Совершенствование делопроизводства на судебном участке эссе

Вся информация на в статье на тему: "Совершенствование делопроизводства на судебном участке эссе". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Основы делопроизводства у мирового судьи

Правильная постановка делопроизводства у мирового судьи является одним из важнейших условий надлежащей организации его работы, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений, четкого и культурного обслуживания лиц, обращающихся в судебный участок. Совершенствование делопроизводства у мирового судьи должно осуществляться путем внедрения принципов научной организации труда, передовых форм и методов работы с документами, механизации и компьютеризации.

Правила судебного делопроизводства в РФ являются едиными и соответствуют ГОСТу, однако с учетом имеющихся различий внутри отечественной судебной системы делопроизводство для отдельных звеньев судов имеет свои особенности. Так в каждом субъекте РФ разработаны инструкции по делопроизводству аппаратом мирового судьи.

Инструкция определяет руководство делопроизводством в мировом суде и распределение основных обязанностей между работниками аппарата мирового судьи. Например, мировой судья организует работу аппарата и следит за сроками прохождение дел и материалов, а секретарь осуществляет прием, регистрацию и отправление корреспонденции, учет и хранение вещественных доказательств, выдает справки.

Прием граждан производится мировым судьей, работниками его аппарата в дни и часы, установленные приказом мирового судьи. Расписание приема посетителей должно быть вывешено на видном месте. Граждане, прибывшие из других населенных пунктов, принимаются в течение рабочего дня мировым судьей либо его секретарем. Выдача справок и документов производится работниками аппарата мирового судьи в дни и часы, установленные приказом мирового судьи.

Все судебные дела и корреспонденция, поступающие в судебный участок мирового судьи принимаются, а также отправляются секретарем мирового судьи. Поступившие в участок дела и иная корреспонденция регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. Отправка по назначению судебных дел и документов производится секретарем мирового судьи.

Все уголовные и гражданские дела, поступившие в судебный участок, регистрируются на учетно-статистических карточках. Регистрация и учет уголовных, гражданских, административных дел, других производств и материалов в мировом суде описывается подробно.

Инструкция регламентирует оформление уголовных дел на стадии подготовительных действий к судебному заседанию в мировом суде, подготовка дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании мирового суда (день и час рассмотрение дела, порядок направления повесток), оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения в мировом суде (с приговора, решения, судебного приказа, определения или постановления снимаются копии, выдаются участникам процесса). Важная роль в подготовке рассмотренного дела к сдаче отводится секретарю судебного заседания.

Регламентируется инструкцией прием и учет апелляционных, частных жалоб и протестов, заявлений об отмене судебного приказа, пересмотре заочного решения в мировом суде. Один из разделов инструкции посвящен вопросам обращения к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений мирового судьи. Это возлагается на мирового судью их постановившего. Уголовное или гражданское дело может быть сдано в архив только в соответствии с резолюцией мирового судьи.

Детально регламентированы прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных в мировом суде. Вещественные доказательства хранятся в судебном участке. В инструкции также определяется порядок выдачи судебных дел и документов, ведение и хранение нарядов, книг, карточек и журналов в мировом суде.

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 3938 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/4-20531.html

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ

Центр стратегических разработок (ЦСР) совместно с Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге представляет доклад «Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменению нормативных актов в целях их реализации». В нем приведена диагностика основных проблем в работе судебной системы и предложены меры по ее совершенствованию, которые должны способствовать экономическому росту и долгосрочной социальной стабильности.

Доклад стал результатом длительной работы, которая проходила во взаимодействии с Верховным судом РФ и ведущими представителями юридического сообщества.

Предлагая меры по улучшению судебной системы, авторы доклада ориентируются не столько на идеальные представления или внешние заимствования, сколько на предметно-проблемный подход. Игнорирование такого подхода и попытки бездумного переноса зарубежного опыта нередко приводили к непредсказуемым результатам.

Обсуждаемые предложения направлены на решение ключевой проблемы, сдерживающей эффективное функционирование судебной системы – недоверие институтам, призванным защищать права граждан. Несмотря на позитивную динамику последних лет (доля россиян, положительно оценивающих работу судов, растет, а доля оценивающих отрицательно – падает) уровень негативных оценок хоть и незначительно, но все же преобладает (см. рис.1). Наиболее заметным образом недоверие судебным институтам сказывается на инвестиционном климате в стране.

Рис. 1. Оценка деятельности судов и судей общественным мнением

Источник: Фонд «Общественное мнение». Проект «Доминанты», N=1500.

