Персональные данные извлечение

Вся информация на в статье на тему: "Персональные данные извлечение". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Статья 3 . Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.


Источник: http://base.garant.ru/12148567/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Особенности применения закона о локализации персональных данных на практике: рекомендации для бизнеса

Вот уже более девяти месяцев действует так называемый закон о локализации персональных данных (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»; далее – Закон № 242-ФЗ). Он обязывает операторов обеспечивать запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение и извлечение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории России. Первоначально требования закона были недостаточно точно конкретизированы, в результате чего у представителей бизнеса возникло множество вопросов. Однако большую их часть удалось разрешить еще до вступления Закона № 242-ФЗ в силу. Оставалось ждать, как принятый закон будет реализовываться на практике. И теперь, чуть меньше года спустя, можно выделить ряд наиболее распространенных проблем, с которыми столкнулся бизнес в процессе его применения.

Идентификация баз данных

До 1 сентября 2015 года компании уведомляли Роскомнадзор о категории персональных данных, перечне действий с ними, целях их обработки, обеспечении безопасности и др. С указанной даты у них появилась еще одна обязанность – сообщать о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные россиян (п. 10.1 ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; далее – закон о персональных данных). Все эти сведения должны быть отражены в уведомлении, подаваемом в Роскомнадзор.

Таким образом, теперь любой оператор персональных данных должен знать, какие именно информационные системы, содержащие базы данных, он использует и где они расположены.

Наталья Иващенко, к.ю.н., руководитель межотраслевой группы юридической компании «Пепеляев Групп» :

«До вступления в силу законодательного требования о локализации персональных данных Роскомнадзор на практике ограничивался документальной проверкой соблюдения требований Закона № 242-ФЗ. Поскольку требований к месту расположения персональных данных не предъявлялось, то компании сообщали о тех персональных данных, которые содержались во внутренних информационных системах, которые для них были очевидны (например, база данных сотрудников компании). После ужесточения регулирования компании начали задумываться о том, какие в принципе базы данных они используют, и в каком месте они расположены. Законодательные изменения послужили драйвером для инвентаризации используемых баз данных».

Чтобы идентифицировать базу данных для ее переноса на российские серверы, следует провести аудит ее содержимого. Если обнаружено наличие персональных данных россиян: ФИО, дата рождения, паспортные данные и т. д., эту информацию необходимо локализовать. При этом, как отмечает руководитель группы разработки IT-компании «AT Consulting» Михаил Алексеев, перенести базу данных можно как полностью, так и частично (когда речь идет о переносе не всей информации, а только находящихся в этой базе персональных данных). «Первый вариант наиболее прост и удобен в реализации, а также более экономически оправдан. Со вторым могут возникнуть технические проблемы, поскольку приложениям в этом случае придется работать сразу с двумя базами данных, – добавляет он. – В документах локализуемая база данных должна быть однозначно определена своим IP, портом и именем».

Если оператор не уведомит Роскомнадзор о тех базах данных, которые он использует при обработке персональных данных россиян, это может стать основанием для проверки со стороны регулятора. При этом, уточняет Наталья Иващенко, Роскомнадзор может не ограничиться лишь документальной проверкой, а провести опрос сотрудников, а на его основе осуществить проверку с использованием технических средств и выявить «незаявленные» базы данных. Это может повлечь за собой административную ответственность юридического лица в виде штрафа в размере до 10 тыс. руб. (ст. 13.11 КоАП РФ). При этом компания не освобождается от обязанности устранить выявленное нарушение.

Читайте так же:  Образец доверенности на получение документов в ифнс

Для соблюдения требований закона Наталья Иващенко рекомендует предпринять следующие шаги:

  • Провести инвентаризацию всех информационных систем/баз данных и составить их список.
  • Определить место нахождения каждой информационной системы/базы данных. При этом стоит отметить, что далеко не все базы данных должны быть расположены в России. Обязательное требование о локализации персональных данных означает, что в России должен осуществляться именно первичный сбор таких данных. Обработка и хранение данных могут производится за рубежом.
  • Описать информационную систему/базу данных, содержащую сведения о конкретных видах персональных данных, которыми она оперирует. Каких-либо требований к подобному описанию законодательством и подзаконными нормативными актами не предусмотрено. На практике достаточно определить название информационной системы/базы данных, место ее расположения и сведения о видах (категориях) персональных данных.

