Причины нарушения авторских прав

Вся информация на в статье на тему: "Причины нарушения авторских прав". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Нарушение авторских и смежных прав: понятие и признаки

Потерпевшим от преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146, является автор (физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение) или иной правообладатель (исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания), а также иные лица (как физические, так и юридические), которым авторское право или смежные права принадлежат на основании закона, переходят по наследству либо по договору.

Объективная сторона преступления заключается в присвоении авторства (плагиате), причинившем крупный ущерб. Указанное деяние может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Состав преступления — материальный. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления — общий.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 146, являются: — объекты авторского права или смежных прав; — контрафактные экземпляры произведений или фонограмм.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 146, включает альтернативные деяния, совершенные в крупном размере:

1) незаконное использование объектов авторского права или смежных прав;

2) приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Субъективная сторона — прямой умысел. При приобретении, хранении и перевозке обязательной является цель их совершения — сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Субъект преступления — общий.

Квалифицированный состав (ч. 3 ст. 146) образуют незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в особо крупных размерах.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/7_105003_narushenie-avtorskih-i-smezhnih-prav-ponyatie-i-priznaki.html

Нарушение авторских прав и меры защиты

Нарушение авторских прав

Приступая к созданию творческого объекта, автор вправе рассчитывать на соблюдение его прав со стороны других лиц. Попытка использовать результаты чужого творчества без разрешения создателя и/или правообладателя, повлечет ответственность, от предъявления судебного иска до уголовных санкций. Ниже расскажем, в чем может заключаться нарушение авторских прав, и какие меры воздействия можно использовать к виновным субъектам.

Условия возникновения прав у автора

Если режим защиты изобретений или иных объектов промышленной собственности возникает после прохождения патентной процедуры, то права на творчество будут принадлежать с момента создания объекта. Как только творческий замысел будет реализован в объективной форме (в виде произведения, музыки, живописи или архитектурного объекта, и т.д.), возникнут следующие последствия:

  • создатель творения приобретет личные права (сюда входит право на наименование, неприкосновенность произведения и т.д.);
  • автор, либо заказчик, приобретут исключительные права, что позволит получать вознаграждение за использование, самостоятельную публикацию или распространение творения;
  • чтобы перечисленные выше права возникли, не нужно проходить регистрационную процедуру, хотя можно использовать ряд иных способов для доказывания авторства.

Гражданский кодекс РФ позволяет регистрировать права на программное приложение для ЭВМ и базы данных. Эта процедура проводится по добровольному решению разработчика или заказчика. Для иных творческих объектов используются лишь косвенные доказательства подтверждения авторства.

Чтобы упростить процедуру доказывания нарушений авторских прав и наказать виновных лиц, можно зафиксировать факт создания творения. Для используются следующие способы:

  • размещение экземпляра на депонент через авторское общество (например, отечественные авторы могут обратиться в РАО);
  • использование знаков правовой охраны при издании произведения. К таким знакам относится символ «С» в окружности (копирайт), год первой публикации, сведения об авторе;
  • опубликовать художественный объект с указанием имени автора через каталоги, выставки, вернисажи;
  • заверить факт создания через органы нотариата.

Еще одним эффективным способом доказывания авторства является регистрационная процедура, которая проводится в добровольном порядке через Библиотеку Конгресса США. Эту процедуру может пройти автор из любого государства, так как заявка подается не только в письменном, но и электронном формате. После оплаты сравнительно небольшой пошлины и передачи экземпляра на депонент, будет выдано регистрационное свидетельство.

Воспользовавшись указанными вариантами для подтверждения прав, будет значительно проще предъявлять требования или иски к нарушителям, привлекать их к административной или уголовной ответственности. Однако охрана предоставляется и неопубликованным творениям, хотя в этом случае придется использовать иные способы доказывания авторства. Например, при разбирательстве дел в суде можно предъявить оригинал с правками создателя, переписку с редактором, черновики, иные письменные доказательства.

