Обжалование решения должностного лица в суде

Вся информация на в статье на тему: "Обжалование решения должностного лица в суде". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Содержание

  • Обжалование решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, должностного лица федерального органа

    Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Минюста России и его территориальных органов и (или) должностных лиц Минюста России и его территориальных органов, принятое и осуществляемое в ходе предоставления государственной услуги (далее — жалоба).

    Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

    нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

    нарушение срока предоставления государственной услуги;

    требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги;

    отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги;

    отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

    требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

    отказ заинтересованного органа, должностного лица заинтересованного органа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;

    нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги.

    Информация, касающаяся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) Минюста России и его территориальных органов и (или) должностных лиц Минюста России и его территориальных органов, размещается на Едином портале.

    Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

    Жалоба рассматривается Минюстом России и его территориальным органом.

    Заявитель вправе письменно обжаловать действия или бездействие должностных лиц территориальных органов Минюста России — в Департамент международного права и сотрудничества Минюста России, Департамента международного права и сотрудничества Минюста России — Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю в соответствии с распределением обязанностей.

    Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

    Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется по телефону, на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и Едином портале.

    Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Минюста России и его территориальных органов, а также их должностных лиц

    Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Минюста России и его территориальных органов, а также их должностных лиц регулируется:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

    постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829; 2014, N 50, ст. 7113; 2015, N 47, ст. 6596; 2016, N 51, ст. 7370; 2017, N 44, ст. 6523; 2018, N 25, ст. 3696);

    постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. N 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6706; 2013, N 52 (ч. 2), ст. 7218; 2015, N 2, ст. 518; 2018, N 49 (ч. 6), ст. 7600).

    Источник: http://minjust.ru/ru/poryadok-obzhalovaniya-deystviy-bezdeystviya-dolzhnostnogo-lica-takzhe-prinimaemogo-im-resheniya-p-7

    Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст.ст. 218 — 228)

    Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

    ГАРАНТ:

    О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 28

    О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8

    Источник: http://base.garant.ru/77686091/aead6e6d1652668337ec17daa55a42c6/

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц

    Гражданин, организация, орган власти, в отношении которых подготовлены документы в ходе или по результатам проверки (далее — заинтересованное лицо), вправе обжаловать решение и действие (бездействие) должностного лица органа ГПН, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган ГПН, выдавший распоряжение о проведении проверки, вышестоящему должностному лицу, органу ГПН.

    Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является решение или действие (бездействие) должностного лица органа ГПН, принятое или осуществленное по результатам проверки. Обжалование осуществляется в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН по результатам проверки. На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

    В случае пропуска срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен руководителем органа ГПН, в котором рассматривается жалоба, о чем делается отметка на поступившей жалобе в виде соответствующей резолюции (либо ходатайство отклоняется соответствующей резолюцией). Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования уведомляется заинтересованное лицо в ответе на жалобу.

    Читайте так же:  Долги для выезда за границу по фамилии

    Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения или действия (бездействия) должностного лица органа ГПН является поступление в орган ГПН жалобы заинтересованного лица, изложенной в письменной или электронной форме, о его несогласии с решением и действием (бездействием) должностного лица органа ГПН, принятым или осуществленным по результатам проверки.

    Заинтересованное лицо имеет право на получение информации о документах, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

    Жалоба заинтересованного лица может быть направлена:

    руководителю органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных;

    руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

    Жалоба, поступившая в орган ГПН, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления.

    Жалоба рассматривается органом ГПН, должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

    По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу:

    признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;

    признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.

    Не допускается сокращение обжалуемых в предписании об устранении нарушений или по устранению несоответствия сроков устранения и (или) иное ухудшение положения лица, направившего жалобу, или лица, в отношении которого было принято обжалуемое решение, предпринято обжалуемое действие (бездействие) должностного лица.

    Заинтересованное лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:

    наименование государственного органа, в который направляется жалоба;

    фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;

    свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);

    почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;

    Ставит личную подпись и указывает дату.

    В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

    В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

    В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заинтересованному лицу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц органа ГПН, а также членов их семей, орган ГПН вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заинтересованному лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

    В случае, если в жалобе заинтересованного лица содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник (заместитель начальника) органа ГПН или уполномоченное должностное лицо органа ГПН вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган ГПН. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу.

