Психология правонарушений несовершеннолетних

Вся информация на в статье на тему: "Психология правонарушений несовершеннолетних". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Психология преступности несовершеннолетних

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как они носят характер озорства.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.

Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностей — недостаточность жизненного опыта и связанный с этим низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе[1], негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.

Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально положительной деятельностью.

При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально положительных, так и в сторону социально отрицательных влияний.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода.

Подростковые поведенческие стереотипы:

Вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, в бравировании опьяненным состоянием, в побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.

Проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой. Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Пропаганда уголовного романтизма, распространившаяся в последнее время, может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка.

Поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели. (Если модель отрицательна, то эта реакция является положительной.)

Восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой области. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением)

Настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку.

Крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате, бодибилдинг и т.п.).

Стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

Объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной символикой (клички и т.п.). Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

Лидерство в подростковых группах обычно принадлежит типам стеническим (сильным), возбудимым, контактным и постоянно готовым к агрессивным действиям.

Иногда лидерство захватывается истероидным типом, демонстративно выражающим общее настроение группы и использующим для поддержания своей «власти» физически сильного, но конформного, нередко отстающего в психическом развитии сверстника.

Проявляется в самых разнообразных подростковых хобби: поп-музыка, стиль в одежде, стремление к получению легкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые, многословные разговоры у подъезда); увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание (артист, гитарист, чемпион, модница, знаток в престижной области знаний); увлечения, связанные с физическим самоусовершенствованием, овладением престижными навыками (водитель мотоцикла, автомашины), коллекционирование.

И оттого, с какими социальными образцами, шаблонами, нормами, установками и ожиданиями сталкивается подросток, во многом зависит становление будущего члена общества. Вот почему так важно всемерное внимание общества к жизнедеятельности подростка. Неуспеваемость, семейные конфликты, праздность, обстановка интеллектуально-эмоциональной недостаточности, несформированность полезных интересов подростка потенциально опасны для общества.

Этот вакуум с большой долей вероятности может быть заполнен асоциальными проявлениями действительности. Основная форма профилактики преступности среди подростков — это организация интересной и социально полезной их жизнедеятельности.

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение — система незначительных правонарушений, провинностей, проступков (от лат. «delinguens» — совершающий проступок).

Эта разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучением семейного воспитания, иногда «гиперопекой», или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных учителей.

Первыми проявлениями делинквентного поведения являются прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, отнимание денег у слабых сверстников, их терроризирование, шантаж, угоны велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивое антисоциальное поведение.

Основная мера борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних — это педагогически правильно организованный процесс их интенсивной социализации.

При этом важно не прямое воздействие, не «парная педагогика», а воздействие на подростка через референтную для него группу. Искусство воспитания состоит в том, чтобы организовать включение подростка в социально положительные группы.

Читайте так же:  Как выгнать пьющего мужа из дома

Воспитание — это формирование и постоянное расширение системы социально положительных связей; это раскрытие перед личностью все новых и новых возможностей ее вхождения в жизнедеятельность человеческого общества.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/psichologiya-prestupnosti-nesovershennoletnich

Тонкости психологии несовершеннолетних

Основа изучения личности несовершеннолетних

На исследование личности несовершеннолетних направлены многие науки, включая педагогику, психологию, психиатрию, криминологию и др. Психология несовершеннолетних исследует акцентуации характера и девиантное поведение подростков; психологические особенности расследования совершенных преступлений этой категории людей; психологию и педагогику несовершеннолетних в гражданском процессе.

Правовой и педагогической наукой выделяется несколько основных периодов возраста лиц, которые не достигли совершеннолетия:

  • малолетний возраст, младенчество (от рождения до 1 года);
  • период раннего детства (1 год — 3 года);
  • дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);
  • младший школьный возраст (6 — 11–12 лет);
  • подростковый возраст (от 11–12 до 14–15 лет);
  • раннее юношество (от 14–15 до 17–18 лет).

Особенности подросткового возраста

Юридическая и психологическая литература отмечает, что в жизни человека существует несколько трудных и переломных этапов. Особенной стадией является подростковый возраст, отрочество (от 14 до 16 лет). В большинстве это связано с началом полового созревания, параллельно которому другие биологические системы организма достигают своей зрелости.