Категории правонарушений

В зависимости от характера действий виновных лиц, могут нарушаться личные и исключительные права создателя или правообладателя. В перечень нарушений личных прав входит:

  • попытка плагиата, т.е. присвоения авторства (если такие действия были связаны с получением противоправного дохода, возникнет нарушение и исключительных прав);
  • нарушение прав на неприкосновенность, т.е. несанкционированные изменения в содержание и структуру творения без согласия создателя или его правопреемников (наследников);
  • нарушение права на наименование и имя автора.

Нужно учитывать, что режим личных прав создателя не может передаваться иным субъектам. Даже если исключительные права на творческий объект будут проданы, переданы другим лицам, либо прекращены по истечении срока правовой охраны, авторство останется неизменным.

Нарушения личных прав не обязательно влечет причинение материального ущерба. Поэтому предметом претензий к правонарушителю может являться устранение нарушений, публикация акта судебного ведомства с подтверждением настоящего автора, иные варианты. При нарушении имущественных прав, могут быть причинены фактические убытки или упущенная выгода, что выражается в конкретных денежных суммах. К правонарушениям при использовании или распоряжении такими правами относится:

  • использование творческих объектов в коммерческих целях, копирование и тиражирование, перевозка и распространение без разрешения;
  • незаконное издание и реализация творения на физических или электронных носителях, либо через онлайн-ресурсы;
  • нарушение положений договора уступки или лицензии, в том числе по территории использования, срокам выплаты вознаграждения, превышения тиража и т.д.;
  • противоправное использование изображений и иных творческих объектов в средствах индивидуализации товаров (например, если при разработке товарного знака используется изображение);
  • иные категории правонарушений.

Типичным примером нарушений авторских прав можно признать издание чужого творения без разрешения, выпуск их в продажу. Даже угроза таких действий позволяет направить претензионное письмо о недопущении нарушений, устранения негативных последствий.

К противоправным действиям относится и безвозмездное распространение электронных копий объекта, музыкальных записей или видеоконтента через интернет. При таких обстоятельствах, обладатель прав сможет не только потребовать прекращения противозаконных действий, но и взыскать упущенную выгоду или штрафную компенсацию.

Читайте так же:  Восстановление сроков в административном процессе

Меры защиты от нарушений

Владелец прав может сам выявлять факты нарушений, обращаться в правоохранительные, судебные и иные ведомства для отстаивания своих интересов. Если нарушение авторских прав объективно подтверждено, либо возникает угроза противоправных действий, можно использовать законные варианты защиты:

  • направить претензионное письмо (требование) о прекращении нарушения, либо об устранении такой угрозы;
  • подать иск в суд для оспаривания плагиата, досрочного прекращения лицензии, взыскания убытков или штрафной компенсации;
  • требовать удаления контента в сети интернет, блокировки отдельных страниц или целых сайтов;
  • обратиться в МВД, Следственный комитет или иные ведомства для возбуждения административного или уголовного дела.

В каждом случае, обладатель прав сможет добиться конфискации контрафактных экземпляров с произведением. В отдельных случаях, контрафактная продукция может передаваться правообладателю по его заявлению.

Разберем особенности применения каждого из перечисленных вариантов.

Требование

При нарушении прав на патент или товарный знак, предъявление требования является обязательным условием для последующей защиты через судебные инстанции. В сфере авторского права это делать не обязательно, т.е. можно сразу обращаться в суд. Однако по предъявленному требованию можно урегулировать спор без длительных судебных тяжб, особенно если нарушитель устранит все претензии.

Предметом требований может являться:

  • прекращение противоправной деятельности, остановка производства контрафактной продукции, либо изъятие ее из оборота;
  • устранение угрозы нарушения (например, добровольная остановка производства по выпуску контрафакта);
  • добровольное опровержение информации о надлежащем авторстве;
  • выплата вознаграждения за незаконное использование творческого объекта;
  • удаление нелегального контента из сети интернет.

