Публичное право собственности на землю

Вся информация на в статье на тему: "Публичное право собственности на землю". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Глава III. Собственность на землю (ст.ст. 15 — 19)

Глава III. Собственность на землю

ГАРАНТ:

О праве собственности и других вещных правах на землю см. главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации

См. схему «Право частной собственности на землю и право публичной собственности на землю»

>
Собственность на землю граждан и юридических лиц
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12124624/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/

Тема 3 Право публичной собственности на землю

Изучая указанный вопрос, необходимо учитывать, что характер регулирования отношений собственности на природные ресурсы имеет принципиальное значение для обеспечения рационального использования и охраны земель.

Статья 14 ГК РФ закрепила возможность отнесения земли, других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, к федеральной собственности или собственности субъектов РФ.

Публичной собственностью признается земля, находящаяся в государственной или муни- ципальной собственности. Субъектами такой формы собственности на землю в соответствии с Земельным кодексом (пп. 1, 9

ст. 1) и ФЗ от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (вступил в силу с 20 января 2002 г.) выступают Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Исчерпывающие перечни оснований приобретения права собственности Российской Фе- дерации, субъектов РФ и муниципальных образований на земельные участки содержатся со- ответственно в статьях 17, 18 и 19 Земельного кодекса РФ. Так, в федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 ЗК).

Аналогичные основания возникновения права собственности на земельные участки предусмотрены Земельным кодексом для субъектов РФ в п. 1 ст. 18 и для муниципальных образований в п. 1 ст. 19. Помимо указанного, в собственности субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 18 ЗК могут находится не предоставленные в частную собственность земельные участки:

занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землями фонда перераспределения земель;

занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований (п. 3 ст. 19 ЗК).

В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ (п. 4 ст. 19 ЗК).

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

— специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ст. 3, 4, 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством РФ;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством РФ;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.

Споры между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

Источник: http://lawbook.online/pravo-zemelnoe-rf/tema-pravo-publichnoy-sobstvennosti.html

Особенности собственности публично-правовых образований в 2020 году

В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько форм собственности, из которых выделяется принадлежащая публично-правовым образованиям.

К числу таких субъектов относится и государство, а также его регионы и прочие формирования, и особенности права собственности следует разобрать, причем это будет полезно как для юридических лиц, так и для граждан.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Читайте так же:  Заявление суд приставам о взыскании алиментов

Доля данного имущества достаточно велика, и есть некоторые нюансы в распоряжении им данными образованиями.

Что это такое

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной .

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры .

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

Какие есть ветви формы

Публичная собственность разделяется на типы:

Государственная Сюда относятся объекты имущества, которые принадлежат либо центральным властям, либо же региональным субъектам
Муниципальная Принадлежит городам, поселениям, деревням и прочим составным частям областей, округов и прочих формирований побольше

Решения касательно судьбы этого имущества принимаются органами власти и ответственными учреждениями, а конкретные вердикты выносятся только после обсуждения и изучения документов.

Злоупотребление этим правом наказывается по закону и уголовному кодексу, поскольку немотивированная передача другим субъектам собственности может быть частью преступной схемы.

Фото: схема публично-правовых образований

Поэтому все решения по поводу распоряжения вещами, принадлежащими государству или муниципальным органам, должны быть прозрачными и идти на пользу бюджету.

Законодательная база

В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.

Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям.

Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.

Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество.

В число таких попадают:

Сделка по законодательству Которая предполагает формирование гражданско-правового договора
Получение земли У которой нет собственника
Формирование нового участка Путем объединения нескольких или разделения большего по размерам
Выделение из федерального фонда на безвозмездной основе

Особенности реализации права

Образования публично-правового характера вполне могут использовать, обладать и распоряжаться своей собственность, но только в пределах компетенции, которая дана законами России.

Но любое решение по этому поводу обязательно должно отображаться в нормативных актах, где оговорена необходимость данной процедуры, характеристика конкретного объекта владения, а также прочие особенности, объясняющие, зачем и почему реализуется право.

В число потенциальных получателей можно отнести различные ведомства, организации, органы власти.

Но и они не могут управлять переданными объектами как угодно, и для этого выпускаются собственные нормативные акты, в которых оговорены все условия и особенности конкретной сделки.

Сельскими и городскими объектами, а это в первую очередь земля, занимаются власти муниципалитета, поэтому именно от них зависит, каким образом будет использоваться и куда направляться вверенное имущество.

Передача от федеральных властей местным органам самоуправления безвозмездная, а также получить новые объекты в собственность можно и после того, как предыдущие собственники отказались от них, либо больше не имеют возможности распоряжаться, и других претендентов по закону просто нет.

