Профилактика и реабилитация правонарушений несовершеннолетних

Вся информация на в статье на тему: "Профилактика и реабилитация правонарушений несовершеннолетних". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Читайте так же:  Переуступка права собственности на квартиру по ипотеке

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Занятие по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников «Закон и подросток»

Татьяна Лапухова
Занятие по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников «Закон и подросток»

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения очевидна — она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Моя задача помочь воспитанникам адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.

На базе центра социальным педагогом было проведено занятие по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников в возрасте от 10 до 18 лет.

Основные задачи данного мероприятия были направлены на: снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, формирование активной жизненной позиции и социализации личности несовершеннолетних; формирование навыков законопослушного поведения подростков, предупреждение опасности необдуманных действий, свойственных детскому и подростковому возрасту.

В заключение мероприятия всем участникам были вручены закладки с информационным материалом

«Это должен знать каждый!»

Беседа по профилактике правонарушений «Мы в ответе за свои поступки» Беседа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки» Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Беседа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ» Цели проведения: *профилактика правонарушений несовершеннолетних; *пропаганда правовых знаний; *формирование.

Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Особенности подросткового возраста Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен.

Организация работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике самовольных уходов «Профилактика самовольных уходов» В последнее время одной из проблем социально-реабилитационных центров, школ-интернатов и других государственных.

Отчет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в общежитии политехнологического техникума Профилактическая работа в общежитии проводится по следующим направлениям. 1. Обеспечение соблюдения обучающихся режима, правил поведения.

Открытое занятие кружка по домоводству «Мой дом» для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Тема программы: Кулинария «Сервировка стола», «Приготовление чая», «Приготовление бисквита» ЦЕЛЬ: 1. Систематизировать знания и умения.

Памятка для детей и родителей «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних» Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать.

План работы по профилактике безнадзорности, правонарушений в 2017–2018 учебном году № п/п Название мероприятия Для кого проводится Дата проведения Место проведения Ответственный Приглашённые из различных структур с указанием.

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений в детском саду Профилактика правонарушений является приоритетным направлением деятельности детского сада №1 «Журавушка». Работа образовательного учреждения.

Занятие по профилактике правонарушений «Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением» для детей 10–14 лет Занятие по профилактике правонарушений «Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением» для детей 10-14 лет. Цель: — познакомить.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/-zakon-i-podrostok.html

Предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий несовершеннолетних

Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены понятия

— несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц и

Читайте так же:  Как получить судебный приказ у мирового судьи

— не имеющий места жительства и (или) места пребывания

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

Видео (кликните для воспроизведения).

— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

— Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— Органы управления социальной защитой населения;

-Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

— Органы опеки и попечительства;

— Органы по делам молодежи;

— Органы управления здравоохранением;

— Органы службы занятости;

— Органы внутренних дел;

— Учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

10) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

11) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

12) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

13) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

14) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

15) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены конкретные полномочия каждого органа системы профилактики по предупреждению правонарушений, безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий несовершеннолетних.

В случае выявления нарушений в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково г. Москвы необходимо обращаться в Солнцевскую межрайонную прокуратур по адресу: г. Москва, ул. 50 лет Октября, д. 6, корп. 1.

старший помощник прокурора И.А. Кулькова

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://vnukovo.mos.ru/news-on-main/detail/8128256.html

Предупреждение преступности несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Читайте так же:  Защита прав и законных интересов несовершеннолетних

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Источник: http://55.xn--b1aew.xn--p1ai/document/423183

Особенности предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних

Дата публикации: 05.10.2019 2019-10-05

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Еланцева Ю. П. Особенности предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2019. — №40. — С. 103-106. — URL https://moluch.ru/archive/278/62777/ (дата обращения: 07.02.2020).

В статье рассматривается предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних. Определены основные понятия.

Ключевые слова: предупреждение правонарушений, профилактика преступлений, Курганская область.

Бесспорным является факт, что разработка теоретических основ по предупреждению и профилактики преступлений всегда был и остается. Накапливая знания в исследованиях, принципах, средствах, методах, возможно, предупредить преступление.