На основании требования, взаимоотношения между владельцем прав и нарушителем могут прейти в законное русло. Например, при удовлетворении всех претензий и выплаты вознаграждения, может оформляться лицензия, а дальнейшее использование будет происходить с соблюдением всех законодательных требований.

Судебная защиты

Подача иска в судебные инстанции является наиболее эффективным способом защиты, так как решение подлежит принудительному исполнению. Предметом иска может являться:

  • взыскание убытков, размер которых должен доказать и обосновать истец;
  • взыскание штрафной компенсации в размерах, указанных в статье 1301 ГК РФ;
  • взыскание задолженности по лицензионным договорам, неустойки и штрафа за нарушение договорных обязательств;
  • досрочное расторжение лицензионных соглашений при существенных нарушениях;
  • удаление нелегального контента из сети интернет, блокирование сайтов;
  • доказывание авторства по делам о плагиате;
  • иные категории требований.

В зависимости от категории и стадии спора, а также статуса его участников, дела могут рассматриваться в судах общей юрисдикции, в арбитраже, либо в Суде по интеллектуальным правам.

Если правообладатель выбрал вариант с возмещением убытков, он обязан обосновать их размер. Для этого можно провести экспертизу или оценку стоимости контрафакта, представить доказательства об объемах проданных экземпляров. Однако можно избежать проблем при таком доказывании, если воспользоваться вариантом с взысканием штрафной компенсации. В ст. 1301 ГК РФ перечислены 3 возможных способа взыскания:

  • в пределах от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. (точный размер выплаты укажет суд, исходя из всех обстоятельств дела);
  • в двукратном размере от стоимости товаров, признанных контрафактом (их стоимость можно определить по условиям договоров, в ходе экспертиз);
  • в двукратном размере от стоимости нарушенного права (исключительны права подлежат оценке, а сделать это можно путем проведения экспертиз).

Для любого варианта взыскания обязательно нужно подтвердить факт правонарушения. Доказательствами могут являться акты контрольных закупок, документы таможенного оформления, процессуальные материалы по административным и уголовным делам.

Ответственность по УК и КоАП

Если нарушение не преследовало целью извлечения доходов, административная или уголовная ответственность виновнику не грозит. Статья 7.12 КоАП РФ предусматривает санкции за следующие виды противоправных действий, связанных с попыткой получить прибыль за счет чужого творческого труда:

  • реализация, сдача во временное пользование (прокат), ввоз на территорию РФ, либо иное незаконное использование, если экземпляры признаны контрафактом;
  • указание на экземплярах заведомо недостоверной информации о владельце прав, об изготовителях, месте выпуска;
  • иные виды правонарушений, связанные с коммерческим использованием и распространением произведений.

К ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ могут привлекаться граждане, должностные лица, а также организации и предприниматели. Наиболее серьезный штраф будут вынуждены заплатить юридические лица и ИП, нарушившие режим исключительных прав. За каждый факт нарушения будет взыскано от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией контрафакта, орудий и средств производства. Кроме того, виновным лицам придется полностью возместить ущерб или выплатить штрафную компенсацию по гражданскому иску.

За наиболее серьезные проступки в сфере авторского права последуют санкции по ст. 146 УК РФ. Фактом преступления будет являться:

  • плагиат, т.е. присвоение авторства, если это повлекло причинение крупного ущерба;
  • противоправное использование, приобретение, хранение и транспортировка экземпляров, если причиненный ущерб превысил крупный размер, а преступник имел умысел на сбыт;
  • указанные выше деяния, причинившие ущерб в особо крупном размере, совершенные группой лиц, либо с использованием должностных полномочий.

Крупным ущербом от преступления будет являться сумма свыше 100 тыс. руб. а особо крупным – 1 млн. руб. Уголовные санкций будут заключаться в существенном штрафе, в обязательных или исправительных работах, аресте. По ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ суд может применить наказание в виде тюремного заключения.


