Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Вся информация на в статье на тему: "Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным

Вниманию налогоплательщиков Тверской области! C 2009 года досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным.С 1 января 2009 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 г. №137-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные в соответствии со статьей 101 НК РФ по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

При этом обращаем внимание, что указанные изменения не затронули порядок обжалования решений налоговых органов, вынесенных в соответствии со статьей 101.4 НК РФ, иных решений (актов) налоговых органов, а также действий или бездействий их должностных лиц.

Вместе с тем, следует отметить, что реальную возможность выстроить конструктивные, основанные на строгом соблюдении норм налогового законодательства, взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами дает именно последовательное использование налогоплательщиками всех механизмов досудебного урегулирования налоговых споров.

Так, досудебное урегулирование налоговых споров, кроме подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган, предусматривает и такую процедуру, как рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В соответствии с пункта 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Процедура рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок является достаточно эффективным способом урегулировать возможные налоговые претензии еще на стадии рассмотрения акта проверки, т. е. до момента вынесения соответствующего решения, на основании которого налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных сумм (выставление требования, инкассового поручения, приостановления операций по счетам в банке).

В настоящее время работа налоговых органов Тверской области характеризуется снижением общего количества налоговых споров (жалоб), инициированных налогоплательщиками, и рассмотренных в досудебном и судебном порядке, а также смещением налоговых споров в досудебную процедуру.

Так, общее количество налоговых споров, инициированных налогоплательщиками и рассмотренных в досудебном и судебном порядке, за 9 месяцев 2008 года составило 649, из них 323 (или 49,7 %) рассмотрено в досудебном порядке, тогда как за аналогичный период прошлого года общее количество таких споров составляло 792, а в досудебном порядке было рассмотрено 346 (или 43,6 %).

Данные показатели обусловлены, в том числе и более активным использованием налогоплательщиками такой досудебной процедуры урегулирования налоговых споров, как подача возражений на акты налогового контроля, количество которых за 9 месяцев 2008 года увеличилось на 33,7 %.

УФНС России по Тверской области рекомендует налогоплательщикам, в случае несогласия с выводами проверяющих, изложенными в актах налоговых проверок, в полной мере использовать свое право на подачу возражений (представление дополнительных документов) и непосредственное участие в процессе рассмотрения материалов проверок.

Источник: http://www.klerk.ru/inspection/141248/

Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Читайте так же:  Видное разрешение на оружие

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Читайте так же:  Судебный приказ о взыскании по капремонту

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

Источник: http://www.garant.ru/article/488809/

Досудебное урегулирование налоговых споров

Система налогообложения в РФ представляет собой цельный и четко отлаженный механизм, функционирование которого регулируется налоговым законодательством. Значимая часть последнего посвящена решению споров в налоговой сфере, непременно возникающих между налогоплательщиками и государством в лице налоговых структур. В последние годы порядок решения подобных конфликтов был не раз видоизменен, поэтому нередко вызывает вопросы у юридически неподкованных граждан. В сегодняшнем материале наш ресурс хотел бы детально освятить сущность, процедуру и особенности досудебного рассмотрения налоговых споров в России.

Суть и базовые принципы досудебного урегулирования налоговых споров

Досудебное решение налоговых споров в РФ — это любые процедуры, направленные на оперативное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения вне стен судебных органов. Если сравнивать досудебное разрешение споров с аналогичной процедурой, реализуемой через суд, вырисовывается целый список преимуществ первого варианта. Наиболее значимыми из них следует считать:

  • более простой и менее формализованный порядок рассмотрения споров;
  • меньшая длительность всех процедур, направленных на решение конфликта;
  • отсутствие необходимости уплаты госпошлин и подобных ей судебных издержек.

Источником права досудебного рассмотрения споров с налоговиками в РФ является Налоговый Кодекс, который четко ссылается на него в 19-й и 20-й главах. Согласно законодательно принятым нормам, любое лицо вправе прибегать к досудебному решению конфликтов в налоговой сфере при наличии факта нарушений его законных интересов, прав или свобод. При этом субъект спора может и не быть налогоплательщиком. Это значит то, что даже иностранец, не относящийся к системе налогообложения России, но имеющий основания полагать о нарушении своих прав со стороны налоговых структур нашей страны, имеет полное право обжаловать действия таковых в досудебном порядке. Удивительно, но подобного не запрещает ни один пункт Налогового Кодекса РФ.

На сегодняшний день предметом досудебного рассмотрения споров с налоговиками могут быть:

  • акты налоговых структур ненормативного характера (например, требование об уплате налогов или решение о принудительном взыскании таковых);
  • действия представителей ФНС, нарушающие права и свободы налогоплательщика;
  • их бездействие в плане реализации налоговой деятельности.