    Органы ГПН и должностные лица органов ГПН:

    обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заинтересованного лица, направившего жалобу, или его законного представителя;

    вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

    по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

    Ответ на жалобу подписывается начальником (заместителем начальника) органа ГПН или уполномоченным на то должностным лицом органа ГПН и направляется по почтовому адресу, указанному в жалобе.

    Обжалование решений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Источник: http://34.mchs.gov.ru/deyatelnost/profilakticheskaya-rabota-i-nadzornaya-deyatelnost/7-poryadok-obzhalovaniya-resheniy-deystviy-bezdeystviy-dolzhnostnyh-lic-nadzornyh-organov/dosudebnyy-vnesudebnyy-poryadok-obzhalovaniya-resheniy-i-deystviy-bezdeystviya-organa-ispolnyayushchego-gosudarstvennuyu-funkciyu-a-takzhe-ego-dolzhnostnyh-lic

    Жалоба на действия должностного лица: кому и как писать

    Многие граждане РФ сталкивались с необходимостью, подать жалобу на действия должностного лица. И тогда возникала потребность, найти ответы на вопросы: кому направлять, как оформить, что именно написать в документе. Особенно часто возникают формальные затруднения при обращение в суд.

    Правовой аспект вопроса

    Применяется два способа обжалования действий: судебный и административный

    Обращение в органы власти не всегда приводит к нужным результатам. И заинтересованные лица вынуждены достигать своей цели, обжалуя незаконные, по их мнению, решения или действия.

    Кому и как писать жалобу, определяется нормативными актами, регламентирующими деятельность конкретного чиновника или органа. Как правило, это закон или административный регламент, дополняющий его положения. Например, подобным образом построена система управления регистрацией прав на недвижимость, включающая положение об апелляционных комиссиях при Росреестре. В законе об исполнительном производстве нормы, описывающие порядок обжалования, объединены в одном нормативном акте.

    Существует два способа обжалования:

    • административный порядок;
    • судебный порядок.

    Первый вариант предполагает написание жалобы и её направление в адрес вышестоящего юридического лица или органа власти. Он предусмотрен законом об организации оказания государственных и муниципальных услуг, аналогичный документ существует и на региональном уровне в отношении услуг, действий или решений местных чиновников. Они описывают этапы подачи жалоб вплоть до губернатора. Что касается требований к жалобе, нельзя не забывать о законе «Об обращениях граждан».

    Должностное лицо: понятие, границы, компетенция

    Единого понятия должностного лица в законодательстве России нет. Если объединить действующие нормы, то официальное лицо на должности:

    • находится на службе в органе государственной или муниципальной власти;
    • реализует функции органа власти;
    • имеет специфический статус (гражданского служащего или военнослужащего).

    Статус должностного лица распространяется на сотрудника организации, если ей переданы отдельные функции государственного органа, и в его обязанности входит их реализация. Пример тому сотрудники МФЦ и региональных государственных учреждений.

    Компетенция – границы, в пределах которых действует чиновник. Она определяется:

    1. Конституцией государства.
    2. Федеральными и региональными законами (в частности, о государственной и муниципальной службе).
    3. Подзаконными актами федерального и регионального уровня.
    4. Инструкциями, регламентами.
    5. Контрактом, подписанным при приеме на службу.
    6. Приказами руководства.

    Все они описывают возможные действия и запреты. Например, законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» описывают полномочия и порядок их реализации приставом-исполнителем.

    Читайте так же:  Согласно искового заявления

    Чиновник всегда ограничен рамками регламента и полномочиями структуры. Решением руководителя компетенция сотрудника может меняться при совмещении должностей.

    Куда обращаться с жалобой на неправомерные действия

    Обращение с жалобой имеет определенный порядок и сроки

    Стоит отметить несколько существенных моментов:

    • обращение в досудебном порядке или с претензией обязательно в ряде случаев, без этого суд не примет иск к рассмотрению;
    • одновременная подача документов в административном порядке и в суд автоматически прекращает производство по жалобе в административных органах или прокуратуре;
    • обращение с жалобой или претензией в досудебном порядке не приостанавливает течения срока давности, а иногда он крайне короткий (например, жалобу на пристава можно подать не позже, чем через 10 дней).

