Неисполнения налогового обязательства

Вся информация на в статье на тему: "Неисполнения налогового обязательства". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

Объектом данного налогового правонарушения являются фискальные материальные права государства. Неправомерное неудержание, неперечисление или неполное перечисление налоговым агентом сумм налога приводит к неполному формированию доходной части бюджетов или государственных внебюджетных фондов.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 123 НК, выражается в бездействии налогового агента по своевременному и полному удержанию и перечислению налоговых платежей в бюджетную систему или государственные внебюджетные фонды. Обязанность налогового агента совершить указанные действия предусмотрена ст. 24 НК и детализирована соответствующими главами части второй НК — гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 25 «Налог на прибыль организаций» и др.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния являются способы его совершения:

  • o неудержание или неполное удержание сумм налога с налогоплательщика;
  • o неперечисление или неполное перечисление сумм налога в бюджетную систему или государственные внебюджетные фонды;
  • o неперечисление или неполное перечисление в бюджетную систему или государственные внебюджетные фонды удержанных с налогоплательщика сумм налогов.

Обязанность налогового агента по исчислению и перечислению налога с налогоплательщика установлена налоговым законодательством как единый элемент меры должного поведения. В то же время возможны случаи, когда налоговый агент исчисляет и удерживает с налогоплательщика сумму налога, но по каким-либо причинам не перечисляет ее в бюджетную систему или государственные внебюджетные фонды или перечисляет не в полном объеме. В данной ситуации следует учитывать, что частичное неисполнение налоговым агентом своих обязанностей по отношению уже не к налогоплательщику, а государству не является препятствием для квалификации совершенного деяния по ст. 123 ПК.

При этом налоговый агент должен компенсировать государству финансовые потери, вызванные неосновательным пользованием чужими денежными средствами, и, согласно п. 1 ст. 75 НК, выплатить пеню, начисленную на сумму неперечисленного (перечисленного не полностью) налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента, находящиеся на счетах в банках.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов может быть квалифицировано в качестве налогового правонарушения только в том случае, если у налогового агента имелась реальная возможность исполнить данную обязанность надлежащим образом. В случае невозможности удержать налог у налогоплательщика налоговый агент должен в месячный срок письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета и приложить расчет суммы налоговой задолженности налогоплательщика. Произведенное надлежащим образом информирование налогового органа о невозможности в силу объективных причин исполнить возложенные обязанности по исчислению и удержанию налога с налогоплательщика является основанием, освобождающим налогового агента от ответственности по ст. 123 ПК.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов считается оконченным по истечении последнего дня срока, установленного соответствующей главой части второй НК или иным законодательством о налогах и сборах для перечисления суммы налога в бюджетную систему или государственный внебюджетный фонд.

Субъектом налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК, является налоговый агент — лицо, на которое по законодательству возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Субъективная сторона правонарушения в виде невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Противоправное деяние, квалифицирующим признаком которого является неудержание или неполное удержание, а также неперечисление или неполное перечисление сумм налога, может быть совершено как по неосторожности, так и умышленно. Неперечисление или неполное перечисление ранее удержанных сумм налога характеризуется виной только в форме умысла.

Санкция за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов выражена в виде штрафа, является относительно определенной и исчисляется в процентном соотношении от суммы, подлежащей перечислению. Размер штрафа за совершение рассматриваемого налогового правонарушения не зависит от степени невыполнения налоговым агентом своей обязанности — законодателю безразлично, произошло полное или неполное неперечисление налоговых платежей в бюджетную систему или государственные внебюджетные фонды.

Источник: http://studme.org/179001109580/pravo/nevypolnenie_nalogovym_agentom_obyazannosti_uderzhaniyu_ili_perechisleniyu_nalogov

Ответственность плательщиков налогов, сборов (пошлин) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства

Ответственность плательщиков налогов, сборов (пошлин)

– это те неблагоприятные правовые последствия, которые наступают для плательщика за неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства.

Так как рассмотрение всех данных составов не представляется возможным, рассмотрим правонарушения, за совершение которых применение мер ответственности представляет некоторые сложности.