Использование персональных данных материнской компанией за рубежом

Многие иностранные холдинги сталкиваются с проблемой локализации, когда встает вопрос об использовании персональных данных россиян головной организацией, находящейся за пределами России. В данном случае важно понимать, какие именно действия осуществляются с персональными данными за рубежом. Как уточняет руководитель группы правовой защиты информации компании «Пепеляев Групп» Дмитрий Зыков, лишь «первоначальный» сбор персональных российских граждан за границей является нарушением закона (ч. 5 ст. 18 закона о персональных данных). Таким образом, соответствующая информация при этом обязательно должна быть локализована.

А вот персональные данные россиян, собранные представительством или филиалом этой организации в России, а потом переданные зарубежной материнской компании, вполне могут использоваться для дальнейшей обработки, хранения и т. д.

Передача персональных данных аутсорсинговой компании

В последнее время услуги аутсорсинга становятся все более востребованными. Однако передавая провайдеру определенные функции, ему нередко дают и доступ к персональным данным. Переходит ли при этом к аутсорсеру обязанность по их локализации? Ведь, по общему правилу, ответственным лицом за соблюдение требований о защите персональных данных он не является. В этом случае также важно определить, каким образом будет использоваться полученная информация.

Так, если компания-оператор персональных данных предоставляет аутсорсинговой организации только доступ к своим базам данных для выполнения определенных функций по договору (например, для осуществления рекламных рассылок), то в этом случае, подчеркивает Дмитрий Зыков, ответственность по защите персональных данных остается на самом заказчике. При этом он должен получить согласие субъекта персональных данных на использование сведений о нем третьими лицами по поручению.

Если же компания передает свою базу данных организации-аутсорсеру (например, в целях оказания бухгалтерских услуг, ведения кадрового делопроизводства и др.), в договоре необходимо отдельно прописать, что провайдер аутсорсинговых услуг принимает на себя обязательство по применению мер защиты полученных персональных данных и обеспечению конфиденциальности информации. В таком случае аутсорсинговая организация становится оператором персональных данных, который обязан, в том числе, соблюдать требования закона о локализации соответствующих данных.

Источник: http://www.garant.ru/article/748180/

Все о персональных данных

goldyg / Shutterstock.com

СОДЕРЖАНИЕ

Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому лицу (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; далее – закон о персональных данных). Такое широкое толкование позволяет относить к персональным данным практически любую информацию о человеке: сведения о его ФИО, поле и возрасте, образовании, месте жительства, семейном положении и др. Помимо этого к персональным данным относится и изображение человека, с помощью которого можно установить его личность – например, фотография, видеозапись или портрет (разъяснения Роскомнадзора от 30 августа 2013 г. «Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки»).

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, их состав, а также совершаемые с ними действия (п. 2 ст. 3 закона о персональных данных).

Обработка персональных данных – любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 закона о персональных данных).

Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу (п. 11 ст. 3 закона о персональных данных).

С 1 июля 2017 года ужесточилась административная ответственность за нарушения, допущенные при обработке персональных данных. Рассмотрим подробнее, какие правила необходимо соблюдать при работе с ними и какая ответственность теперь грозит нарушителям.

Последняя актуализация: 30 августа 2017 г.

Документы по теме:

Читайте также:

Персональные данные: успеть обеспечить защиту!
Предпринимателей могут обязать хранить персональные данные граждан РФ на российских серверах не с 1 сентября 2016 года, как планировалось ранее, а уже с 1 сентября 2015 года.

Кибербезопасность и цифровой суверенитет: стимул или препятствие для развития IT-рынка?
Разберемся, как от киберугроз планируется защищать персональные данные, чего ждать от Доктрины информационной безопасности и каковы перспективы развития законопроекта о критической инфраструктуре.

Источник: http://www.garant.ru/actual/persona/

Новшества в законодательстве по персональным данным

С 1 сентября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях». В народе его прозвали законом «о хранении ПДн россиян на территории РФ».

Один закон меняет сразу три

Закон № 242-ФЗ от 21.07.2014 вносит изменения в положения трех уже существующих нормативно-правовых актов:

— Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнен ст. 15.5, регламентирующей ведение реестра нарушителей прав субъектов ПДн. Также внесены изменения в ст. 16, определяющую обязанности обладателя информации (оператора информационной системы).

— Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» теперь не распространяются на контроль за соблюдением требований в сфере распространения информации в сети «Интернет» и на контроль и надзор за обработкой персональных данных. Это означает ужесточение надзорной деятельности в этих сферах: значительное расширения оснований для проверок, отмену обязательного согласования проверок с прокуратурой, отмену обязанности Роскомнадзора размещать на своем официальном сайте план ежегодных проверок и другие меры.

Читайте так же:  Судебное заседание восстановление сроков протокол

— В ст. 18 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» внесена ч. 5, обязывающая операторов выполнять запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ при сборе ПДн с использованием баз данных, находящихся на территории РФ (с небольшими исключениями).

Порядок трансграничной передачи персональных данных

По новым правилам восемь видов обработки ПДн (запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение) должны при сборе персональных данных производиться на территории РФ. Акцент следует сделать на слова «при сборе».

Давайте разберемся, что такое сбор персональных данных? Это понятие в ФЗ-152 не определено. Исходя из логики и здравого смысла, а также прислушиваясь к недавнему комментарию Минкомсвязи России, можно сделать вывод, что сбор персональных данных — не любое их получение, а получение лишь у субъекта персональных данных либо его законного представителя.

У операторов появилась обязанность собирать ПДн в российские базы, а далее, когда сбор окончен, закон не запрещает передавать, хранить, обновлять и совершать любые другие действия с данными, кроме сбора, на территории другого государства.

Новым законом не запрещается трансграничная передача персональных данных, ее правила никак не меняются. Осуществление трансграничной передачи данных, как и раньше, должно выполняться в соответствии со ст. 12 ФЗ № 152 «О персональных данных».

Где и как указывать сведения о базе данных?

В соответствии с нововведениями оператор персональных данных должен с 1 сентября 2015 года в уведомлении об обработке ПДн и информационном письме о внесении изменений сообщать Роскомнадзору сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан РФ. Пункт о том, где выполняется хранение персональных данных — в России или за рубежом, должен стоять после сведений о трансграничной передаче. При этом на момент написания статьи (конец октября 2015 года) в формах уведомления и информационного письма на официальном сайте Роскомнадзора так и не появилось строчки для указания этой информации.

Тем временем Роскомнадзор уже засыпает ни о чем не подозревающих операторов письмами с требованием предоставить недостающие сведения. Остается только один вариант выполнить требования закона — вручную добавить эту информацию.

Рекомендации по предоставлению сведений:

  1. Заполните информационное письмо об изменениях, а если вашей организации еще нет в реестре операторов — уведомление об обработке на официальном сайте Роскомнадзора. Отправьте в ведомство электронную версию письма/уведомления. В печатную форму добавьте сведения о месте нахождения сервера с базами данных ПДн россиян и отправьте бумажный документ в Роскомнадзор по почте в измененном виде. Если сервер с базами данных принадлежит оператору, нужно указать адрес сервера, где хранится база данных граждан РФ, а если оператор использует серверные мощности другой компании, то — наименование, ИНН и адрес компании-владельца сервера.
  2. Проверьте, подпадает ли ваша деятельность под исключения (пп. 2, 3, 4, 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152 «О персональных данных»), например, не связана ли она с международным законодательством.
  3. Сфокусируйте внимание на грамотном построении и описании технологического процесса обработки информации в ИС персональных данных.

Анастасия Успенская, эксперт продукта Контур.Персональные данные компании СКБ Контур

Источник: http://kontur.ru/articles/2765

Способы обработки персональных данных

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

С овременный мир ограничивает право человека на защищенность информации о себе и своей частной жизни. Информация предоставляется во множестве случаев государственным организациям и коммерческим компаниям, и далеко не все из них обеспечивают ее конфиденциальность. Когда персональные данные человека поступают в распоряжение фирмы, признаваемой оператором ПДн, с ними могут происходить различные действия, информацию о которых человек получает, подписывая согласие на обработку. Средства и способы обработки персональных данных определяются федеральными законами.

Нормативно-правовое регулирование

В российском правовом поле термин «персональные данные» появился в начале 2000-х годов. Он был позаимствован из европейского и американского законодательства. Целью введения в национальное законодательство новой концепции стала защита информации о частной жизни человека, его здоровье, имуществе от посягательств злоумышленников.

