Постановление уставного суда

Вся информация на в статье на тему: "Постановление уставного суда". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Постановление уставного суда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 13 мая 2003 г. «По делу о соответствии Уставу Свердловской области решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга»

Постановление Уставного Суда Свердловской области
от 13 мая 2003 г.
«По делу о соответствии Уставу Свердловской
области решения Екатеринбургской городской Думы
от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации
решений и постановлений Екатеринбургской
городской Думы в официальном издании
и СМИ города Екатеринбурга»

Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.И. Задиоры, судей А.В. Гусева, Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина,

с участием гражданина С.И. Беляева, обратившегося с запросом в Уставный Суд, представителя заявителя — Чуркиной Л.М., представителей органов, принявших оспариваемый правовой акт: от Екатеринбургской городской Думы — Э.Р. Валеевой, от Главы муниципального образования «город Екатеринбург» — В.Ю. Павловских,

рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга».

Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Разина, объяснения заявителя, представителей сторон, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:

1. Гражданин С.И. Беляев, проживающий в городе Екатеринбурге, обратился в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/ 3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга».

В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просил признать не соответствующими Уставу Свердловской области пункты 1 , 2 и 3 оспариваемого Решения городской Думы.

По мнению С.И. Беляева, этими пунктами установлен порядок официального опубликования нормативных правовых актов городской Думы, затрагивающих права и обязанности граждан, который должен определяться Уставом муниципального образования «город Екатеринбург», а не отдельным решением Думы. Кроме того, учрежденное решением Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 официальное издание — «Вестник Екатеринбургской городской Думы» — выходит ограниченным тиражом, не распространяется по подписке, что делает опубликованные в нем акты недоступными для всеобщего сведения.

Заявитель полагает, что оспариваемые пункты Решения Екатеринбургской городской Думы противоречат статье 94 ( пункт 1 ) Устава Свердловской области.

ГАРАНТ:

Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области

См. статью 88 названного Устава

2. Пунктом 1 решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга» учрежден «Вестник Екатеринбургской городской Думы». Пунктом 2 данного решения «Вестник Екатеринбургской городской Думы» признан официальным изданием Екатеринбургской городской Думы.

Согласно Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» (статьи 1 , 7 ) в Российской Федерации учреждение средств массовой информации, а также распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской федерации о средствах массовой информации. Действующее законодательство о средствах массовой информации не содержит каких-либо ограничений для органов местного самоуправления учреждать собственные средства массовой информации и публиковать в них принимаемые правовые акты.

Следовательно, пункты 1 и 2 решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, не нарушают установленные законодательством общие принципы организации местного самоуправления и соответствуют Уставу Свердловской области.

3. Пунктом 3 оспариваемого Решения предусматривается, что официальным опубликованием решения или постановления Екатеринбургской городской Думы считается первая публикация его текста в официальном издании «Вестник Екатеринбургской городской Думы» или иных средствах массовой информации.

Согласно статье 39 ( пункт 3 ) Областного закона «О местном самоуправлении в Свердловской области» порядок официального опубликования нормативных правовых актов органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, определяется в уставе муниципального образования.

В настоящее время Устав муниципального образования «город Екатеринбург» регулирует общий порядок официального опубликования правовых актов Екатеринбургской городской Думы. Пунктом 4 статьи 16 Устава (в редакции решения Екатеринбургской городской Думы от 8 апреля 2003 года N 37/2) предусматривается, что нормативные правовые акты городской Думы направляются ею для опубликования в официальных изданиях, определяемых Думой.

Пункт 3 Решения от 22 сентября 1998 года N 45/3 является конкретизацией определенного Уставом муниципального образования «город Екатеринбург» общего порядка официального опубликования нормативных правовых актов Екатеринбургской городской Думы.

Регулирование в уставе муниципального образования порядка официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления не исключает возможности принятия ими отдельных правовых актов, касающихся тех или иных элементов этого порядка.

4. В силу статьи 15 ( часть 3 ) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть опубликованы для всеобщего сведения.

Статьей 3 ( пункт 6 ) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Конституционный принцип гласности в силу статьи 90 ( пункт 1 ) Устава Свердловской области является обязательным в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Отсюда следует, что официальное опубликование органами местного самоуправления их правовых актов для всеобщего сведения должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить возможность получения каждым без всяких препятствий информации о принятых нормативных актах, а при желании — их полного и точного текста.