Переходный подростковый возраст крайне противоречив. У подростков происходит формирование нового самосознания с появлением стремления понять себя, собственные возможности и особенности. Этим обусловлены постоянные конфликты с другими людьми, их преломление в понятии и сознании подростков. Гормональное созревание в этом возрасте способно привести к эмоциональной неустойчивости, высокой раздражительности, неадекватным реакциям, часто перетекающим в неуправляемость и злобу. Как известно, подросток по причине обостренного чувства взрослости стремится к замене «морали подчинения», которая раньше характеризовала отношения ребенка и взрослых, на «мораль равенства». Наряду с этим именно для подросткового возраста характерно окончание усвоения базовых юридических и моральных норм поведения личности.

Обучение и воспитание ребенка в школе, к сожалению, не всегда соответствует его творческой активности, поскольку наблюдается непрерывная смена учебных программ, отступление от традиционных методов преподавания и внедрение в процесс обучения западных приемов и средств, что не всегда оправдывает себя в нашей стране.

Помимо этого, в школах появляются дети, которые по причине ограниченных способностей не могут освоить программу среднего образования. Их самоутверждение происходит через ассоциативное поведение. Далее многие из таких детей попадают в колонии, а общественность получает «квалифицированных правонарушителей». Важно заострить внимание на накоплении разнообразных поводов для конфликтов взрослых и подростков, которые возникают как в семьях, так и в школах, на улице, в общественных местах. Особое значение здесь имеет проблема криминогенности семейного благополучия.

Семейное воспитание и обязанности родителей

Педагогическая, психологическая и юридическая литература подробно освещает недостатки семейного воспитания. В целом они состоят в невыполнении (ненадлежащем выполнении) матерью и отцом своих обязанностей в процессе воспитания ребенка. Область криминологии включает анализ просчетов в воспитании и факторы неблагополучия в семье, которые способствуют акцентуации характера, девиантному поведению и проявлению правонарушений и преступлений.

Несоответствующее выполнение родителями собственных обязанностей также может обладать невиновным характером в случае появления объективных, возникающих без вины родителей трудностей, которые они сами не способны преодолеть. Здесь можно столкнуться с самонадеянностью или небрежностью в воспитании ребенка.

Большой вред для развития подростка наносит неблагополучная семья. В таких семьях может быть родительское пьянство, отсутствие материальной или иной поддержки со стороны одного из родителей, уклонение от уплаты алиментов и др. Неблагополучная семья не может обеспечить ребенку необходимого умственного и физического развития, не происходит своевременное выявление различных заболеваний, присутствует легкомысленное отношение к необходимости лечения ребенка, причинение травм в результате побоев и др.

Ребенок из неблагополучной семьи приходит в школу менее подготовленным, психически травмированным, обычно у него уже сформированы психопатические черты характера, недостаточно развито волевое торможение (отсутствует усидчивость, отрицательная реакция на замечания преподавателя, окружающих и т.д.). Подросток часто пытается найти понимание и поддержку на стороне, обычно у своих ровесников или более старших детей, которые живут в похожих условиях.

Вне дома и школы такие ребята часто оказываются под влиянием криминогенных групп, которые не имеют четкой ориентации на совершение преступлений. При этом ее участники, как правило, оказываются в числе людей, совершивших преступление. Криминогенная группа является своеобразной психологической опорой для несовершеннолетнего преступника. Совершать преступления подростки часто предпочитают в группе (агрессивные хулиганские действия, грабеж, разбой и др.).

Правовое положение этой группы лиц регулируют нормы Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка, соответствующие статьи УК РФ.

Статья 38 Конституции РФ гласит, что забота о детях и их воспитание является равным правом и представляет собой обязанность родителей. Данная ответственность обеспечивается Конституцией (ст. 156 УК РФ). В соответствии с этой статьей преступление заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении (действие или бездействие) обязанности осуществлять заботу о воспитании несовершеннолетних, включая жестокое обращение с ними.

Обязанность матери и отца воспитывать несовершеннолетних и заботиться о защите их прав и законных интересов определяется статьями 56, 63–65, 93, 150 Семейного кодекса РФ.

