Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев кратко

Вся информация на в статье на тему: "Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев кратко". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России

Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец – это лицо, которые не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Отличие беженцев и вынужденных переселенцев в РФ состоит в субъекте.

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика и информацию о правовом положении беженца в РФ, право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.

В свою очередь эти лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, на территории которых они находятся, пройти обязательное медицинское освидетельствование и т. д.

Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса.

Источник: http://be5.biz/pravo/k037/24.html

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца — Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»;
    2. вынуж­денного переселенца — Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

    • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
    • приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
    • ходатайствовать о получении российско­го гражданства.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за­коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Читайте так же:  Работники написали жалобу в прокуратуру

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/pravovoy-status-bezhentsev-i-vinuzhdennich-pereselentsev-v-rf

Статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовая база для определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев заложена в Федеральном законе от 19 февраля 1993 года (в ред. от 22 декабря 2014 года) N 4528-I «О беженцах» и Законе РФ от 19 февраля 1993 года (в ред. от 30 декабря 2015 года) N 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Указанные нормативно-правовые акты:

– определяют понятия беженца и вынужденного переселенца;

– регламентируют порядок обращений с ходатайствами о признании подобного статуса;

– описывают права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц;

– устанавливают порядок признания человека в статусе беженцев или вынужденных переселенцев;

– перечисляют их права и обязанности в этом статусе и т.д.

Согласно российскому законодательству термин «беженец» применяют по отношению к лицам, статус которых соответствует следующим требованиям:

  • они не являются гражданами РФ;
  • они находятся вне страны собственной гражданской принадлежности (а при отсутствии определенного гражданства – вне государства своего прежнего и обычного места жительства);
  • они покинули данную страну по причине обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам вероисповедания, национальности, расы, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
  • они не могут (не желают) прибегнуть к её защите (вернуться в неё) ввиду подобных опасений.

Вынужденный переселенец – это обычно гражданин РФ, который по тем же причинам был вынужденно покинуть место своего жительства на территории другой страны и прибыл на территорию России либо был вынужден покинуть своё место жительства на территории одного субъекта России и прибыть на территорию другого субъекта.

Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане (либо лица без гражданства), которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России и изменили своё место жительства в пределах страны по вышеуказанным основаниям. В законодательстве определяются и иные основания для признания за индивидом статуса вынужденного переселенца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» установлен порядок получения и оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, права и обязанности лиц данной категории. В целом они имеют схожий порядок.

Получение статуса беженца и вынужденного переселенца требует от заинтересованного человека подачи соответствующего ходатайства в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на осуществление функций по надзору и контролю в области миграции, по месту пребывания (за рубежом – в консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ).

Подобное ходатайство подается и рассматривается в установленные законодательством сроки. По итогам проверки представленных сведений уполномоченный орган выдает свидетельство о принятии и регистрации ходатайства. Это обстоятельство распространяет на данное лицо комплекс необходимых прав и позволяет поселиться в центр временного размещения. После предварительного рассмотрения ходатайства уполномоченный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса вынужденного переселенца или беженца. Подобное решение сопровождается выдачей удостоверения установленного образца, которое действительно на всей территории РФ в течение трех лет для беженца и пяти лет для вынужденного переселенца.

В необходимых случаях по заявлению заинтересованного лица статус вынужденного переселенца либо беженца может быть продлен на каждый последующий год. Для лиц, признанных беженцами, предусмотрен ежегодный переучет.

Согласно статье 2 ФЗ «О беженцах» положения данного нормативного акта не распространяются на лица, которые:

– совершили военное преступление, преступления против мира или человечества;

– совершили вне пределов РФ тяжкое преступление неполитического свойства;

– виновны в совершении деяний, которые противоречат целям и принципам деятельности ООН,

– в настоящее время находятся под защитой или пользуется помощью иных органов либо учреждений ООН, за исключением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и т.д.

В законодательстве установлены основания для отказа в предоставлении вышеуказанных статусов.