    И другие органы, в частности, прокуратура, не обязаны учитывать сроки, чтобы при отрицательном ответе на жалобу, человек успел обратиться в суд. Наоборот, рассмотрение и ответ на него порой сознательно затягивают. Имея короткие сроки обжалования, лучше напрямую обратиться в суд, так как есть риск, что после пропуска их не восстановят.

    Подача жалобы в вышестоящие органы

    В качестве вышестоящего органа выступает руководящее учреждение или руководитель чиновника. Закон обязывает подавать документы поэтапно. Если подать их, минуя одну из инстанций, документы вернутся по назначению.

    Так обстоит дело и с прокуратурой: заявление на сотрудников районной прокуратуры подается в прокуратуру регионального уровня, затем в Генеральную прокуратуру.

    Прежде чем выбирать адресат, необходимо навести справки о работе ведомства и его структуре.

    Подача жалобы на должностное лицо в суд

    Обращение в орган судебной системы должно быть формально выверено, иначе его рассмотрение может затянуться

    Заявление может подаваться согласно положениям трех Кодексов:

    • гражданского процессуального;
    • арбитражного процессуального;
    • кодексу административного судопроизводства.

    В первом случае обжалование касается решений и действий, которые затрагивают гражданские права граждан (например, если отказано в праве постановки на учет лиц, нуждающихся в жилье). Верховный суд выпустил разъяснение, какие споры относить к административным, а какие к гражданским.

    АПК регулирует разбирательство по жалобам предпринимателей и юридических лиц, если их сфера деятельности — бизнес.

    КАС регламентирует рассмотрение всех остальных споров, в частности, заявления на приставов, сотрудников избирательных комиссий и другие.

    Чтобы заявление рассмотрели по существу, нужно выполнить требования к форме и содержанию. Например, административный и арбитражный процесс требуют ссылок на нормы законодательных актов и предварительного обращения с претензией или попыток решить спор иным способом, предусмотренным законом. Нарушения даже формальности достаточно для оставления иска без движения и его последующего возвращения.

    Обращение в прокуратуру

    Прокуроры непосредственно контролируют деятельность полиции, и вопросами уголовной ответственности их полномочия не ограничиваются. Она обеспечивает должный уровень работы других органов.

    В прокуратуру обращаются, если ранее уже были жалобы или заявления в уполномоченные структуры.

    Так что для начала нужен хотя бы один отрицательный ответ или доказательства уклонения от рассмотрения заявления. Например, граждане обратились в трудовую инспекцию, но там их просьбу фактически проигнорировали.

    Как обратиться в прокуратуру через интернет:

    Составление жалобы

    Любая жалоба должна содержать список необходимых для ее рассмотрения пунктов

    Ниже представлены схемы составления документов, применимые к большинству случаев обращения для рассмотрения претензий.

    Жалоба должна включать:

    1. Наименование органа, в который она направляется.
    2. ФИО должностного лица или реквизиты органа, учреждения, чьи действия обжалованы.
    3. ФИО автора жалобы, место его проживания, контактные данные (электронная почта и номер телефона).
    4. Доводы заявителя о незаконности и необоснованности действий или бездеятельности чиновника.
    5. Перечень копий приложенных документов.
    6. Дата подачи и подпись.
    7. Копия доверенности представителя.

    Прилагать документы необязательно, но их наличие ускорит процедуру и увеличит шансы на положительное решение. Чиновники, видя решительный настрой и обоснованную позицию, склонны соглашаться с доводами людей.

    Судебный иск должен содержать:

    1. Название суда.
    2. ФИО истца, место проживания, контакты.
    3. ФИО должностного лица, чье решение обжалуется.
    4. Изложение обстоятельств.
    5. Ссылки на законодательство.
    6. Реквизиты решения органа власти или должностного лица (например, постановления пристава исполнителя).
    7. Требования к суду (суд не выходит за их рамки за редким исключением, и их корректная формулировка — забота заявителя).
    8. Перечень приложенных документов.
    9. Подпись и дата подачи.

    В гражданских и административных делах комплект копий прилагается по числу участников дела.

    Иск оплачивается государственной пошлиной. Её размер определяется ценой предмета спора и статусом заявителя (граждане платят меньше, чем юридические лица).

    Порядок и срок подачи жалобы

    Законодательство предлагает несколько способов направления жалобы:

    • личная передача или через представителя;
    • по почте;
    • отправление через электронные сервисы.

