Прогностическая функция выражается в установлении изменений личности

Вся информация на в статье на тему: "Прогностическая функция выражается в установлении изменений личности". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Прогностическая функция выражается в установлении изменений личности

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Основная цель психологического обеспечения социальной работы заключается в подготовке психики граждан, оказавшихся в тяжелых ситуациях жизнедеятельности, к устойчивому, надежному и соответствующему складывающейся обстановке функционированию. При этом психологическое обеспечение социальной работы опирается на психологию, психофизиологию, социологию, теорию социальной работы, правоведение и другие науки и их рекомендации для практической работы.

В целом можно сказать, что психологическое обеспечение социальной работы — это деятельность, выраженная в системе целенаправленных мероприятий по формированию у граждан, нуждающихся в социальной помощи, таких качеств личности и таких психических состояний (как у отдельных лиц, так и у целых групп), которые необходимы для их эффективного функционирования в трудных ситуациях и обстоятельствах.

Комплекс целенаправленных психологических мероприятий социальной работы, согласованных по задачам, содержанию, последовательности их проведения, применяемым силам и средствам, может быть структурирован по следующим направлениям:

Психологическое обеспечение социальной работы характеризуется тем, что:

1) является основным компонентом обеспечения деятельности служб социальной помощи нуждающимся в ней категориям населения РФ и находится в одном ряду с экономическими, правовыми, финансовыми, техническими, этическими и другими видами обеспечения;

2) охватывает всю среду духовной жизнедеятельности нуждающихся в социальной помощи категорий населения, учитывает воздействие на все сферы психики: мотивационную, познавательную, эмоциональную и волевую, что позволяет готовить волю и характер человека к надежному функционированию в экстремальных условиях, в которых он оказался;

3) распространяется на все стороны жизнедеятельности нуждающегося в помощи человека, как равноправного члена гражданского общества, с целью реализации всех его социально-правовых, культурных, этических, национальных и религиозных потребностей, прав, гарантий, изменяясь и уточняясь с учетом экономической и правовой ситуации в стране;

4) является важнейшим фактором достижения эффективности самой социальной работы как сферы интересов государства;

5) социальному процессу сопутствует создание благоприятных психологических условий для активности и самоорганизации личности в ходе ее социальной защиты;

6) психологические средства позволяют сформировать доверие людей к системе социальной работы и в полной мере использовать возможности психологического опыта самодеятельности человека, как основного средства его социализации;

7) показывает доминирование личностных качеств в системе социальных отношений, где главная роль отводится социально-психологическим компонентам ( общественным интересам и потребностям, чувствам, социальным установкам и идеалам и др.).

К основным функциям психологического обеспечения социальной работы следует отнести: теоретическую, методологическую, прикладную (конкретно-практическую), объяснительную, диагностическую, проектирования и прогнозирования.

Теоретическая функция психологии в социальной работе — это деятельность специалистов по установлению устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения социальных проблем, с одной стороны, и индивидуальными, а также коллективно-групповыми явлениями и состояниями, с другой.

Методологическая функция психологии социальной работы представляет собой деятельность по использованию в исследованиях социально -педагогических процессов и конструировании процесса социализации личности всего арсенала методических приемов психологического знания. Социализация личности — это усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества.

Диагностическая функция психологии обеспечивает социальной работе полноценное и надежное изучение личности и группы в их многообразии и развитии. Диагностика обеспечивает высокую точность и своевременность процесса прогнозирования и регулирования социально-психологических феноменов.

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют понять смысл происходящего и выбрать оптимальный вариант социального действия.

Психологическое проектирование в социальной работе — это конструирование и описание социально-психологических обстоятельств, а также выявление на этой основе возможных проблем при реализации социальных мероприятий.

Психотерапевтическая функция _ психологическое консультирование и психореабилитационная деятельность.

Функция регулировки социального взаимодействия (регулировочная функция) имеет своей направленностью в первую очередь коррекцию девиантного поведения.

Наконец, прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных и групповых образований, опираясь на которые можно и должно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи.

Источник: http://www.konspektov.net/question/5073591771070464

Прогностическая функция выражается в установлении изменений личности

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути её решения, естественно, движим желанием показать перспективу им конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.

Преобразовательная функция

Информационная функция

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Её могу использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Читайте так же:  Как составить исковое заявление на раздел имущества

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества, Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Таким образом, социологическое знание является мощным и эффективным инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи — носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

Источник: http://studbooks.net/635379/sotsiologiya/prognosticheskaya_funktsiya

Контроль и тестирование

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала — уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой. Во — вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

В — третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции: контролирующую, обучающую (образовательную), диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую, воспитывающую [3]. Рассмотрим эти функции более подробно.

