Предупреждение преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних

Вся информация на в статье на тему: "Предупреждение преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

1. Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

При таком понимании сути предупредительной деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно- теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

В деятельности по предупреждению преступлений необходимо различать: профилактику преступлений как воздействие на причины и условия преступлений; предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; пресечение начатых уголовно наказуемых деяний. Алексеев А.И, Герасимов С.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. -М., 2001, с.4-12.

Содержание и формы мер недопущения преступлений в решающей степени зависят от того, на какой стадии предкриминальной, криминальной и посткриминальной (при предупреждении продолжаемой преступной деятельности и уголовного рецидива) активности они осуществляются, а именно на этапах: зарождения причин и условий преступления: их формирования, «вызревания»; проявления вовне, непосредственного действия (причинения, обусловливания); формирования намерения, замысла на совершение преступлений; обнаружения намерения; приготовления к преступлению; неоконченного покушения; оконченного покушения. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология. — Спб.:СПБГУ, Питер, 2005..-С. 34

На каждом из этих этапов преступное деяние в его завершенном виде (в конце цепочки) либо возможность совершения преступления (в начале цепочки) могут быть предупреждены. При этом механизм недопущения преступления, ограждения объекта посягательства от вреда будет различным (хотя и подчиненным единой цели) в зависимости от того, на какой стадии принимаются меры упреждающего характера. Имея общую цель (недопущение преступлений), рассматриваемые направления (этапы) предупредительной деятельности, осуществляемой на разных стадиях допреступного и преступного поведения, обладают существенными различиями; в целях и задачах, содержании и характере превентивных мер, их организационно-тактических схемах, функциях субъектов предупредительной деятельности, наборе и сути предъявляемых к ним квалификационных требований.

Предупреждение преступлений может быть трёх видов (форм):

— социальная (общая) профилактика (профилактическое воздействие на качественно-количественные характеристики преступности в целом);

— собственно криминологическая профилактика (предупреждение видов и форм преступного поведения; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц);

— индивидуальная криминологическая профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами). Зудин В.Ф. Криминологическая профилактика преступлений. — Воронеж: 1999. — С.95.

Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Криминологическая профилактика преступлений — это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.

Уголовно-правовая профилактика — это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления.

Специальная криминологическая профилактика — это деятельность, направленная специально на недопущение преступлений. Она осуществляется как путем воздействия на причины и условия преступлений, так и на конкретных лиц (или определенные их категории), в отношении которых есть необходимость удержания их от совершения преступлений. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. -М.: Издательство НОРМА, 2001.С. 125

Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел, включает систему мер выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления.

Читайте так же:  Основание рассмотрения искового заявления

Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности. К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности. Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений ОВД. — Тюмень: 1999.

Применительно к нормативно-правовому регулированию предупредительной работы необходимо отметить, что в соответствии с многообразием проявлений преступности и сложной природой ее детерминации, оно имеет неоднородный, многогранный характер, включая нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, а также гражданского, семейного, земельного, трудового, финансового, международного и других отраслей и подотраслей права. Эти нормы содержатся более чем в ста источниках — законах (включая кодифицированные) и подзаконных актах только федерального уровня.

Таким образом, в настоящее время:

во-первых, правовое обеспечение предупреждения преступлений представляет собой сложную динамическую систему, включающую совокупность юридических норм, реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности;

во-вторых, составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно регулирующие (регламентирующие) в рамках конкретных правоотношений поведение субъектов превентивного противодействия преступности, но и исходные правовые нормы, определяющие цели и задачи предупредительной деятельности, ее роль и место в антикриминальной стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов предупреждения преступлений;

в-третьих, правовое обеспечение предупреждения преступлений, наряду с финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным условием осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для достижения целей эффективностью. Кириков А. В., Рыбаков Д. В. Понятие и значение правового обеспечения предупреждения преступлений.// Журнал «Право:Теория и Практика». — 2004.-июнь. С.23.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/72545

Правовые основы предупреждения преступности

Правовые основы предупреждения преступности – это совокупность правовых норм, определяющих основные начала осуществления деятельности по предупреждению преступности.

Основными вопросами, подлежащими регламентации в нормативно-правовых актах, являются:

  • 1) задачи и меры предупреждения преступности в целом и отдельных видов преступлений;
  • 2) порядок, формы и методы осуществления предупреждения;
  • 3) права, обязанности и ответственность субъектов, задействованных в предупреждении преступлений.
  • 4) вопросы координации и взаимодействия различных субъектов, задействованных в предупреждении преступности.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие предупреждение преступности.

Основным правовым источником является Конституция РФ.

