Практикум нарушение прав ребенка

Вся информация на в статье на тему: "Практикум нарушение прав ребенка". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Какие права у ребенка в детском саду

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть права и государственные гарантии.

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Законодательная база о правах воспитанника ДОУ

Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • Ряд административных документов, инструкций.

Статья 3 Конвенции ООН определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

На что могут претендовать дети в ДОУ

Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

Зачисление в ДОУ

Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

  • чтение отзывов в сети интернет;
  • предварительные посещения;
  • беседы с родителями;
  • общение с представителями персонала.
  • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

Права детей после зачисления в ДОУ

Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – нарушение прав детей.

«Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

Право на игры отдых и релаксацию

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

Права на жизнь и здоровье

Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

Права на защиту интересов и нужд детей

Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

  • постоянное внимание персонала к детям;
  • психологический комфорт;
  • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
  • позитивный микроклимат детского учреждения.

Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.

Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?

Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

Беседы с другими родителями

Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

Читайте так же:  Как написать претензию о возмещении ущерба

Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

Ролевые игры дома

Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

Кукольный театр

Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

Наблюдение

Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

Действия при нарушении прав дошкольников

Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

  1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
  2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
  3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
  4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
  5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.

Важно! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

Заключение

Дети, хоть и маленькие, но граждане. И права, данные им с рождения, должны быть защищены. Родителям следует чаще обращать внимания на эмоциональное состояние малыша в доу, чтобы выявить нарушения прав, если таковое имеет место быть.

Защита прав детей в детском саду является обязанностью каждого родителя!

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/v-detskom-sadu.html

Куда следует обращаться в случае нарушения прав ребенка? Меры ответственности

Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан. Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.

Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет. За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:

    • Конституция РФ;
    • Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы РФ;
    • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
    • ФЗ «Об образовании»;
    • локальные акты образовательных учреждений;
    • нормативные акты субъектов РФ.

    Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.

    Права ребенка

    Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют право на соблюдение:

    • индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
    • свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
    • свободы совести и вероисповедания;
    • защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
    • защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;
    • получения помощи и защиты со стороны государства при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
    • полного материального обеспечения со стороны родителей или опекунов, обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
    • права на получение образования, медицинской и социальной помощи.

    Права ребенка в семье

    Ребенок имеет право:

    • проживать и воспитываться в семье (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав – в госучреждениях;
    • иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет – право на добровольную смену имени);
    • общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
    • открыто выражать свое мнение;
    • получать доход (стипендию, зарплату);
    • владеть движимой и недвижимой собственностью, унаследованной или полученной в дар.

    В список наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетнего со стороны родителей входят:

    • оскорбления и унижение человеческого достоинства;
    • физическое насилие и угрозы насилием;
    • отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
    • оставление без присмотра на длительный срок;
    • воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;
    • нецелевое расходование средств из материнского капитала – лишение детей причитаемой им по закону собственности;
    • лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

    Примеры нарушений и защиты прав детей в России

    Большинство случаев нарушений прав несовершеннолетних в России связаны с неправомерными действиями родителей, школьных учителей и воспитателей.

    Работники дошкольных учреждений нередко допускают следующие нарушения:

    • незаконный отказ в получении места, а также отчисление без достаточно весомой причины;
    • психологическое насилие: запугивание, оскорбления, социальная изоляция;
    • пренебрежение нуждами детей и оставление без надзора.

    В российских школах регистрируют случаи таких нарушений, как:

    • неправомерное удаление или недопуск учеников к урокам;
    • принуждение учеников к посещению факультативов и секций;
    • публичное оскорбление учеников со стороны учителей и других работников школы.

    Судебная практика

    Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.

    Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.

    Читайте так же:  Назначение постановление следователь судебный экспертиза

    Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.

    Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына – с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.

    В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости лишения его родителя родительских прав.

    Куда обращаться?

    В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

    В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет – в суд.

    Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

    • сам ребенок;
    • родители или законные представители ;
    • родственники;
    • соседи и школьные учителя;
    • третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.

    Ответственность

    После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав. При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить ограничения в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

    Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение.

    Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр.

    Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка. Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Источник: http://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/otvetstvennost.html

    Проблемы правоприменительной практики при рассмотрении семейных споров: нарушение интересов родителей и детей

    halfpoint / Depositphotos.com

    На практике дети сталкиваются с судебной системой в качестве потерпевших, истцов или участвуют в процессе при рассмотрении дел об определении их места жительства и о порядке общения родителей при раздельном проживании с ними. Однако другие участники процесса – родители часто не учитывают интересы ребенка, включают его в конфликт между собой и оказывают давление. При этом при рассмотрении семейного спора нарушаются права не только детей, но и родителей, в частности, отцов. Так, защита им требуется, при раздельном проживании с супругой и разрешении вопроса об определении местожительства детей. Эксперты в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок и правосудие» при содействии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации обсудили существующие проблемы правоприменительной практики и выступили с предложениями разработать положения по усовершенствованию законодательства и систематизации современных подходов к защите прав и интересов родителей и детей.

    Причины нарушений прав и интересов ребенка

    Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае Татьяна Ковалева привела статистику по обращениям к ней: их доля за 2018 год составила больше 11,5%, при этом среди запросов в 2016 году о получении квалифицированной юридической помощи, а также за решением жилищных вопросов семей с детьми 10,5% из них было по семейным спорам, а в 2017 году доля обращений уменьшилась – только 9,5% относились к взаимоотношениям родителей и детей. Среди обратившихся были не только жители Краснодарского края, но и иных субъектов РФ, в том числе граждане из других государств. Эксперт выделила основные причины нарушения прав ребенка:

    • злоупотребление родителей своими правами как на досудебном этапе, так и после вынесения решения суда (отказ в предоставлении встреч с ребенком одному из родителей);
    • правовая позиция специалистов органов опеки и попечительства, которая не всегда объективно отражает реальное положение дел (например, оценка только бытовых условий проживания семьи);
    • неправомерный отказ образовательных и медицинских организаций в предоставлении информации о ребенке отдельно проживающему родителю;
    • отсутствие единых подходов в составлении графика общения с ребенком, подготовленного в виде приложения к исковому заявлению об определении места жительства ребенка;
    • недостаточное межведомственное взаимодействие, направленное на неукоснительное исполнение судебных решений по спорам о воспитании детей;
    • неиспользование судебными приставами такой промежуточной меры, как временное помещение ребенка по определению суда в детскую организацию (п. 2 ст. 79 Семейного кодекса).

    Предложения по устранению нарушений прав и интересов ребенка

    Проблема защиты отцовства как объекта прав в российском законодательстве

    В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, в том числе и на отраслевом уровне (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ). «Однако при реализации права на отцовство могут быть допущены нарушения, которые условно можно поделить на внутренние и внешние», – указала адвокат коллегии адвокатов г. Москвы «Комаев и партнеры» Ольга Токарева. Она отметила, что внешние нарушения – это притязания третьих лиц на воспитание ребенка, на общение с ним, на установление опеки над ребенком. А под внутренними понимаются нарушения отношений между родителями – установление и оспаривание отцовства, алиментные обязательства, определение места жительства ребенка и порядка общения с ним. Эксперт указала, что практический смысл такого деления состоит в том, чтобы использовать и запускать различные механизмы и средства защиты в зависимости от того, какое нарушение допущено сторонами.

    Помимо вопроса установления отцовства отцы также сталкиваются с проблемой определения места жительства ребенка и общения с ним. Ольга Токарева сообщила, что статистика таких дел в большинстве своем сводится к тому, что детей с малолетнего возраста оставляют с матерями. В основном суды руководствуются тем, что малолетний ребенок не должен быть разлучен со своей матерью (принцип 6 Декларации прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., ст. 9 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.).