Статьи 13.5 и 13.6 указанного Кодекса содержат четыре состава.

Статья 13.5 содержит два состава:

— нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин);

— нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, если эти деяния повлекли за собой сокрытие (занижение) налоговой базы.

Статья 13.6 также содержит два состава административных правонарушений:

— неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) без признаков сокрытия (занижения) налоговой базы;

— неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы.

Возникает вопрос: для чего необходимо четыре сходных между собой состава правонарушений и как они соотносятся при применении мер административной ответственности?

Кодекс Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях» повышает совокупный размер административных штрафов, налагаемых на субъект хозяйствования, в зависимости от стадии неуплаты налога путем сокрытия (занижения) налоговой базы, на которой такая неуплата была выявлена или иным образом пресечена. Чем данная стадия ближе к завершению действий, направленных на неуплату, тем больше совокупный размер штрафов и наоборот.

Указанный кодекс разделяет процесс неуплаты налога (сбора) путем сокрытия (занижения) налоговой базы на три условные стадии.

Стадия 1 Нарушение правил учета. Если нарушение правил учета фактически не повлекло за собой сокрытие (занижение) налоговой базы, то в этом случае следует применять меры административной ответственности за нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин) (п. 1 статьи 13.5 вышеуказанного Кодекса).

Стадия 3 Неуплата налога, наступившая в результате сокрытия (занижения) налоговой базы. Третья стадия имеет место тогда, когда наступает крайний, установленный законодательством срок для уплаты именно того налога, который исчислен из сокрытой (заниженной) налоговой базы. При наступлении третьей стадии к плательщику применяются меры административной ответственности и за нарушение правил учета объектов налогообложения, повлекшее за собой сокрытие (занижение) налоговой базы (п. 2 статьи 13.5 указанного кодекса) и за неуплату или неполную уплату суммы налога, совершенную путем занижения, сокрытия налоговой базы (п. 2 статьи 13.6 указанного кодекса).

Читайте так же:  Нужен ли загранпаспорт ребенку в узбекистан

Еще один из вышеуказанных составов — неуплата или неполная уплата суммы налога без признаков сокрытия (занижения) налоговой базы (п. 1 статьи 13.6 указанного кодекса) лежит вне рассмотренных трех стадий процесса неуплаты налога путем сокрытия (занижения) налоговой базы. Меры административной ответственности за это нарушение применяются, если неуплата налога не являлась результатом нарушений правил учета, а имела место в результате следующих действий:

— ненаправление плательщиком платежного поручения в уполномоченный банк на перечисление налога в бюджет;

— направление плательщиком платежного поручения в уполномоченный банк на перечисление налога в бюджет с нарушением очередности проведения расходных операций по счетам, предусмотренной указом Президента № 359 от 29 июня 2000 г. «О порядке расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» и других подобных действий.

За данную неуплату предусмотрен меньший размер штрафа, чем за неуплату путем сокрытия (занижения) налоговой базы. Меры административной ответственности за неуплату налогов и сборов без признаков сокрытия (занижения) налоговой базы не применяются в случае своевременного направления плательщиком поручения банку на перечисление причитающейся суммы налога, которое не было исполнено банком по причине отсутствия на счете плательщика средств.

Меры административной ответственности за неуплату налогов без признаков сокрытия налоговой базы не применяются также в том случае, если плательщик был привлечён к ответственности за неуплату тех же сумм налогов и сборов, совершённую путём сокрытия (занижения) налоговой базы.

Меры административной ответственности, предусмотренные за неуплату в установленный срок, без признаков сокрытия и занижения базы, а также за неуплату путём сокрытия и занижения налогооблагаемой базы не применяются, если плательщик уплатил причитающуюся сумму налога до назначения проверки, в результате которой может быть обнаружена такая неуплата или неполная уплата, хотя и с нарушением срока уплаты данного налога, предусмотренного законодательством.