Источник: http://patentoff.net/111narushenie-avtorskih-prav-i-mery-zashhity.html

Нарушение авторских прав: понятие и основные случаи

Права автора произведения (как личные неимущественные, так и имущественные) охраняются законом. Вместе с тем на практике ситуаций их нарушения огромное количество.

Случаи нарушения личных неимущественных прав

Автору принадлежат права авторства, на имя, на неприкосновенность произведения. Кроме того, создатель произведения, как и любое физическое лицо, вправе защищать свои честь, достоинство и деловую репутацию. Опираясь на каждое право, проиллюстрируем случаи нарушения конкретными примерами.

Право авторства означает возможность субъекта считаться автором. Допустим, другой человек объявил себя автором — это случай нарушения права авторства, а значит, подлинный создатель произведения может подать на него иск.

Право автора на имя — это юридическая возможность автора указывать на произведении свое имя, псевдоним, либо можно предусмотреть публикацию анонимно. Если для автора — это право, то для всех остальных это обязанность указывать его имя. В том случае, если, к примеру, издательство не укажет имя создателя произведения, то тем самым оно нарушит его личное неимущественное право.

Неприкосновенность произведения — это недопустимость внесения в него каких-либо правок, изменений. Только автор может корректировать, дополнять произведение, созданное его творческим трудом. Если кто-либо, например, возьмет авторскую рукопись и исказит ее, то автор вправе предъявить к нему иск.

Также если опорочены репутация, честь, достоинство автора, то возникает возможность правовой защиты (хотя указанные права не относятся напрямую к авторским, сказать о них все-таки стоит).

Случаи нарушения имущественного права

Исключительное право, т.е. возможность использовать произведение любыми способами в рамках закона, это единственное имущественное авторское право (если не вдаваться в дискуссии по поводу места права следования). Случаи использования следующие:

Обнародование произведения (в частности, публикация);

Распространение (например, продажа) ;

Публичный показ (демонстрация видеоклипа, фильма);

Публичное исполнение (например, исполнение песни);

Читайте так же:  Нарушение прав потребителей орган

Доведение до всеобщего сведения (размещение в сеть «Интернет»);

Обработка произведения (например, его перевод);

Соответственно, если кто-либо другой совершил одно из этих действий (либо других, указанных в статье 1270 Гражданского кодекса РФ) без ведома автора, к нему может быть предъявлен иск. В последнее время приобретают распространенность случаи доведения произведений до всеобщего сведения, куда относятся все случаи выкладывания авторских материалов в Интернет. В связи с этим для Московского городского суда была даже создана отдельная подсудность — по защите авторских прав в Интернете. Так, на просторах Всемирной паутины можно найти миллиарды объектов авторского права, которые размещены на сайтах без согласия правообладателя. Во всех этих случаях можно говорить о нарушении именно исключительного права, поскольку выкладывать произведение в сеть может только автор (правообладатель).

Ответственность за нарушение авторских прав

Она предусмотрена трех видов: гражданско-правовая, административная и уголовная. Наиболее часто авторы защищают свои права при помощи гражданско-правовых санкций, поскольку это возможность получить материальную компенсацию с нарушителя. Остальные виды защищают, прежде всего, интерес государства.

Итак, гражданско-правовая ответственность может предусматривать следующие формы для защиты личных прав:

Признание права. Например, права авторства лица, которое создало произведение творческим трудом.

Восстановление положения, которое существовало ранее. Так, суд может обязать нарушителя убрать все искажения произведения.

Пресечение нелегальных действий. К примеру, решение суда может устанавливать обязанность прекратить совершать незаконные действия и впредь этого не делать.

Публикация решения суда о факте нарушения. Для некоторых лиц может быть важно, чтобы суд в своем решении засвидетельствовал факт нарушения.

Компенсация морального вреда.

Из всех этих средств только последнее имеет денежную форму, именно поэтому авторы чаще всего выбирают его. Интересно, что минимальный и максимальный размер законом не установлен, все остается на усмотрение пострадавшего, а окончательную сумму компенсации определяет суд (как правило, она всегда ниже заявленных требований).

