились. Ведущие ученые-юристы страны (А. В. Дулов, Г. М. Миньковский, М. М. Коченов, А. Р. Ратинов, Л. И. Рогачевский, Я. М. Яковлев и др.) начали активную исследовательскую деятельность, нацеленную на создание теоретического фундамента СПЭ и внедрение практических рекомендаций по ее использованию в уголовном судопроизводстве2. В эти же годы были проведены первые экспертные психологические исследования по конкретным уголовным делам.

В 1964 г. судебная психология в качестве обязательной учебной дисциплины вводится во всех юридических вузах страны. Этот факт оказал еще более положительное влияние на разработку проблем судебно-психологической экспертизы.

В 1978 г. в Прокуратуре СССР совместно с представителями Верховного Суда СССР, РСФСР, учеными-юристами, психологами состоялось совещание, посвященное использованию судебно-психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве, на котором было принято решение о дальнейшем расширении исследований в области СПЭ. В институте прокуратуры в секторе психологических проблем борьбы с преступностью (проф. А. Р. Ратинов) была создана экспертная группа (руководитель М. М. Коченов), на которую возлагалась разработка и координация научно-исследовательских работ в области СПЭ в сфере уголовного судопроизводства.

В этой связи особо следует отметить огромный вклад, который внес М. М. Коченов в научную разработку проблем СПЭ, создание и апробацию на практике методических рекомендаций, успешно применяемых в настоящее время в борьбе с преступностью1. Научные идеи, исследования М. М. Коченова в области использования достижений современной психологической науки в законотворческой, правоприменительной деятельности лежат в основе многих работ ученых, продолживших его дело.

В 1980 г. во все органы прокуратуры страны было разослано методическое письмо Генеральной прокуратуры СССР, подготовленное М. М. Коченовым. Оно было посвящено использованию возможностей СПЭ при расследовании преступлений и, с одной стороны, явилось своеобразным итогом проделанной исследователем работы, а с другой — открыло еще больший простор для использования психологических знаний при расследовании преступлений2. Крайне важным событием, повлиявшим на дальнейшее развитие института СПЭ, явилось принятие в 1996 г. нового УК. Однако до привлечения СПЭ в гражданское и тем более в административное судопроизводство дело еще не доходило.

Читайте так же:  Конституция моральный вред

Методологические основы судебно-психологической экспертизы.

Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы: развития психики человека в единстве его сознания и деятельности, детерминизма, системности. Наряду с ними на формирование методологии СПЭ оказывают влияние и принципы, теоретические положения правовой науки, теории доказательств, принципы законности, объективности, гуманного отношения к личности участников судопроизводства и т.д.

Методика проведения судебно-психологической экспертизы предполагает широкий выбор различных методов:

Доктор психологических наук М. М. Коченов (1935-1999)

  • — изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;
  • — ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего (М. М. Коченов, О. Д. Ситковская);
  • — знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
  • — беседа с подэкспертным лицом и другими участниками процесса;
  • — экспериментальное психодиагностическое исследование подэкспертного с применением различных методов психодиагностики.

Предмет судебно-психологической экспертизы.

Основная задача СПЭ сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического характера но уголовным делам; делам об административных правонарушениях; вопросов, являющихся составным элементом гражданско-правовых споров. Исходя из этого, можно дать следующее определение предмета СПЭ.

Основания назначения и проведения судебно-психологической экспертизы. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации являются Конституция РФ (прежде всего ст. 21, 22), указанный Закон, УПК (ст. 195-207,283), ГПК (ст. 79-80,82-87), КоАП (ст. 26.4), другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы. Данное положение, безусловно, полностью относится и к судебно-психологической (комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизе.