При этом днем назначения проверки (кроме камеральной налоговой проверки) является день ознакомления плательщика (иного обязанного лица) или его представителя с предписанием на проведение проверки. А днем назначения камеральной налоговой проверки является день вручения плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/1_102761_otvetstvennost-platelshchikov-nalogov-sborov-poshlin-za-neispolnenie-nenadlezhashchee-ispolnenie-nalogovogo-obyazatelstva.html

7.2. Последствия неисполнения налоговой обязанности

Налогоплательщику (плательщику сбора) направляется требование об уплате налога и сбора, представляющее собой письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу (сбору), размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога или сбора по законодательству, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае его неисполнения. Кроме того, в нем должны содержаться подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылка на положения закона о налогах, которые устанавливают, обязанность налогоплательщика уплатить налог.

По общему правилу требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику (плательщику сборов) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок со дня вынесения соответствующего решения.

Требование об уплате налога или сбора вручается налоговым органом налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Аналогичный порядок предъявления налоговой претензии предусмотрен и в отношении налоговых агентов (ст. 69, 70 НК РФ).

Обязанность по уплате налогов и сборов, а также пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств и имущества указанной организации.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским за-конодательством. Согласно ст. 64 ГК РФ задолженность по обя-зательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в четвертую очередь после удовлетворения требований граждан по возмещению вреда жизни и здоровью, выплаты выходных пособий по оплате труда и требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В тех случаях, когда денежных средств ликвидируемой орга-низации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, а также причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных гражданским законодательством.

В случае, если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации (ст. 49 НК РФ).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица по общему правилу исполняется организацией, являющейся его правопреемником (правопреемниками), независимо от того, были ли известны ее руководителям до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом налоговой обязанности. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется на основе разделительного баланса, т. е. пропорционально доле полученного ими имущества. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его налоговых обязанностей правопреемником (ст. 50 НК РФ).

Правопреемник (правопреемники) должен также уплатить пени, причитающиеся по перешедшим к нему налоговым обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Имеет свои особенности и порядок исполнения налоговой обязанности безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица.

Согласно ст. 51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. В этом случае лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано без начисления процентов уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Читайте так же:  Порядок условия признания гражданина безвестно отсутствующим

Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.

Солидарное исполнение налоговой обязанности предполагает уплату налога (сбора) наряду с самим налогоплательщиком также и другими лицами. Возложение обязанности по солидарному исполнению налоговой обязанности осуществляется по решению суда.

По искам налоговых органов суд может принять решение о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися по отношению друг к другу в соответствии с гражданским законодательством основными и зависимыми (дочерними) обществами (товариществами). Такое взыскание возможно в том случае, когда выручка за товары, работы и услуги, реализуемые одной из таких организаций, поступает на счета другой (п. 18 ст. 31 НК РФ).

Источник: http://knigi.news/nalog/posledstviya-neispolneniya-nalogovoy-21989.html

Неисполнение договорных и налоговых обязательств: налоговый учет

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2010, N 37

Причитающаяся получателю неустойка (денежные средства) не связана с выручкой от реализации. Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ в налоговом учете получатель неустойки отражает ее в составе внереализационных доходов. Если налоговый учет ведется методом начисления, то доход возникает на дату признания неустойки должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (п. 4 ст. 271 НК РФ). Некоторую неопределенность в порядок налогового учета доходов в виде неустойки по хозяйственному договору вносит ст. 317 НК РФ, в соответствии с которой доходы в виде причитающихся по договору сумм штрафов отражаются согласно условиям договора. Однако в Решении ВАС РФ от 14.08.2003 N 8551/03 разъясняется, что одного наличия условия в договоре о взимании штрафных санкций недостаточно для того, чтобы отражать доходы по мере наступления соответствующих договорных условий. Нужно, чтобы фактическую сумму неустойки признал должник или суд. Таким образом, в отношении даты отражения таких доходов ВАС РФ отдал приоритет нормам ст. 271 НК РФ, где определены условия для определения даты внереализационных доходов.