Функции контроля

Контролирующая функция

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых преподавателем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Диагностическая функция

Сущность диагностической функции контроля — в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Ориентирующая функция

Сущность ориентирующей функции контроля — в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Воспитывающая функция

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду [3].

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Итак, контроль знаний является неотъемлемой частью учебного процесса. Существует несколько методов контроля, рассмотрим основные из них.

Источник: http://studbooks.net/1930721/pedagogika/kontrol_testirovanie

Основные функции философии

Все статьи сайта → ФилософияОсновные функции философии

Читайте так же:  На мировое соглашение выдается исполнительный лист

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция философии

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Аксиологическая функция философии

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Читайте так же:  Этапы развития судебных экспертиз

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Регулятивная функция философии

С помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласо­ванность конкретных действий и направлений жизнедеятельно­сти человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция философии

Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.

Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень их проявления может быть различной.

Предлагаем вам посмотреть видеоматериалы по теме:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.mudriyfilosof.ru/2013/01/blog-post_21.html

Прогностическая функция выражается в установлении изменений личности

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути её решения, естественно, движим желанием показать перспективу им конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.

Преобразовательная функция

Информационная функция

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Её могу использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества, Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Таким образом, социологическое знание является мощным и эффективным инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи — носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

Источник: http://studbooks.net/665761/sotsiologiya/prognosticheskaya_funktsiya

Общение и его функции, классификация и уровни

Общение всегда рассматривалось в форме полифункционального процесса. Его функции определяются психологами согласно разным критериям:

  • эмоциональная;
  • информационная;
  • социализирующая;
  • трансляционная;
  • связующая;
  • направленная на самопознание (А. В. Мудрик); установление общности, самовыражение (А. А. Брудный), самоопределение (А. Б. Добрович), сплочение и тому подобное.

Наиболее часто в области психологии функции общения рассматриваются согласно такой модели отношений, как «человек-деятельность-общество».

Основные функции общения

Обычно из общения выделяют пять базовых функций:

  • прагматическая;
  • подтверждающая;
  • формирующая;
  • организация и поддержание межличностных отношений;
  • внутриличностная.

Рисунок 1. Основные функции общения

Прагматическая функция общения — это одно из главнейших условий объединения личностей в процессе совместной деятельности любого типа.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба принята к рассмотрению

Наглядным примером того, насколько разрушительно невыполнение этого условия, является сюжет из Библии, рассказывающий о постройке Вавилонской башни.

Не менее важная роль принадлежит и формирующей функции. Не стоит считать общение между взрослым и ребенком обычным процессом передачи от первого ко второму набора знаний и навыков, усваиваемых механически. На самом деле это сложный процесс, в ходе которого происходит взаимное изменение, влияние и обогащение.

Насколько жизненно важную роль играет общение можно рассмотреть на следующем примере.

В 30-е годы прошлого века в двух клиниках США был проведен эксперимент. Находящиеся в них дети лечились от серьезных заболеваний, плохо поддающихся излечению. Условия в обеих клиниках были идентичными, кроме одного: одна клиника запрещала посещения родственников в страхе перед инфекциями, второе учреждение допускало родителей в определенное время, чтобы они могли поговорить и поиграть с ребенком в специально отведенном для этого помещении. Наблюдения велись несколько месяцев, после чего были получены следующие результаты: коэффициент смертности в первом медучреждении был около ⅓, хотя врачи прилагали все возможные усилия. Вторая клиника могла похвастаться тем, что на протяжении всего эксперимента ни один пациент не умер.

Функция подтверждения помогает познать и утвердить себя. Человек занимается поиском опорной точки в другом человеке для того, чтобы утвердиться в своем существовании и ценности себя.

Принцип подтверждения регулярно наполняет повседневный опыт общения людей. Это ритуалы, сопутствующие знакомству и приветствию, всевозможные знаки внимания и прочее. Р. Д. Лейнг (английский психиатр) утверждал, что неподтверждение — это универсальный источник множества психических заболеваний и в особенности шизофрении.

Межличностная функция направлена на оценивание других людей и установление определенного рода эмоциональных отношений — они могут быть или позитивными или негативными.

Отсюда эмоциональное отношение к другой личности может выражаться в ключе «симпатия-антипатия», что накладывает отпечаток не только на обычное, но и на деловое общение.

Внутриличностная функция чаще всего рассматривается как универсальный способ мышления человека.