Как показывает юридическая практика, наиболее типичными причинами налоговых споров, решаемых в досудебном порядке, являются:

  • неправильный расчет налогов, подлежащих выплате, или нарушения в сроках их исчисления;
  • неправомерное вынесение требований об уплате обязательных сборов;
  • незаконное непредоставление вычетов за налоговый период;
  • факт решения по приостановлению банковских операций относительно счетов налогоплательщика;
  • отказы в возвратах уплаченных средств, подлежащих обратной выплате налогоплательщикам.

Практика досудебного разрешения конфликтов в сфере налогообложения на территории РФ начала применяться относительно недавно. Законодательно закрепив подобную возможность у налогоплательщиков, правительство в разы разгрузило судебные органы. Более того, в отделениях ФНС нашей страны были сформированы специальные аудиты по досудебному решению споров, которые рассматривают все жалобы и апелляции недовольных налогоплательщиков.

Виды досудебного решения налоговых споров

Досудебное рассмотрение налоговых споров регламентируется налоговым законодательством РФ. Как было отмечено ранее, базовым источником законодательных норм о рассматриваемом здесь явлении считается Налоговый Кодекс. Так как регулирование досудебного решения налоговых конфликтов прямо или косвенно осуществляется во многих статьях данного акта, делать упор на рассмотрение конкретных статей будет неправильно. При желании разобраться в досудебном порядке относительно решения подобных споров придется изучать весь кодекс целиком.

Обобщая положения Налогового кодекса РФ, следует отметить – в России реализуемы два основных вида решения налоговых споров вне стен суда. Оба они сводятся к тому, что недовольный налогоплательщик или его представители должны подать заявление в вышестоящие налоговые структуры, однако в зависимости от индивидуальных особенностей конкретно взятого случая реализация процедуры обжалования различна. В соответствии с действующими законами РФ, характер рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке может быть двух видов:

В какие госструктуры поддаются досудебные жалобы

Определив необходимость и возможность досудебного решения налоговых споров, первочередно важно определить – в какую госструктуру следует направить жалобу? В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, подача жалобы должна осуществляться исключительно в вышестоящий орган по отношению к тому, чье решение или действие, бездействие является предметом спора. На данный момент иерархия налоговых структур в России предусматривает следующее:

  • На местном уровне (любые Инспекции ФНС по районам, городам, межрайонным объединениям) вышестоящим органом является Управление ФНС России по субъекту проживания налогоплательщика, обращающегося с жалобой.
  • Для Управлений ФНС России по субъектам РФ, Межрегиональных инспекций по крупным налогоплательщикам и ценообразованию, вышестоящей структурой считается центральное отделение ФНС России.
Читайте так же:  Судебная экспертиза дисциплины

Решаясь на оспаривание решения налоговой структуры, рассмотревшей досудебную жалобу, в уже судебном порядке, обращаться с иском следует в суды соответствующей юрисдикции. По отношению к Управлениям ФНС России по субъектам нашей страны и Межрегиональным инспекциям по крупным налогоплательщикам и ценообразованию такими судебными органами являются областные суды, а для центральной ФНС России – Верховный Суд РФ.

Стоит быть крайне внимательным при направлении искового заявления в суд. Подача иска не в ту инстанцию может привести к возврату искового заявления и пропуску срока на обжалование.

Правила составления и подачи жалобы

Жалобные, подаваемые в виде обычных и апелляционных жалоб при досудебном решении споров с ФНС, не имеют между собой существенных различий. В общем случае данные бумаги должны содержать:

  • ФИО и адрес жительства для физического лица или наименование и адрес размещения для юрлица (сведения о заявителе);
  • идентификационные данные об обжалуемом решении налоговых органов и указание неправомерных действий с их стороны;
  • название госструктуры, деятельность которой является предметом досудебного обжалования;
  • основания, определяющие факт нарушения прав и законных интересов заявителя по настоящей жалобе и спровоцировавшие непосредственно спор;
  • желания и требования лица, подающего жалобу, по решению возникшего спора;
  • дата составления и подпись лица, чьи права были нарушены, или его официального представителя;
  • при наличии прилагаемых к жалобной бумаге документов, подтверждающих правоту заявителя в возникшем споре – перечень данных документов в отдельном пункте «Приложение».