Институт проблем правоприменения провел серию диагностических эмпирических исследований. В итоге, удалось выявить следующие проблемы:

  • высокая нагрузка на судей, в том числе бюрократическая, что ведет к снижению качества судопроизводства, включая принятие «шаблонных» решений;
  • низкое качество и непрозрачность кадрового отбора в судейском корпусе;
    завышенное влияние председателей судов и организационная зависимость судей;
    размытость правил применения дисциплинарных взысканий как инструмент влияния на судей;
  • избыточная репрессивность и слабый контроль над обвинением в уголовном процессе (в более радикальной формулировке – обвинительный уклон).

Хотя последний пункт оказался дискуссионным. По признанию самих авторов доклада, часть экспертов не разделяет тезис о наличии обвинительного уклона. В качестве аргумента приводятся данные о доле уголовных дел, прекращенных в суде по нереабилитирующим основаниям: она составляет 22-24% от всех исходов. Кроме того, часто приводится доля оправдательных приговоров от всех приговоров по всем порядкам обвинения – 2-2,4%.

С другой стороны, о слабом судебном контроле над следствием и наличии обвинительного уклона говорят следующие данные, обобщенные за последние пять лет:

  • в 91% случаев суд удовлетворяет ходатайства следственных органов на применение меры пресечения в виде предварительного заключения;
  • в среднем, судья выносит оправдательный приговор один раз за семь лет;
    абсолютное большинство оправданий приходится на дела частного обвинения, рассматриваемые без участия прокурора (в таких делах доля оправданий – около 30%);
  • в делах публичного и частно-публичного обвинения (93% всех уголовных дел) доля оправдательных приговоров составляет 0,13%;
  • а вот доля оправдательных приговоров в судах присяжных составляет 15-16%.

Таким образом, авторы доклада сконцентрировались на трех направлениях преобразований:

1. улучшение качества судейских кадров, процедур отбора и назначения судей;

Читайте так же:  Порядок и сроки рассмотрения апелляционной жалобы

2. преодоление организационных ограничений и укрепление независимости судей;

3. снижение нагрузки и рационализация судебного процесса.

Меры по улучшению качества судейских кадров, процедуры отбора и назначения судей :

1. Создать единый, постоянно действующий, независимый от ведомств, Федеральный центр подготовки судей. Назначение судей увязать с результатами обучения и экзаменов.

2. Отменить требование обязательного высшего юридического образования для секретарей судебного заседания и секретарей суда. Одновременно эта должность должна быть исключена из перечня должностей, занятие которых дает юридический стаж.

3. Наделить помощников судей процессуальными функциями (подготовка проектов судебных решений, разъяснение сторонам их прав и обязанностей, действия по мирному урегулированию спора, истребование доказательств).

4. Увеличить фактическую заработную плату работников аппарата вдвое или до уровня средней по региону.

5. Ввести универсальный статус судьи и упростить процедуры перемещения судьи внутри судебной системы.

6. Упростить порядок рассмотрения кандидатур Кадровой комиссией при Президенте РФ, ограничив его только первым назначением судей, а решения о перемещении судей в другие суды и наделении полномочиями председателя оставить за Председателем Верховного Суда на основании рекомендации квалификационных коллегий судей.

7. Сделать более прозрачными, публичными и предсказуемыми основания для отклонения кандидатуры судьи Президентом РФ.

8. Изменить состав Кадровой комиссии при Президенте РФ, заменив представителей правоохранительных органов представителями судейского сообщества, Администрации Президента и юридического сообщества.

Меры по снижению организационных ограничений и укреплению независимости судей :

1. Изменить порядок назначения председателя судов – ввести процедуру выборов или выдвижения кандидата в председатели коллективом суда на основе рейтингового голосования коллектива суда.

2. Ограничить пребывание в должности председателя суда сроком 4 года и не более двух сроков подряд.

3. Сократить роль председателя суда при назначении судей и повысить роль квалификационной коллегии судей.

4. Отменить институт распределения премий по рекомендации председателя суда.

5. Передать хозяйственные и организационные полномочия председателя суда администратору суда.

6. Ввести обязательный автоматизированный порядок распределения дел между судьями с учетом их специализации.

7. Ввести новую меру дисциплинарной ответственности судей в виде понижения квалификационного класса судьи. Одновременно обеспечить исключительность такой меры, как лишение полномочий, исключив ее применение за нарушения, допущенные в процессе, кроме случаев систематических и грубых нарушений, при наличии ранее наложенных взысканий и только на основании обращений участников процесса.