Классификация действий с персональными данными

Закон «О персональных данных» называет несколько видов действий, которые могут производиться с поступившими в распоряжение организации персональными данными. Этот перечень ограничен и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, оператор ПДн может производить с ними следующие действия:

Способы обработки

Также в статье 3 закона «О персональных данных» четко определяет, что выделяются два способа обработки персональных данных:

  • с использованием средств автоматизации;
  • без них.

Такое же понимание можно найти в нормативных актах Роскомнадзора. Под автоматизированным способом обработки законодатель и ведомство понимают совершение любых действий с персональными данными, которые связаны с использованием средств вычислительной техники. Закон не раскрывает термин «средства вычислительной техники» конкретно, но очевидно, что под ними понимаются информационные системы. Для способа обработки персональных данных средствами автоматизации есть одно серьезное ограничение. Ни одно решение, на основании которого могут быть изменены права или обязанности гражданина, не может быть принято только исходя из результатов обработки сведений средствами вычислительной техники.

Соответственно, ручной способ обработки персональных данных – это занесение их на материальные носители вручную и дальнейшая работа с такими носителями. Закон в дальнейшем не конкретизирует особенности организации работы каждым способом, предоставляя это сделать ФСТЭК России. Ведомство, в свою очередь, определяет требования к автоматизированному способу обработки и используемым для него средствам. С точки зрения ручного способа действуют или общие принципы, или организационные меры, затрудняющие физический доступ к персональным данным путем разграничения функционала сотрудников. Так же работают требования по физической защите помещений.

Принципы обработки

Федеральный закон утверждает, что любая обработка персональных данных должна быть основана на определенных принципах, которых должен придерживаться каждый оператор. Среди них:

  • законность и справедливость – цели обработки персональных данных должны быть законными, все субъекты и операторы должны находиться в равных условиях;
  • конкретность – обработка персональных данных должна осуществляться только для достижения конкретных целей и задач, заранее определенных оператором. Не допускается обработка любыми способами, если она несовместима с провозглашенными целями;
  • недопущение избыточности – оператор должен обрабатывать только тот объем персональных данных, которые соответствуют назначенным целям. Недопустимо запрашивать у субъекта персональных данных избыточную информацию;
  • точность, достаточность и актуальность – все некорректные сведения должны удаляться или оператором самостоятельно или по заявлению субъекта, при изменении данных они должны своевременно актуализироваться;
  • минимальная идентификация – хранение ПДн в условиях использования средств автоматизации должно происходить таким образом, чтобы идентифицировать их субъекта можно было бы только строго определенное время и для решения определенных задач.
Читайте так же:  Срок действия запрета на выезд за границу

Условия обработки

Во избежание привлечения к административной ответственности необходимо придерживаться и установленных законодательством условий обработки персональных данных. Среди основных:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. обработка персональных данных допускается тогда, когда человек выразил на это согласие и не отозвал его;

2. в отсутствие согласия обработка допускается в строго определенных законом случаях. Это такие ситуации, как возложение на оператора обязанностей по осуществлению деятельности, для которой необходима обработка персональных данных, или если этого требуют международные договоры или Федеральные законы Российской Федерации, действующие в значимых областях, например, в сфере защиты от терроризма. К этой же сфере регулирования относится ситуация, когда ПДн предоставляются государственным или федеральным органам власти для исполнения их установленных законом обязанностей;

3. она также допускается без согласия субъекта персональных данных при осуществлении любых судебных процессов, уголовных, гражданско-правовых, в сфере конституционного права, для разрешения споров или для исполнения судебного акта. Так, персональные данные граждан беспрепятственно предоставляются судебным приставам.

Частным, но не менее важным случаем обработки ПДн любыми средствами и способами без согласия субъекта будет ситуация, когда это необходимо для защиты жизни и здоровья человека. Допускается и обработка персональных данных в работе журналистов, если они не нарушают права лиц на тайну частной жизни или иные интересы. Отдельные нормы регулируют условия обработки персональных данных лиц, которые находятся под государственной охраной.

Способы обработки персональных данных государственными и муниципальными органами

Закон о персональных данных устанавливает дополнительные требования к способам и методам их обработки для государственных или муниципальных органов. Так, для них могут быть установлены определенные способы обезличивания, затрудняющие определение принадлежности информации тому или иному лицу. Также для них установлено ограничение на любое использование ПДн или обозначение их принадлежности такими способами, которые могли бы оскорбить чувства конкретных лиц или социальных групп. Ни один способ обработки данных государственными органами и учреждениями не должен ограничить права человека.