Способы защиты исключительного права закреплены следующие:

Возмещение убытков. Сюда будет включаться, помимо материального ущерба, также упущенная выгода, т. е. те доходы, которые автор не получил в связи с совершенным правонарушением.

Специальная компенсация в размере от 10 тысяч и до 5 миллионов рублей. Это альтернатива предыдущему способу, причем используется она на практике намного чаще. Плюс в том, что правообладателю не нужно доказывать, что причинены убытки. Компенсация взимается за сам факт нарушения интеллектуальных прав. Можно требовать взыскания за каждый случай нарушения, однако суд имеет право понижать размер по своему усмотрению (в связи с недавним постановлением Конституционного Суда РФ).

Конфискация материального носителя. Например, суд может обязать нарушителя вернуть авторскую рукопись подлинному владельцу.

Некоторые способы (признание права, публикация решения суда) повторяются с вариантами защиты личных прав.

Административная ответственность закреплена статьей 7.12 КоАП РФ. Санкции — это, в основном, штрафы. Составы предусмотрены за ввоз, продажу, нелегальное использование экземпляров произведений. Интересно, что санкции за нарушение авторских прав менее серьезны, чем за нарушение патентных.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена статьей 146 УК РФ. Здесь есть такие составы, как присвоение авторства, неправомерное использование объектов, завладевание в целях сбыта. Однако все эти действия должны повлечь крупный ущерб либо особо крупный. При этом крупный — от 100 тысяч рублей, а особо крупный — от одного миллиона рублей.

Интересно также, что гражданская ответственность может сочетаться с уголовной или административной, закон этого не запрещает.

Итак, мы выяснили, что будет, если нарушить авторские права. Простым гражданам следует быть осторожными и внимательно относиться к правам авторов, поскольку легко ненароком нарушить их, особенно в Интернете. Санкции будут очень значительными.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/445/

Причины нарушения авторских прав пользователями сети. Ответственность нарушителей авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • · Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • · Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение авторских прав может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

В связи с вышесказанным подчеркнем, что авторское право на произведение возникает в силу его создания (!) — действует так называемая презумпция авторства. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Рано или поздно авторское произведение, опубликованное на сайте Интернета, целиком или частично появляется на другом сайте или в печатном издании, причем часто под чужим именем, псевдонимом или вовсе без имени в редакции, далекой от оригинала. В этих случаях обладатель авторских прав может потребовать, например, взыскания с нарушителя убытков или выплаты денежной компенсации в сумме от 10 до 50 000 МРОТ. Помимо мер гражданско-правовой ответственности, возможна уголовная или административная ответственность нарушителя.

Уголовная ответственность. В соответствии со ст. 146 УК РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами па срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. А если эти же деяния совершены неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то суммы штрафа, размеры заработной платы (иного дохода) удваиваются; вместо обязательных работ может быть применен арест на срок от четырех до шести месяцев, а срок лишения свободы может составлять до пяти лет.

Источник: http://studwood.ru/1360023/pravo/prichiny_narusheniya_avtorskih_prav_polzovatelyami_seti_otvetstvennost_narushiteley_avtorskih_prav

Свое по праву. Что можно считать нарушением авторских прав, а что нет?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ваше видео, выложенное в соцсети, появилось на телевидении? А фото пошло гулять по интернету? Обнаружили на чужом сайте свой текст? Или кто-то зарегистрировал сайт, который называется точь-в-точь как ваша компания? О том, что считать нарушением авторских прав, а что нет, и какую сумму можно получить в качестве компенсации, АиФ.ru рассказал член гильдии российских адвокатов Илья Гатикоев.

Ситуация № 1

Фото, которое вы разместили на своей страничке в соцсети, стали лайкать и постить другие люди.