8. Ввести четкие критерии, отделяющие судебную ошибку от дисциплинарного правонарушения.

Меры по снижению нагрузки и рационализации судебного процесса :

1. Повысить пороговые суммы для гражданских исков государственных органов (ФНС, ПФР с 3 до 10 тыс. руб.)

2. Повысить государственную пошлину для юридических лиц; дифференцировать госпошлины в зависимости от судебной инстанции.

3. Ввести обязательное прохождение внутриведомственной апелляции до подачи судебного иска.

4. Снять препятствия для прекращения на стадии следствия уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.

5. Ввести обязательную аудиозапись судебного заседания и придать ей статус основного средства фиксирования хода судебного процесса и доказательства.

6. Расширить применение правила об изготовлении мотивировочной части лишь по запросу стороны; оглашать только вводную и резолютивную части приговора в уголовном процессе.

Методология доклада, выросшая из сочетания права и социологии, предполагала большое внимание не только к процессуальным, но и к организационным, социокультурным аспектам работы судебной системы. Авторы исходили из того, что поведение участников судопроизводства зависит от множества факторов: распределения административной власти внутри организации, корпоративных интересов, норм профессиональной среды, карьерных амбиций, стремления избежать рисков и т.д. В полной мере суд станет независимым и справедливым только при реализации целого комплекса нормативных и организационных мер, которые подробно изложены в предлагаемом докладе.

ВЕДОМОСТИ: Эксперты Кудрина раскрыли план уже начавшейся реформы. Центр стратегических разработок рассказал об изменении судебной системы

ZNAK: «Сейчас все судьи на крючке у председателя». В ЦСР придумали, как заставить российский суд работать более эффективно

РБК: Этика и риторика: как эксперты Кудрина предлагают вернуть доверие суду. Центр стратегических разработок предложил основать специальное учебное заведение, где будущие судьи проходили бы годичные курсы, в том числе по психологии и экономике. Это решит часть проблем с качеством правосудия, считают в ЦСР

ИЗВЕСТИЯ: Эксперты Кудрина предложили ускорить рост ВВП реформой судов. В ЦСР предлагают снизить нагрузку на арбитров и повысить зарплаты рядовым сотрудникам судов

Источник: http://eusp.org/news/predlozheniya-po-sovershenstvovaniyu-sudebnoj-sistemy-v-rf

Заключение

Каждый государственный орган, предприятие, учреждение, другая организации, каждый государственный служащий в процессе своей деятельности, каких бы участков она ни касалась, в той или иной степени связаны с документами и делопроизводством.

Рациональная постановка делопроизводства охватывает большой круг общественных отношений как внутри государственного органа, так и всего государственного аппарата. Участниками этих отношений являются не только работники так называемого «делопроизводственного» персонала, но и специалисты, руководители предприятий, учреждений и организаций.

Делопроизводство обслуживает и обеспечивает основные функции государственных органов, следовательно, его состояние оказывает непосредственное влияние на качество их работы и стиль деятельности. Именно поэтому правильная постановка работы с документами, соблюдение норм и правил, настойчивое совершенствование имеет особое значение не только в пределах государственного органа, но и в масштабах всей страны.

В качестве основного объекта управления делопроизводством Мирового суда выступает документированная информация — документы и их упорядоченная совокупность, то есть документация Мирового суда. В работе с документами работками суда руководствуются «Инструкцией по делопроизводству на судебном участке мирового судьи Пермского края», которая устанавливает общие требования к функционированию службы ДОУ, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами Мирового суда.

Правовое обеспечение деятельности Мирового суда реализуется посредством организационно-правовых документов должностные инструкции сотрудников, инструкция по ведению судебной статистики, инструкции по делопроизводству на судебном участке мирового судьи Пермского края. Эти документы определяют порядок создания, реорганизации и ликвидации, а также структуру и деятельность всего учреждения в целом.

Имея в виду специфику судебной деятельности и особенности организационно-правовой формы учреждения, правом создавать распорядительные документы наделены только вышестоящие инстанции, поэтому распорядительная документация в Мировом суде г. Добрянки не создается.

Подавляющее большинство документов, отправляемых из Мирового суда и направляемых ему, отражающих деятельность его коллегиальных органов и внутренние вопросы, представлено информационно-справочными документами — служебной (докладной) запиской, объяснительной запиской, служебные письма. Информационно-справочная документация является формой передачи информации с одного уровня управления на другой, а также основанием для принятия управленческого решения.