Уголовный Кодекс РФ, в свою очередь, рассматривает преступления против несовершеннолетних в гл. 20. Например, ст. 150 и 151 УК РФ рассматривают наказание за вовлечение несовершеннолетних граждан в совершение преступлений (антиобщественных действий). Вовлечение несовершеннолетних в преступления включает действия, связанные с использованием физического или психологического насилия (лесть, побои, угрозы, уговоры, запугивание, подкуп, обман, призвание к мести, обещание содействия в реализации похищенного и др.), вынуждающие их участвовать в преступности.

Читайте так же:  Судебный иск о возмещении морального вреда

Антиобщественные действия включают употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, проституцию, бродяжничество или попрошайничество.

Семейные преступления также регулирует ст. 152 УК РФ (подмена детей), 154 (незаконное усыновление (удочерение), 155 (тайна усыновления (удочерения), 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/juridicheskaja-psihologija/psihologija-nesovershennoletnih/

Психология несовершеннолетних

Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. Основные типы нарушителей. Подросток и преступление. Факт правонарушения и преступления. Психологические особенности ведения следствия по делам несовершеннолетних. Совершение преступлений в группе.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.10.2012
Размер файла 15,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии

Подросток и преступление

Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями — различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

2. Подросток и преступление

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т. п. Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всяческого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Подростковый возраст (11-15) лет) является переходным, главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие системы организма. В плане социальном, подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Как правило, все подростки этого возраста — школьники.

Юношеский возраст (14 — 18 лет) представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. В биологическом плане этот этап — период завершения физического созревания. Юность — это завершающий этап первичной социализации.

Процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14- 16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.

Читайте так же:  Иски связанные с нарушением прав потребителей
Видео (кликните для воспроизведения).

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе, так как многие преступления технически невыполнимы для одиночного подростка; кроме того, некоторые подростки, участвуя в действиях группы, смелеют и даже наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом.

В.Л. Васильев считает, что криминальную направленность группы характеризуют следующие количественные и качественные характеристики: участие в группе ранее судимых элементов, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе осознанного лидера и т. д.

При анализе преступного поведения несовершеннолетних выявлено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является: а) случайным, противоречит общей направленности личности; б) возможным, с учетом общей неустойчивости личной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обуславливающей выбор среды, времяправождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т. п.; г) результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных действий, соответственно относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений. Предложенная типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отображает процесс постоянного формирования социально-негативных черт личности, переход от единичных деформаций к их цепочке.

3. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

несовершеннолетний правонарушение преступление следствие

Практика показывает, что каждому допросу несовершеннолетнего должна предшествовать тщательная подготовка. Здесь важно выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем дружит, как он работает или учится. Важно определить уровень развития, способности, круг его интересов, а также особенности характера.

Допрашивая несовершеннолетнего об условиях жизни семьи, об учебе в школе, колледже, о работе, об отношении членов семьи и друзей к нему и т. д., следователю нужно вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения своих близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере психологического контакта, а соответственно и к затруднению при допросе.

В каждом конкретном случае работник правоохранительных органов имеет дело с неповторимым сочетанием черт, качеств, свойств личности и мотивов ее общественно опасного поведения. Сколько правонарушителей — столько и их психологических «фотографий». Но в этой индивидуальности всегда есть общее, наиболее типичное, определяющее факт правонарушения и преступления. Вот на этом-то общем и типичном и сосредоточено главное внимание, ибо только знание общего и типичного в духовном мире несовершеннолетнего правонарушителя может оказать эффективную помощь для его воспитания.

Бочкарева Г.Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию //Вопросы судебной психологии. М.,2007.

Васильев В. Л. Юридическая психология. М.,2005.

Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 2003

ЧуфаровскийЮ.В. Юридическая психология: теоретические аспекты, практическое применение. — М.,2006.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00214591_0.html

Юридическая психология. Шпаргалка (11 стр.)