По конкретному же делу — неважно к какой сфере правоотношений оно относится — основаниями производства любой экспертизы, в том числе, разумеется, и СПЭ, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о судебно-экспертной деятельности являются определение суда, постановление судьи, лица, производящего дознание, следователя, вынесенные в соответствии с теми или иными нормами права. Так, при расследовании, рассмотрении уголовных дел — это ст. 195, 283 УПК, при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде — ст. 79 ГПК, при административном расследовании правонарушений — ст. 26.4 КоАП.

Поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Поводами назначения СПЭ могут быть любые фактические обстоятельства, требующие соответствующего психологического анализа. Поводом назначения СПЭ также могут послужить и какие-либо сомнения, возникшие у следователя, судьи относительно психологических особенностей поведения тех или иных участников уголовного, гражданского или административного судопроизводства, причин психологического характера их действий, психологического содержания их мотивационной сферы, волеизъявления и т.п. Кроме того, нужно иметь в виду, что в некоторые статьи УК введены такие понятия и категории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, причинившего вред в «экстремальных условиях»; «нервно-психические перегрузки» (ст. 28), «обоснованный риск» (ст. 61), аффект (ст. 107, 113), психические страдания (ст. 117), беспомощное состояние потерпевшей (ст. 131) и т.д. Установленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых отдельные признаки упомянутых выше явлений, повлиявшие на поведение этих лиц, также могут рассматриваться в качестве повода для назначения СПЭ.

Например, при оценке поведения обвиняемого в убийстве в качестве такого повода могут быть отдельные признаки его необычного поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы, речи и т.п.). По делам об изнасиловании поводами для назначения СПЭ обычно служат признаки поведения потерпевшей в момент нападения на нее, свидетельствующие о ее психической беспомощности (не звала на помощь, не оказывала активного сопротивления, хотя физически могла бы это сделать, и т.д.). При расследовании происшествий, связанных с управлением различными техническими устройствами, в качестве поводов для назначения СПЭ могут послужить некоторые индивидуально-психологические особенности личности, психофизиологические качества оператора, не соответствующие требованиям его профессии, должностным обязанностям; отдельные поведенческие признаки, свидетельствующие о том, что он, оказавшись в условиях воздействия нервно-психических перегрузок, значительно превосходящих порог его стрессоустойчивости, проявил свою профессиональную непригодность и совершил правонарушение, подпадающее под действие УК либо КоАП.

По уголовным делам о совершении преступлений несовершеннолетними поводами для назначения СПЭ обычно служат признаки их отставания в психическом развитии; кажущиеся безмотивность, немотивированная жестокость, избыточная демонстративность поведения; признаки педагогической запущенности и т.д. Поводами для назначения СПЭ также могут служить сомнения следователя (суда) относительно способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, давать о них показания.

Как и при расследовании преступлений, помощь экспертов-психологов может потребоваться и при разрешении гражданско-правовых споров. Поводами для ее назначения в этих случаях также могут стать любые фактические данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из конфликтующих сторон.

Например, при рассмотрении судом искового заявления о признании недействительности сделки поводами для назначения СПЭ могут быть определенные поведенческие признаки истца (ответчика), необычное состояние его психики в момент заключения договора, свидетельствующие о том, что он находился под воздействием сильного эмоционального стресса, оказавшего негативное влияние на его познавательные, прогностические способности, волеизъявление, в том числе и на способность понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК).

Иногда сам характер спора, например о том, с кем из родителей после расторжения брака будет находиться ребенок, может послужить поводом для назначения СПЭ с привлечением для ее проведения специалистов в области детской психологии.

При разрешении вопросов, связанных с возмещением гражданину морального вреда (ст. 151 ГК), поскольку суд должен установить, что именно подтверждает факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, в качестве повода для назначения экспертизы могут явиться признаки сильных эмоциональных переживаний, психической травмы, о которых свидетельствует сам гражданин или его близкие, иные лица, наблюдавшие за ним после причиненного ему вреда, и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/163308265371/psihologiya/sudebno-psihologicheskaya_ekspertiza_sudoproizvodstve

Судебно психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here