    Бумаги передаются в канцелярию. На копии ставят отметку о принятии. Также документы принимают в МФЦ (они выступают в роли «единого окна»).

    Услуги почты эффективны при условии отправления бумаг с описью и уведомлением. Они дадут гарантию, что жалобу «не потеряют».

    Электронная форма взаимодействия доступна обладателям электронно-цифровых подписей. Так предлагают подавать иски в суды. Отправлять заявления без ЭЦП запрещено, за исключением обращений в прокуратуру и ряд других ведомств. Например, Президенту или в полицию.

    Срок обжалования зависит от случая. Например, жалоба на пристава подается не позже, чем через 10 дней после нарушения им прав заинтересованного лица. Правила о сроках могут одновременно содержаться в профильных и процессуальных законах (для различных категорий дел они устанавливаются индивидуально). В первую очередь учитываются положения процессуального кодекса.

    Общий срок по КАС – 3 месяца, если дело рассматривают согласно ГПК – 3 года (возможны и меньшие сроки).

    Сроки рассмотрения

    Срок рассмотрения официального обращения составляет 15 дней и больше

    Длительность разбирательства устанавливается актами, регулирующими деятельность конкретного органа, и ниже перечисленные варианты не являются исчерпывающими:

    • прокуратура должна укладываться не более чем в 15 дней, имея право на продление;
    • вышестоящий орган или лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, имеют 15 дней на разрешение вопроса;
    • суду дается не больше 1 или 2 месяцев в зависимости от категории дела.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Прокуратура и суд нередко сроки не соблюдают по причине чрезмерной загруженности. Если же рассмотрение заявления в какой-либо орган все же не урегулировано, применяется общее правило о 30-дневном отрезке времени.

    Существует сложная система обжалования решений и действий должностных лиц. Нужно знать, что в начале обращаются к руководителю, в вышестоящий орган или в суд.

    Прокуратура берется за рассмотрение после прохождение других компетентных инстанций. Если законом предусматривается обязательная подача жалобы или претензии в досудебном порядке, без прохождения этого этапа, жалобу не примут. Закон может ограничить время её подачи, если его упустить, то её по существу никто рассматривать жалобу не будет.

    Видео-инструкция о том, как правильно обжаловать действия государственных служащих:

    Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

    Источник: http://uristdnya.com/pravo/grazhdanskoe/dela/zhaloby/zhaloba-na-dejstviya-dolzhnostnogo-litsa.html

    Читайте так же:  Гражданская ответственность предприятий

    Как обжаловать действия и решения чиновников?

    Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

    Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

    Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти. Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

    Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

    Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

    Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

    Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:

    — госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;

    — свой почтовый адрес, на который придет ответ;

    — обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);

    — свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

    Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

    За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

    Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

    Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.

    Что можно обжаловать?

    Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.

    Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ. Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах. И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.

    Пример второй. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки. Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки. Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.

    И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.

    Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать. В результате таких действий или решений должны быть:

    — нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;

    — созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;

    — незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Чьи действия и решения можно обжаловать?

    Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

    Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.

    Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.

    Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

    Как обжаловать в суде действия органов власти?

    Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ. Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ. Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

    Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.

    Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны:

    1) наименование суда, в который подается заявление;

    2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;

    Читайте так же:  Охолощенное оружие нужно разрешение

    3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

    4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

    5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);

    6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

    7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

    8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;

    9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;

    10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;

    11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

    К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.

    Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд. Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд. Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги, тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

    Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

    Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.

    На что обращает внимание суд?

    Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):

    1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

    2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

    в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

    4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

    Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

    Какова вероятность выиграть дело?

    На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

    Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).

    Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.

    За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.

    Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

    Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей. Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан. Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

    Источник: http://rusrand.ru/ideas/kak-objalovat-deystviya-i-resheniya-chinovnikov

    Как обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя?

    ​Лицо, чьи права и интересы нарушены решениями (постановлениями) судебного пристава-исполнителя, может обжаловать соответствующий акт в предусмотренном нормативно-правовыми актами порядке.