— Если люди используют ваши фото или видео в своих личных целях, это не является нарушением авторских прав. Человек может разместить фотографию вашего авторства у себя на страничке, сделать её заставкой на своём компьютере, увеличить и повесить над своей кроватью и т.д. — всё это примеры использования фото в сугубо личных интересах.

Читайте так же:  Апелляция восстановление сроков гпк

Ситуация № 2

Вы стали свидетелем какого-то события (упал метеорит, случился пожар, теракт и т.д.), сняли его на видео и выложили в соцсети. Включаете телевизор, а ваши кадры транслируют по всем телеканалам.

— Это пример нарушения ваших авторских прав. Видео использовано в коммерческих целях. Поэтому я, как адвокат, хочу всех предупредить — у любой фотографии, даже той, что размещена в общем доступе на просторах интернета, есть свой законный владелец. И он может заявить о своих правах и потребовать у вас компенсации. Поэтому не воруйте фото в интернете для публикаций, рекламы и других своих коммерческих целей!

Ситуация № 3

Ваши фотографии так понравились учёному, что он решил вставить их в свою презентацию для научной конференции.

— И это нарушение авторских прав, потому что ваши фото были использованы не в личных, а коммерческих целях.

Ситуация № 4

Вы пошли на митинг, где вас сфотографировали крупным планом с плакатом и разместили на первой полосе газеты.

— Если фото напечатано с согласила его автора, значит, никакого нарушения здесь нет. Вы находились в общественном месте, где разрешены фото- и видеосъемка, так что предъявлять претензии вы не вправе. Исключение — если вы заранее предупредили фотографа о том, что отказываетесь сниматься. А также если ваше фото с плакатом с митинга появится в рекламе какой-то партии — тогда ваши права будут нарушены.

Ситуация № 5

Вы купили костюм человека-паука, и стали устраивать детские вечеринки в роли аниматора.

— Если правообладатель данного персонажа узнает о вашем бизнесе, он может подать на вас в суд. Несколько лет назад была судебная история, связанная с героями мультфильма «Маша и медведь». Одна женщина — индивидуальный предприниматель в небольшом магазинчике — продавала детские рюкзачки с изображением этих персонажей. Была контрольная закупка и выяснилось, что ни у производителя, ни у продавца не было разрешения на использование данного товарного знака. Только за 1 этот факт нарушения предпринимательницу оштрафовали на 50 тыс. руб. Так что если производители «Смешариков», «Человека-паука», «Тачек», «Мимимишек» или других героев застукают вас за зарабатыванием на них денег, они будут вправе требовать у вас компенсацию.

Кстати, несколько лет назад была организована целая компания по выявлению нарушений авторского права — эксперты ходили по ресторанам и фиксировали песни российских авторов, чтобы потом потребовать компенсацию за нарушение авторских прав. Не исключаю, что подобная акция возможна и в отношении агентств по организации детских праздников.

Ситуация № 6

Кто-то зарегистрировал сайт, который называется точь-в-точь как ваша компания. И некоторые ваши клиенты по ошибке обращаются к нему.

— Такие действия профессионалы называют домейнингом или киберсквоттингом. «Доменные споры» сейчас очень распространены. Был громкий случай с известной компанией Nike. Дело в том, что один товарищ подсуетился, зарегистрировал на себя домен nike.ru, и продавал на нём спортивные товары. Корпорация с одноименным названием обратилась в арбитражный суд, и выиграла дело, забрав домен себе. А позиция защиты товарища на суде была такая: «Я назвал сайт в честь богини Ники». Это было довольно простое доменное дело, чаще споры случаются намного сложнее.

Наиболее типичной является ситуация при которой владелец интернет-магазина в зоне .ru на пике популярности своего бизнеса регистрирует свое исключительно право на товарный знак, желая обезопасить свой бизнес, но впоследствии ему становится известным, что в другой доменной зоне, к примеру .su или .рф уже существует интернет-магазин со схожим наименованием и аналогичным товарным рядом. Бизнес правообладателя начинает претерпевать колоссальные убытки, так как лояльный товарному знаку, но дезориентированный потребитель, ориентируясь на запомнившееся название интернет-магазина, начинает приобретать товары у иной компании, нежели у правообладателя.