Отказ в предоставлении статуса беженца и отказ в принятии ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящем органе миграционной службы либо в суде.

Лица, которые были признаны в статусе беженцев либо вынужденных переселенцев, наделяются всеми правами и несут все обязанности наряду с гражданами РФ, но за исключением предусмотренных законодательством случаев.

Данная категория лиц имеет право в течение трех месяцев выбрать в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт либо из числа предложенных органами миграционной службы, либо из числа тех, в которых проживают их родственники при согласии последних.

Для лиц со статусом беженца в законодательстве предусмотрены льготные условия при приобретении ими гражданства России.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать вынужденным переселенцам и беженцам содействие и всестороннюю помощь при решении ими комплекса жизненных проблем, которые связаны с поиском и устройством на новом месте жительства.

Для обеспечения временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев должны создаваться центры временного размещения лиц, которые просят признать их в статусе переселенца либо беженца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» также установлены и основания, при наличии которых лицо утрачивает статус вынужденного переселенца или беженца.

Источник: http://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/396-status-bezhentsev-i-vynuzhdennykh-pereselentsev

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище

Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец – это лицо, которые не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Отличие беженцев и вынужденных переселенцев в РФ состоит в субъекте.

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Читайте так же:  Приказ о назначении ответственного за персональные данные

Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика и информацию о правовом положении беженца в РФ, право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.

В свою очередь эти лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, на территории которых они находятся, пройти обязательное медицинское освидетельствование и т. д.

Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/11_6337_pravovoy-status-bezhentsev-i-vinuzhdennih-pereselentsev-pravo-na-politicheskoe-ubezhishche.html

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.
Читайте так же:  Выплачивают ли застройщики неустойку

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Источник: http://ufms-mvd.com/faq/bezhentsy-i-vynuzhdennye-pereselentsy.html

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Специфической группой субъектов конституционного права являются беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус этих категорий помимо таких предпосылок его наполнения как отношения к гражданству и нахождения на территории того или иного государства, обладает еще одной, которая позволяет группировать рассматриваемые категории лиц в отдельную весьма специфическую группу субъектов конституционного права. Речь идет о сходстве фактических обстоятельств возникновения правовых статусов.

Как правило, лицо становится беженцем или вынужденным переселенцем:

— вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия;

— при осуществлении преследования в различных формах;

— вследствие несоответствия политических убеждений преследуемых официальной государственной доктрине;

— вследствие расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе.

Совокупность этих предпосылок позволяет классифицировать граждан как собственно граждан и граждан, обладающих статусом вынужденного переселенца; а иностранных граждан — как собственно иностранных граждан и иностранных граждан, обладающих статусом беженца.

Из этого видно, что к указанной категории не относятся так называемые «экономические беженцы», которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на федеральные миграционные органы, входящие в структуру органов внутренних дел.

В принципе государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

Лицо, признанное беженцем на территории России, наделяется определенным кругом прав и обязанностей, а также обладает рядом гарантий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Среди прав:

— получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях;

— получение содействия в оформлении документов, в переезде и провозе багажа к месту пребывания;

— получение питания и пользование коммунальными услугами;

— охрана в целях обеспечения безопасности;

— пользование жилыми помещениями;

— медицинская и лекарственная помощь;

— получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, работы по найму;

— социальная защита, в том числе социальное обеспечение;

— содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения;

— получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем;

— обращение за помощью в оформлении документов для выезда за пределы территории России;

— участие в общественной деятельности государства;

— добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (прежнего, обычного местожительства).

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны на территории России:

— соблюдать Конституцию, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе субъектов Федерации;

— своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, которое определено миграционными органами;

— соблюдать установленный порядок проживания;

— в течение семи дней известить миграционные органы об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства России;

— проходить ежегодный переучет в сроки, установленные территориальными миграционными органами.

Юридическую основу статуса беженца и вынужденного переселенца составляют международно-правовые акты:

— Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 г.;

— Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.;

— Устав управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) от 14 декабря 1950 г.;

— Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о статусе беженцев в 1992 г. Тогда же в Москве были открыты постоянные представительства УВКБ и международной организации по миграции.