Было осуществлено выявление и анализ специфической документации Мирового суда г. Добрянки, можно сделать вывод, что она является основной в деятельности Мирового суда. Раскрыта сущность специфических документов Мирового суда г. Добрянки, таких как: судебный приказ, судебные повестки, решения, определения, приговора, протокол судебного заседания, аппеляционная жалоба и исковое заявление.

Читайте так же:  Право подписи за человека

Проведенное исследование Мировой юстиции в г. Добрянке Пермского края, его структуры и функционального назначения, законодательной базы, состава и порядка оформления документации, показало, что Суд является сложной по структуре организацией, осуществляющей свою деятельность на основания законодательных актов РФ и Пермского края, регулирующих организацию и функционирование органов исполнительной власти РФ и субъекта Федерации. Видовой состав документов включает все системы документации, порядок создания и оформления которых приведен в соответствии с нормативными требованиями.

В ходе анализа основных нормативно-методических документов было выявлено, что деятельность управления организована в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, ГПК РФ, УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, ФЗ «О судебной системе РФ», З РФ «О статусе судей РФ», ФЗ РФ «О мировых судьях в РФ», Указом Президента, Постановлением Совета судей РФ и Постановлением Пермского края.

Также произошло знакомство с Инструкцией по делопроизводству на судебном участке Мирового судьи Пермского края, которая подготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», а также Инструкции по делопроизводству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо помнить, что принятие управленческих решений требует выполнения ряда операций по сбору информации, ее представлению в виде документов. Осуществление каждой из этих целей предполагает целенаправленное движение документов в учреждении, то есть от качества их выполнения зависит состояние управления в целом. Это является одной из причин необходимости постоянного совершенствования документооборота.

Документооборот судебного участка №59 Мирового суда охватывает входящие, исходящие и внутренние документы. В ходе исследования, нами были проанализированы все документопотоки. Была выявлена информация об объемах каждого из документопотоков за последние 3 года, что нашло свое отражение в таблицах, графиках и диаграммах. Судебная статистика показала, что число документов растет с каждым годом, это свидетельствует о том, что Мировой суд рассматривает множество заявлений от граждан.

Изучен и проведен анализ каждого технологического этапа работы с документами — что позволил судебный участок №59 Мирового суда г. Добрянки. Можно сделать вывод, что организация работы с документами на судебном участке Мирового суда построена в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству на судебном участке мирового судьи Пермского края.

На основании данных, полученных при проведении исследования, можно сформулировать ряд рекомендаций по оформлению документации:

1. В целях повышения качества и оперативности управления Мирового суда, путём совершенствования делопроизводства, сокращения затрат на поддержание бумажного документооборота, экономии рабочего времени — необходимо проведение работ по автоматизации документооборота на базе комплексной системы электронного документооборота, такой как ГАС «Правосудие»;

2. Необходимо разработать инструкцию по делопроизводству на судебном участке мирового судьи Пермского края, так как действующая инструкция устарела, которая отвечала бы основным требованиям ГОСТов и Правил по составлению и оформлению документов, а также технологии работы с документами.

3. Необходимо правильно организовать работу архива Мирового суда и разработать Положение «Об архиве мирового судьи Мирового суда г. Добрянки», т.к. оно отсутствует.

Институт мировых судей, закрепленный в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вполне отвечает реалиям современной российской действительности и целям его создания, каковыми являются обеспечение быстроты и доступности правосудия, приближение его к населению, что, в свою очередь, предполагает создание реальных возможностей для беспрепятственного обращения любого гражданина в суд. То есть мировой суд оправдывает надежды на суд он не только «правый и справедливый», но и «скорый». В связи с этим упрощение производства в мировом суде является не только необходимым, но и закономерным явлением. С учетом подсудности мирового судьи эта тенденция вполне согласуется с мировым опытом и подтверждается общепризнанными международными нормами.

Источник: http://studbooks.net/1119831/pravo/zaklyuchenie

Совершенствование организационного обеспечения делопроизводства в ходе реформирования судебной системы (внедрение автоматизированной системы «Правосудие»).

Автор: Нефедова К.Ф., Кусов В.В.

Совершенствование организационного обеспечения делопроизводства в ходе реформирования судебной системы
(внедрение автоматизированной системы «Правосудие»)

К.Ф. Нефедова, канд. ист. наук; В.В. Кусов, Самарский гос. ун-т

  • Место делопроизводства в судебной системе.
  • Инструкция по делопроизводству районного суда.
  • Внедрение новых технологий – реализация программы «Развитие судебной системы России».

Ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается более 5 млн гражданских дел, около 1 млн уголовных дел, более 3 млн дел об административных правонарушениях. Приведенная статистика свиде­тельствует о возрастающей нагрузке на суды, о росте доверия к ним.

Систему судебного делопроизводства следует рассматривать как фундамент судебной системы, так как она играет важнейшую роль в защите прав человека. В то же время документационное обеспечение деятельности судов имеет особое значение в повышении производительности работы судебных органов. Рациональное и четко организованное судебное делопроизводство способствует прозрачности деятельности судов, повышает личную ответственность работников.

Учитывая, что в условиях демократии судебная власть в конечном счете подотчетна обществу, информация, связанная с работой судебных органов, должна быть доступна широкой общественности. В наши дни новейшие информационные технологии создают все необходимые предпосылки для этого. Доступная информация позволяет увидеть сильные и слабые стороны в работе судов. Без такой информации общество теряет веру в объективность судебных органов.

До 1998 г. функцию организационного обеспечения деятельности судов выполняло Министерство юстиции РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти. В ходе проведения судебной реформы такое положение было признано несовместимым с независимым статусом суда и противоречащим принципу разделения властей. Осуществление задач по реформированию судебной системы, по обеспечению ее реальной независимости от системы органов исполнительной власти вызвало принятие Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» .

С принятием и введением в действие новых процессуальных законодательных актов – Уголовного процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ и других актов, содержащих предписания процессуального характера, обязательные для судов общей юрисдикции при организационном обеспечении рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел по административным правонарушениям, других материалов, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, возникла настоятельная необходимость приведения Инструкции по делопроизводству в соответствие с ними. В 2003 г. приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ утверждена Инструкция по делопроизводству в районном суде. Наиболее значительными явились изменения в части делопроизводства, касающейся рассмотрения уголовных дел и обеспечения судебного контроля в порядке досудебного производства. В меньшей мере осуществленные изменения затронули вопросы дело­производства по гражданским делам. Претерпело изменения и структурное построение Инструкции. Из нее выведены положения, касающиеся распределения делопроизводственных функций по должностям, предусмотренным штатным расписанием районного суда.

Читайте так же:  Обжалование решения мирового судьи по административному правонарушению

Такие процессуальные фигуры, специализирующиеся в области судебного делопроизводства, как секретарь судебного заседания и помощник судьи, впервые введены законодателем в арбитражный процесс лишь в 2002 г. при принятии нового (третьего) российского Арбитражного процессуального кодекса.

Рост количества рассматриваемых судами споров постоянно опережает рост количественного состава судей. Данная тенденция приводит к неуклонному и существенному возрастанию нагрузки на каждого судью.

С 2007 г. реализуется Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы , которая призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также улучшение условий для осуществления правосудия.

Обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний. Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

    • создание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах − 14 тыс. мест, формирование системы электронного документооборота, способствующей повышению эффектив­ности работы судей и работников аппаратов судов;
    • создание 2 200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности;
    • осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания, что повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний.

В 2002 г. разработана Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, основой которой стало создание Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие», широкомасштабное внедрение которой в судах и системе Судебного департамента осуществляется с 2007 г. В ходе дальнейшего развития ГАС «Правосудие» планируется размещать на сайтах судов информацию о рассматриваемых делах в реальном масштабе времени.

Указанные мероприятия позволяют в полной мере реализовать положения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» , который вступил в силу с 1 июля 2010 г.

Достижение высокого уровня гласности, открытости и прозрачности правосудия является важнейшим условием успешного развития судебной реформы. Решение названной задачи позволяет добиться повышения качества судебной деятельности, укрепляет связь судов с населением, что повышает уровень его доверия к судебной власти и одновременно обеспечит гражданам большую доступность к средствам судебной защиты.

Постановление VI Всероссийского съезда судей «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» от 2 декабря 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2005. № 2. С. 5.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1998, 14 января; 2003, 30 октября; 2004, 7 декабря; 2007, 6 марта; 2008, 30 декабря; 2009, 1 июля.

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. № 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» // Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=66296 – Заглавие с экрана (дата обращения: 16.01.2010).

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583) // Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86144 – Заглавие с экрана (дата обращения: 16.01.2010).

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета. 2008, 26 декабря.

Источник: http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?155

Направления совершенствования архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции

Латышева Н.А., начальник отдела обеспечения судопроизводства Архангельского областного суда.