Итак, что же означает предупреждение?

Предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий [1].

Предупреждение преступности — это сложный комплекс различных мер упреждающего характера, является главным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Цели предупреждения такого вида преступности следующие. Во-первых, необходимо достигнуть и сохранить снижение количества преступлений. Во-вторых, социально и нравственно оздоровить и укрепить подрастающее поколение, в котором в нем видится будущее страны [2].

Под профилактикой преступности понимается воздействие общества, отдельных структур, которое приводит к сокращению или изменению структуры преступлений и к не совершению очевидных деяний [3].

Система профилактики включает в себя: принятие и исполнение законодательства о молодежи; помощь в решении проблем; сокращение подростковой и молодежной преступности; усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические отклонения.

Основные направления совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних это: подготовка социальных работников и педагогов специализирующихся на работе с трудными подростками, оздоровление условий их семейного и общественного воспитания, профессионализация работников специальных правоохранительных структур; усиление роли медико-психологической помощи и поддержки, а также коррекции отклоняющегося поведения подростков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной и психологической дезадаптации; строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики [4].

Другими словами можно отметить, что профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой «организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель — не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека» [5].

Профилактика преступности несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным процессом, который можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой часть (или подсистему) существующей многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, которая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня — социального регулирования общественной жизни [6].

Система участников (субъектов) профилактики преступлений несовершеннолетних с необходимостью включает:

– органы власти и управления;

– институты социального воспитания, а именно семью, школу, учреждения культуры, досуговые объединения и т. п.;

Читайте так же:  Вопросы по моральному вреду

– органы социальной защиты, медицинской и правовой помощи детям, находящимся в затруднительной жизненной ситуации или попавшим в экстремальные неблагоприятные жизненные обстоятельства;

– правоохранительные органы и их специализированные службы [2].

В целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, Правительство Курганской области разработало государственную программу Курганской области «Завтра начинается сегодня».

Программа предусматривает формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации; повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирование безопасной среды для развития детей. Срок реализации 2018–2022 годы. Планируемый общий объем бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета на реализацию программы составит в 2018–2022 годах 128926,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год — 20501 тыс. рублей, 2019 год — 56847,1 тыс. рублей, 2020 год — 27576,7 тыс. рублей, 2021 год — 12001 тыс. рублей, 2022 год — 12001 тыс. рублей. [7].

Например, сотрудниками УФСИН России по Курганской области, совместно с сотрудниками территориальных подразделений полиции УМВД России по Курганской области периодически проводятся групповые беседы, лекций, направленных на профилактику совершения повторных преступлений и правонарушений. Так в ходе таких мероприятий за 2018 год было охвачено 180 несовершеннолетних.

В целях повышения взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с подростками, проводятся «Единые дни профилактики».

УФСИН России по Курганской области проводят мероприятия совместно с Курганским центром социальной помощи семье и детям, Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области, Департаментом социальной политики Администрации г. Кургана, Управлением культуры Курганской области, Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, соглашениями с центрами социальной адаптации и ресоциализации лиц, имеющих наркотическую или алкогольную зависимость (Решение, Соль Земли, Надежда), Курганским региональным отделением «Национальной родительской ассоциации», Казачьими обществами Курганской области.

Так сотрудниками УФСИН по Курганской области были проведены встречи с учащимися профессиональных училищ. Мероприятие прошло в рамках профилактической операции «Подросток-2019» с целью предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции для учащихся были проведены лекции, беседы на тему «Предупреждение совершения преступлений и правонарушений», «Причины деструктивного поведения подростков». Были рассмотрены действия, которые могут быть признаны преступными, вопросы предупреждения терроризма и экстремистской деятельности, криминальные группировки и субкультуры.