Любой оператор, будь то частная фирма или государственная организация, определяя, каким способом он будет обрабатывать предоставленные ему персональные данные, должен строго придерживаться установленных законом принципов. Это позволит избежать и неправомерного использования сведений, и привлечения оператора к ответственности.

Источник: http://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannykh/obrabotka-personalnyh-dannyh/sposoby-obrabotki-personalnykh-dannykh/

Как собирать и обрабатывать персональные данные, не нарушая закон?

С 1 июля 2017 года вступают в силу изменения в статью 13.11. КоАП РФ, устанавливающие новые санкции за нарушение законодательства в области персональных данных. Появилось 6 новых составов административных правонарушений в рамках данной статьи. Увеличены штрафы в десятки раз!

Например, при сборе персональных данных при отсутствии на сайте условий о конфиденциальности или порядка обработки данных о пользователях, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на 10000 рублей, а юридическое лицо – на 30000 рублей. Если же заниматься обработкой персональных данных без письменного на то согласия, то штраф может достигать 75000 рублей! Должностному лицу, к которым относится как директор, так и индивидуальный предприниматель, придётся выложить 20000 рублей. При наличии нескольких нарушений законодательства в области защиты персональных данных контролирующие органы могут наложить несколько штрафов.

В зоне риска прежде всего владельцы многочисленных сайтов, где предусмотрена регистрация, оформление заказов, прием заявок. Именно так чаще всего собираются персональные данные о человеке в Интернете. Чтобы избежать ответственности за нарушения в области защиты персональных данных, мы расскажем об основных требованиях, предъявляемых государством к операторам персональных данных – всем тем, кто занимается получением, обработкой и хранением информации о гражданах РФ. А также расскажем, что должно быть отражено в положении об обработке персональных данных.

Что такое персональные данные?

Источником информации для данной статьи послужил Федеральный закон “О персональных данных” от 27.07.2006г. №152. Далее по тексту, ссылаясь на закон, мы будем подразумевать именно его.

Законом дано определение понятия персональных данных. К ним относится любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному физическому лицу. Такое лицо является субъектом персональных данных. В тоже время законом не раскрывается конкретный перечень сведений, относящихся к персональным данным. Представляется, что к персональным данным можно отнести:

  1. Фамилию, имя, отчество;
  2. Адрес места жительства или проживания;
  3. Адрес электронной почты;
  4. Контактный телефон;
  5. Дата и место рождения;
  6. Паспортные данные;
  7. Сведения о воинской обязанности;
  8. Фотографии;
  9. Ссылки на аккаунты в соцсетях;
  10. Сведения об образовании, профессии, опыте работы;
  11. Сведения о финансовом состоянии;
  12. Сведения о семейном положении.

Указанный выше перечень достаточно условный и предусматривает наиболее часто собираемые данные. Они относятся к общим персональным данных.

Есть еще и специальные персональные данные, сбор, обработка и хранение которых не допускается, за исключением некоторых случаев. К таким данным относятся данные о расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья и интимной жизни.

Также есть и биометрические персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность. Они могут собираться только при наличии письменного согласия.

Какую бы информацию о человеке вы не собирали, для ее получения всегда требуется согласие субъекта персональных данных.

Кто относится к операторам персональных данных?

Оператором персональных данных может быть любое лицо, осуществляющее обработку этих данных. Это могут быть как юридические, так и физические лица. Если на вашем сайте можно зарегистрироваться, оставить заявку на обратный звонок, оформить заказ, приобрести какой-либо товар, подписаться на рассылку, заполнить анкету, пройти опрос, то вас можно смело отнести к оператором персональных данных. Независимо от того, кто осуществляет администрирование сайта, ответственным лицом за нарушение законодательства о персональных данных будет признан непосредственно владелец сайта (юридическое или физическое лицо).

Кто осуществляет контроль в области защиты персональных данных?

В настоящее время уполномоченным органом на проведение проверок и составление протоколов об административных правонарушениях являются органы прокуратуры. Однако с 1 июля 2017 года выписывать протоколы об административных правонарушениях будет Роскомнадзор. Передача функций этому органу позволит эффективнее и быстрее привлекать к ответственности нарушителей законодательства о персональных данных. Почему быстрее? Сократится цепочка уполномоченных органов, задействованных в расследовании нарушений в этой сфере.