Л. С. Выготским исходя из этого было отмечено, что «человек сохраняет функцию общения даже наедине с собой».

Резюмируя, можно сказать, что ведущее значение общения в жизни человека — это средство организации совместной деятельности личностей, а также способ удовлетворения потребности одного человека в живом контакте с другим человеком.

Классификация типов общения

Общение, как социально-психологический феномен — это контакт между личностями, осуществляемый посредством языка и речи и имеющий различные формы проявления.

Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, благодаря которому возможно общение между людьми.

Речь — это применение языка в целях общения.

Общение, на основе его особенностей, подразделяют на следующие виды:

Рисунок 2. Разновидности общения

Если рассматривать его по контакту с собеседником, то общение можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Непосредственное общение (иначе, прямое) — естественный тип общения, в процессе которого субъекты находятся рядом и используют речь, мимику или жесты.

Такой вид считается наиболее полноценным, за счет того, что личности получают наибольший объем информации друг о друге.

Опосредованное общение (иначе, косвенное) создается тогда, когда личности находятся на расстоянии друг от друга или отделены временем.

К такому типу можно отнести, переписку, телефонный разговор и тому подобной. Такое общение несет неполный психологический контакт, особенно когда имеются сложности с обратной связью.

Также общение можно разделить на межличностное и массовое.

Массовое общение — это многочисленные контакты людей, незнакомых между собой. Также это коммуникация, опосредованная разными типами массовой информации.

Такой тип общения делится на прямое и опосредованное. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах (например, толпе или аудитории). Опосредованное массовое общение носит односторонний характер и напрямую связано с массовой культурой и соответствующими средствами коммуникации.

Если рассматривать общение по равноправию партнеров в нем (межличностном общении), то оно делится на диалогическое и монологическое.

Рисунок 3. Типы межличностного общения

При диалогическом общении происходит субъект-субъектное взаимодействие в этом случае равноправное, целью его является взаимное познание и стремление к реализации целей каждого собеседника.

Монологическое общение предполагает, что позиции собеседников не равноправны и имеют вид субъект-объектных отношений.

Такой тип общения подразделяется на императивный и манипулятивный.

Императивное общение — это форма авторитарной (директивной) формы взаимодействия с собеседником. Ее целью является контроль над поведением собеседника, установками и мыслями, а также принуждение к выполнению определенных действий или принятию решений. При этом цель никоим образом не вуалируется, являясь открытой.

Манипулятивное общение — форма общения между личностями, в процессе которого воздействие на собеседника выполняется скрытым образом с целью достижения личных намерений.

По типу коммуникации выделяют ролевое и личностное общение.

Ролевое общение складывается под действием занимаемого собеседниками статуса.

Например, к такому типу общения можно отнести беседу между начальником и рабочим, или между учителем и учеником. Ролевая разновидность общения регламентируется правилами и спецификой общения, которые приняты в обществе.

Личностное общение имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей собеседников и взаимоотношений между ними.

Общение также можно разделить на кратковременное и длительное. Такое деление зависит от целей, вида деятельности, индивидуальных нюансов участников общения, их симпатий и антипатий, и так далее.

Обмен информацией может осуществляться при помощи вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение — это использование речи, все остальное, громкость и тембр голоса, жесты, позы, мимика (то есть паралингвистические средства) — невербальное общение.

Читайте так же:  Нужна ли генеральная доверенность на автомобиль

Уровни общения

Существуют различные уровни общения, которые определяются общей культурой собеседников, их характеристиками (личностными и индивидуальными), нюансами ситуации, контролем, накладываемым социальной средой, ценностными ориентациями собеседников и их отношением друг к другу.

Рисунок 4. Уровни общения

Фатический (от лат. fatuus – глупый) относится к самому примитивному уровню общения. Он состоит из обычного обмена репликами, не несущими глубоко смысла и служащими исключительно для поддержания разговора.

Информационный уровень состоит из обмена новой информацией, интересной для участников беседы, которая является источником эмоциональной, поведенческой и мыслительной активности личности.

Личностный уровень предполагает такое взаимодействие субъектов, при котором происходит их глубокое самораскрытие и постижение сущности собеседника, своей собственной и окружающего мира.

Такой уровень строится на позитивном отношении как к себе самому, так и к другим людям, а также окружающей среде в целом. Такое общение относится к высшему духовному уровню.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/obschenie-i-ego-funktsii/

Социальная психология: задачи и функции

Современное общество глобально трансформируется, это прежде всего касается социальной реальности. Меняется подход к определению задач, которые решают социальные науки. Изменились и профессиональные задачи социальной психологии, особенно в области практических исследований. Социально-психологические знания всегда отличались тем, что были включены в социальные и политические проблемы общества.