    Читайте так же:  Установление личности коап

    ***

    Эксперты отметили, что создание препятствий родителями при осуществлении прав в вопросах воспитания детей является недопустимым, поэтому судам необходимо привести судебную практику в соответствие с принципом равенства прав родителей. Они также выступили с предложениями по разработке механизма и законодательного закрепления права на получение бесплатной квалифицированной психологической помощи несовершеннолетним и его родителями, и обязательное участие психолога по всем делам, связанным с защитой семейных прав. Не менее важным эксперты считают развитие процедуры медиации для учета мнения и интересов ребенка и сохранности целостности отношений между родителями и детьми. Специальная подготовка судей по делам в отношении несовершеннолетних и наличие системы специализированных вспомогательных служб, возможно, также поможет избежать нарушений прав и интересов ребенка.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.garant.ru/article/1237346/

    Права ребенка в школе

    ​​У граждан России по праву рождения есть определенные права и обязанности. Их спектр расширяется в процессе взросления, весь объем человек получает при достижении восемнадцати лет. Но часть прав и обязанностей есть и у детей, так как они находятся под особой защитой государства.

    Различные международные и федеральные акты указывают на принципы реализации прав несовершеннолетнего в школе.

    Основные права ребенка в школе

    Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства. Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя. Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах. Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:

    1. Конвенция ООН о правах человека.
    2. Конституция РФ.
    3. ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.
    4. Устав школы.

    Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся. На практике такой специалист есть не всегда.

    Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:

    1. Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
    2. Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
    3. Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
    4. Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
    5. Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
    6. Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.

    Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:

    • бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
    • выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;
    • доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
    • гендерное равенство;
    • неприкосновенность частной собственности.

    Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.

    Право на получение образования

    Государству нужны образованные граждане, которые смогут работать и приносить пользу стране и доход себе. В связи с этим получение образования не просто право, а обязанность. Обучение в общеобразовательных государственных школах осуществляется на бесплатной основе, так гарантируется равенство в доступе к знаниям.

    Школа также должна соответствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в заведении должны быть туалеты, гардероб, спортивная площадка открытого и закрытого типа, столовая, библиотека. Классы оборудуются в зависимости от преподаваемого в них предмета.

    Права на уроке

    В большинстве случаев учителя указывают лишь на обязанности учеников на уроке, но у них есть и спектр прав. К ним относятся:

    • высказывать личное мнение;
    • отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя;
    • иметь доступ к оценкам, как только они поставлены;
    • покинуть класс после звонка на перемену.

    Если педагог допустил ошибку в объяснении темы урока, ученик вправе на нее указать.

    Права на здоровое и качественное обслуживание

    В школе ученик должен не только получать знания, но и делать это в безопасной атмосфере. В учебном заведении обязательно должен быть медицинский пункт с квалифицированным специалистом, который сможет оказать первую помощь.

    К иным необходимым мерам относятся:

    • соблюдение чистоты на всей территории школы, куда имеют доступ дети;
    • хорошее освещение в классах;
    • температурный режим, соответствующий принятым нормам.

    В туалетах должны быть гигиенические принадлежности, а также полотенца.

    Права на классном часу

    Каждый классный руководитель регулярно проводит специальный урок, на котором обсуждаются вопросы класса. У детей на таком занятии также есть спектр особых прав:

    1. Выбор темы урока. Как правило, проводится голосование, а инициатор подготавливает интересную презентацию.
    2. У каждого есть возможность высказать свое мнение, ни учитель, ни другие ученики не должны перебивать и прерывать спикера.

    С одной стороны, классный час обязательный для посещения урок, с другой, на нем меньше требований и больше свобод. Как правило, обсуждаются вопросы каких-либо мероприятий или школьных событий.

    Обязанности ученика в школе и на уроке

    Полноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников. Рассмотрим некоторые из них:

    1. Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.
    2. Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.
    3. Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.
    4. Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.
    5. Соблюдение техники безопасности.

    Одной из обязанностей родителей является обеспечение ребенка всем необходимым как перед учебным годом, так и в процессе него. Если семья является малоимущей, то родителям оказывается материальная поддержка со стороны государства.

    Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:

    • добросовестное и полное выполнение домашнего задания;
    • предъявление дневника по требованию учителя;
    • внимательно слушать то, что говорит педагог;
    • приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее;
    • отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов;
    • по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку;
    • своевременно приходить на занятия.

    Во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.