Традиционно сведенные в единый нормативный акт правила по судебному делопроизводству, именуемые инструкциями, отводят закреплению порядка работы с архивными документами судов последние или предпоследние главы. По сути, это правильно. Судебное делопроизводство имеет свое логическое окончание в организации подготовки дел к архивному хранению. Тем не менее роль архива суда, его фондов имеет важное значение и в общем плане — документально выражает многолетний результат деятельности по отправлению правосудия в каждом суде общей юрисдикции.

Казалось бы, нет ничего статичнее, чем правила архивного делопроизводства. Отчасти с этим утверждением можно согласиться — общие принципы работы с архивными единицами в судах являются «рамочными»: принципы обработки дел и нарядов в соответствии с установленными сроками хранения, организация научно-справочного аппарата к документальным фондам, порядок использования документов и т.д. Но общие прогрессивные достижения человечества, связанные с изменениями в дуэте правоотношений между гражданином и государством на фоне широкого распространения электронных технологий, позволяют вносить значительные коррективы в организацию работы архивов судов.

Значимость проведения работы в сфере совершенствования архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции подтверждается данными судебной статистики. Ежегодно в судах Российской Федерации по первой инстанции рассматривается порядка 20 млн. судебных дел и материалов, которые по окончании производства по делу подлежат соответствующему учетному хранению.

Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле» // СЗ РФ. 25.10.2004. N 43. Ст. 4169.
Пункт 12 ст. 6 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009) // СЗ РФ. 12.01.1998. N 2. Ст. 223.
Инструкции по судебному делопроизводству в районных (городских), областных и иных приравненных судах, Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования и использования, утв. Приказом СД при ВС РФ от 28.12.2005), Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утв. Приказом СД при ВС РФ от 01.06.2007.

С 1 июля 2010 г. вступает в силу Федеральный закон N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов» . Статья 17 данного нормативного акта предусматривает возможность ознакомления пользователей с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах и должна осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом в судах общей юрисдикции в полной мере должны соблюдаться основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. С одной стороны, это принцип свободы поиска, получения, передачи, распространения информации о деятельности судов любым законным способом. С другой стороны, суды должны в полной мере соблюдать права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиты чести и деловой репутации, а также соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса. Надлежащее выполнение указанных требований, особенности судопроизводства в регионах, скорее всего, станут причиной издания внутренних локальных актов: распоряжений председателей судов, памяток, правил и т.п.

Читайте так же:  Срок подачи ходатайства в арбитражный суд

СЗ РФ. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6217.

Одним из основных направлений работы архивов судов является правильное определение сроков хранения единиц архивного хранения. В настоящее время сроки хранения документов в судах определяются на основании Перечня документов судов общей юрисдикции с указанием срока их хранения 2007 г. Некоторые из нормативно установленных требований должны быть пересмотрены в ближайшее время. В первую очередь речь идет о действующих в настоящее время постоянных (вечных) сроках хранения для надзорных производств и учетно-статистических карточек. В дальнейшем необходим их перевод на временные сроки хранения.

Достаточно прогрессивный характер имеет норма п. 8.2 Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, согласно которой документы временного срока хранения (до 10 лет) или «до минования судов» в архив судов не передаются. На практике — это значительная часть дел, а также большинство журналов и нарядов общего делопроизводства. Суды общей юрисдикции имеют возможность создавать «мини-хранилища», которые находятся непосредственно в тех или иных канцеляриях, не требуют специальной обработки и находятся в границах оперативной доступности. С введением в действие новых зданий судов, имеющих достаточно просторные рабочие кабинеты, эта тенденция в архивном делопроизводстве будет развиваться.

Ежегодно в архивы судов поступают сотни и тысячи запросов о выдаче копий из материалов дел. Причем запрашиваются не только заверенные судебные акты, имеющие итоговый характер, но и иные материалы дела, в том числе и досудебного характера, часто — в нескольких экземплярах. Сопровождает вопросы регулирования правоотношений в данной сфере законодательство о федеральном сборе — государственной пошлине. В частности, с 29 января текущего года начал действовать п. 20 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса , фактически закрепляющий реализацию возможности беспошлинного характера предоставления всех запрашиваемых документов физическим лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Позиция многих председателей судов общей юрисдикции в настоящее время следующая: предоставлять те документы, которые необходимы для дальнейшего обжалования в целях полной реализации права на доступ к правосудию. Все иные документы из материалов дел наделенные таким правом лица имеют возможность получить с помощью собственных технических средств также без оплаты государственной пошлины.

ФЗ N 318-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 17.12.2009.

Меняется технология работы с документами на бумажных носителях. Обеспечение судебного делопроизводства при помощи новых аппаратов — брошюровочно-переплетных станков, устройств для прошивки документов — существенно модернизирует работу судов.