Скачать формы типовых жалоб на налоговиков для реализации права досудебного рассмотрения налоговых споров можно здесь: (ссылки)

Оформлять жалобу следует в письменном или печатном виде в двух экземплярах, один из которых подается в полномочные госструктуры, а другой остается у заявителя с отметкой о подаче жалобы. Главное в составлении жалоб – грамотность, последовательность повествования информации о споре и аккуратность. Не забывайте, что неразборчивый документ не будет рассмотрен ни одним госорганом и вернется отправителю. Исключить подобные риски желательно еще на этапе составления жалобы, конечно, если у заявителя имеется желание не потерять драгоценное время, нервы и силы и на без того неприятный спор.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подача жалобы по досудебному решению налогового спора должна осуществляться либо лицом, чьи права были нарушены налоговыми структурами, либо его законным представителем. При реализации права мирного урегулирования налогового конфликта через представителя требуется приложить к жалобе соответствующий документ (копия доверенности, например).

Непосредственно передача жалобы полномочным госорганам может быть осуществлена и личным посещением таковых, и отправкой бумаги через почту или курьера. Главное, чтобы после подачи жалобного документа у заявителя остались подтверждающий этот факт бумаги (расписка от принявшего жалобу сотрудника ФНС, чек по отправке заказного письма и т. п.). При отсутствии таковых могут возникнуть проблемы в дальнейшем, например, в случае с необходимостью обращения в суд для обжалования решения налоговых структур.

Возможные итоги обжалования

По итогу реализации досудебного рассмотрения налогового спора через вышестоящие представительства ФНС гражданин обязательно получит официальный ответ по поданной им жалобной бумаге. Законодательство РФ предусматривает, что итоги обжалования могут быть нескольких видов:

  1. Полностью или частично удовлетворительными для заявителя, чьи права ранее были нарушены. В этом случае решение налоговой структуры вступает в силу в день его официального вынесения, если иного не предусмотрено вынесенным актом или законодательством РФ. Исполнение вердикта обязательно со всех сторон налогового спора, если судебного оспаривания такового от их имени не последует.
  2. Неудовлетворительными для заявителя. В подобном стечении обстоятельств отправителю жалобы направляется:
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с запретом на ее повторное отправление (вступает в законную силу в день официального вынесения и может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с возможностью ее повторного отправления при корректировке определенных положений (имеет место при несоблюдении базовых правил составления жалобной бумаги, вступает в законную силу в день официального вынесения и также может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в принятии требований отправителя жалобы (вступает в законную силу в день вынесения, допускается только обжалование в судебном органе).

Отметим, что непосредственно факт подачи жалобы в досудебном порядке решения налоговых споров юридических последствий не несет. То есть, отмена или видоизменение неправомерных решений налоговых структур возможно только после вынесения вышестоящими органами соответствующего решения. Учитывая это, удивляться, например, взысканию «неправильных» налогов в период после подачи жалобы на уже вступивший в законную силу ненормативный акт налоговиков не стоит. Подобные действия с их стороны совершенно законны и обжаловаться в суде не могут.

Подводим итоги

Как видите, особых сложностей в досудебном рассмотрении налоговых споров на территории РФ не имеется. Главное в этой процедуре – грамотный подход и полное соблюдение законодательных норм. В общем случае досудебное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения реализуется в 5 несложных этапов:

  1. Анализ возникшей проблемы с определением дальнейшего вектора действий по решению спора.
  2. Составление жалобы, ее оформление и подача.
  3. Ожидание рассмотрения поданных бумаг.
  4. Получение вердикта по итогам решения налогового спора в досудебном порядке.
  5. Реализация решения вышестоящих чинов или же его обжалование в суде или других госструктурах.

Резюмируя рассмотрение темы сегодняшней статьи, можно констатировать – нет необходимости бояться досудебного урегулирования налоговых конфликтов, так как данная процедура четко регламентируется законодательством РФ. Более того, реализуя ее в соответствии с приведенной сегодня статьей, в успешности процедуры обжалования не следует сомневаться, конечно, при наличии реальных нарушений со стороны налоговиков. Надеемся, представленный материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи в разрешении налоговых споров!

Источник: http://pokodeksu.ru/finansovoe-pravo/nalogi/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov.html

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

С 2014 года все споры между налогоплательщиками и налоговыми органами подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе (статья 138 НК РФ). Компания не может обратиться в суд за защитой своих прав в сфере налоговых правоотношений, если не проведена процедура досудебного урегулирования.

Читайте так же:  Задачи стадии подготовки к судебному разбирательству

Общие подходы к урегулированию налоговых споров

Налогоплательщик может обжаловать вступившие в силу акты ИФНС, действия или бездействия должностных лиц ИФНС в случаях, когда налогоплательщик полагает, что его права нарушены.