Читайте так же:  Оспаривание решения суда в банкротстве

Раньше Роскомнадзор обращался в Прокуратуру, затем Прокуратура передавала материалы в суд. Сейчас Роскомнадзор будет передавать материалы по административным правонарушениям не в Прокуратуру, а напрямую в суд. Ожидается, что Роскомнадзор поставит на поток привлечение владельцев сайтов к административной ответственности за нарушение законодательства в области обработки персональных данных. Нарушителей будет выявляться больше, бюджет РФ будет систематически пополняться штрафами по ст. 13.11 КоАП РФ.

Что необходимо сделать для соблюдения законодательства о персональных данных?

Чтобы неукоснительно соблюдать требования законодательства, мы рекомендуем:

  1. Разместить на сайте в открытом доступе положение об обработке персональных данных, ознакомившись с которым пользователь сайта сможет выразить свое согласие на обработку персональных данных. Вы можете получить такое согласие, разместив флажок ознакомления с указанным положением, нажатие на который, приведет к автоматическому согласию с условиями использования его персональных данных.
  2. Запрашивать только те данные, которые необходимы для достижения ваших целей. Не следует для оформления простой подписки на рассылку по электронной почте запрашивать паспортные данные. Эта излишняя информация может стать основанием для привлечения вас к административной ответственности.
  3. Предоставлять субъекту персональных данных информацию о том, какие сведения о нём хранятся в ваших базах данных, для чего вы обрабатываете полученную информацию и кому вы её передавали.
  4. Удалить всю информацию о пользователе после получения соответствующего запроса.
  5. Осуществлять хранение персональных данных в защищённом месте, исключающем доступ третьих лиц.
  6. Разработать положение об обработке персональных данных и ознакомить с ним своих работников под роспись.
  7. Зарегистрироваться в качестве оператора персональных данных в Роскомнадзоре.

Что должно быть отражено в положении об обработке персональных данных?

Размещая на сайте положение об обработке персональных данных, не забудьте в нем указать:

  1. Исчерпывающий перечень запрашиваемой информации;
  2. Конкретные цели сбора этой информации;
  3. Порядок обработки персональных данных с указанием исчерпывающего перечня действий, которые могут осуществляться с персональными данными;
  4. Наименование и адрес организации, осуществляющей на обработку персональных данных;
  5. Срок, в течение которого действует согласие на обработку персональных данных, способ отзыва согласия.

Подробнее о регистрации в качестве оператора персональных данных в Роскомнадзоре

По закону оператор персональных данных должен уведомить Роскомнадзор о желании заниматься обработкой персональных данных до начала обработки. Уполномоченный орган внесёт информацию в реестр операторов персональных данных и будет выдавать любому лицу информацию об операторах при вводе наименования организации, ИНН или регистрационного номера.

Законом также предусмотрены случаи, когда Роскомнадзор уведомлять необязательно. Например, в случае обработки персональных данных:

Если вы не знаете подпадаете ли вы под указанный выше перечень, советуем подать в Роскомнадзор уведомление о включении в реестр операторов персональных данных.

Обязан ли я хранить персональные данные на российских серверах?

В Законе сказано, что при сборе персональных данных оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Таким образом, собирать, обрабатывать и хранить базу персональных данных о российских гражданах можно только на серверах, размещённых в России. Если у вас сайт находится на иностранном хостинге, и вы при этом осуществляете сбор и обработку данных о гражданах РФ, то ваш домен могут включить в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Ведением этого реестра занимается также Роскомнадзор. Попасть в него легко. Достаточно нарушить требования законодательства в области защиты персональных данных, дождаться, когда на вас обратит внимание Роскомнадзор, а суд вынесет соответствующее решение.

В тоже время законодатель предусмотрел возможность трансграничной передачи персональных данных граждан РФ на территорию иностранных государств. Отдельного разрешения на такую передачу у Роскомнадзора запрашивать не требуется. Трансграничная передача данных допускается, если:

  1. Есть письменное согласие на такую передачу данных.
  2. Она предусмотрена международным договором или федеральными законами.
  3. Она необходима для исполнения договора, стороной которого является владелец данных, или требуется для защиты его жизни, здоровья и иных жизненно важных интересов, при невозможности получения согласия в письменной форме.