Статус беженца и вынужденного переселенца определяются также:

— Конституцией РФ (ст. 63 и др.);

— Федеральным законом от 19 февраля 1993 г № 4528-1 «О беженцах»;

— Федеральным законом от 19 февраля № 4530-1 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

— гражданин России, который покинул место жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыл на территорию другого субъекта или вынужден покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;

— иностранец, лицо без гражданства, которые покинули место постоянного жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыли на территорию другого субъекта.

Обстоятельствами, которые послужили для признания лица вынужденным переселенцем и заставили изменить место жительства, являются:

1) насилие, совершаемое в отношении лица или членов его семьи;

2) преследование в иных формах;

3) наличие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политические убеждения, ставшие поводом для проведения враждебных камланий в отношении конкретного лица или группы лиц;

4) массовые нарушения общественного порядка в месте постоянного проживания лица.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входящей в состав бывшего СССР, который получил статус беженца в России и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, но по объективным причинам не мог в период действия статуса беженца обустроиться на территории России.

Вынужденным переселенцем не может 6ыть признано лицо:

— совершившее преступление против мира, человечности, и. другие преступления, которые признаются таковыми по российскому законодательству;

— в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства или в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства не обратилось, без уважительной причины с ходатайством о признании его таковым;

— покинувшее место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Процедура признание лица вынужденным переселенцем состоит из следующих этапов:

— обращение заинтересованного лица с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем;

— выдача свидетельства о регистрации ходатайств;

— принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается территориальными миграционными органами в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и сопровождается, выдачей соответствующего удостоверения. Статус вынужденного переселенца устанавливается сроком на пять лет с последующим продлением ежегодно по заявлению вынужденного переселенца.

Читайте так же:  Представитель ликвидационной комиссии

Вынужденный переселенец обладает правом:

— самостоятельно выбирать место жительства в одном из пунктов, предложенных миграционными органами, или проживать у родственников при наличии их согласия;

— получать поддержку в проезде и провозе багажа к новому месту жительства или месту пребывания.

Вынужденный переселенец обязан:

— соблюдать Конституцию России, федеральные законы;

— соблюдать правила проживания в центре временного размещения;

— при перемене места жительства сняться с учета в территориальном миграционном органе;

— проходить ежегодный переучет в сроки, установленные миграционными органами.

Вынужденные переселенцы и лица, ходатайствующие о приобретении данного статуса, не могут быть без их согласия возвращены на территорию, которую они вынужденно покинули, или переселены в другой населенный пункт. Они вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти и должностных лиц.

Статус вынужденного переселенца утрачивается в случаях:

— прекращения гражданства России у лица, приобретшего указанный статус, будучи гражданином России;

— выезда за пределы России для постоянного проживания;

— осуждения за преступление на основании приговора суда;

— умышленного сообщения ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов, которые послужили основанием для признания вынужденным переселенцем.

Кроме вышеперечисленных категорий иностранцев выделяют и такие, как дипломаты, консульские работники и представителя международных организаций.

В настоящее время статус дипломатических агентов регулируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а статус консульских должностных лиц регулируется Венской; конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Согласно этим международным документам данные лица пользуются абсолютной неприкосновенностью, а обеспечению их прав и свобод уделяется особое внимание. Особенности режимов пребывания указанной категории иностранцев на территории Российской Федерации, как правило, устанавливаются в двустороннем порядке путем подписания международных соглашений Российской Федерации с зарубежными государствами

Что же касается работников международных организаций, то на них так называемый «режим дипломатической неприкосновенности» в Российской Федерации распространяется либо вследствие международного договора о создании международной организации (в котором предусмотрена подобная норма), подписанного Российской Федерацией, либо вследствие специального распоряжения уполномоченного на то органа государственной власти Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9046 —

| 7678 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/4_9913_konstitutsionno-pravovoy-status-bezhentsev-i-vinuzhdennih-pereselentsev.html

Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев

Одной из острых проблем современного мира является вынужденное перемещение людей, которые в поисках безопасности покидают свои дома и устремляются в другие места, чтобы избежать преследования, вооруженных конфликтов, политического насилия. Актуальность этого явления для России обусловлена распадом СССР, превращением союзных республик со значительной долей проживающих в них русских людей в суверенные государства, миграционной привлекательностью России. В результате миграция стала постоянно действующим фактором, который учитывается во внутренней и внешней политике Российской Федерации.