Обжалование осуществляется путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

И только затем, если решение по апелляционной жалобе не принято в течение одного месяца (срок рассмотрения апелляционной жалобы в общем случае), действия / бездействия налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке.

В случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган действие акта ИФНС, который обжалуется, не приостанавливается, за исключением следующего случая.

Это случай предоставления налогоплательщиком банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению. Банковская гарантия подается вместе с заявлением о приостановлении действия решения ИФНС и жалобой на вступившее в силу решение ИФНС о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Срок действия такой банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи налогоплательщиком заявления о приостановлении исполнения решения ИФНС.

ИФНС проверяет банковскую гарантию на соответствие требования статьи 74.1 НК РФ («Банковская гарантия»), и в зависимости от результатов проверки либо приостанавливает, либо не приостанавливает обжалуемое решение ИФНС.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал, либо должен был узнать о нарушении своих прав (Читайте также статью ⇒ Как написать жалобу в налоговый орган через интернет).

Пошаговая инструкция по досудебному урегулированию налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров должно производится в следующем порядке (статьи 139, 139.1, 139.3, 140 НК РФ):

  1. Налогоплательщик подает жалобу в ИФНС, действия/бездействия которой обжалуются. ИФНС в трехдневный срок передает жалобу и материалы по делу в вышестоящий налоговый орган.

Так как у ИФНС есть обязанность по устранению нарушения прав подавшего жалобу лица, ИФНС после проведения таких мероприятий (давших положительный результат) в трехдневный срок не подает в вышестоящий орган жалобу, а сообщает об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

  1. Вышестоящий налоговый орган рассматривает поданную жалобу и документы, поданные с жалобой и признанные подтвердить позицию налогоплательщика, без участия налогоплательщика. Налогоплательщик приглашается к участию в рассмотрении жалобы только в случае, если в представленных материалах найдены расхождения или несоответствия.
  2. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом может быть предпринято следующее:
  3. жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена без удовлетворения
  4. акт ИФНС ненормативного характера может быть отменен
  5. решение ИФНС отменяется полностью или в части
  6. решение ИФНС отменяется полностью и принимается новое решение
  7. действия или бездействие должностных лиц ИФНС признаются незаконными, выносится решение по существу.
  8. Решение принимается в течение одного месяца со дня получения жалобы. Срок может быть продлен в случаях, когда требуется дополнительные документы от ИФНС, либо налогоплательщик представил дополнительные документы. Продление осуществляется на срок не более месяца.
  9. Решение вышестоящего органа по жалобе должно быть вручено, либо направлено налогоплательщику в течение трех дней со дня принятия такого решения.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

Компания получила по результатам налоговой проверки решение о привлечение ее к ответственности за налоговые нарушения. Решение вступило в силу. Компания жалобу в вышестоящий налоговый орган, оспаривая решение ИФНС. В связи с допущенными нарушениями при оформлении жалобы вышестоящий налоговый орган оставил жалобу без рассмотрения. Может ли компания в таком случае обратиться в суд для защиты своих прав?

Нет, в данном случае, компания должна обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган повторно, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования налогового спора.

Вопрос № 2:

Налогоплательщик обратился в суд в связи с нарушением ИФНС срока отмены приостановлении операций по расчетным счетам налогоплательщика без предварительного обращения в вышестоящий орган. Правомерны ля действия налогоплательщика?

В данном случае действия налогоплательщика правомерны, так как досудебного разбирательства для подобных случаев в НК РФ не предусмотрено.

Вопрос № 3:

Нужно ли в случае отказа ИФНС в возмещении НДС соблюдать порядок досудебного урегулирования налогового спора, или можно сразу обращаться в суд за защитой своих прав?

Решение об отказе в возмещении НДС принимается ИФНС по результатам камеральной проверки. В данном случае досудебный порядок урегулирования налогового спора, если налогоплательщик не согласен с решением ИФНС, является обязательным.

Вопрос № 4:

Компании по результатам проверки был доначислен налог. Также были начислены пени и штраф. Компания обратилась с апелляционной жалобой в вышестоящий орган, в котором просила снизить размер штрафа, так как имелись смягчающие обстоятельства. Затем компания обратилась в суд. В судебной иске компания указывала на необоснованное доначисление налога, пени и штрафа по результатам проверки ИФНС. Может ли в данном случае считаться, что досудебный порядок урегулирования налогового спора соблюден?

В данном случае нельзя считать, что досудебный порядок урегулирования налогового спора соблюден, так как компания, обращаясь в вышестоящий налоговый орган, не оспаривала доначисление налога, а только ходатайствовала о снижении размера штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств (Читайте также статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде).