Можно сделать вывод, что переход права собственности от органов власти может осуществляться по отношению к:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным организациям;
  • некоммерческим структурам;
  • юридическим, а также физическим лицам.

Земельные участки

Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований.

Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.

Оборот земель и ресурсов природы ограничен, но при этом они могут передаваться для использования, а ресурсы, присутствующие в недрах, вполне могут становиться собственностью либо юридических лиц, либо отдельных граждан.

Частные лица имеют полное право претендовать на земли, но передача их происходит по закону только в результате торгов.

В их ходе изучаются потенциальные претенденты на право собственности, но все же решение принимается в отношении того, кто предложит более выгодные условия.

Причем передача может иметь форму полной или частичной, в первом случае земля переводится в постоянную собственность лица, а во втором — просто предоставляется на условиях аренды.

Часто встречаются и ситуации, в которых земля дается для хозяйственной деятельности, либо же профильной работы некоторых учреждений.

В этом случае требуется полная отчетность об эксплуатации, а также могут устраиваться проверки на предмет незаконного распоряжения переданным имуществом.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжаться имуществом, которое находится во владении таких образований, можно только на правовой основе. Материальной основой при этом является сами объекты, которые по закону им принадлежат.

При публичной собственности, в отличие от частной, имущество может использоваться только по целевому предназначению, а оно, как гласит закон, заключается в исполнении социальных функций.

Местные власти, которые по Конституции РФ, должны создавать условия для решения населением вопросов местного значения, а также их владения, использования и распоряжения муниципальными объектами .

Читайте так же:  Краткая апелляционная жалоба в арбитражный суд образец

В связи с этим появляется право таких властей получать некоторые государственные полномочия, и как следствие, финансовые и прочие материальные блага для их реализации.

Право собственности в большей части реализуется структурами власти, имеющими данные полномочия. В некоторых ситуациях, оговоренных законами, выполнять функцию регулятора может население.

Публично-правовые образования имеют полное право принимать участие в процессах приватизации, реквизирования, а также национализации и конфискации тех объектов, которые принадлежат частным лицам.

Но нужно соблюдать законодательные нормы, которые установлены в Гражданском кодексе РФ, а именно в статьях 242, 243 и 306.

Видео: категории земли и виды разрешенного использования

Преимущества и недостатки

Видео (кликните для воспроизведения).

Плюсы у подобной формы собственности все же есть, и в первую очередь они касаются возможности людей приобрести права на имущество в рамках закона.

Основными преимуществами являются:

Такое имущество защищено от мошенников Поскольку квартиру или землю перевести в частное распоряжение достаточно сложно, и этому предшествует выполнение ряда условий. Выполнять их для мошенников опасно и долго, а каждую сделку контролируют сразу несколько государственных органов
Уплата налога не нужна Ведь арендатор платит только сумму по договору, а платить сборы должен собственник, то есть власть
Потеря имущества сопровождается заменой Это важно при пожарах, наводнениях или аварийном состоянии, тогда власти дают гражданину другое имущество
Граждане могут улучшить жилищные условия Благодаря договору социального найма

При всех вышеперечисленных положительных сторонах, у подобной формы владения есть и свои минусы:

Кроме государства и муниципалитета Никто не может совершать сделок с имуществом, поэтому наниматель не имеет права дарить, обменивать, продавать или отдавать его в залог
Недвижимость может быть потеряна Если арендатор не выполняет условий касательно пользования. Тогда гражданин будет выселен, и право на замену также теряется

Собственность публично-правовых образований предполагает, что имущество находится во владении государства, которое распоряжается им в своих интересах.

Оно может быть передано гражданам и юридическим лицам, к примеру по приватизации, но для потенциальных владельцев процедура будет непростой.

Ведь необходимо не только доказать нуждаемость, но и выполнить ряд условий, а сами власти достаточно неохотно передают свои владения сторонним лицам.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://realtyaudit.ru/chto-jeto-znachit-sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Публичные земли

В статье рассматриваются понятие «публичные земли», субъекты публичной собственности на землю: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Понятие «публичные земли»

Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

Читайте так же:  Ходатайство об отложении апелляционной жалобы

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России – ст. 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».

Источник: http://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs4.html

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

Читайте так же:  Написать заявление в суд от руки

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

Видео: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Читайте так же:  Признание умершим безвести пропавшего человека

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

Источник: http://nedexpert.ru/zemlja/sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Особенности публичной собственности на землю

Земельные участки наравне с другими видами имущества могут находиться как в частных руках, так и быть частью государственных владений. Земля принадлежащая федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям относится к категории публичной собственности. Частные лица и предприятия арендуют участки у государства, принося ему доход. Дальнейшая приватизация обеспечит переход прав на землю от государства в частные руки.