    Правила обжалования постановления судебного пристава-исполнителя зависят от инстанции, куда направляется и где будет рассматриваться жалоба. Есть три основных органа, уполномоченных принимать жалобы на постановления приставов и решения по ним:

    1. Вышестоящее должностное лицо или вышестоящая инстанция ФССП. Здесь речь идет о руководителе соответствующего подразделения, пристав которого вынес постановление, либо о вышестоящем подразделении – таким, например, будет региональное управление ФССП по отношению к местному (районному, межрайонному) отделу.
    2. Прокуратура – как универсальная надзорная инстанция, призванная выявлять и принимать меры к устранению в пределах своей компетенции любых нарушений действующего законодательства, допущенных, среди прочего, органами ФССП и их должностными лицами.
    3. Суд – арбитражный (подается заявление) или общей юрисдикции (административный иск) – в зависимости от суда, выдавшего исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, а также в зависимости от статуса должника или лица, в отношении которого вынесено постановление (обычный гражданин или лицо, осуществляющее коммерческую деятельность).

    Общие принципы и особенности обжалования постановлений пристава

    Постановлениями оформляются решения пристава при возбуждении исполнительного производства и в его рамках. Поэтому такие решения затрагивают, прежде всего, права и интересы двух сторон: в пользу которой ведется производство, например, кредитора, и в отношении которой осуществляются меры ограничения и принуждения, призванные обеспечить исполнение решения суда и (или) исполнительного документа. Если же постановлением, реализацией предусмотренных им мер, последствиями этого решения нарушаются права и интересы других лиц, то и они получают возможность обжалования.

    Читайте так же:  Оспаривание отцовства судебная практика решение суда

    Обжаловать можно любые незаконные постановления пристава, но, как правило, речь идет о тех, которые:

    • нарушают права, интересы, свободы граждан и юрлиц либо создают барьеры для их реализации;
    • в нарушение установленных законами норм, без наличия оснований возлагают на граждан и юрлиц какие-либо обязанности, ограничения;
    • порождают необоснованное, незаконное привлечение к ответственности или создают иные негативные последствия, например, влекут имущественный ущерб.

    Если исходить из практики, то наиболее часто обжалуются решения, касающиеся:

    1. возбуждения, прекращения, приостановления или окончания производства, возврата исполнительного документа;
    2. применения ограничительных мер – в частности, запрета на выезд за рубеж, ареста счетов, имущества и других активов;
    3. применения принудительных мер – например, списания денежных средств со счетов, изъятия имущества.

    Общий срок подачи жалобы составляет 10 дней с даты вынесения постановления. Он может быть восстановлен при наличии уважительных причин, не позволивших воспользоваться правом на обжалование в установленный срок.

    Жалоба в порядке подчиненности

    Обращение в вышестоящую инстанцию – основной способ обжалования. Правда, его использование или отказ от процедуры не препятствуют судебной защите. Вместе с тем, в подавляющем большинстве случаев первично жалоба подается именно таким образом – это быстрее и проще. А далее вопрос решается уже в зависимости от принятого вышестоящей инстанцией решения.

    При подготовке и подачи жалобы следует учитывать:

    1. Правило подчиненности означает необходимость обращения к тому должностному лицу, в подчинении которого находится пристав, принявший решение, или утвердившее это решение должностное лицо.
    2. На усмотрение заявителя жалоба подается либо напрямую в вышестоящую инстанцию, либо через пристава, который вынес постановление. В последнем случае пристав обязан перенаправить жалобу в течение 3-х дней.
    3. Если заявитель ошибся с инстанцией направления жалобы, лицо, ее получившее, обязано самостоятельно направить обращение уполномоченному для его рассмотрения должностному лицу. На это отводится также 3 дня.
    4. Жалобу можно отозвать в любой момент, пока она не рассмотрена и по ней не принято решение.
    5. Срок рассмотрения жалобы – 10 дней, но он может быть продлен.
    6. Если жалобы одновременно поданы и в ФССП, и в суд, рассмотрение обращения по линии ФССП приостанавливается до вынесения судебного решения.
    7. В принятии жалобы могут отказать, если, в частности, ее рассмотрение возможно исключительно в судебном порядке, не соблюдены обязательные требования к жалобе или по предмету жалобы уже принято судебное решение.

    Строгой формы жалобы нет. Но важно, чтобы были указаны: адресат жалобы (данные), заявитель (его данные), обжалуемое постановление, его краткое содержание, основания для обжалования и конкретные требования. К заявлению целесообразно приложить документы и другие материалы, подтверждающие обоснованность претензий, наличие оснований для отмены постановления или его изменения.