В силу причин внутреннего и внешнего характера на территории Российской Федерации находятся две специфические категории физических лиц: беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус данных лиц регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» и Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

Беженец – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности, не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Таким образом, лицом, ходатайствующим о признании беженцем, могут быть:

  • – иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ;
  • – лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ;
  • – иностранные граждане и (или) лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законном основании (ст. 1 Федерального закона «О беженцах»).

Процедура признания лица беженцем включает в себя обращение с ходатайством о признании беженцем; предварительное рассмотрение ходатайства; принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; рассмотрение ходатайства по существу; принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; выдачу удостоверения беженца либо об отказе в признании беженцем.

Не может быть признано беженцем лицо:

  • – в отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
  • – которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и до того, как оно было допущено на территорию РФ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
  • – которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
  • – за которым компетентные органы государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
  • – которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Решение о выдаче свидетельства о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию РФ и оснований для их нахождения на территории РФ, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В случае сохранения у беженца обстоятельств, послуживших основанием для признания его беженцем, срок признания беженцем продлевается на каждый последующий год.

При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в федеральном органе исполнительной власти в сфере миграции либо в его территориальном органе на срок признания данного лица беженцем.

Читайте так же:  Лишение права собственности на квартиру основания

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности при сохранении в данном государстве обстоятельств, послуживших основанием для получения статуса беженца.

Лица, получившие статус беженцев, имеют право-.

Кроме прав, беженец и прибывшие с ним члены его семьи приобретают обязанности:

  • 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • 2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно- гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;
  • 3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата;
  • 4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо в его территориальной орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.

В отличие от беженцев, которыми могут быть и иностранные граждане, вынужденные переселенцы – это граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие совершенного в их отношении или в отношении членов их семей насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, массовых нарушений общественного порядка.

При наличии вышеперечисленных обстоятельств вынужденным переселенцем может быть признан гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства: на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

  • 1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ;
  • 2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с постоянного места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
  • 3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе обратиться с соответствующим ходатайством в территориальный орган миграционной службы но месту своего нового пребывания.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, имеет право:

  • 1) на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством РФ, но не ниже 100 руб.;
  • 2) на получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории РФ;
  • 3) на содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения;
  • 4) на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания но установленных нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;
  • 5) па медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Кроме прав, на лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывших с ним членов семьи, не достигших 18 лет, возлагаются обязанности. В их числе: при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем; проходить обязательный медицинский осмотр; сообщать компетентному органу достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.

С момента получения статуса вынужденного переселенца, он получает дополнительные права:

  • 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы;
  • 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у компетентного органа направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • 3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

Вместе с тем вынужденный переселенец обязан соблюдать Конституцию РФ, законы, установленный порядок проживания в центре из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы, проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Правовой статус вынужденных переселенцев характеризуется наличием гарантий. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны оказывать вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов; содействовать вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории РФ, в создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений; оказывать содействие в устройстве детей вынужденных переселенцев в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования и т.д.

Гарантиями прав лица, ходатайствующего о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденного переселенца является также запрет на возвращение против его воли на территорию, которую он покинул по обстоятельствам, предусмотренным федеральным законом. Кроме того, вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Статус вынужденного переселенца утрачивается при прекращении гражданства Российской Федерации, а также при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ и в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/94482/pravo/konstitutsionno-pravovye_osnovy_statusa_bezhentsev_vynuzhdennyh_pereselentsev

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here