Но имейте ввиду, что передача данных о гражданах РФ на иностранные серверы должна отвечать конкретным и законным целям. Если даже вы получите письменное согласие, но обработка, сбор и хранение данных за рубежом будут признаны необоснованными, то можно оказаться в числе нарушителей Закона “О персональных данных” со всеми вытекающими последствиями.

Минкомсвязи России дало некоторые разъяснения по вопросу практического применения Закона “О персональных данных”, но они вряд ли чем помогут. Уж больно много в них противоречий. Если вы не можете сменить хостера, или без трансграничной передачи персональных данных никак не обойтись, советуем задать все интересующие вопросы напрямую в Минкомсвязь и (или) в Роскомнадзор.

Всё очень сложно? Вы не знаете как собирать и обрабатывать персональные данные правильно?

Для соблюдения требований законодательства в области защиты персональных данных без компетентного специалиста не обойтись. Можно, конечно, использовать готовые положения о конфиденциальности, взяв их с различных сайтов. Но их использование не гарантирует, что вы не будете привлечены к административной ответственности. Уж очень много в Законе специфичных требований и обязанностей операторов персональных данных.

Поэтому наши юристы готовы проконсультировать вас относительно действующего законодательства, составить положение об обработке персональных данных, о работе с персональных данными, другие локальные нормативные акты (если они у вас отсутствуют), а также проверить действующие положения об обработке персональных данных на соответствие законодательству. Обращайтесь – мы будем рады вам помочь!

Источник: http://argumentplus.ru/blog/information_security/personal-data.html

Что значит обработка персональных данных

Что такое личные данные и их обработка. Что входит в состав личной информации

Термин «обработка персональных данных» введен законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Под обработкой персональных данных понимаются различные действия с личной информацией людей (в частности, сбор, хранение, систематизация, использование, передача иным лицам и т. п.), которые выполняются физическими лицами или организациями.

Что входит в состав личных сведений о человеке? Закон об этом прямо не говорит, хотя и оперирует словосочетанием «любая информация», которая относится к человеку. Соответственно, можно сделать вывод, что персональные данные — это Ф. И. О., дата рождения, адрес, телефон, email, ссылка на профиль в социальной сети и т. д.

Читайте так же:  Пример гражданской юридической ответственности

Принципы обработки личной информации

Законодательно установлены принципы работы с личной информацией, которые следует соблюдать. В частности:

  • Нужно руководствоваться порядком, прописанным законодательно, в частности в законе № 152.
  • Нельзя собирать, обрабатывать и использовать информацию без определенной цели.
  • Объем собранных данных должен соответствовать цели, для которой они собираются. Не допускается сбор избыточной информации.
  • Срок хранения сведений устанавливается законом, определяется договором с владельцем данных либо целью их обработки.
  • Данные должны быть актуальными, точными и достаточными. Соответственно, если оператору стало известно, что они изменились, должны быть внесены соответствующие поправки.

Способы и условия обработки данных

Способов обработки персональных данных законом установлено всего два (п. 3 ст. 3 закона № 52-ФЗ): автоматизированный и неавтоматизированный.

Также законом определены условия обработки персональных данных:

  • Обработка допускается только в установленных законом случаях (для выполнения возложенных на оператора функций, например, в связи с участием человека в судебном процессе, для исполнения судебного акта и иных).
  • Оператор имеет право поручить обработку информации другим лицам, но только если такое право предусмотрено законом или договором.
  • Ответственность за допущенные нарушения несет сам оператор, даже если обработка данных поручена кому-либо другому.
  • Порядок обработки персональных данных предполагает соблюдение конфиденциальности. Запрещается раскрывать и передавать сведения. Однако возможны исключения из этого правила. Например, при рассмотрении дела в суде личные данные истца станут известны ответчику и третьим лицам, которым вручаются копии иска, где прописана информация о сторонах процесса.

Уведомление Роскомнадзора об обработке личной информации

Обработке данных по закону должно предшествовать направление потенциальным оператором уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор.

Не уведомлять этот госорган можно в некоторых случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ, а именно если:

  • данные обрабатываются в рамках трудовых отношений;
  • сведения получены в результате заключения договора и не передаются иным лицам;
  • информация является общедоступной;
  • обрабатываются только фамилия, имя, отчество;
  • данные собираются с целью однократного пропуска человека на территорию оператора или в иных аналогичных случаях;
  • данные собираются без использования средств автоматизации.