Источник: http://online-buhuchet.ru/dosudebnyj-poryadok-uregulirovaniya-nalogovyx-sporov/

Досудебное урегулирование налоговых споров

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

Основные сведения налоговых споров

Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.

И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.

!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:

  • Анализ споров;
  • Оценка причин;
  • Анализ норм закона;
  • Оформление претензий;

!Важно абсолютно любой спор можно решить без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, такая процедура проходит, несмотря на нежелание сторон. Урегулирования делаться на добровольные и обязательные.

Читайте так же:  Срок исковой давности по налоговым правонарушениям составляет

И при всем при этом стороны могут даже категорически против досудебного регулирования, и настоять на судебном разбирательстве.

Функции соответствующим отделом

Цель для создания таких отделов является рассмотрение налоговых споров и обоих этапах, на этапе рассмотрения акта налоговой инспекции и на втором этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют функции:

  • Проверить жалобы лиц на различные решения налоговой инспекции;
  • Рассмотреть разногласия сторон по актам различных проверок;
  • Подготовить заключения по жалобам.

Досудебное урегулирование всех налоговых споров в НК, АПК и письмами ФНС.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок досудебного урегулирования

Раньше в России урегулирования были возможны только при решении выездных проверок. Но с 2014 г. урегулирование нужно применять для всех налоговых споров без исключения.

!Важно В первую очередь это отлично для налогоплательщиков, которые могут решать спор с помощью налоговой инспекции.

И так же, такие обращения не облагаются пошлиной, и являются абсолютно бесплотным. Урегулирования в данных случаях подразумевает подачу жалобы налогоплательщиков в вышестоящую налоговую инспекцию. Именно он считается в этих спорах 3-тьим лицом. По НК подать жалобу нужно через налоговую инспекцию, решение, которого в ней оспаривают. И именно оттуда ее направляют дальше.

Во время рассмотрения своей жалобы если налогоплательщик, признаёт, что нарушил налоговый закон, то можно рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Налогоплательщик может обжаловать с помощью досудебного урегулирования:

  • Отказ о проведении налогового вычета;
  • Взыскание высоких денежных средств налога;
  • Требования неправомерной оплаты пени или штрафов;
  • Приостановление всех операций по банковскому счету;

На самом деле существуют несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Обычная жалоба Подают на обжалование решений;
Жалоба на действия Подают на обжалования действий налоговой инспекции;
Апелляционная жалоба Подают для обжалования актов налоговой инспекции, которые еще не вступили в силу;

Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров по закону состоит так же из этапов:

Рассмотрение жалоб на акты Рассмотрение возражений на действия
Будут рассмотрены, которые составлялись на основании проверки; Будут рассмотрены для должностных лиц налоговой инспекции;

Абсолютно любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговой инспекции, и так же составленные им в ходе проверки акты. Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.

В налоговой инспекции могут рассмотреть:

  1. Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
  2. Расчет суммы;
  3. Доверенность, ЕС
  4. Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.

Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве. Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года. Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях. Основания для этого утверждены в НК РФ:

  • В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
  • Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
  • Если жалоба отозвана обратно;
  • Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.

!Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.

Эффективность решения споров

Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2020 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.

Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах. Это позволяет совершенствовать налоговые контроли, и к тому же, улучшить процедуры взаимодействий налоговых служб и налогоплательщиков. Хотя с другой стороны, многие специалисты указывают недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Преимущества досудебных урегулирований

Плюсы досудебных урегулирования можно отметить следующие:

  • Рассмотрение жалоб редко превышает один месяц;
  • Обратившись, в вышестоящий орган за помощью является бесплатной услугой, хотя в то время как при судебном рассмотрении придется нанять адвоката и оплатить пошлину;
  • Если рассматривается, спор то соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • Налоговая инспекция не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • Процедура досудебного урегулирования проста и не требует от налогоплательщика как-то особых требований;
  • Чтобы узнать, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает сервис «узнать о жалобе».

Недостатки досудебного урегулирования

Минусом такого урегулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики не имеют информации в этом вопросе. И отсюда огромное количество заявлений в суд.

Еще один минус системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых инспекций. Процедура лишь забирает время, и поэтому стараются решить вопрос через суд. Теперь, когда досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным, нужно не дать этой процедуре затянуться. Налогоплательщик в праве самостоятельно заниматься подачей жалобы, но специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Главное – это знать, что решение налоговой ошибка, и уметь это доказать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://online-buhuchet.ru/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyx-sporov/

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here