Как это ни странно, но прямого ответа на такое посягательство Российское авторское право не дает, а интересы правообладателей защищает ст.10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года, которая запрещает недобросовестную конкуренцию.

При возникновении такой спорной ситуации правообладателю необходимо выяснить, кто является администратором сайта, неправомерно использующего товарный знак. В случае если администратором является юр лицо, то сделать это можно через сервис Whois, а если администратором является физлицо (зачастую так это и происходит), то посредством официального запроса в адрес регистратора доменного имени. Далее, определившись с недобросовестным администратором доменного имени, необходимо подготовить претензию в адрес администратора доменного имени, в случае неудовлетворения которой необходимо обратиться с иском в арбитражный суд, в котором можно заявить три требования: запрет на использование товарного знака, передача прав администратора доменного имени и взыскание компенсации.

Копию искового заявления со штампом суда о его принятии рекомендуется также направить в адрес регистратора домена с просьбой не осуществлять никаких действий по передаче прав администратора до рассмотрения доменного спора судебными инстанциями.

Какую компенсацию можно получить?

— Существует два подхода определения сумм компенсаций. Первый — расчёт убытков, когда правообладатель может посчитать, какой ущерб ему нанесён в результате нарушения его авторских прав (обычно это делают эксперты). Считаются как не дополученные доходы, так и прямой ущерб. Суммы компенсации в данном случае ничем не ограничены — это может быть хоть миллион, хоть миллиард рублей. Но, учитывая, что в авторском праве обычно сложно рассчитать прямые убытки, законодательство предоставляет второй вариант — фиксированную компенсацию. В этом случае сумма не может быть ниже 10 тыс. руб. и больше 5 млн руб. При этом никаких критериев её определения нет. Законодательство, как и в случае определения морального вреда, делегирует это определять судьям. На моей памяти максимальную компенсацию по авторскому праву заплатил один известный интернет- магазин бытовой техники автору рекламных роликов — 470 млн руб. За ваши фото, размещённые в газете, конечно, столько не заплатят. Суд определяет размер компенсации в каждом конкретном случае отдельно.

Источник: http://aif.ru/society/law/svoe_po_pravu_chto_mozhno_schitat_narusheniem_avtorskih_prav_a_chto_net

Нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК)

Непосредственный объект

преступления — авторские и смежные права как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности.

Регулированию отношений, связанных с авторским правом и смежными правами, посвящен Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» в редакции от 19 июля 1995 г. В соответствии с п. 1 ст. 6 названного Закона авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Предметом

преступления при нарушении авторских прав являются объекты авторского права — произведения (научные, художественные и др.) как обнародованные, так и не обнародованные независимо от их достоинства. Необнародованные произведения должны существовать в какой-либо объективной форме. Предметом преступления при нарушении смежных прав являются объекты смежных прав — исполнение (воспроизведение) произведений (песен, музыки, спектаклей и др.) артистами, режиссерами-постановщиками, создателями звуко- и видеозаписей, организаторами эфирного времени. При совершении преступления путем приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта (ч. 2 ст. 146 УК) предметом преступления являются указанные экземпляры произведений, фонограмм. Закон «Об авторском праве и смежных правах» не распространяет авторское право на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы, открытия, факты (п. 4 ст. 6).

Читайте так же:  Мосгорсуд апелляционная жалоба по гражданскому делу

Названный Закон говорит о четырех категориях смежных прав, которые соответственно берутся под защиту ст. 146 УК.

1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);

2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);

3) права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;

4) права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.

Потерпевшими являются при нарушении авторских прав — автор, его наследник (см. ст. 29 Закона), лицо, которому автором переданы права (см. ст. 30), при нарушении смежных прав — исполнитель, производитель фонограмм, организация эфирного или кабельного вещания, если она является юридическим лицом, лица, которым переданы исключительные права (см. ст. ст. 37, 38, 40).