Аспекты развития социальной психологии

Российские исследователи выделяют два основных аспекта:

  • обозначение принципиально новых задач во взаимосвязи науки и общества;
  • определение конкретных вопросов поиска новых областей и приемов исследований.

Исследователи ищут ответ на вопрос о том, как меняются взаимоотношения между социальной психологией и обществом в период радикального трансформирования. Человек должен осмысливать более широкий круг проблем, проводить сравнительный анализ того, как решаются эти проблемы в обществах разных структур. Профессиональная наука должна дополнить информирование жизненно важных сторон человека, вследствие этого вполне возможны поведенческие изменения. Прежние модели поведения могут быть модифицированы, поскольку появляется множество альтернативных действий. Человек должен справиться с новой социальной ситуацией и научиться жить в ней. Идея совладания с ситуацией становится основной проблемой, касающейся практического существования человека в современном мире. Здесь четко прослеживается связь между фундаментальной наукой и практикой.

Взаимоотношения теории и практики можно определить как задачу достраивания социально-психологического знания с уточнением предмета, разработкой теорий и методологии.

Анализ современных реалий показывает, что запросы практического характера опережают развитие теоретической базы в соц. психологии. Это касается областей производства, управленческой сферы, воспитания, деятельности СМИ, спорта, сферы обслуживания и др. Стало быть, для социальной психологии первостепенным становится решение задач, связанных с разработкой рекомендаций, которые основаны на результатах прикладных исследований.

Второй аспект касается поиска новых стратегических решений социально-психологических исследований, разработки инструментария. Усиливается акцент на качественные методики, которые позволяют наиболее полно фиксировать эмоциональные реакции респондента по отношению к социальному объекту. Идет разработка новых критериев и требований к составлению опросных листов, которые обеспечивали бы минимальный набор понятий, задаваемый респонденту, и контуры описания объекта, явления, события, чтобы интерпретация социального мира была субъективизирована.

Все большее значение приобретает поиск стратегий воздействия: средств и методов практической социальной психологии, которая демонстрирует свои возможности в меняющемся социальном контексте.

Исследователи пытаются расширить поле деятельности и приумножить типы профессиональной работы. Различные формы консультирования и тренинга предполагают обязательный учет социального контекста, специфики типа социального общества, отраженный в рекомендациях.

Задачи социальной психологии

Если обобщать подходы отечественных и зарубежных ученых, можно выделить задачи, которые решает социальная психология в мире:

  • социально-экономические явления и процессы должны быть изучены и осмыслены, определены их сущность, содержание, формы проявления, закономерности;
  • углубленные исследования социально-психологических явлений во взаимодействии с другими науками должны быть продолжены;
  • необходимо установление связей с представителями других наук с целью разъяснения своих позиций при исследованиях в области социальной психологии;
  • следует пересмотреть социально-психологические проблемы в связи с изменением социальных условий;
  • необходимо исследование новых явлений этнического, экономического, классового, политического характера;
  • следует отслеживать изменения, происходящие в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
  • в условиях реформирования общества необходим подробный анализ возрастания роли социальной психологии;
  • взаимосвязь теории и практики в социальной психологии;
  • взаимосвязь отечественной соц. психологии с направлениями социальной психологии зарубежных стран.

А также социальная психология должна оказать помощь в изучении механизмов преступного, асоциального поведения, явлений массовых протестов, захвата заложников и их освобождения и т.д. Общество определяет проблемы социальной психологии, главная задача психологов влиять на эти проблемы.

Функции социальной психологии

Исходя из задач, можно выделить функции социальной психологии:

  • Теоретико-методологическая функция. Определение принципов, методов, путей познания социальной психологии. Выявление сущности исследуемых явлений и процессов, их возникновение, развитие и проявление. Формирование концепций, инструментария, направлений прикладного характера при изучении социально-психологических феноменов.
  • Мировоззренческая функция. Синтез современных научных представлений о психологической природе человека. Исследование проблемы правильного формирования представлений о системе: человек – группа – общность – общество.
  • Регулятивная функция. Воздействие социально-психологических явлений на развитие и функционирование отношений в обществе, пути, формы и способы управления ими.
  • Прогностическая функция. Учет специфики функционирования социально-психологических явлений и оценка динамики и перспектив развития общественного сознания и духовной жизни.
  • Аксиологическая функция. Определение реальных и мнимых социально-психологических ценностей в деятельности человека и общества.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/zadachi-i-funktsii-sotsialnoj-psihologii/

Прогностическая функция выражается в установлении изменений личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here