В налоговом учете плательщика при использовании метода начисления сумма неустойки включается в состав внереализационных расходов на дату признания ее должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (п. 1 ст. 265 и п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, благодаря бизнес-планированию часть рисков по неисполнению договорных обязательств можно свести к минимуму.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/60078-neispolnenie-dogovornyx-nalogovyx-obyazatelstv-nalogovyj-uchet

Пути исполнения налоговых обязательств

1. Понятие способовобеспеченияобязанностей по уплате налогов и сборов

2. Залог имущества

5. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

6. Арест имущества

Список использованной литературы

1. ПОНЯТИЕ СПОСОБОВОБЕСПЕЧЕНИЯОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Под способами обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов понимаются правовые средства, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов или иным обязанным лицом) налоговой обязанности, обеспечивающие надлежащее исполнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие налоговым органам осуществить принудительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогового обязательства. Способы обеспечения исполнения обязанности носят исключительно имущественный характер и призваны гарантировать государству реальное безусловное исполнение обязательства налогообязанного лица, ориентируя последнего к надлежащему исполнению своего соответствующего обязательства по уплате налога и сбора. Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации[3] исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика. Способыобеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются 11 главой Налогового кодекса.

Все вышеуказанные способы обеспечения исполнения налогового обязательства принято подразделять на:

1) способы общего применения;

2) способы ограниченного применения.

К способам общего применения относятся: пеня, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке и арест имущества налогоплательщика. Применение этих способов может иметь место во всех случаях, когда налогоплательщики не исполняют свои налоговые обязательства. Единственно, арест имущества применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке или отсутствии информации о таких счетах (ч. 7 ст. 46 НК РФ). К способам ограниченного применения относятся залог и поручительство. Данные способы могут использоваться лишь для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов при предоставлении ему уполномоченным органом отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита (ч. 5 ст. 64, ч. 6 ст. 65, ч. 6 ст. 67 НК РФ). Таким образом, законодатель установил пять способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, такие как залог имущества, пеня, поручительство, приостановление операций по счетам в банке, а также наложение ареста на имущество налогоплательщика. Способы обеспечения исполнения обязанности носят исключительно имущественный характер и призваны гарантировать государству реальное исполнение налоговых обязательств.

2. ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем.[4] Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 336 Гражданского кодекса Российской Федерации[5] предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способаобеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Таким образом, залог имущества является одним из способов исполнения обязательств по уплате налогов и сборов. Предметом залога может быть только то имущество, перечень которого закреплен гражданским законодательством. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем.

Читайте так же:  Паевой взнос ударение

Источник: http://mirznanii.com/a/32029/puti-ispolneniya-nalogovykh-obyazatelstv

Неисполнение налогового обязательства может привести к ограничению распоряжения имуществом и его реализации

В соответствии со статьей 61З Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) за неисполнение налогового обязательства налоговым органом производится ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента), на основании решения об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика в случаях:

1) непогашения налоговой задолженности по истечении пятнадцати рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности;

2) обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом), за исключением крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, уведомления о результатах проверки и (или) решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление.

3) неисполнения налогоплательщиком налогового обязательства по уплате косвенных налогов по импортируемым товарам, помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) производится налоговым органом в отношении имущества:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика (налогового агента).

2) являющегося в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основным средством, инвестицией в недвижимость и (или) биологическим активом.

3) принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика, и (или) импортируемого товара.

Не подлежат ограничению в распоряжении:

— электрическая, тепловая и иные виды энергии;

— продукты питания или сырье, срок хранения и (или) годности которых не превышает одного года.

Налоговому органу запрещается изъятие ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента), переданного (полученного) в финансовый лизинг либо предоставленного в залог, до прекращения действия договора лизинга и (или) залога.

Налогоплательщику (налоговому агенту) запрещается изменение условий договора (продление срока действия договора, сублизинг и (или) перезалог) со дня ограничения налоговым органом распоряжения имуществом и до его отмены.

По истечении десяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) решения, налоговым органом производится опись ограниченного в распоряжении имущества в присутствии налогоплательщика (налогового агента) путем составления акта описи имущества по форме, установленной уполномоченным органом.

Акт описи ограниченного в распоряжении имущества составляется в двух экземплярах и подписывается лицом, его составившим, а также налогоплательщиком (налоговым агентом) и (или) его должностным лицом. При этом один экземпляр такого акта вручается налогоплательщику (налоговому агенту).