Правовая база, регламентирующая борьбу с преступностью, состоит из нормативно-правовых актов, закрепляющих:

  • • нормы, призванные воздействовать на совокупность криминогенных факторов, порождающих преступность;
  • • организационные основы предупреждения преступности: права, обязанности, ответственность субъектов предупреждения, порядок осуществления предупредительных мероприятий.

Нормативно-правовая база, регулирующая основы предупреждения преступности, включает в себя Конституцию РФ, международные правовые акты (например, Конвенцию ООН о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), закрепляющие основы профилактической деятельности, а также федеральные законы (например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), законы субъектов РФ (Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 г. № 882-ПП «О Комплексной городской целевой программе профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011–2015 годы») и подзаконные нормативно-правовые акты (приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», постановление Правительства РФ от 28 марта 2008 г. № 216 «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений», приказ МВД РФ от 29 января 2009 г. № 60 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений» и др.).

Информационные основы предупреждения преступности

Информационное обеспечение – это совокупность данных, объективно отражающих состояние объекта предупредительного воздействия, происходящие в нем изменения, применяемые меры предупредительного воздействия.

Источники информации, необходимой для предупреждения преступности, разнообразны и многочисленны. Так, В. Д. Малков [1] подразделяет применяемую информацию на криминологическую, отражающую количественные и качественные показатели преступности, ее причины и условия, и внешнюю информацию, которая представляет собой совокупность данных об административных, дисциплинарных и иных правонарушениях, аморальных поступках, алкоголизме, наркомании, проституции, тунеядстве, нетрудовых доходах, безнадзорности детей, оставлении школы детьми и подростками, лишении родительских прав и т.д.

Источник: http://studme.org/82397/pravo/pravovye_osnovy_preduprezhdeniya_prestupnosti

Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий. Поэтому вопрос о соответствии практики действующему законодательству требует отдельного рассмотрения.

В основе профилактики и предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем профилактика противоправного поведения несовершеннолетних есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими правонарушений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  • ? гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
  • ? профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
  • ? усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации; социальный правовой несовершеннолетний
  • ? признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
  • ? строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики. Вельчев А.Д., Мошак Г.Г. Подросток и правонарушение. Кишинев, 2003
Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру на неправильную

В профилактике противоправного поведения несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. Функцию организации взаимодействия государственных органов субъектов Федерации по указанным вопросам осуществляют также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при главах исполнительной власти. При городских, районных органах местного самоуправления образованы специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации (в структуре органов социальной защиты населения), специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния (в структуре органов образования).

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

  • ? социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • ? социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
  • ? центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В профилактике противоправного поведения и предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалиии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 2008

К неспециализированным субъектам можно отнести различные общественные формирования, политические партии и движения, религиозные и иные организации, а также традиционные структуры — уличные, домовые комитеты, родительские и попечительские советы и т.п. Некоторые задачи решают семейные детские дома, социальные и медико-психологические центры. Важное место среди них занимают также общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники милиции и др.

Конкретные меры, принятые по этим направлениям на государственном уровне, предусматривают:

Источник: http://studwood.ru/683356/pravo/profilaktika_protivopravnogo_povedeniya_nesovershennoletnih

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

В последние годы в Российской Федерации наблюдается неуклонный рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Одним из возможных способов решения этих проблем может быть применение правоохранительными органами возможностей педагогической профилактики, сущность которой заключается в использовании педагогических средств в предупреждении правонарушений. Такие средства разрабатываются в превентивной педагогике, направленной на профилактику данных деяний, совершаемых несовершеннолетними.

Помимо кражи (”Мелкое хищение”, статья 7.27 КоАП) и хулиганства (”Мелкое хулиганство”, статья 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями среди несовершеннолетних являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается свойственным именно молодым людям в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся: повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.

Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП) [1].

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними:

— распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

— появление в общественных местах в состоянии опьянения;

— уничтожение или повреждение чужого имущества;

— управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

— незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или

— проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1).

Читайте так же:  Возмещение материального ущерба после драки

А также, по данным полицейской статистики, достаточно часто встречаемое:

— занятие проституцией (ст. 6.11).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

О привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности за совершение им административного правонарушения становится известно достаточно широкому кругу лиц: от родителей и учителей до сотрудников органов системы профилактики, поскольку в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Все эти упомянутые лица должны были принять меры к тому, чтобы подросток не совершал правонарушения. И здесь могут оказать существенное воздействие на личность потенциального правонарушителя возможности превентивной педагогики, которая рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений, педагогическими средствами.

