Специальная профилактика правонарушений несовершеннолетних

Вся информация на в статье на тему: "Специальная профилактика правонарушений несовершеннолетних". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Содержание

  • Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст. 11 — 25.1)

    Глава II.
    Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 25.1 настоящего Федерального закона

    >
    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
    Содержание
    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Источник: http://base.garant.ru/12116087/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

    ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Раскрываются основные научные подходы построения комплексной системы превенции социальных отклонений несовершеннолетних, изучаются специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений не достигших совершеннолетия лиц, защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность наряду с иными функциями.

    Ключевые слова: административные и иные правонарушения несовершеннолетних, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, специальные субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних.

    Превенция [1] безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным явлением, которое можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является частью или подсистемой существующей в нашем государстве многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, которая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня — социального регулирования общественной жизни.

    По общей классификации субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних их принято разделять на специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность наряду с иными функциями.

    К специальным субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних относятся:

    Ко второй группе субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних можно отнести:

    • — органы государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, организующие программирование, планирование, ресурсное обеспечение этой деятельности, контроль за ее результатами и призванные устранить правовой вакуум в сфере регламентации наименее урегулированных нормами права общественных отношений по профилактике правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия;
    • — правоохранительные органы в целом, включая органы прокуратуры и суда;
    • — институты социального воспитания — семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры, спорта и досуга;
    • — учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
    • — государственная служба занятости;
    • — негосударственные учреждения (общественные объединения, религиозные организации, ассоциации, фонды), которые в соответствии с их уставами осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних и способствуют утверждению у них здорового образа жизни, содействуют их социальной реабилитации и ресоциализации, взаимодействуют с государственными учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    В указанных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц. Участие в данной деятельности других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и(или) законодательством субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в широком смысле следует считать совокупность государственных и негосударственных организаций и учреждений, осуществляющих в качестве основной или одной из своих функций деятельность, направленную на формирование позитивной среды социализации молодежи, защиту и охрану ее прав и свобод, коррекцию отклоняющего поведения, реагирование на правонарушения несовершеннолетних предусмотренными законодательством мерами.

    На данном этапе деятельности государственной модели профилактики социальных отклонений детей и подростков к субъектам профилактики законодательно отнесены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости и органы внутренних дел [2] .

    Должностным лицом, координирующим комплексную деятельность в сфере надзора за соблюдением законных прав и интересов лиц, не достигших восемнадцатилетия, является уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка. Необходимость появления федерального института уполномоченного по правам ребенка, вытекающая из целого комплекса международных обязательств России, давно обсуждали специалисты, работающие с детьми и в интересах детей. К настоящему моменту жизнь потребовала его создания ввиду огромного количества вопросов, связанных с обеспечением прав детей, которые находятся на стыке разных ведомств и поэтому трудно решаются.

    Итак, с 1 сентября 2009 года в соответствии с указом президента Российской Федерации № 986 [3] в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка.

    В функции уполномоченного по правам ребенка входит:

    • — рассмотрение обращений несовершеннолетних правонарушителей;
    • — проведение проверок в местах принудительного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
    • — мониторинг ситуации по обеспечению прав несовершеннолетних правонарушителей;
    • — анализ нормативной правовой базы и правоприменительной практики в субъекте в отношении несовершеннолетних правонарушителей;
    • — инициирование нормативных правовых актов по закреплению дополнительных гарантий защиты прав несовершеннолетних правонарушителей;
    • — поддержка общественных инициатив по реализации проектов, направленных на защиту прав несовершеннолетних правонарушителей;
    • — просветительская деятельность по проблемам защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.

    Президентом Российской Федерации рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить на местах должность уполномоченного по правам ребенка.