Объективная сторона

преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146 УК, состоит из:

1) присвоения авторства (плагиата);

2) последствий — крупного ущерба;

3) причинной связи между указанным деянием и ущербом.

Присвоение авторства — объявление себя автором (соавтором) чужого произведения с целью использования авторских прав (плагиат). В этом случае лицо уже использовало авторское право на публикацию с указанием имени или без него. Но если нет цели использования авторского права (например, объявление себя в кругу знакомых автором художественной картины), то нет и состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК.

В ст. 146 УК в отличие от ст. 147 УК не сказано о принуждении к соавторству. Представляется, что это пробел законодательства, требующий устранения.

Последствие преступления (обязательный признак состава) — крупный ущерб, как материальный (не получен гонорар, денежная премия), так и моральный (не присвоено почетное звание, оказываются иные почести государственного и общественного характера не автору или исполнителю произведения, а другому лицу, которое выдало себя за них). Понятие «крупный» ущерб, если речь идет о моральном ущербе, является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела. Если речь идет об имущественном ущербе, то крупным является ущерб на сумму, превышающую 50 тыс. рублей (см. примечание к ст. 146 УК).

Состав преступления материальный

.

Субъективная сторона

преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что присваивает авторство, предвидит, что тем самым неизбежно причинит крупный ущерб потерпевшему, и желает его причинить.

Субъект преступления

— лицо, достигшее возраста 16 лет.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК, состоит из альтернативных деяний, совершенных в крупных (ч. 2 ст. 146 УК) и особо крупных (ч. 3 ст. 146 УК) размерах:

1) незаконного использования объектов авторского права или смежных прав;

2) приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав будет иметь место, если их использует тот, кто в соответствии с законом или договором ими не обладает. Например, публикация книги без согласия автора, его наследника, лица, которому переданы права, или постановка пьесы без согласия режиссера или лица, которому переданы исключительные права.

Законодательное определение крупного и особо крупного размера дается в примечании к ст. 146 УК. Крупный размер будет тогда, когда стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышает 50 тыс. рублей, а особо крупным размером, — когда превышает 250 тыс. рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает любое из указанных в ч. 2 или ч. 3 деяний, и желает это сделать.

При приобретении, хранении, перевозке контрафактных экземпляров произведений или фонограмм обязательной является цель их сбыта.

В ч. 3 ст. 146 УК помимо особо крупного размера указаны еще два квалифицирующих признака: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; лицом с использованием своего служебного положения.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/8_144074_narushenie-avtorskih-i-smezhnih-prav-st—uk.html

Причины нарушения авторских прав

Использование термина «пиратство» (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году [3] , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection» [4] (в русском переводе — «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной» [5] ). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства [5] .

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается [6] , однако он употребляется в локальных нормативных актах [7] , документах судов [8] и специальной юридической литературе [9] .

Некоторые источники [уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество» [10] .

В положительном смысле термин используют «Пиратские партии», одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте [11] .

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.
Читайте так же:  Мотивированный отказ от отраслевого соглашения образец

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной [уточнить] у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений [12] типов несанкционированных [уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях. Также пиратские радиостанции.

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. to crack — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют инструменты программистов, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс, а в 2007 году Джеф Райкс (англ.) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in) [13] [14] .

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО, включая свободное, с приобретением лицензий на него). По данным BSA и >[15] .

Компьютерные и видеоигры

Видео (кликните для воспроизведения).

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной — это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет.

В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».

Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.

Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD, противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также: q:en:Jack Valenti (высказывания Джека Валенти, президента Американской ассоциации кинокомпаний).

Литературные произведения

Явление нелегального (подпольного) воспроизведения литературных произведений (в том числе и пиратство) было широко распространено в СССР и носило наименование «самиздат». Люди тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, тем самым нарушая законы [16] .

В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/94422

Причины нарушения авторских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here