Для достижения положительного результата необходимо оказывать на несовершеннолетних позитивное обучающее, воспитывающее и развивающее воздействие. Такое воздействие осуществляется путем:

— формирования убежденности у несовершеннолетних в необходимости устранения недостатков своей обученности и воспитанности;

— выявления среди населения групп с повышенной аморальностью, а также отдельных граждан и организации более интенсивных педагогических воздействий на них; освещения с помощью средств массовой информации проблем преступности среди несовершеннолетних с показом их негативной роли;

— включения во всех образовательных учреждениях в особые разделы учебных дисциплин, темы, специальные курсы изучения профилактики совершения преступлений; усиления деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними, с теми, у кого наблюдается развитие отрицательных привычек, нарушение общественных норм поведения, увлечение алкоголем, употребление наркотиков, нахождение в асоциальных и аморальных группах;

— воспитания соответствующего нормам морали поведения у несовершеннолетних как в семье, так и в общественных местах; формирования у несовершеннолетних представлений о том, что совершение преступлений приводит к разложению в обществе нравственных ценностей, повышению преступности; массового издания недорогих и популярных книг о негативном влиянии вредных привычек на человека, пропаганды здорового образа жизни;

— проведения индивидуальной воспитательной работы сотрудников ОВД с лицами, отличающимися повышенной конфликтностью, аморальностью, агрессивностью.

В процессе предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних участвует множество субъектов.

Со стороны государства — это органы внутренних дел; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости. Со стороны близкого общения семья, близкие родственники, педагог, друзья. Вышеперечисленные субъекты воспитательной работы оказывают различное воздействие на развитие, обучение и воспитание несовершеннолетних. Семья, по нашему мнению, является самым главным из них, так как она оказывает первостепенное влияние с момента рождения человека, помогает понять ему такие нравственные категории, как добро и зло, честь, достоинство, гуманизм, справедливость. Она формирует у человека морально-нравственные качества, уважение к старшим. Очень многое зависит от взаимоотношений в семье если в ней между ее членами происходят постоянные конфликты, избиения, употребление спиртных напитков, то говорить о ее положительном влиянии на несовершеннолетнего не имеет смысла.

Субъекты воспитательной работы со стороны государства осуществляют следующую деятельность:

1) ограничивают влияние негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2) воздействуют на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

З) непосредственно воздействуют на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

4) воздействуют на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию;

5) занимаются воспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.

Субъекты воспитательной работы в своей деятельности используют различные методы и приемы профилактического воздействия на несовершеннолетнего:

а) методы и приемы обучения:

пример: сотрудник органов внутренних дел рассказывает в образовательном учреждении о случаях совершения преступлений их сверстниками; объяснение и рассказ: сотрудник полиции поясняет несовершеннолетним, как нельзя себя вести, как нужно поступать в той или иной ситуации;

б) методы и приемы воспитания:

— рекомендация и совет (например, субъект воспитательной работы рекомендует несовершеннолетним заниматься спортом, вести здоровый образ жизни);

в) методы и приемы развития:

— активизация интереса и мышления, например сотрудники органов внутренних дел проводят в образовательных учреждениях различного рода спортивные мероприятия, игры.

Такая деятельность, как педагогическая превенция, предполагает формирование у несовершеннолетних доброжелательности, подлинного желания помочь человеку, душевности, сопереживания, искренности, доверительности, оптимизма, открытости.

В современных условиях нацеленности на гуманизацию всех сфер жизни общества основными направлениями совершенствования профилактики совершения преступлений несовершеннолетними являются:

) гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;

2) профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

З) усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;

4) придание семье роли ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социальнопедагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;

Читайте так же:  Течение срока исковой давности судебная практика

5) четкое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В заключение необходимо отметить, что правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, при значительных масштабах распространения требуют решительных, энергичных и целенаправленных мер по их предупреждению. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также в недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников рецидивистов. На наш взгляд, для совершенствования профилактики совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений субъектам воспитательной работы со стороны государства необходимо проводить воспитательную работу в образовательных учреждениях с целью пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления спиртных напитков, наркотических средств, досуга в аморальных группах, которые постепенно разлагают морально-нравственные качества человека, впоследствии приводящие к совершению правонарушений и преступлений. Положительный результат также приносит и проведение встреч и собраний с родителями несовершеннолетних для того, чтобы понять, чьи родители должным образом воспитывают своих детей, а чьи не оказывают им должного внимания.

Представляется, что такая системная деятельность в обозначенном направлении может и должна приносить положительные результаты.