    Немаловажная роль в процессе профилактики безнадзорности, административных правонарушений и преступлений лиц, не достигших совершеннолетия, отводится органам внутренних дел в целом и инспекторам по делам несовершеннолетних в частности. Их основными задачами являются:

    • — выявление дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, нуждающихся в социальной реабилитации, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;
    • — выявление и пресечение деятельности лиц, негативно влияющих на поведение несовершеннолетних, жестоко обращающихся с детьми, вовлекающих их в совершение антиобщественных и противоправных действий;
    • — выявление и проведение индивидуальной профилактической работы с социально неблагополучными семьями;
    • — выявление обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, административных правонарушений, и принятие мер к их устранению;
    • — привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.
    Читайте так же:  Срок исковой давности по уголовным преступлениям

    Профилактическая функция органов внутренних дел — не только их право, но и прямая обязанность, установленная законом. Например, в федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (принят Государственной думой 28 января 2011 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года) в ст. 2 в числе основных направлений деятельности полиции названы «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», правда, безотносительно к категории правонарушителей. Ст. 12, где перечисляются обязанности полиции, предписывает участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием.

    Помимо этого, в ведомственных нормативных документах МВД России профилактика и предупреждение правонарушений органами внутренних дел детализируется и относится к числу приоритетных направлений их деятельности.

    Обладая специфическими возможностями по пресечению противоправных действий, сотрудники полиции наделены правом применения целого комплекса самых разнообразных по правовой силе воздействия мер профилактики — от общепрофилактических мер убеждения до специальных мер принуждения. Тем самым органы внутренних дел имеют возможность активно воздействовать на множество негативных криминогенных факторов только им присущими методами.

    Подводя итог, выскажемся, что, по нашему мнению, система превенции административных и иных правонарушений несовершеннолетних не может быть унифицированно-стандартизированной для всех субъектов России и должна по возможности максимально учитывать социальные, демографические, национальные и иные особенности регионов Российской Федерации, их кадровый и экономический потенциал.

    Источник: http://studref.com/365098/pravo/elementy_sistemy_profilaktiki_beznadzornosti_administrativnyh_inyh_pravonarusheniy_nesovershennoletnih

    Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

    1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

    2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

    3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица и Рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453)

    См. также Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. N ВФ-1376/06

    О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними см. приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. N 147/481

    Источник: http://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
    «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    С изменениями и дополнениями от:

    13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

    Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

    Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

    Читайте так же:  При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции

    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

    Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

    Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


    Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Читайте так же:  Установление факта имеющего юридическое значение образец заявления

    Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Источник: http://base.garant.ru/12116087/

    Предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий несовершеннолетних

    Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены понятия

    — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц и

    — не имеющий места жительства и (или) места пребывания

    Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

    Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    — предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

    — обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    — социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

    — выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

    В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

    — Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    — Органы управления социальной защитой населения;

    -Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

    — Органы опеки и попечительства;

    — Органы по делам молодежи;

    — Органы управления здравоохранением;

    — Органы службы занятости;

    — Органы внутренних дел;

    — Учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

    Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

    1) безнадзорных или беспризорных;

    2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

    3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

    4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

    ) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

    6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

    7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

    8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

    9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

    10) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

    11) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

    12) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

    13) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

    14) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

    15) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

    Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены конкретные полномочия каждого органа системы профилактики по предупреждению правонарушений, безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий несовершеннолетних.

    В случае выявления нарушений в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково г. Москвы необходимо обращаться в Солнцевскую межрайонную прокуратур по адресу: г. Москва, ул. 50 лет Октября, д. 6, корп. 1.

    старший помощник прокурора И.А. Кулькова

    Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Источник: http://vnukovo.mos.ru/news-on-main/detail/8128256.html

    Предупреждение преступности несовершеннолетних

    В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

    В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
    профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
    усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
    признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
    строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

    В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

    Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

    Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
    социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
    социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
    центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

    Читайте так же:  Сколько стоит разрешение на оружие охотничье

    Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

    В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

    Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

    Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

    Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
    1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
    2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
    3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
    4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

    Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
    В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

    Источник: http://55.xn--b1aew.xn--p1ai/document/423183

    Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

    и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

    Что такое правонарушение?

    Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

    Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

    Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

    Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

    1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

    За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

    2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

    За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

    В Беларуси несовершеннолетние с 23.00 до 6.00 не должны находиться на улице одни, а если такое случилось, то отвечать придется родителям. Вся ответственность за детей, гуляющих в неположенное время, ложится на плечи родителей.

    В кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З.

    Статья 30-1. «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища».

    Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

    Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

    Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания) его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

    Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства (месту пребывания) этого несовершеннолетнего.

    Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

    Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

    Источник: http://tatarka.schools.by/pages/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih-vospitanie-pravovogo-soznanija-uchaschihsja

    Зарубежный опыт предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних

    Дата публикации: 16.06.2019 2019-06-16

    Статья просмотрена: 126 раз

    Библиографическое описание:

    Бобченова А. С. Зарубежный опыт предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 177-179. — URL https://moluch.ru/archive/262/60686/ (дата обращения: 07.02.2020).

    Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних как часть социума, актуальна для всех государств, независимо от политических или финансовых проблем, так как все государства рано или поздно сталкиваются с данной проблемой.

    Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование уборщица

    Для того, чтобы деятельность правоохранительных органов по профилактике в Российской Федерации происходила наиболее качественно, необходимо изучить зарубежный опыт правоохранительных органов по данной проблеме. На практике видно, что во многих странах используется разнообразные методики работы по предупреждению и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Проблема профилактики не совершеннолетних является одной из главных как для наших правоохранительных органов, так и для зарубежных, и чтобы составить сравнительный анализ необходимо проанализировать деятельность зарубежных правоохранительных органов, чтобы усовершенствовать деятельность наших правоохранительных органов внутренних дел [2, с. 172–182].

    В США в городе Вирджиния-Бич полиция для улучшения эффективности по предупреждению и профилактики несовершеннолетних разработала специальную программу по работе с несовершеннолетними. Профилактические мероприятия начинаются с детьми, достигшими 9-летнего возраста, психологи считают, что в данном возрасте дети проявляют самостоятельность. Данная программа представляет собой курс, который знакомит школьников с основными задачами правоохранительных органов, обязанностями и правами граждан. В данной программе рассматриваются такие темы как безопасность жилища, вандализм, кражи, преступность и закон, личная безопасность граждан. По окончанию изучения материала проводится проверка усвоения материала у детей. Данный курс поделен на 6 уроков по 40 минут, которые проводятся в течение трех недель (2 раза в неделю) сотрудниками правоохранительных органов, которые одеты в форму, что является обязательным фактором. Предполагается, что после изучения данного материала у детей будет потенциально меньше шансов стать малолетними преступниками или жертвой преступления.

    Так же одну из интересных программ правового воспитания, разработали правоохранительные органы штата Флориды. Данная программа предназначена для учащихся 8–9 классов и для ознакомления несовершеннолетних с системой ценностей, которая сформировалась в обществе, а также для формирования представления о том, что ожидает правонарушителя за совершение противоправного деяния [1]. Используя вопросно-ответную форму, программа обучает несовершеннолетних законам, которые касаются следующих правонарушений: мародерство, вандализм, бродяжничество, кражи, воровство, причинения умышленного тяжкого вреда здоровью, и др.

    Большое значение играет тот факт, что данный предмет должны проводить сотрудники полиции, что значительно повышает интерес к изучаемому предмету у детей, с которыми проводится встреча. Во время таких встреч дети привыкают рассматривать полицейского как человека, который стремиться им помочь.

    В Лос-Анджелесе сотрудники полиции на практике, как главным методом профилактики правонарушений несовершеннолетних, используют как главный фактор посещение с несовершеннолетними 10 исправительных колоний. Цель программы — это психологическое воздействие на несовершеннолетних, которые еще не совершили никаких противоправных деяний, но уже состоят на учете по делам несовершеннолетних, как склонные совершить правонарушение. Для этого эксперимента было отобрано 17 подростков.