34. Психологический анализ показаний потерпевшего

Показания потерпевшего зависят от объективных и субъективных факторов. Изучение психологических закономерностей формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, а также глубокое исследование мотивации его действий помогают следователю выбрать необходимые тактические приемы для получения достоверных сведений. Показания потерпевшего не всегда являются объективными. Он может стремиться отомстить преступнику за причиненные страдания, боль, оскорбления, а иногда желает получить максимальную материальную компенсацию от правонарушителя. Также потерпевший может преследовать корыстные цели и преувеличивать размеры причиненного ему вреда. Под влиянием уговоров родственников и друзей преступника, из жалости к преступнику потерпевший может намереваться смягчить участь обвиняемого или пытаться скрыть собственное непристойное поведение. В его показаниях может быть выражено и его отношение к совершенному противоправному деянию, а также могут содержаться его объяснения тех или иных фактов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование. Когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника, интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины.

Причины и условия преступления и конкретные обстоятельства не могут быть полностью раскрыты без учета личности потерпевшего, поскольку очень часто противоправные действия обвиняемого провоцируются неправомерными и неосмотрительными, а иногда и легкомысленными действиями самого потерпевшего. Поведение потерпевшего может влиять на вину обвиняемого, а необходимая оборона может исключать ее. От личности потерпевшего и от его поведения зависит осуществление преступных намерений, его активная оборона от противоправных посягательств, и оборона общественных интересов и т. д.

Главным фактором в расследовании преступления является правосознание потерпевшего. Оттого, насколько негативно потерпевший относится к противоправным деяниям и насколько хочет помочь следствию и правосудию, зачастую зависит достоверность и точность его показаний.

Показания потерпевшего — это важный процессуальный документ. Их следует оценивать с точки зрения его доказательственного значения, учитывая особенности личности потерпевшего. Следователю необходимо установить психологический контакте потерпевшим с учетом его индивидуальных особенностей и психического состояния, тем самым обеспечить полноту и точность показаний.

В показаниях потерпевшего с целью исключения ошибок следователю важно учитывать особенности восприятия потерпевшим обстоятельств дела и личности преступника в момент совершения преступления.

35. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии

Для несовершеннолетних нарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов, поэтому чаще всего преступление совершают педагогически запущенные подростки. В структуре личности подростков-нарушителей преобладают такие отрицательные качества, как:

Читайте так же:  Самый престижный чем выгнать крыс из дома

3) безответственность и т. д.

Антисоциальное поведение несовершеннолетних формируется под влиянием факторов внешней социальной среды, а также характеризуется индивидуальными особенностями личности подростка, которые определяют его индивидуальное реагирование на разнообразные жизненные ситуации. Главным условием формирования личности трудного подростка являются негативные семейные факторы, отсутствие нормальной нравственной среды в семье и в окружении подростка. Для трудновоспитуемых подростков, как правило, характерно отрицательное отношение к учебе и повышенная конфликтность в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая зачастую проявляется в подростковом возрасте. Этот факт объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система взаимоотношений подростка со взрослыми и со своими сверстниками.

Подростковый возраст (11–14 лет) очень противоречив. Для этого возраста характерны диспропорции в формировании и темпах развития подростка, обусловленные биологическими причинами. Главная психологическая характеристика этого возраста заключается в чувстве зрелости подростка. Это совершенно новый уровень, предвосхищающий будущее положение, которого фактически подросток не достиг. Из этого вытекают типичные возрастные конфликты в самосознании подростка.

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой период завершения физического созревания. В этот период подростков еще остро волнуют проблемы, полученные на предыдущем этапе, например собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. д. В это время перед ними стоит проблема социального и личностного самоопределения, которая требует четкой ориентировки и определения своего места во взрослом мире.

Группы индивидуальных особенностей подростков, которые при отсутствии специальных корректирующих мер могут выражаться в различных социальных отклонениях несовершеннолетних:

1) различные нервно-психические заболевания, отклонения;

2) кризисные явления, которые определяют психофизическое развитие в подростковом возрасте и порождают трудновоспитуемость;

3) отставание в умственном развитии, олигофрения;

4) различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, что служит причиной негативного отношения к подросткам;

5) извращенные биологические потребности.