Читайте так же:  Простая письменная доверенность на получение документов

Как установлено в судебном заседании, «Вестник Екатеринбургской городской Думы» издается тиражом 500 экземпляров, большая часть которого рассылается по закрытому списку постоянным получателям, по подписке данное издание не распространяется и в розничную продажу не поступает.

Действительно, официальное опубликование нормативных правовых актов Екатеринбургской городской Думой не должно нарушать требований принципа гласности. Однако оспариваемые С.И. Беляевым нормативные положения не регулируют тираж и способ распространения «Вестника Екатеринбургской городской Думы», а, следовательно, нарушение права заявителя, на которое он указывает, не может находиться в причинно-следственной связи с наличием и реализацией норм, содержащихся в оспариваемых пунктах.

Если действиями или бездействием соответствующих должностных лиц Екатеринбургской городской Думы, определяющих тираж и способ распространения официального издания, нарушены права С.И. Беляева, то он имеет право обратиться за защитой в суд общей юрисдикции.

Следовательно, пункт 3 решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 также не нарушает общие принципы организации местного самоуправления и соответствует Уставу Свердловской области.

Руководствуясь статьей 59 ( пункт 4 ) Устава Свердловской области, статьями 70 , 76 , 77 , 86 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», Уставный Суд постановил:

ГАРАНТ:

Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области

См. статью 56 названного Устава

1. Признать пункты 1 , 2 и 3 решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга» соответствующими Уставу Свердловской области.

2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

3. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в «Областной газете», а также должно быть опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области».

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9253638/

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Законов Калининградской области от 5 ноября 2004 года № 437 «О наделении муниципального образования «Неманский район» статусом городского округа», № 438 «О наделении муниципального образования «Багратионовский район» статусом городского округа», № 439 «О наделении муниципального образования «Нестеровский район» статусом городского округа», № 440 «О наделении муниципального образования «Краснознаменский район» статусом городского округа», № 441 «О наделении муниципального образования «Черняховский район» статусом городского округа», № 442 «О наделении муниципального образования «Полесский район» статусом городского округа», № 443 «О наделении муниципального образования «Озерский район» статусом городского округа», № 444 «О наделении муниципального образования «Славский район» статусом городского округа», № 445 «О наделении муниципального образования «Гусевский район» статусом городского округа», № 446 «О наделении муниципального образования «Гурьевский район» статусом городского округа»

город Калининград 25 мая 2007 года

УСТАНОВИЛ:

4. Согласно Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года №55-ФЗ, под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. При этом осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций и гарантируется правом на судебную защиту (статьи 130, 131, 133).

На основании изложенного Уставный Суд считает, что при установлении границ муниципальных образований и наделении их соответствующим статусом, региональному законодателю необходимо руководствоваться не только требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующими территориальные основы местного самоуправления, но и исходить из определенной общепризнанными нормами международного права и Конституцией Российской Федерации сущности местного самоуправления и необходимости обеспечения решения вопросов местного значения органами власти наиболее близкими к гражданам.

5. В соответствии со статьей 7 Закона Калининградской области от 27 марта 1996 года № 44 «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области Российской Федерации» районы Багратионовский, Гусевский, Гурьевский, Краснознаменский, Неманский, Нестеровский, Озерский, Полесский, Славский, Черняховский относятся к административно-территориальным образованиям Калининградской области. В состав административно-территориального образования входят города, поселки и иные населенные пункты. Отнесение населенных пунктов к перечисленным категориям производится решением областной Думы по предложению Правительства Калининградской области, представительного органа соответствующего муниципального образования. Сельские округа включают в свой состав несколько поселков и иных поселений (статьи 13, 17 указанного закона).