Содержание уведомления об обработке персональных данных регламентируется ч. 3 закона № 152-ФЗ. А в приложении № 1 к Методическим рекомендациям по уведомлению уполномоченного органа…, утвержденным приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94, приводится форма документа.

После получения уведомления Роскомнадзор в течение 30 дней вносит перечисленную в ст. 22 ч. 3 закона № 152-ФЗ информацию в реестр. Для заявителя данная процедура бесплатна.

Меры, которые должен принять оператор при обработке сведений

В ходе обработки информации одна из основных задач оператора — обеспечить их безопасность, конфиденциальность и неприкосновенность. Для этого он должен принять следующие меры:

  1. Разработать политику работы с личными сведениями и довести ее до сведения клиентов.
  2. Запрашивать согласие на обработку персональной информации.
  3. В случае использования информационных систем четко определить потенциальные угрозы, исключить возможность распространения личных данных.
  4. Изучить и соблюдать меры безопасности, установленные приказами ФСТЭК «Об утверждении…» от 18.02.2013 № 21 и ФСБ «Об утверждении…» от 10.07.2014 № 378.
  5. Фиксировать все случаи несанкционированного доступа к данным. Восстанавливать поврежденные или утраченные в ходе такого доступа сведения.
  6. Устанавливать правила, по которым люди могут получить доступ к информации.
  7. Обеспечивать внутренний контроль за соответствием обработки персональных данных требованиям закона.

Запрет на обработку информации

В любой момент человек имеет возможность отозвать свое разрешение на обработку его личной информации оператором. В этом случае оператор должен:

  • исключить из информационной системы или иной базы данных хранения все сведения о лице, направившем запрет на обработку персональных данных;
  • в дальнейшем не производить никаких операций с личными сведениями заявителя (включая хранение и использование);
  • направить уведомление об отзыве согласия лицу, обрабатывающему информацию на основании договора с оператором (если такой договор заключался).

Ответственность за нарушения в работе с личными сведениями

За нарушение правил работы с персональными данными оператор несет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ.

Статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Основание для привлечения к ответственности

Ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ

Обработка данных в случае, если она противоречит целям их сбора

Штраф 1–3 тыс. руб. для граждан, 5–10 тыс. руб. для должностных лиц, 30–50 тыс. руб. для организаций

Ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ

Обработка информации без согласия ее владельца

Штраф 3–5 тыс. руб. для граждан, 10–20 тыс. руб. для должностных лиц, 15– 70 тыс. руб. для организаций

Ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ

Неопубликование или недоведение до сведения граждан политики работы оператора с персональными данными

Штраф 700–1500 руб. для граждан, 3–6 тыс. руб. для должностных лиц, 5–10 тыс. руб. для ИП, 15–70 тыс. руб. для организаций

Ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ

Непредоставление гражданам информации об обработке их персональной информации

Штраф 1– тыс. руб. для граждан, 4–6 тыс. руб. для должностных лиц, 10–15 тыс. руб. для ИП, 25–40 тыс. руб. для организаций

Ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ

Невыполнение требований граждан актуализировать, блокировать или уничтожить персональные данные в определенных законодательством случаях

Штраф 1–2 тыс. руб. для граждан, 4–10 тыс. руб. для должностных лиц, 10–20 тыс. руб. для ИП, 25–45 тыс. руб. для организаций

Ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ

Несоблюдение правил хранения сведений, повлекшее несанкционированный доступ к ним третьих лиц

Штраф 700–2000 руб. для граждан, 4–10 тыс. руб. для должностных лиц, 10–20 тыс. руб. для ИП, 25–50 тыс. руб. для организаций

Ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ

Несоблюдение требований к обезличиванию персональных данных либо их необезличивание должностными лицами государственных и муниципальных учреждений

Штраф 3–6 тыс. руб.

Итоги

Таким образом, процедура обработки личных данных строго регламентирована законодательством, а за ее нарушение установлена административная ответственность. Любому оператору персональных данных необходимо разработать правила обработки информации, уведомить в случае необходимости Роскомнадзор, не допускать перечисленных в статье нарушений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nalog-nalog.ru/personalnye_dannye/chto-znachit-obrabotka-personalnyh-dannyh/

Персональные данные извлечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here