36. Подросток и преступление

На формирование личности трудного подростка влияют:

1) негативные семейные условия, частые ссоры в семье, скандалы родителей и т. д. Такие отрицательные факторы приводят к разрушению тормозных процессов у подростков, к появлению вспыльчивости, повышенной возбудимости и несдержанности;

2) отстранение подростка от какой-либо активной деятельности может привести к инфантильности и неспособности преодолевать жизненные трудности;

3) один ребенок в семье при прочих равных условиях скорее вырастает эгоистом или лентяем, нежели ребенок в многодетной семье;

4) рост потребностей опережает рост возможностей их удовлетворения.

Препятствием для полноценного развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Подростки с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности. Многие трудные подростки отличаются различными нарушениями в области эмоциональной сферы. У них могут случаться неврозы и невротическое развитие.

Антисоциальное поведение подростка связано с влиянием особенностей внешней социальной среды, а также с индивидуальными особенностями личности подростка. Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе. Криминальную направленность группы определяют количественные и качественные характеристики:

1) участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми;

2) наличие в группе осознанного лидера;

3) авторитарный стиль управления группой;

4) преимущественно криминальная направленность группы;

5) формирование субкультуры группы, а именно использование жаргона, специальной клятвы, особого ритуала поведения и т. п.;

6) распределение ролей и функций при совершении преступления.

Во многих группах подростки стремятся казаться старше своих лет, подражают взрослым и с легкостью завязывают случайные знакомства. В центре внимания внутренней обстановки преступления подростка лежит его личность. В процессе изучения его личности необходимо определять психологический детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его развития. Можно выделить 4 типа импульсивного преступного поведения в зависимости от того, какие состояния личности были причиной ослабления сознательного контроля над поведением:

1) преступления, совершенные в состоянии глубокого алкогольного опьянения;

2) преступления, совершенные в состоянии аффекта;

3) преступления лиц, находящихся в состоянии болезни или усталости;

4) скоротечные преступления, т. е. произошедшие спонтанно, необдуманно.

37. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

Знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников.

Анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии соответствует следующим факторам:

1) наследственно-биологические факторы, сюда можно отнести алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей и т. д.;

2) ближайшее окружение подростка, т. е. семья, социально-экономический статус родителей, воспитание подростков, школа, отношение к учебе и т. д.;

3) личностные характеристики подростка, т. е. особенности характера и темперамента, ценностные ориентации подростка и т. д.;

4) правосознание подростка.

Для изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего необходимо установить:

1) полностью состав семьи подростка;

2) возраст, образование, место работы, учебы и другие сведения о занятии и поведении в быту каждого члена семьи подростка, если это необходимо по делу;

3) проживают ли оба родителя совместно с несовершеннолетним; если кто-либо из родителей отсутствует, то установить причину;

4) интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых и друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свое свободное время;

Источник: http://dom-knig.com/read_241092-11

Психологические особенности несовершеннолетних преступников

юридические науки

  • Табашникова Анна Игоревна , магистр, студент
  • Котлярова Любовь Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Всероссийский государственный университет юстиции
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ

Похожие материалы

Данной проблеме посвящены многочисленные исследования и фундаментальные научные труды: Алексеевой А.И., Бабаевой М.М., Ветрова Н.И., Васильева Ю.В., Гилинского Я.И., Голубева В.П., Долговой А.И., Ермакова В.Д., Жигарева Е.С., Забрянского Г.И., Игнатенко B.И., Кудрякова Ю.Н., Миньковского Г.М., Овчинского B.C., Панкратова В.В., Плешакова В.А, Пирожкова В.Ф., Сибирякова C.T. и многих других.

Читайте так же:  Заявление на свидание в суд

Предмет исследования — развитие несовершеннолетних.

Объект исследования — особенности несовершеннолетних преступлений.

Цель работы — исследовать психологические особенности несовершеннолетних преступников.

  • изучение личности несовершеннолетних преступников;
  • исследовать некоторые категории лиц.