Cогласно положениям Уставов муниципальных образований, действующих на момент принятия оспариваемых законов и содержащих описание границ района и административно-территориального устройства муниципального образования с указанием перечня населенных пунктов, в состав муниципальных образований вошли: Багратионовскоий городской округ- г. Багратионовск и 11 сельских округов, включающих 88 населенных пунктов; Неманский городской округ- г. Неман и 9 сельских округов, включающих 49 населенных пунктов; Нестеровский городской округ- г. Нестеров и 7 сельских округов, включающих 54 населенных пункта; Полесский городской округ- г. Полесск и 6 сельских округов, включающих 69 населенных пунктов; Краснознаменский городской округ- г. Краснознаменск и 7 сельских округов, включающих 55 населенных пунктов; Черняховский городской округ- г. Черняховск и 8 сельских округов, включающих 103 населенных пункта; Озерский городской округ- г. Озерск и 6 сельских округов, включающих 101 населенный пункт; Славский городской округ- г. Славск и 7 сельских округов, включающих 58 населенных пунктов; Гусевский городской округ — г. Гусев и 7 сельских округов, включающих 40 населенных пунктов; Гурьевский городской округ- г. Гурьевск и 9 сельских округов, включающих 150 населенных пунктов.

На момент принятия оспариваемых законов территория муниципальных образований была поделена на сельские округа, которые управлялись администрациями сельских округов, являвшимися структурными подразделениями администрации района. До 1995 года указанные сельские округа представляли собой территории, управляемые сельскими Советами. Численность населения, проживающего на территориях сельских округов, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года находится в пределах от 8432 человек (максимально) до 573 человек (минимально). При этом в Багратионовском и Гурьевском районах в составе сельских округов имеются населенные пункты с численностью более 3000 человек каждый.

Читайте так же:  Жалоба на бездействие судьи арбитражного суда

В то же время, исходя из пункта 1 части 1 статьи 85 во взаимосвязи с положениями пунктов 6, 7 части 1 статьи 11 Федерального закона №131-ФЗ, если имеются один сельский населенный пункт с численностью населения более 3000 человек либо объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов численностью населения менее 3000 человек каждый, которые отвечают предъявляемым законом к поселению иным требованиям, то региональный законодатель обязан установить границы и наделить их статусом сельского поселения.
Из положений статей 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ, которыми определяется перечень вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа, следует, что при создании сельских поселений как самостоятельных муниципальных образований местное самоуправление более приближено к населению.

Однако оспариваемыми законами установлены границы и наделены статусом городских округов поселения, которые включили в свой состав территории, фактически отвечающие требованиям самостоятельных сельских поселений (сельские округа).

Наделив муниципальные образования в границах административных районов статусом городских округов, органы государственной власти Калининградской области тем самым нарушили право сельского населения на осуществление местного самоуправления на уровне поселений, лишив его права на самостоятельное решение вопросов местного значения, отнесенных действующим законодательством к полномочиям поселений как муниципальных образований первого уровня.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что Законы Калининградской области № 437-446, наделившие муниципальные образования: «Неманский район», «Багратионовский район», «Нестеровский район», «Краснознаменский район», «Черняховский район», «Полесский район», «Озерский район», «Славский район», «Гусевский район», «Гурьевский район» статусом городских округов в границах, ранее утвержденных для этих районов, не соответствуют положениям статей 5, 58, 60, 62 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 7, 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Законы Калининградской области от 5 ноября 2004 года № 437 «О наделении муниципального образования «Неманский район» статусом городского округа», № 438 «О наделении муниципального образования «Багратионовский район» статусом городского округа», № 439 «О наделении муниципального образования «Нестеровский район» статусом городского округа», № 440 «О наделении муниципального образования «Краснознаменский район» статусом городского округа», № 441 «О наделении муниципального образования «Черняховский район» статусом городского округа», № 442 «О наделении муниципального образования «Полесский район» статусом городского округа», № 443 «О наделении муниципального образования «Озерский район» статусом городского округа», № 444 «О наделении муниципального образования «Славский район» статусом городского округа», № 445 «О наделении муниципального образования «Гусевский район» статусом городского округа», № 446 «О наделении муниципального образования «Гурьевский район» статусом городского округа» не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

Уставный Суд
Калининградской области
№ 1-П

Источник: http://www.ustavsudklgd.ru/judgement/regulations/2007p1.htm

Постановление уставного суда

УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 23 мая 2000 года [без номера]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
УСТАВНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
СООТВЕТСТВИЯ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТЕЙ 9 И 12 СТАТЬИ 10, ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 12,
СТАТЬИ 13, ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 15, ПУНКТА 10 СТАТЬИ 18,
ПУНКТА 1 ЧАСТИ 1 И ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 23, ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 26,
ПУНКТОВ 4, 5, 7 СТАТЬИ 73, ПУНКТА 1 И ЧАСТЕЙ 2, 3, 4
ПУНКТА 2 СТАТЬИ 74, СТАТЬИ 78 УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖНЕТУРИНСКИЙ РАЙОН»

Уставный Суд Свердловской области в составе Председательствующего заместителя председателя Суда Жилина Н. А., судей Гусева А. В., Мершиной Н. Д., Разина Д. Н.
с участием начальника отдела прокуратуры Свердловской области Соболева С. В. как представителя органа, направившего запрос в Уставный Суд, Главы муниципального образования «Нижнетуринский район» Чечетко О. И. и заместителя председателя Территориальной Думы муниципального образования «Нижнетуринский район» Русина П. А. как представителей органа, принявшего оспариваемый правовой акт,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области отдельных положений частей 9 и 12 статьи 10, части 2 статьи 12, статьи 13, части 3 статьи 15, пункта 10 статьи 18, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 23, части 1 статьи 26, пунктов 4, 5, 7 статьи 73, пункта 1 и частей 2, 3, 4 пункта 2 статьи 74, статьи 78 Устава муниципального образования «Нижнетуринский район».
Заслушав сообщение судьи — докладчика Разина Д. Н., объяснения представителей сторон, выступления приглашенных: от Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Суслова А. Ф., от Главного управления юстиции Свердловской области Строганова А. Н., исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области УСТАНОВИЛ:

1. Прокурор Свердловской области обратился в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области отдельных положений частей 9 и 12 статьи 10, части 2 статьи 12, статьи 13, части 3 статьи 15, пункта 10 статьи 18, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 23, части 1 статьи 26, пунктов 4, 5, 7 статьи 73, пункта 1 и частей 2, 3, 4 пункта 2 статьи 74, статьи 78 Устава муниципального образования «Нижнетуринский район», принятого Территориальной Думой 30 июня 1996 года и зарегистрированного Управлением юстиции Свердловской области 9 августа 1996 года. Решениями Территориальной Думы от 26.02.97 и от 26.12.97 в Устав были внесены изменения, зарегистрированные Управлением юстиции Свердловской области 18.04.97 и 30.07.98.
До начала рассмотрения дела заявитель отозвал обращение о проверке соответствия Уставу Свердловской области положений статьи 13, пункта 10 статьи 18 в части рассмотрения Территориальной Думой протестов Главы, части 4 пункта 2 статьи 74 и статьи 78 Устава муниципального образования «Нижнетуринский район».
На основании статьи 67 (пункт 1.4) Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области» производство по делу в этой части подлежит прекращению.

1. Признать не соответствующими Уставу Свердловской области, его статьям 90 (пункт 1), 94 (пункт 1):
— часть 9 статьи 10 Устава муниципального образования «Нижнетуринский район»;
— положение части 12 статьи 10 Устава, согласно которому неприкосновенность Главы муниципального образования распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы;
— положение части 2 статьи 12 Устава, предусматривающее, что постановления Главы муниципального образования могут быть приостановлены решением Территориальной Думы;
— положение пункта 10 статьи 18 Устава, предусматривающее, что решение о приостановлении действия актов Главы муниципального образования принимается на сессиях Территориальной Думы;
— пункт 1 части 1 статьи 23 Устава;
— пункты 5 и 7 статьи 73 Устава;
— положение пункта 1 статьи 74 Устава в части наделения Территориальной Думы, Администрации муниципального образования и администраций управляемых административных территорий правом приостанавливать до принятия решения судом исполнение актов органов государственного управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений;
— часть 2 и часть 3 пункта 2 статьи 74 Устава.

Читайте так же:  Сколько стоит встречный иск

2. Признать не соответствующей Уставу Свердловской области, его статьям 42 (пункт 1 «з») и 94 (пункт 1), часть 2 статьи 23 Устава муниципального образования «Нижнетуринский район».

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Признать соответствующими Уставу Свердловской области:
— положение части 3 статьи 15 Устава муниципального образования «Нижнетуринский район», предусматривающее полномочие Территориальной Думы принимать решения о передаче объектов муниципальной собственности и финансовых ресурсов другим органам местного самоуправления;
— положение части 1 статьи 26 Устава, предусматривающее право Территориальной Думы вносить представления;
— пункт 4 статьи 73 Устава муниципального образования «Нижнетуринский район».