    Что запрещается ученику, когда он в школе

    Идеальная ситуация, когда учителя и ученики соблюдают свои обязанности и уважают права друг друга. Но такое достигается не всегда. Есть перечень действий, реализуемых учениками, которые недопустимы:
    • принесение в школу опасных предметов — оружия, химикатов и так далее;
    • провоцирование конфликтов, участие в потасовках;
    • пропуск уроков без уважительной причины;
    • находится в школе в состоянии алкогольного опьянения;
    • курение на территории школы;
    • воровство и причинение ущерба третьим лицам.
    Читайте так же:  Как правильно писать апелляционную жалобу

    Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо. Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.

    Нарушение прав ребенка в школе

    Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:

    1. Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
    2. Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
    3. Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.

    Если любое из прав ребенка в школе нарушается, следует сначала написать жалобу директору учебного заведения, затем в вышестоящую организацию.

    Что и кто защищает права ребенка в школе

    Существует ряд ситуаций, при которых у родителей и самих детей возникает вопрос — как поступать и как защищать свои права. Рассмотрим некоторые из них:

    1. Добровольная сдача денег. Образование в России предоставляется на бесплатной основе, следователь, собирать какие-либо средства на ремонт класса, обучающие материалы и прочее нельзя. Если родители отказываются, то на детей это сказываться не может.
    2. Охрана здоровья. Школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог утром и до тех пор, пока не покинет здание вечером. Любое принуждение к активности, которое может навредить ребенку, а также безответственное отношение может привести к серьезным последствиям.
    3. Все факультативные занятия посещаются на добровольной основе. Нельзя занижать оценки тем, кто ходил только на основные уроки.
    4. Привлечение к уборке в школе может реализовываться только с согласия ученика и его родителей.
    5. Недопустима дискриминация детей по половому признаку, то есть, разделение обязанностей между учениками в зависимости от того, мальчики они или девочки.

    Так как Россия — светское государство в школе могут учиться дети разных конфессий. И задача педагогов уважительно относится ко всем ученикам, не проводить мероприятия, популяризирующие ту или иную религию.

    Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении. Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей. Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, а также вышестоящие инстанции.

    Источник: http://zakonoved.su/prava-rebenka-v-shkole-narushenie.html

    Семинар-практикум с педагогами «Права детей».

    Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Права детей».

    Старший воспитатель Белоусова О.Н.

    Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка, наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для выживания и развития ребенка.
    Задачи:
    — ознакомление педагогов с правами ребенка;
    — предупреждение насилия над детьми;
    — обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.

    План проведения семинара-практикума:

    1. Ознакомление педагогов с темой семинара-практикума, продолжить высказывание «ребёнок – это…»
    2. Анализ анкет «Права ребёнка».
    3. Тренинг «Девочка — семья».
    4. Работа с нормативными документами.
    5. Правовое воспитание в ДОУ.
    6. Притча о гвоздях.
    7. Прощание.

    Материал: проектор, ноутбук; семь листочков бумаги с надписями: «ДЕВОЧКА», «РОДИНА», «ДОМ», «ОБРАЗОВАНИЕ», «ЛЮБОВЬ», «ПРАВА», «НАДЕЖДА»; 7 разноцветных толстых шерстяных нитей (1,5 м), ножницы.

    Старший воспитатель: Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка.
    Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
    Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

    Слайд 1 Мы учим детей…

    Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов — необходимые условия гармоничного существования человека. Давайте теперь продолжим предложение «Ребенок это — . »
    Анализ анкет «Права ребёнка». Слайд 2 Анкета для педагогов

    Слайд 3 Анкета для педагогов

    Старший воспитатель: Сейчас я расскажу вам историю, составленную на основании фактов, имевших место быть (проводит тренинг «Девочка-семья». Определение основных прав ребенка).

    Слайд 4 Тренинг «Девочка –семья».

    Слайд 5 древний человек

    О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию.

    Слайд 6 древние века

    Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так.
    В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был, первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей в Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей…
    Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

    В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар – Фор –де – Франс –Нью –Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест – Индии корабль принял на борт ещё одну группу молодёжи.
    Подростки представляли пять континентов, главным образом, южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка.