    По итогам рассмотрения жалобы:

    • постановление признается законным и обоснованным, а жалоба оставляется без удовлетворения;
    • постановление признается полностью или частично незаконным и отменяется в целом либо в части, за чем следует установление обязанности пристава принять новое решение;
    • в случае признания постановления незаконным к приставу могут быть применены меры дисциплинарного характера, но этот аспект в решении по жалобе не указывается и является лишь возможным следствием ее рассмотрения.

    В решении (постановлении) по результатам жалобы указывается срок его исполнения. Стандартный – 10 дней. Но решением может быть установлен другой период – достаточный для выполнения принятого решения.

    Порядок рассмотрения жалоб прокуратурой

    В прокуратуру можно обратиться с жалобой на незаконность постановления пристава как нарушающего права и интересы заявителя. В порядке надзора жалобы рассматриваются согласно ведомственным нормативным актам:

    • жалобы регистрируются не позднее 3-х дней с даты поступления, на практике – в день поступления или на следующий;
    • рассматриваются жалобы обычно в течение 10-15 дней, но если требуют дополнительной прокурорской проверки – до 30 дней.

    К сожалению, срок рассмотрения жалоб прокуратурой и возможные по ним решения не позволяют назвать этот вариант эффективным настолько же, как обращение в суд. Прокуратура может провести проверку изложенных заявителем фактов, оценить законность и обоснованности постановления пристава и даже признать жалобу правомерной. Однако своим решением отменить постановление прокуратура не может – может лишь принять меры прокурорского реагирования. Фактически это сводится к направлению в соответствующие инстанции ФСПП требования об отмене постановления полностью или в части, намного реже – к самостоятельному обращению в суд в защиту прав и интересов заявителя.

    Порядок судебного оспаривания постановления пристава

    Рассмотрение жалоб на постановления приставов отнесено к компетенции судов, действующих на территории, где работает соответствующее структурное подразделение ФССП и пристав, принявший решение. Принимают и рассматривают жалобы арбитражные и общей юрисдикции суды согласно правилам подсудности.

    Обращаться в арбитраж необходимо, если:

    • дело возбуждено по исполнительному документу, выданному арбитражем;
    • исполнительный документ выдан контрольно-надзорным органом или по административному делу и предписывает осуществить действия (решения) в отношении лица, занимающегося предпринимательской деятельностью;
    • постановление вынесено в отношении лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, и касается взыскания исполнительного сбора и расходов, связанных с исполнительными процедурами;
    • производство ведется в отношении лица, занимающегося коммерческой деятельностью, и в связи с такой деятельностью.

    Для правильного определения подсудности первично необходимо установить, не следует ли подавать жалобу именно в арбитражный суд. Если жалоба арбитражу не подсудна, то она направляется в суд общей юрисдикции.

    В зависимости от подсудности жалоба составляется либо по правилам АПК (заявление в арбитраж), либо по правилам КАС (административный иск в суд общей юрисдикции) с учетом требований ГПК.

    В административном иске должны присутствовать:

    • наименование суда;
    • данные об истце и ответчике;
    • описание нарушения;
    • требования, основания и доводы в их подтверждение;
    • информация о результатах рассмотрения жалобы в порядке подчиненности, если такой порядок был соблюден;
    • список документов-приложений к иску;
    • иные сведения, указанные в ст. 125 КАС РФ.

    Примерно аналогичное содержание характерно и для заявлений в арбитраж. Подробнее – ст.199 АПК РФ.

    При подаче заявления или административного иска можно заявить требование о приостановлении действия обжалуемого постановления, если оно уже вступило в силу.

    Срок рассмотрения заявлений и исков, поданных в отношении приставов, сокращен по сравнению с обычными процессами – он составляет 10 дней. Судебный процесс предусматривает явку сторон и их участие. Обязанность доказывания лежит на заявителе, поэтому необходимо тщательно готовиться к процессу.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Результатами суда могут быть:

    • признание полностью или частично постановления недействительным, а решения – незаконным;
    • отказ в удовлетворении требований заявителя.

    Судебное решение можно обжаловать далее – в вышестоящей судебной инстанции.


    Источник: http://law03.ru/finance/article/obzhalovanie-postanovleniya-sudebnogo-pristava
    Обжалование решения должностного лица в суде
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here