В случае непогашения налоговой задолженности и нереализации ограниченного в распоряжении имущества после проведения двух аукционов налоговый орган вправе подвергнуть описи другое имущество налогоплательщика (налогового агента) путем составления нового акта описи имущества с учетом имеющихся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) данных о сумме налоговой задолженности на дату составления нового акта описи имущества.

На основании изложенного во избежание ограничения в распоряжении имуществом налогоплательщикам необходимо соблюдать нормы налогового законодательства.

Управление по работе с задолженностью ДГД по Павлодарской области

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

В соответствии со статьей 61З Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) за неисполнение налогового обязательства налоговым органом производится ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента), на основании решения об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика в случаях:

1) непогашения налоговой задолженности по истечении пятнадцати рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности;

2) обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом), за исключением крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, уведомления о результатах проверки и (или) решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление.

3) неисполнения налогоплательщиком налогового обязательства по уплате косвенных налогов по импортируемым товарам, помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) производится налоговым органом в отношении имущества:

1) принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика (налогового агента).

2) являющегося в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основным средством, инвестицией в недвижимость и (или) биологическим активом.

3) принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика, и (или) импортируемого товара.

Не подлежат ограничению в распоряжении:

— электрическая, тепловая и иные виды энергии;

— продукты питания или сырье, срок хранения и (или) годности которых не превышает одного года.

Налоговому органу запрещается изъятие ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента), переданного (полученного) в финансовый лизинг либо предоставленного в залог, до прекращения действия договора лизинга и (или) залога.

Налогоплательщику (налоговому агенту) запрещается изменение условий договора (продление срока действия договора, сублизинг и (или) перезалог) со дня ограничения налоговым органом распоряжения имуществом и до его отмены.

По истечении десяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) решения, налоговым органом производится опись ограниченного в распоряжении имущества в присутствии налогоплательщика (налогового агента) путем составления акта описи имущества по форме, установленной уполномоченным органом.

Акт описи ограниченного в распоряжении имущества составляется в двух экземплярах и подписывается лицом, его составившим, а также налогоплательщиком (налоговым агентом) и (или) его должностным лицом. При этом один экземпляр такого акта вручается налогоплательщику (налоговому агенту).

В случае непогашения налоговой задолженности и нереализации ограниченного в распоряжении имущества после проведения двух аукционов налоговый орган вправе подвергнуть описи другое имущество налогоплательщика (налогового агента) путем составления нового акта описи имущества с учетом имеющихся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) данных о сумме налоговой задолженности на дату составления нового акта описи имущества.

На основании изложенного во избежание ограничения в распоряжении имуществом налогоплательщикам необходимо соблюдать нормы налогового законодательства.

Управление по работе с задолженностью ДГД по Павлодарской области

Источник: http://www.zakon.kz/4876337-neispolnenie-nalogovogo-obyazatelstva.html

Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств

Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”.

Следовательно, в сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

Невыполнение налогового обязательства состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения налогового законодательства. В недополучении бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причиненный правонарушением.

Ст. 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” устанавливает ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Однако вызывает сомнение утверждение, что за налоговые правонарушения может наступать дисциплинарная ответственность. Ответственность дисциплинарную и материальную лицо понесет перед предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов и пени. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым правом не регулируются. За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная и налоговая.

Читайте так же:  Нарушение прав доступа отчет

В настоящее время вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых отношений решается в целом ряде нормативных актов. Прежде всего это Закон РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (ст. 13,15), Закон РФ от 21 марта 1991 г. “О государственной налоговой службе РСФСР” (п. 12 ст.7), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 156 “Уклонение от подачи декларации о доходах”), Таможенный кодекс РФ (ст.124 “Взыскание таможенных платежей и меры ответственности”). Две статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства, содержатся в Уголовном кодексе РФ (ст. 198 “Уклонение гражданина от уплаты налога”, ст. 199 “Уклонение от уплаты налогов с организаций”).

Налоговый кодекс РФ вводит понятие налогового правонарушения (ст. 119), налоговой санкции (ст. 128) и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин “ответственность за налоговое нарушение” законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

Однако налоговая санкция в виде штрафа не является единственной мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Так, ст.13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” предусматривает четыре вида санкций за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);

б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

Наиболее характерной санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам (принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие).