Заместитель межрайонного прокурора М.С. Сухарев

Источник: http://solntsevo-gazeta.ru/preduprezhdenie-sovershenija-administrativnyx-pravonarushenij-nesovershennoletnimi

Организация работы органов внутренних дел в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних

Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учеб. для юрид. вузов и фак-тов.-3-е изд.,перераб. и доп.-М.:Зерцало,2007.

Особое место в системе специального предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел должны заниматься профилактикой как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работу необходимо проводить в основном по следующим направлениям: Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Учебник / Под ред.проф. В.Д. Малкова и доц. А.Ф. Токарева. М.,2000

  • 1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями противоправного поведения несовершеннолетних;
  • 2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
  • 3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
  • 4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Первостепенное значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, т.е. индивидуальная профилактика.

Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность проводится в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Следовательно, решение вопроса заключается в своевременной постановке «диагноза», наличии указанных явлений.

Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития.

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего правонарушителя (преступника), так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Учебник / Под ред.проф. В.Д. Малкова и доц. А.Ф. Токарева. М.,2000

Целью индивидуальной профилактики противоправного поведения и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации.

Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения административных или иных существенных правонарушений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; периодический анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.

Особое внимание при этом (с постановкой на учет) сотрудники органов внутренних дел уделяют несовершеннолетним:

  • ? ведущим антиобщественный образ жизни (употребляющим спиртные напитки, наркотики, не занятым учебой и общественно полезным трудом);
  • ? группирующимся на антиобщественной основе;
  • ? вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ;
  • ? осужденным условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тем, к кому применена отсрочка исполнения приговора;
  • ? освобожденным из воспитательных колоний. Предупреждение преступлений и административных парвонарушений органами внутренних дел. Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М.,2009.

Индивидуальное предупреждение правонарушений диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих о его психической неполноценности. Эти вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника в психолого-педагогических центрах. При этом обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.

Читайте так же:  Определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера. Борбат А.В. Проблемы преступности несовершеннолетних в Москве // Преступность, статистика, закон. М., 2007. -С. 76-77.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. Успех профилактики будет достигнут, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.

Как и любой вид деятельности, предупреждение групповой преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности.

Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.

В процессе профилактической деятельности необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению правонарушения, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.

Для предупреждения противоправного поведения и преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Своевременность такого выявления позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность. Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеет также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.

Источник: http://studwood.ru/683357/pravo/organizatsiya_raboty_organov_vnutrennih_preduprezhdenii_pravonarusheniy_sredi_nesovershennoletnih

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Предупреждение преступности, а особенно преступности несовершеннолетних, – многоаспектная, сложная задача, реализация которой сродни одновременно высокой науке и искусству.

В настоящее время представление о предупреждении подростковой преступности в некоторой степени можно считать формализованным, в связи с принятием и реализацией Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Именно этот нормативный акт установил основные принципы и задачи профилактики подростковой делинквентности, круг субъектов и объектов профилактики, конкретные направления профилактической работы, гарантии прав несовершеннолетних при осуществлении предупредительной деятельности.

Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних согласно Закону являются:

  • а) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему профилактики правонарушений несовершеннолетних входят: а) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; б) органы и учреждения управления социальной защитой населения; в) органы и учреждения управления образованием; г) органы и учреждения опеки и попечительства; д) органы и учреждения по делам молодежи; е) органы и учреждения управления здравоохранением; ж) органы и учреждения службы занятости; з) органы и учреждения внутренних дел.

Исходя из содержания криминогенных факторов подростковой преступности, основные направления ее предупреждения могут быть представлены следующим образом:

  • 1) корректирующее и оздоровляющее воздействие на микросоциальное окружение подростка, включая его семью;
  • 2) воспитательное и исправительное воздействие на личность самого несовершеннолетнего;
  • 3) устранение или минимизация криминогенных факторов внешней среды, окружающей несовершеннолетнего;
  • 4) организация позитивной социально одобряемой деятельности и досуга несовершеннолетних.
Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках этих направлений положительного эффекта можно ожидать от таких мер, как:

Современная криминологическая теория и практика могут предложить и массу иных мероприятий, направленных па сокращение подростковой преступности. Требуется лишь умение взвешенно, точно, грамотно, искусно комбинировать и непосредственно реализовывать их на практике, координировать деятельность различных субъектов профилактики, а самое главное – всегда и везде при реализации профилактических программ в отношении несовершеннолетних правонарушителей исходить из соображений наилучшего обеспечения прав и интересов ребенка. Представляется, что обеспечить все эти требования в полной мере способна реализация в России концепции ювенальной юстиции как широкой, комплексной государственно-общественной заботы о детях.


Источник: http://studme.org/34499/pravo/preduprezhdenie_prestupnosti_nesovershennoletnih
Предупреждение преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here