4. Прекратить производство по делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области положений статьи 13, пункта 10 статьи 18 в части рассмотрения на сессиях Территориальной Думы протестов Главы муниципального образования, части 4 пункта 2 статьи 74 и статьи 78 Устава муниципального образования «Нижнетуринский район» в связи с отзывом обращения до начала рассмотрения дела.

5. В соответствии со статьей 60 (пункт 5) Устава Свердловской области и статьей 77 (пункт 1) Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

6. Согласно части 2 статьи 86 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке положений нормативных актов органов местного самоуправления, основанных на признанных не соответствующими Уставу Свердловской области положениях Устава муниципального образования «Нижнетуринский район», либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения.

7. Согласно статье 76 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в «Областной газете», а также должно быть опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области».

Источник: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/801108414

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Законов Калининградской области от 5 ноября 2004 года № 437 «О наделении муниципального образования «Неманский район» статусом городского округа», № 438 «О наделении муниципального образования «Багратионовский район» статусом городского округа», № 439 «О наделении муниципального образования «Нестеровский район» статусом городского округа», № 440 «О наделении муниципального образования «Краснознаменский район» статусом городского округа», № 441 «О наделении муниципального образования «Черняховский район» статусом городского округа», № 442 «О наделении муниципального образования «Полесский район» статусом городского округа», № 443 «О наделении муниципального образования «Озерский район» статусом городского округа», № 444 «О наделении муниципального образования «Славский район» статусом городского округа», № 445 «О наделении муниципального образования «Гусевский район» статусом городского округа», № 446 «О наделении муниципального образования «Гурьевский район» статусом городского округа»

город Калининград 25 мая 2007 года

УСТАНОВИЛ:

4. Согласно Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года №55-ФЗ, под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. При этом осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций и гарантируется правом на судебную защиту (статьи 130, 131, 133).

На основании изложенного Уставный Суд считает, что при установлении границ муниципальных образований и наделении их соответствующим статусом, региональному законодателю необходимо руководствоваться не только требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующими территориальные основы местного самоуправления, но и исходить из определенной общепризнанными нормами международного права и Конституцией Российской Федерации сущности местного самоуправления и необходимости обеспечения решения вопросов местного значения органами власти наиболее близкими к гражданам.

5. В соответствии со статьей 7 Закона Калининградской области от 27 марта 1996 года № 44 «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области Российской Федерации» районы Багратионовский, Гусевский, Гурьевский, Краснознаменский, Неманский, Нестеровский, Озерский, Полесский, Славский, Черняховский относятся к административно-территориальным образованиям Калининградской области. В состав административно-территориального образования входят города, поселки и иные населенные пункты. Отнесение населенных пунктов к перечисленным категориям производится решением областной Думы по предложению Правительства Калининградской области, представительного органа соответствующего муниципального образования. Сельские округа включают в свой состав несколько поселков и иных поселений (статьи 13, 17 указанного закона).

Cогласно положениям Уставов муниципальных образований, действующих на момент принятия оспариваемых законов и содержащих описание границ района и административно-территориального устройства муниципального образования с указанием перечня населенных пунктов, в состав муниципальных образований вошли: Багратионовскоий городской округ- г. Багратионовск и 11 сельских округов, включающих 88 населенных пунктов; Неманский городской округ- г. Неман и 9 сельских округов, включающих 49 населенных пунктов; Нестеровский городской округ- г. Нестеров и 7 сельских округов, включающих 54 населенных пункта; Полесский городской округ- г. Полесск и 6 сельских округов, включающих 69 населенных пунктов; Краснознаменский городской округ- г. Краснознаменск и 7 сельских округов, включающих 55 населенных пунктов; Черняховский городской округ- г. Черняховск и 8 сельских округов, включающих 103 населенных пункта; Озерский городской округ- г. Озерск и 6 сельских округов, включающих 101 населенный пункт; Славский городской округ- г. Славск и 7 сельских округов, включающих 58 населенных пунктов; Гусевский городской округ — г. Гусев и 7 сельских округов, включающих 40 населенных пунктов; Гурьевский городской округ- г. Гурьевск и 9 сельских округов, включающих 150 населенных пунктов.

Читайте так же:  Признание недееспособного ограниченно дееспособным

На момент принятия оспариваемых законов территория муниципальных образований была поделена на сельские округа, которые управлялись администрациями сельских округов, являвшимися структурными подразделениями администрации района. До 1995 года указанные сельские округа представляли собой территории, управляемые сельскими Советами. Численность населения, проживающего на территориях сельских округов, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года находится в пределах от 8432 человек (максимально) до 573 человек (минимально). При этом в Багратионовском и Гурьевском районах в составе сельских округов имеются населенные пункты с численностью более 3000 человек каждый.