Термин “взыскание налога” вписывается только в правовую конструкцию института ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

Принудительное изъятие не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке в отношении юридических лиц, можно назвать мерой налоговой ответственности, понимая ответственность в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.

Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать как обязанность государства по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на кредиторе, которым является государство, взимающее налог.

Институт “обеспечение исполнения обязательств” является институтом гражданского права, который хотя и предусматривает пеню в форме неустойки как способ обеспечения исполнения обязательств, но неустойка в гражданских правоотношениях традиционно применяется как мера ответственности.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Специфической мерой воздействия налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она применяется в соответствии с действующим законодательством без учета вины налогоплательщика не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение штрафа, как и такая мера налоговой ответственности, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, носит карательный характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/14_133205_yuridicheskaya-otvetstvennost-za-nevipolnenie-nalogovih-obyazatelstv.html

Уточнено, на какую дату признать неустойку за нарушение договорных обязательств в доходах (расходах)

Налоговые органы нередко расширительно толкуют нормы Налогового кодекса РФ, связанные со штрафными санкциями по хозяйственным договорам, и пытаются на этом основании доначислить налог на прибыль. Минфин России разъяснил порядок учета и уточнил даты признания соответствующих доходов и расходов. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 25.04.13 № 03-03-06/1/14557)

Правила учета одинаковы

Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполне­ния (п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ).

Статьей 331 ГК РФ предусмот­рено, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

В налоговом учете такие суммы включаются во внереализационные доходы либо во внереализационные расходы (п. 3 ст. 250, подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). У получателя средств возникает доход, у винов­­­ной стороны, уплачивающей санкции, со­­ответст­венно расход в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обя­зательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Читайте так же:  Установление факта имеющего юридическое значение образец заявления

В комментируемом письме уточнено, что датой получения (осуществления) указанных доходов (расходов) будет дата признания должником сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций либо дата вступления в законную силу решения суда. Основанием для этого служат положения подпункта 4 пункта 4 статьи 271 и подпункта 8 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

Аналогичный порядок применяется и в бухгалтерском учете. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником. То есть моментом отражения указанных доходов (расходов) в бухгалтерских регистрах организации также будет дата признания должником сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций либо дата вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, принципы и даты учета штрафных санкций за нарушение договорных (долговых) обязательств одинаковы, что избавляет от необходимости отражать разницы между данными налогового и бухгалтерского учета.

Доходы

Как было уже сказано, налоговики часто нарушают такую трактовку, пытаются дополнить разными условиями и искажают ее смысл. Это приводит к необоснованному включению полученных сумм штрафных санкций в до­­ходы и доначислению налога на прибыль.

Рассмотрим, например, такую си­­туацию.

Контрагент в связи с неисполнением обязательств должен уплатить организации (банку) неустойку. Он ее не платит и не совершает никаких фактических действий для признания своей обязанности по ее уплате. Банк в свою очередь не предпринимает мер по истребованию неустойки. Подлежат ли в данном случае включению в доходы банка в целях исчисления налога на прибыль суммы санкций, предусмот­рен­­ных договором с организацией-должником?

Проверяющие достаточно часто пытаются доначислить налог с сумм санкций, установленных договором, ссылаясь на то, что налогоплательщик не предпринимал никаких дейст­вий по взысканию долга. Однако этот факт не имеет ни­­ка­­кого правового значения, поскольку таких требований или условий На­­логовый кодекс не содержит.

Минфин России согласен с тем, что сумма санкций, предусмотренных договором, не считается доходом для целей налогообложения прибыли в случае, когда сторона не предпринимает мер по ее истребованию, а также при отсутствии факта, свидетельствующего о признании ор­­ганизацией-должником обязательст­ва по уплате санкций (в виде фактической их уплаты либо письменного подтверждения признания суммы санкций). Это разъяснено в письмах от 03.04.09 № 03-03-06/2/75, от 07.11.08 № 03-03-06/2/152.