    Программа предполагает посещение исправительных колоний для несовершеннолетних полицейского участка, в котором подросток смотрел на представителей преступной среды, которые являются их сверстниками, на которых уже возбуждено уголовное дело. После этого подростка отводят в центр по лечению несовершеннолетних наркоманов для того, чтобы ознакомить его с методами лечения в подобных заведениях. Далее несовершеннолетние посещают исправительные колонии для подростков 14–20 лет, которые ожидают суда, а также тюрьма для несовершеннолетних преступников и морг.

    Полиция Германии выработала особенную стратегию предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Данная стратегия строится на двух положениях, предрасположенность к совершению правонарушения исчезает без внешнего воздействия после завершения процесса становления личности и второе, репрессивные меры приводят к негативным последствиям [3, 45–61].

    На территории Северного Рейн-Вестфалии во всех крупных управлениях полиции были созданы специальные комиссариаты по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, сексуальных преступлений, дел о пропавших без вести лицах, а также правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

    Комиссариатам передали разбор дел, в которых в роли виновных, свидетелей или жертв выступали несовершеннолетние. Общая координация работы с подростками осуществляется руководством уголовного розыска. В системе информации управления был создан банк данных, в котором собираются сведения о правонарушениях, допущенных несовершеннолетними.

    На основе данных, которые входят в данный банк, проводится анализ причин и особенностей развития правонарушений среди несовершеннолетних. Результаты данных исследований используются для подготовки сотрудников с целью повышения их уровня знаний и скорейшего формирования в них специалистов, а если речь идет о уже действующих сотрудниках, то данные знания необходимы ему для повышения квалификации.

    На территории Баден-Вюртемберга отделы по делам несовершеннолетних правонарушителей созданы только в крупных подразделениях уголовного розыска, а во всех остальных выделяется один сотрудник, который будет заниматься только правонарушениями несовершеннолетних. В задачу данных подразделений входит разбор всех дел, в которых несовершеннолетние фигурируют и как правонарушитель, и как потерпевший.

    В городе Бремен действуют специальные службы, занимающимися делами несовершеннолетних. Данные службы четко разделили свои функции между собой и делятся на службы охранной полиции и уголовной полиции. Охранные занимаются исключительно профилактикой правонарушений несовершеннолетних, а уголовные расследованием данных правонарушений.

    В городе Гамбург в аппарате уголовной полиции создано специальное подразделение, которое занимается расследованием исключительно насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними.

    В Гессене нет специальных служб, которые уделяли бы внимание предупреждению и профилактике правонарушений несовершеннолетних, но основной целью здесь является подготовка специальных сотрудников полиции, которые вместе с комиссариатами разбирают правонарушения, совершаемые подростками.

    Однако на данный момент смогли достичь высокого уровня организации работы с несовершеннолетними правонарушителями в Западном Берлине. Совместно с правоохранительными органами был создан специальный комиссариат, принимающий меры по всем протоколам и донесениям о правонарушениях, которые совершили несовершеннолетние.

    Таким образом, проанализировав, особенности структуры и организации работы правоохранительных органов разных стран это позволяет нам использовать их положительный опыт в деятельности правоохранительных органов России по вопросам предупреждения и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

    1. Гусейнов А. Б. Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2010. Т 63. № 3. С.186–189.
    2. Коновалова И. А. Соблюдение международных норм и действие российского уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних //Новый юридический журнал. 2014. Т. 63. № 2. С. 172–182.
    3. Обыденова Т. В. Правовое регулирование использования в России положительного опыта Германии в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Административное право и практика администрирования. 2015. № 1.С. 345–61.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://moluch.ru/archive/262/60686/

    Специальная профилактика правонарушений несовершеннолетних
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here