В то же время, исходя из пункта 1 части 1 статьи 85 во взаимосвязи с положениями пунктов 6, 7 части 1 статьи 11 Федерального закона №131-ФЗ, если имеются один сельский населенный пункт с численностью населения более 3000 человек либо объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов численностью населения менее 3000 человек каждый, которые отвечают предъявляемым законом к поселению иным требованиям, то региональный законодатель обязан установить границы и наделить их статусом сельского поселения.
Из положений статей 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ, которыми определяется перечень вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа, следует, что при создании сельских поселений как самостоятельных муниципальных образований местное самоуправление более приближено к населению.

Однако оспариваемыми законами установлены границы и наделены статусом городских округов поселения, которые включили в свой состав территории, фактически отвечающие требованиям самостоятельных сельских поселений (сельские округа).

Наделив муниципальные образования в границах административных районов статусом городских округов, органы государственной власти Калининградской области тем самым нарушили право сельского населения на осуществление местного самоуправления на уровне поселений, лишив его права на самостоятельное решение вопросов местного значения, отнесенных действующим законодательством к полномочиям поселений как муниципальных образований первого уровня.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что Законы Калининградской области № 437-446, наделившие муниципальные образования: «Неманский район», «Багратионовский район», «Нестеровский район», «Краснознаменский район», «Черняховский район», «Полесский район», «Озерский район», «Славский район», «Гусевский район», «Гурьевский район» статусом городских округов в границах, ранее утвержденных для этих районов, не соответствуют положениям статей 5, 58, 60, 62 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 7, 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Законы Калининградской области от 5 ноября 2004 года № 437 «О наделении муниципального образования «Неманский район» статусом городского округа», № 438 «О наделении муниципального образования «Багратионовский район» статусом городского округа», № 439 «О наделении муниципального образования «Нестеровский район» статусом городского округа», № 440 «О наделении муниципального образования «Краснознаменский район» статусом городского округа», № 441 «О наделении муниципального образования «Черняховский район» статусом городского округа», № 442 «О наделении муниципального образования «Полесский район» статусом городского округа», № 443 «О наделении муниципального образования «Озерский район» статусом городского округа», № 444 «О наделении муниципального образования «Славский район» статусом городского округа», № 445 «О наделении муниципального образования «Гусевский район» статусом городского округа», № 446 «О наделении муниципального образования «Гурьевский район» статусом городского округа» не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

Уставный Суд
Калининградской области
№ 1-П

Источник: http://www.ustavsudklgd.ru/judgement/regulations/2007p1.htm

Постановление уставного суда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 13 мая 2003 г. «По делу о соответствии Уставу Свердловской области решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга»

Постановление Уставного Суда Свердловской области
от 13 мая 2003 г.
«По делу о соответствии Уставу Свердловской
области решения Екатеринбургской городской Думы
от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации
решений и постановлений Екатеринбургской
городской Думы в официальном издании
и СМИ города Екатеринбурга»

Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.И. Задиоры, судей А.В. Гусева, Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина,

с участием гражданина С.И. Беляева, обратившегося с запросом в Уставный Суд, представителя заявителя — Чуркиной Л.М., представителей органов, принявших оспариваемый правовой акт: от Екатеринбургской городской Думы — Э.Р. Валеевой, от Главы муниципального образования «город Екатеринбург» — В.Ю. Павловских,

рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга».

Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Разина, объяснения заявителя, представителей сторон, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:

1. Гражданин С.И. Беляев, проживающий в городе Екатеринбурге, обратился в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/ 3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга».

Читайте так же:  Подготовить исковое заявление арбитражный суд

В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просил признать не соответствующими Уставу Свердловской области пункты 1 , 2 и 3 оспариваемого Решения городской Думы.

По мнению С.И. Беляева, этими пунктами установлен порядок официального опубликования нормативных правовых актов городской Думы, затрагивающих права и обязанности граждан, который должен определяться Уставом муниципального образования «город Екатеринбург», а не отдельным решением Думы. Кроме того, учрежденное решением Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 официальное издание — «Вестник Екатеринбургской городской Думы» — выходит ограниченным тиражом, не распространяется по подписке, что делает опубликованные в нем акты недоступными для всеобщего сведения.