Иногда налоговики ут­­верждают, что сама подпись контр­агента под договором является одним из способов изначального признания нарушителем своей обязанности выплатить определенную договором сумму санкций при нарушении установленных условий. Исходя из того, что ответственность за нарушение условий договора определена безусловными признаками.

Такой подход не соответствует нормам Налогового кодекса об объекте налогообложения и о признании доходов (п. 1 ст. 247, п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

По мнению арбитров, суммы штрафных санкций или возмещения убытков включаются во внереализационный доход налогоплательщика не с момента на­­рушения договорных обязательств, а с момента их признания контр­агентом либо с момента вступления в силу решения суда об их взыс­кании.

Суды придерживаются правовой позиции, сформированной по данному вопросу еще в решении ВАС РФ от 14.08.03 № 8551/03. В нем отмечено, что условия, при которых суммы штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба считаются доходом налогоплательщика, установлены в статьях 250 и 271 НК РФ. И что анализ норм главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ в их взаимосвязи приводит к выводу, что все существенные элементы налогообложения, позволяющие налогоплательщику исчислить и уплатить налог на прибыль, не связаны с положения­ми статьи 317 НК РФ*.

* Статья 317 НК РФ посвящена налоговому учету сумм штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.08.07 № А56-273/2007 отклонены доводы налогового органа о том, что моментом признания должником штрафных санкций является факт подписания им договора, а согласование сторонами в договоре условий о неустойке само по себе до­­статочно для признания в доходах причитающихся сумм. Арбитры указа­­­ли, что фактом, свидетельст­вующим о признании должником обязаннос­ти уплатить сумму штрафа (пеней), является:

– либо фактическая уплата кредитору суммы неустойки;

– либо получение кредитором письменного подтверждения от должника, однозначно свиде­тельствующего о готовности по­­следнего уплатить определенную договором сумму неустойки;

– либо вступление в законную си­лу решения суда о взыскании с должника неустойки (штрафов, пеней).

Подписание сторонами договора лишь допускает возможность применения штрафных санкций в установленном этим договором размере, но не может рассматриваться как признание их должником.

Аналогичные выводы содержат по­­­­становления ФАС Московского от 12.09.07, 19.09.07 № КА-А40/ 7899-07-1,2, от 28.11.05, 22.11.05 № КА-А40/11772-05, За­­падно-Си­­бир­ского от 03.07.06 № Ф04-7697/ 2005(24094-А27-26) округов.

Расходы

Некоторые инспекции не позволяют списать уплаченную сумму санкций в налоговые расходы, обосновывая это тем, что факт уплаты (платежное поручение по оплате не­устойки) сам по себе не свидетельст­вует о признании данных санкций налогоплательщиком. Согласно их трактовке, документом, подтверждающим признание должником неустойки, может служить его письменное согласие оплатить долг в указанном размере (это, в частности, следует из письма ФНС России от 27.06.11 № ЕД-3-3/2164).

Однако Минфин России неоднократно разъяснял, что обстоятельст­вом, свидетельствующим о призна­нии должником обязанности уплатить сумму неустойки (штрафа, пе­­­ней), является как фактическая уп­­лата кредитору, так и письменное подтверждение, выражающее го­­товность заплатить штраф. Об этом говорится в письмах от 25.05.12 № 03-03-06/1/272, от 29.11.11 № 03-03-06/1/786.

Арбитражная практика также показывает, что признание задолженности может быть подтверждено как сообщениями о признании долга (например, актом сверки, подписанным уполномоченным лицом, письмом и т. д.), так и совершением должником конкретных действий по исполнению обязательства, свидетельствующих о признании долга. К их числу относится и уплата должником суммы штрафной санкции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.07 № А56-28963/2006).

Чтобы избежать разногласий с налоговыми органами по поводу включения неустойки (пеней, штрафа) во внереализационные расходы в отсутствие решений судов, организации целесообразно оформить письменное подтверждение согласия уплатить конкретные штрафные суммы. Это может быть двусторонний акт (подписанный должником), письмо должника и т. п. Дата такого документа и будет служить датой признания суммы санкций во внереализационных рас­ходах компании-нарушителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/324771/

Неисполнения налогового обязательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here