Указанные направления совершенствования работы судов приводят к качественным изменениям в архивном делопроизводстве судов общей юрисдикции и являются одной из важных составляющих судебной реформы.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/46384-napravleniya-sovershenstvovaniya-arkhivnogo-deloproizvodstva-sudakh-obshhej-yurisdikcii

Делопроизводство у мировых судей

Юсупова С.А., г. Петропавловск-Камчатский, аспирантка 2-го курса Российской академии при Президенте РФ г. Москвы.

Успех работы того или иного коллектива, естественно, зависит не только от таланта руководителя, но и от успешной реализации организации труда персонала. Считается, что кадры — самый сложный и дефицитный ресурс, в связи с чем требуется четкая постановка делопроизводства, что является одним из важнейших условий надлежащей организации работы мирового суда, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений, четкого обслуживания обращающихся за судебной защитой.

Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, основными задачами которого являются обеспечение процесса осуществления правосудия и обращение к исполнению судебных актов.

В настоящее время существует немало проблем, связанных с делопроизводством в судебных участках мировых судей. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» упоминает лишь материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, а про организационно-правовое положение не упоминает. Организационное обеспечение процесса отправления правосудия мировыми судьями во многих регионах основывается на положениях Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36, которая устанавливает основные и единые правила организации делопроизводства в районных судах. Ее положения направлены на совершенствование форм и методов учета судебных дел и документов, что, по мнению законодателя, поспособствует движению дел и материалов, поступающих в работу суда. Не оспаривая значимость и положения Инструкции, далеко не соразмерен удельный вес судебных дел и материалов, разрешаемых мировыми судьями, с удельным весом судебных дел и материалов, разрешаемых федеральными судьями городского и районного звена.

Отсутствие единого организационного устройства мировой юстиции в регионах России может привести к тому, что институт мировых судей не сможет быстро и эффективно развиваться, и сегодня всем заинтересованным структурам необходимо предпринимать активные действия по скорейшему законодательному закреплению единого организационного устройства мировой юстиции в Российской Федерации.

В этом направлении наблюдается сдвиг на примере Камчатской области. Институт мировых судей на Камчатке успешно заработал в связи с принятием в марте 2000 г. Федерального закона «О мировых судьях в Камчатской области». 30 мая 2001 г. сессия Областного Совета Камчатской области утвердила кандидатуры мировых судей. По истечении пяти лет работы института мировых судей на Камчатке можно говорить о результатах.

С 1 июля 2004 г. руководство аппаратом мировых судей и организация его деятельности осуществляется отделом аппарата мировых судей в Камчатской области аппарата администрации Камчатской области в соответствии с Постановлением губернатора Камчатской области от 1 июня 2004 г. N 207 «О внесении изменений и дополнений в Постановление губернатора Камчатской области от 5 марта 2001 г. N 42 «О формировании администрации Камчатской области». Отделом аппарата мировых судей определены параметры информационно-аналитической работы, уточнены и согласованы вопросы координации и взаимодействия отдела с Управлением Судебного департамента по координации деятельности института мировых судей в Камчатской области.

В целом итоги работы по обеспечению деятельности мировых судей в 2004 г. свидетельствуют о возрастании их роли и значения в судопроизводстве. Если в 2002 г. удельный вес судебных дел и материалов, разрешаемых мировыми судьями, составлял около 70%, то в 2003 — 2004 гг. он достиг 80%. Стала устойчивой тенденция увеличения числа обращения граждан за судебной защитой и разрешением правовых конфликтов. В 2004 г. в производстве мировых судей находилось 23,5 тыс. судебных дел и материалов против 20,5 тыс. в 2003 г., или на 12,5% больше. Из них рассмотрено мировыми судьями 20249 дел против 18381 дела в 2003 г. По состоянию на 28 октября 2005 г. в производстве мировых судей находилось свыше 23 тыс. дел и материалов. Из них закончено производством 19508 судебных дел и материалов. Характерно, что при росте числа уголовных дел на 17,8% их рассмотрение увеличилось на 26,5%. Аналогично при росте дел административного производства на 79,4% число их рассмотрения возросло в два раза. Не уменьшилось количество рассматриваемых гражданских дел. С первых дней существования мировая юстиция в Камчатской области активно доказывает свою состоятельность.