Заявитель полагает, что оспариваемые пункты Решения Екатеринбургской городской Думы противоречат статье 94 ( пункт 1 ) Устава Свердловской области.

ГАРАНТ:

Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области

См. статью 88 названного Устава

2. Пунктом 1 решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга» учрежден «Вестник Екатеринбургской городской Думы». Пунктом 2 данного решения «Вестник Екатеринбургской городской Думы» признан официальным изданием Екатеринбургской городской Думы.

Согласно Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» (статьи 1 , 7 ) в Российской Федерации учреждение средств массовой информации, а также распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской федерации о средствах массовой информации. Действующее законодательство о средствах массовой информации не содержит каких-либо ограничений для органов местного самоуправления учреждать собственные средства массовой информации и публиковать в них принимаемые правовые акты.

Следовательно, пункты 1 и 2 решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, не нарушают установленные законодательством общие принципы организации местного самоуправления и соответствуют Уставу Свердловской области.

3. Пунктом 3 оспариваемого Решения предусматривается, что официальным опубликованием решения или постановления Екатеринбургской городской Думы считается первая публикация его текста в официальном издании «Вестник Екатеринбургской городской Думы» или иных средствах массовой информации.

Согласно статье 39 ( пункт 3 ) Областного закона «О местном самоуправлении в Свердловской области» порядок официального опубликования нормативных правовых актов органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, определяется в уставе муниципального образования.

В настоящее время Устав муниципального образования «город Екатеринбург» регулирует общий порядок официального опубликования правовых актов Екатеринбургской городской Думы. Пунктом 4 статьи 16 Устава (в редакции решения Екатеринбургской городской Думы от 8 апреля 2003 года N 37/2) предусматривается, что нормативные правовые акты городской Думы направляются ею для опубликования в официальных изданиях, определяемых Думой.

Пункт 3 Решения от 22 сентября 1998 года N 45/3 является конкретизацией определенного Уставом муниципального образования «город Екатеринбург» общего порядка официального опубликования нормативных правовых актов Екатеринбургской городской Думы.

Регулирование в уставе муниципального образования порядка официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления не исключает возможности принятия ими отдельных правовых актов, касающихся тех или иных элементов этого порядка.

4. В силу статьи 15 ( часть 3 ) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть опубликованы для всеобщего сведения.

Статьей 3 ( пункт 6 ) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Конституционный принцип гласности в силу статьи 90 ( пункт 1 ) Устава Свердловской области является обязательным в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Отсюда следует, что официальное опубликование органами местного самоуправления их правовых актов для всеобщего сведения должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить возможность получения каждым без всяких препятствий информации о принятых нормативных актах, а при желании — их полного и точного текста.

Как установлено в судебном заседании, «Вестник Екатеринбургской городской Думы» издается тиражом 500 экземпляров, большая часть которого рассылается по закрытому списку постоянным получателям, по подписке данное издание не распространяется и в розничную продажу не поступает.

Действительно, официальное опубликование нормативных правовых актов Екатеринбургской городской Думой не должно нарушать требований принципа гласности. Однако оспариваемые С.И. Беляевым нормативные положения не регулируют тираж и способ распространения «Вестника Екатеринбургской городской Думы», а, следовательно, нарушение права заявителя, на которое он указывает, не может находиться в причинно-следственной связи с наличием и реализацией норм, содержащихся в оспариваемых пунктах.

Если действиями или бездействием соответствующих должностных лиц Екатеринбургской городской Думы, определяющих тираж и способ распространения официального издания, нарушены права С.И. Беляева, то он имеет право обратиться за защитой в суд общей юрисдикции.

Следовательно, пункт 3 решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 также не нарушает общие принципы организации местного самоуправления и соответствует Уставу Свердловской области.

Руководствуясь статьей 59 ( пункт 4 ) Устава Свердловской области, статьями 70 , 76 , 77 , 86 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», Уставный Суд постановил:

ГАРАНТ:

Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области

См. статью 56 названного Устава

1. Признать пункты 1 , 2 и 3 решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 «О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга» соответствующими Уставу Свердловской области.

2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

3. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в «Областной газете», а также должно быть опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9253638/

Постановление уставного суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here