    Читайте так же:  Краткая апелляционная жалоба сроки подачи

    Слайд 8 америка

    В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью – Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось ещё в 1959 г.
    И с этого исторического момента о «Мировой конституции прав ребёнка», как её именуют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество.

    Слайд 8 Конвенция о правах ребёнка 1959 г.

    Вспомним основные законы, в которых говорится о правах ребенка.
    Международные:
    • 1923 г. – Женевская декларация прав ребенка
    • 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.)
    • 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)
    • 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка.
    • 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
    Нормативные документы федерального уровня:
    • Конституция РФ
    • Гражданский кодекс
    • Уголовный кодекс РФ
    • Семейный кодекс РФ
    • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
    • Закон РФ «Об образовании».

    Слайд 9 Основные правовые законы.

    Слайд 10 Основные правовые даты.
    Вспомним правовые даты в календаре:
    • 21 век — Век ребёнка
    • 1 июня — Международный день защиты детей
    • 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
    • 4 ноября — День народного единства
    • 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
    • 10 декабря День прав человека
    • 12 декабря – День Конституции РФ.

    Слайд 11 Права ребёнка.

    В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые. В дошкольном учреждении – это воспитатели, весь педагогический коллектив — основные участники правового воспитания детей.
    Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.
    Этапы правового воспитания детей:
    I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
    II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
    III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

    Слайд 12 Правовое воспитание.

    Слайд 13 Основные направления нравственного и правового воспитания дошкольников.

    Следующее задание « Права литературных героев » .

    (Воспитатели по очереди берут карточки с вопросами из коробки)

    • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? ( «Красная шапочка» , «Серая шейка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях » и др.)

    • Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? ( «Три поросёнка» , «Заюшкина избушка» и др.)

    • В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? ( «Двенадцать месяцев» )

    • В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? ( «Золушка» , «Хаврошечка» )

    • Какое право нарушила Баба-Яга в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? ( Право на жизнь )

    • Каким правом пользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница»? ( Право на свободное передвижение)

    • Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»? ( Право на жизнь и личную неприкосновенность)

    • Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна Лягушка»? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

    • Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой Ключик»? ( Правом на бесплатное образование)

    • Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? ( Право на личную Неприкосновенность)

    • В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? ( «Дюймовочка» )

    • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?» (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет» ).

    • В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? ( «Мороз Иванович» , «Госпожа Метелица» , «Сказка о попе и о его Работнике Балде» ).

    • В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей? ( «Гуси-лебеди» )

    Старший воспитатель: Я благодарю вас за работу, активное участие. Закончить нашу встречу, я хотела бы притчей: Жил мальчик с ужасным характером. Однажды отец дал ему мешок гвоздей и велел по одному забивать их в забор каждый раз, когда мальчик теряет терпение и с кем-то ссорится. В первый день он забил 37 гвоздей. Впоследствии научился контролировать себя, и количество гвоздей ежедневно уменьшалось. Мальчик понял, что легче овладевать своими эмоциями, чем забивать гвозди. Наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тогда отец велел сыну извлекать из забора по одному гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не поругается. Шло время, и впоследствии сын смог похвастаться отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец ответил: «Ты хорошо себя ведешь, но посмотри, сколько дырок осталось. Забор уже никогда не будет таким, как прежде».
    Если вы с кем-то ссоритесь и говорите что-то неприятное, то оставляете после себя такие же раны, как эти дыры от гвоздей в заборе. Даже, несмотря на то, что вы много раз потом просите прощения.
    Словесные раны наносят такую же боль, как и физическая. Не оставляйте на своем пути дыр! Не забивайте гвоздей вражды, непонимания, жестокости в души людей! Будьте толерантными!

    Рекомендации: продолжать обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по правовому воспитанию. Познакомить родителей с памяткой «Взаимодействие с детьми без насилия и агрессии» Благодарю за внимание.

    Слайд 14 Рекомендации по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/administrativnaja-rabota-dou/358590-seminar-praktikum-s-pedagogami-prava-detej

    Практикум нарушение прав ребенка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here