Законодательство РФ регулирует вопросы, связанные с правом собственности на землю, посредством Гражданского и Земельного кодекса (глава № 3).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Статья 17 ЗК РФ описывает ситуации, в связи с которыми земельные участки могут стать частью федеральной собственности;

В распоряжение субъектов России земля переходит на основании 18 статьи ЗК РФ.

В 19 статье ЗК РФ содержатся основания для перехода территорий земли во владение муниципальных образований.

На основании ст. 218 ГК РФ, земля может перейти в собственность в результате:

  • Заключения договора купли-продажи, договора мены, дарения или других подобных оснований;
  • Получения бесхозного участка, который изначально никому не принадлежал или предыдущий владелец лишился на него прав;
  • Образования принципиально нового участка, возникшего при разделении или объединении предыдущих участков.

Важно! Возможность перехода публичной формы собственности в частные владения, не допустима для отдельных категорий земельных участков.

Требования и виды участков

К земельному участку, как к объекту собственности, выдвигается ряд требований, к которым относится наличие зафиксированных границ,

точного адреса, а также участок должен состоять на учете в кадастровых службах.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Существуют виды публичных участков, на которые стоит обратить особое внимание:

  • Территории, на которых расположены структуры, отвечающие за обороноспособность страны;
  • Земли, являющиеся частью земельного и водного фондов России;
  • Участки, на которых хранится федеральное имущество;
  • Территории с космическими объектами, зданиями государственных предприятий и организаций, а так же, объекты, отвечающие за теле- и радиовещание в стране.

Формы публичной собственности

В зависимости от правообладателя на тот или иной участок земли, можно выделить следующие формы публичной собственности на землю:

  • Федеральные земли, к которым относятся: территории, на которых расположены здания федерального значения, земли, предназначенные для осуществления деятельности федеральных органов власти, общероссийские автомобильные дороги, и т.д.
  • Земли, принадлежащие регионам страны, в том числе: участки, ранее находящиеся в распоряжении федерации, но переданные во власть какого-либо региона, территории, на которых располагаются организации и предприятия краевого или областного уровней, сельскохозяйственные земли, и т.д.
  • Земельные участки, принадлежащие муниципалитетам.

Объекты и субъекты

Если рассматривать право собственности в целом, то в качестве субъекта принято рассматривать тех, кто обладает этим правом в отношении того или иного объекта. Что касается именно публичной собственности на землю, то субъектами здесь выступают государство в целом, его регионы или муниципальные образования.

Непосредственно распоряжаться государственными землями уполномочены органы власти федерального и регионального уровней. Объектами здесь выступают земельные участки, которые находятся в собственности государства.

Если вы хотите пользоваться чьим-то земельным участком, вам необходимо знать, что такое сервитут и как его оформить. Подробно об этом в данном материале.

Мечтаете о гараже? Вся необходимая информация для вас в нашей статье.

Отличия

Первое отличие этих двух видов собственности состоит в том, что частные владения имеют собственников в виде конкретных лиц, чего не скажешь о публичных владениях.

  • В качестве следующего отличия можно обозначить отсутствие обложения публичной собственности налогами. В то время как владельцы частных земельных участков обязуются выплачивать земельный налог и сборы местного значения.
  • Права собственности на частный земельный участок переходят от одного лица к другому в результате совершения законной сделки (например, купли-продажи). Право пользования публичными участками у частного лица возникает при оформлении аренды, а полноценным собственником можно стать в результате приватизации.
  • Передача публичной собственности иностранным лицам невозможна, за исключением организации посольств. Право собственности на частные владения может быть без труда передано в иностранные руки, за особыми исключениями.
  • Блага, полученные в результате использования земель публичной формы собственности, должны принести пользу народу, а все, что получено при эксплуатации частных земель, их владелец может использовать так, как считает нужным.

Земельный участок, являющийся частным владением, наделяет своего хозяина большими правами, нежели арендованный участок у государства. Но здесь стоит отметить и неоспоримые преимущества второго варианта, например, отсутствие обязанности по уплате налогов, а так же, наличие дополнительных гарантий со стороны государства, что является определенной защитой от мошенников. Тем более, в большинстве случаев, имеется возможность приватизации земли, в результате которой можно стать полноценным владельцем участка.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/formy/osobennosti-publichnoj-sobst.html

Публичное право собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here