Психологические особенности несовершеннолетних преступников

Возрастную специфику имеет большинство преступлений, совершаемых несовершеннолетними, рассмотрим это подробнее. «Подростковый период характеризуется значительными как физиологическими, так и психологическими изменениями в организме, что сопровождается бурным физическим развитием, перестройкой эндокринной системы, половым созреванием и др. Недостаточная

сформированность нервной системы, а также преобладание процессов возбуждения над процессами торможения вызывают у подростков повышенную возбудимость, неумение сдерживать эмоции и впечатлительность, что зачастую приводит к импульсивному поведению, неспособности выдерживать длительные эмоциональные нагрузки и сильные стрессовые состояния. Поэтому, в этот период подростку наиболее трудно соразмерить внутренние порывы с теми требованиями, которые предъявляет ему общество. Также одновременно с этим происходит интенсивное социальное развитие личности: начинает формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, самосознание, ощущение самостоятельности и взрослости. Именно возникшее чувство взрослости и стремление быть и считаться взрослым является особенностью личности подростка и выражается в его новой жизненной позиции по отношению к людям и вообще к окружающему миру, а также определяет содержание и направление социальной активности, систему стремлений и переживаний. Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в отношениях между ними» [1, с. 43].

Оптимальные условия воспитания компенсируют данные особенности несовершеннолетнего соответствующей социально — положительной деятельностью, но в неблагоприятных условиях эти особенности катализируют вредные влияния и приобретают отрицательную направленность, таким образом, динамизм психической деятельности подростка в равной мере делает его податливым в сторону как социально — положительных, так и социально — отрицательных влияний.

Изучение правонарушений несовершеннолетних показывает, что подростки чаще всего совершают преступления под влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению референтных лиц.

Также условием, способствующим формированию личности «трудного» подростка в большинстве случаев, выступает: отрицательная атмосфера в семье и неблагоприятные семейные условия (аморальное поведение родителей или родственников, алкоголизм и т.д.). Но нередки и те случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают именно любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Таким образом, факторы, влияющие на антисоциальное поведение несовершеннолетних, следующие: индивидуальные особенности личности подростка, обуславливающие его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи», а также внешняя социальная среда.

«Причинами же криминального заражения среди несовершеннолетних являются: дефекты социализации, упущения в семейном воспитании, неогражденность от влияния криминальной среды, невключенность подростка в социализированные группы и несформированность у него социально — положительных интересов, а также недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе и негативизм.» [2, с.103]

Во многих случаях мотивы преступлений, совершенных подростками, отличают: инфантильность, стремление к самоутверждению, подражание авторитетам и то, что они совершаются на почве озорства.

Человеческая жизнь обладает рядом переломных этапов и самый сложный из них — отрочество, когда подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Этот период сопровождается повышенной впечатлительностью ко всему, что делает человека взрослым, и поэтому необходимо уделить особое внимание, чтобы последствия не оказались плачевными.

Таким образом, можно разграничить несколько типов несовершеннолетних преступников:

  1. преступники, которые стали из-за случайного стечения обстоятельств;
  2. совершившие преступления много раз из-за антиобщественной позиции личности;
  3. при процессе совершении преступлений из-за отрицательной направленности личности [13, с. 369].

Подводя итоги, можно отметить, что рост преступности несовершеннолетних напрямую зависит от конкретного и правильного исследования деталей особенностей ряда личности лиц, которые не достигли 18-летнего возраста. При этом, это не единственный фактор, который поможет понизить преступность ряда несовершеннолетних. Сильное влияние на них может оказать социально-экономическое расслоение населения, этнические и религиозные противоречия, невеликое финансирование программ профилактики преступности.

Список литературы

  1. Ажиев В. В. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей // Теория и практика общественного развития. № 5. 2012. С. 288-291.
  2. Дмитриева Г. Ь., Шостакович Б. В. Агрессия и психическое здоровье. СПб. : Юридический центр Пресс, 2002. 464 с.
  3. Домова, А.И., Социально — психологические аспекты преступности несовершеннолетних [Текст] / А. И. Домова. — М.: Юридическая литература, 2004. — 160 с.
  4. Еникеев, М.И. — Юридическая психология. [Текст] / М.И. Еникеев — 2 — е изд., перераб. — М.: Норма, 2006. – 234 с.
  5. Ильяшенко А. Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды) : монография. М. : ВНИИ МВД России, 2001. 94 с.
  6. Эминов В. Е., Антонян Ю. М. Личность преступника и ее формирование // Актуарные проблемы российского права. 2015. № 1. С. 107-112.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://novainfo.ru/article/15937

Психология правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here