Студенты узнали о видах юридической ответственности, об уголовных наказаниях, о возрасте наступления уголовной и административной ответственности. Особое внимание было акцентировано на преступлениях против собственности, половой неприкосновенности, преступлениях против жизни и здоровья, а также преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Несовершеннолетним в ходе лекций и бесед было доведено о возможных способах выхода из трудных и экстремальных жизненных ситуаций. В рамках профилактической операции «Подросток-2019» было посещено 11 профессиональных образовательных учреждений Зауралья, мероприятиями охвачено более 500 студентов первокурсников [8].

В июле 2019 года проведена профилактическая встреча в рамках реализации Государственной программы Правительства Курганской области «Завтра начинается сегодня», при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обсуждение темы воздействия алкоголя и наркотиков на организм подростка, продемонстрирован фильм о вреде табакокурения.

Вторая часть мероприятия была посвящена теме подростковых суицидов. Психологи уголовно-исполнительной инспекции в форме тренинга отработали с ребятами различные варианты поведения в сложных жизненных ситуациях, решение которых вызвало у подростков определенные трудности. Также специалисты провели упражнения, направленные на формирование оптимистичного настроя на будущее.

Сотрудники УИИ УФСИН России по Курганской области регулярно организуют для несовершеннолетних, состоящих на учёте, встречи с психологами. Совместно с волонтерами проводят профилактические и патриотические акции, посещают музеи и выставки [9].

Также проводятся мероприятия для поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Встречу организовывают психологи. Обсуждают условия, которые способствуют правонарушениям несовершеннолетних. Специалисты рассказывают родителям, что такое отклоняющееся поведение подростков и факторы его возникновения.

Отклоняющееся поведение — это результат неправильного развития личности в неблагоприятной ситуации. Причины различные — наличие вредных привычек, неблагополучная семья, безнадзорность, дистанцирование от ребёнка школы, суицидальные наклонности, «плохая» компания.

Психологи отмечают, одним из опаснейших факторов возникновения асоциального поведения подростков является безнадзорность. В этой ситуации, по степени влияния, в сравнении с семьей и школой на первое место выходят неформальные группы сверстников. Т. е. ребёнок проводит свободное время без контроля взрослых и велик риск стать приверженцем криминальной субкультуры. Такие группы могут совершать различные преступления, антиобщественные поступки и являются социально-опасными.

Специалисты дают рекомендации законным представителям несовершеннолетних как избежать пагубного влияния неблагоприятных факторов на подростков. А именно, осуществлять чуткий контроль за детьми и не оставлять без присмотра, организовывать полезную занятость и принимать активное участие во всех сферах жизни ребёнка [10].

В заключение следует еще раз отметить, что комплекс мер по противодействию преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является достаточно эффективным. Однако для реализации большинства задач необходимо продолжительное время.

Источник: http://moluch.ru/archive/278/62777/

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И РЕАБИЛИТАЦИИ ПРЕСТУПНИКОВ

Индивидуальное профилактическое воздействие на преступника. Индивидуальная профилактика правонарушений включает в качестве одного из элементов исправительно-корректирующее воздействие, но не сводится только к нему. Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю. В то же время индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний окружающей среды на конкретную личность.

Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбрать такие профилактические методы, которые обеспечат:

  • • выработку нравственного сознания у преступника;
  • • формирование у него навыков и привычек позитивного поведения;
  • • воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным явлениям;
  • • социальное оздоровление микросреды.
Читайте так же:  Некоммерческое партнерство в области охраны труда

При этом особое внимание должно быть обращено на следующие категории лиц: возвратившиеся из мест лишения свободы или воспитательных колоний; совершившие преступление, но освобожденные от уголовной ответственности вследствие амни-

‘ См.: Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1989. С. 254.

стии или по другим причинам; вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений; совершившие правонарушения; употребляющие спиртные напитки и наркотические вещества; привлеченные не менее двух раз к административной ответственности; злостно уклоняющиеся от учебы, работы, ведущие антиобщественный образ жизни, и др.

Мировой и отечественный опыт по профилактике правонарушений убедительно показывает, что первичным звеном в решении этой проблемы должна стать массовая сеть консультативных или стационарных учреждений, где было бы возможно оказывать все виды помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, включая диагностику индивидуальных особенностей человека, условий его жизни и воспитания. Специалисты — социальные работники, психологи, медики, юристы, педагоги — должны обеспечить адекватную помощь нуждающемуся, организуя профилактическую работу, коррекцию поведения, адаптацию к сложным условиям жизни дезадаптивных личностей, их реабилитацию.

Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты этого оказываются максимально эффективными.

Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность правонарушителя. При внимательном изучении профилактики можно обнаружить три уровня воспитательно-профилактического воздействия наличность правонарушителя.

  • 1. Воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания, обучения в многообразии форм нравственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы; содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудовыми навыками, повышении производственной квалификации; принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жизнедеятельности правонарушителей, привлечение их к образовательной, трудовой и досуговой деятельности.
  • 2. Целенаправленная работа по перевоспитанию трудных подростков, молодежи, осуществляемая в образовательных и других трудовых коллективах, при участии психологов, социальных работников, представителей религиозных организаций, спортсменов, бывших осужденных и др.
  • 3. Последовательное и непрерывное воспитательно-профилактическое воздействие на сознание правонарушителей (особенно молодых). Вся многогранная индивидуальная профилактика должна опираться на основные положения социальной работы, психологии, педагогики, криминологии и других наук. Практическая же сторона этой деятельности состоит в оказании содействия таким правонарушителям в трудоустройстве, создании нормальных бытовых условий, нормализации отношений в семье и с окружающими, ограждении их от отрицательного влияния.

Деятельность по реабилитации правонарушителей. Если основные профилактические мероприятия с данной категорией населения проводятся в основном в открытом социуме, то реабилитационные программы реализуются чаще всего в воспитательных и трудовых колониях, местах лишения свободы, в специальных учебно-воспитательных и реабилитационных учреждениях.

Главное предназначение последних — коррекция, реабилитация, восстановление всех утраченных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей личности несовершеннолетнего. Данные учреждения в своей деятельности руководствуются программой профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Исходя из этих задач в социально-реабилитационных учреждениях работают следующие отделения:

Таким образом, в систему социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями входят:

  • • органы управления социальной защитой населения и учреждения социально-медицинского обслуживания;
  • • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • • органы управления образованием;
  • • органы опеки и попечительства;
  • • органы по делам молодежи;
  • • подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Все указанные органы тесно взаимодействуют с целью предупреждения и выявления фактов правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества.

Индивидуальная профилактическая работа с данной категорией несовершеннолетних проводится в случае необходимости предупреждения правонарушений и (или) их реабилитации с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [1] .

Основными задачами деятельности учреждений по профилактике и реабилитации правонарушений несовершеннолетних являются:

  • • предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • • обеспечение прав и защита законных интересов несовершеннолетних;
  • • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных деяний. Несомненно, такой вид «социальной патологии», как преступность, легче предупредить, чем бороться с ним, следовательно, здесь важна профилактика на государственном уровне, а именно необходимо налаживать и совершенствовать основные функции институтов семьи, государства, средств массовой информации.

Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов для защиты конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних, предотвращения злоупотреблений государственными органами своими правами.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  • 1. Раскройте понятие «преступность».
  • 2. Дайте определение понятия «правонарушение» и охарактеризуйте объективную и субъективную стороны правонарушения.
  • 3. Сравните понятия «преступление» и «проступок».
  • 4. Охарактеризуйте формы преступности.
  • 5. Объясните особенности личности и групп несовершеннолетних преступников.
  • 6. Перечислите факторы и причины преступности.
  • 7. Раскройте содержание деятельности по профилактике правонарушений.
  • 8. Охарактеризуйте реабилитационные мероприятия с правонарушителями.

Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. М., 1966. Криминология / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997.

Пирожков В.Д. Криминальная психология. М., 2001.

Преступления и наказание: Криминализация России как социально- политическое явление. Вып. 13. М., 2004.

Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1989. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.Н. Осипов. М., 2005.

Шереги Ф. Социология девиации: прикладные исследования. М., 2004.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/354381/sotsiologiya/deyatelnost_profilaktike_pravonarusheniy_reabilitatsii_prestupnikov

Профилактика и реабилитация правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here