Читайте так же:  Сколько стоит написать апелляционную жалобу

В целях реализации основных целей и задач, введения института мировых судей, повышения доступности граждан к правосудию, с одной стороны, а с другой — максимального приближения суда к населению в Камчатской области успешно уже на протяжении 5 лет работают объединенные канцелярии в г. Петропавловск-Камчатский и в г. Елизово. В связи с этим хочется опровергнуть мнение автора, высказанное в книге «Настольная книга мирового судьи» на стр. 401, о «неправильности объединения делопроизводства судебных участков в единой канцелярии», так как, по мнению автора, данное объединение «усложнит работу суда».

Нам хочется поделиться положительным опытом, который, в свою очередь, был отмечен на координационном совещании по проблемам и задачам мировой юстиции в Дальневосточном федеральном округе 29 марта 2005 г. На координационном совещании Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе было рекомендовано всем законодательным и исполнительным органам государственной власти, управлениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Дальневосточного федерального округа, районным судам и судам субъектов Российской Федерации, мировым судьям принять меры по распространению положительного опыта работы по формированию объединенных канцелярий мировых судей.

В объединенных канцеляриях мировых судей Камчатской области работниками аппарата обеспечивается решение задач по своевременной регистрации, учету и хранению дел, составлению статистической отчетности. Установлена четкая система оперативного контроля за поступлением и сроками рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел. В этих целях в канцеляриях мировых судей г. Петропавловска-Камчатского, Елизовского района, а также в судебных участках других районов ведется еженедельный учет результатов работы мировых судей. В нем отражаются количество оконченных производством дел и материалов, остаток, а также число дел, рассмотренных сверх сроков, установленных процессуальным законом. В управлении аппарата мировых судей результаты работы мировых судей анализируются по времени (месяц, квартал, год), по судебным участкам, нагрузке, категориям дел и другим направлениям. Отделом аппарата также налажена система составления государственной статистической отчетности о деятельности мировых судей.

Сведения судебной статистики составляются по состоянию на конец отчетного периода (полугодие, год) по итогам работы мировых судей и представляются на бумажных и электронных носителях информации. В целях экономии денежных средств и в целях повышения оперативности в передаче статистической информации в управление с объединенными канцеляриями также установлена электронная почта.

Следует признать, что пятилетний опыт работы мировых судей выявил потребность и необходимость внесения изменений и дополнений в нормативную базу мировой юстиции по вопросам создания единой канцелярии, так как это существенно облегчит взаимодействие в организационном плане и усилит контроль за исполнением судебных решений и приказов, а также будет способствовать поддержанию надлежащего порядка на участке.

Постоянное взаимодействие руководства канцелярии и отдела кадров позволило обеспечить полную укомплектованность судебных участков работниками аппарата и бесперебойную работу по осуществлению правосудия мировыми судьями.

Преодолевая проблемы мировой юстиции и в соответствии с Постановлением Совета судей Российской Федерации «О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей Российской Федерации» , отделом аппарата мировых судей Камчатской области приняты комплексные меры, которые направлены на решение задач оптимизации функционирования судебной системы Камчатской области, то есть была разработана инструкция по судебному делопроизводству в судебных участках мировых судей Камчатской области.

Текст Постановления размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru).

Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», Методических рекомендаций Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по судопроизводству у мирового судьи и в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и устанавливает единые правила организации делопроизводства в судебных участках, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, подготовленных как на бумажном носителе, так и в электронном виде, а также обеспечивает оптимальный порядок передачи и движения судебных материалов, режим текущего хранения документации и передачи их в архив.

Инструкцией разработана одна из составных частей судебного делопроизводства — база данных о работе судов и судимости в соответствии с Инструкцией по ведению судебной статистики, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 82.

Кроме того, отделом подготовлен в октябре текущего года и направлен в администрацию Камчатской области проект концепции содействия развитию института мировых судей в Камчатской области на 2006 — 2010 гг.

В стадии разработки — пособие для работников аппарата мирового судьи. В пособии будут сконцентрированы справочные и иные сведения для минимизации затрат рабочего времени работников по обеспечению процесса отправления правосудия и обращения к исполнению судебных решений, постановлений и определений суда.

Таким образом, на сегодняшний день необходимо отметить наличие существенных пробелов в правовом регулировании деятельности мировых судей. Отсутствует компетентный государственный орган, который бы занимался организационным обеспечением деятельности мировых судей, что в ряде субъектов Российской Федерации негативно сказывается на качестве судопроизводства.

Проблемы мировой юстиции требуют принятия комплексных мер законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти Российской Федерации, так как правильная организация делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей работы мирового судьи, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения дел, исполнения судебных постановлений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/4216-deloproizvodstvo-mirovykh-sudej

Совершенствование делопроизводства на судебном участке эссе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here