Нарушение прав ребенка в современном мире

Вся информация на в статье на тему: "Нарушение прав ребенка в современном мире". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Нарушение прав детей в современном мире в чем причина их нарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Нарушение прав детей в современном мире в чем причина их нарушения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Родители, которые вовлекали своего ребенка в постоянное употребление алкогольных напитков, наркотических средств, заставляли или способствовали тому, что несовершеннолетний бродяжничал или занимался попрошайничеством, подвергаются ограничению свободы от 2-х до 4-х лет либо аресту на срок от 4-х до 6-ти месяцев. Иные права детей Таким образом, СК РФ — это своего рода памятка для родителей.

Нарушение прав детей в современном мире примеры

Клетка заключенного представляла собой маленькое пространство 2х2 метра. Камеры были одиночными, заключенным сначала запрещали разговаривать друг с другом, потом – разрешали. Многие просто сходили с ума.

Заключенного, который рассказал это, освободили через посредничество Международного Красного Креста, а на родине он находился под постоянным наблюдением полиции. После каждой заграничной поездки его расспрашивают о цели поездки, о том, с кем встречался и что делал.

Подводя итог, можно заключить, что в России сложилась неблагоприятная ситуация, когда при росте распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами фактически отсутствует эффективная система выявления пострадавших детей и оказания им необходимой помощи. По моему мнению, выходом из этого положения является создание государственных центров по защите детей от насилия.

Насилие по отношению к детям является следствием того подчиненного, зависимого от взрослых положения как в семье, так и в обществе в целом, которое ребенок всегда занимал ранее и продолжает занимать в настоящее время. Ребенок порой оказывается очень удобным, а подчас и единственным возможным для родителей объектом демонстрации своей власти и контроля.

Это напрямую связано с незнанием или непониманием взрослым населением правовых норм, которые регламентируют защиту детей.

Понятие нарушения прав ребенка по гражданскому кодексу

Право свободы выражения мыслей — предоставление ребенку возможности свободно выражать личные взгляды и изъявлять желания в любой форме (письменно, устно).

Сегодня права человека защищаются законодательством. Действует множество международных договоров, кроме того, права и гарантии закреплены в конституциях и отдельных законах государств.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций.

К тому же в большинстве случаев дети боятся наказания со стороны взрослых. В итоге примеры нарушения прав ребенка в нашей стране (и не только в нашей) растут и множатся.

В нынешнем году исполняется 17 лет со дня принятия Конвенции ООН о правах ребенка — важнейшего международного документа, утвердившего целый ряд правовых принципов. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

Форму и порядок обеспечения собственных детей взрослые выбирают самостоятельно. В тех случаях, когда один из родителей выплачивает на ребенка алименты, второй, занимающийся его воспитанием, должен использовать эти средства в интересах малыша. К примеру, эти деньги можно потратить на образование, воспитание и развитие ребенка.

В обязанности родителей входит строгое наблюдение за тем, чтобы во время посещения детского садика их никто не нарушал. Если анализировать реальность, то на практике права ребенка в детском саду нарушаются, но при этом никто из нарушителей не получает заслуженного наказания, ведь дети не всегда жалуются родителям на своих воспитателей.

Причины нарушения прав детей в современном мире

Защита ребенка в России регулируется законодательством, несоблюдение положений которого считается грубым нарушением и пресекается на всех уровнях.

Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Рассмотрение всех поступивших заявлений о нарушении прав ребенка и принятие необходимых в конкретной ситуации мер должны выполняться органом опеки своевременно Право на доходы и обеспечение существования Наличие и возможность использования личных доходов и нужных для нормальной жизни средств также предусмотрены правами ребенка.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Рассмотрение всех поступивших заявлений о нарушении прав ребенка и принятие необходимых в конкретной ситуации мер должны выполняться органом опеки своевременно Право на доходы и обеспечение существования Наличие и возможность использования личных доходов и нужных для нормальной жизни средств также предусмотрены правами ребенка.

Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал.

По зарубежным данным, более 80% детей, страдающих от жестокого обращения и пренебрежения своими нуждами, живут в семьях алкоголиков и наркоманов. В России около 2/3 тяжких насильственных преступлений, убийств и изнасилований совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Новый Семейный кодекс обязывает всех граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщать о них в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Ребенок – это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Важность проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их основными нуждами во многих странах хорошо осознается и государством, и обществом в целом. Об этом свидетельствует наличие системы государственных социальных служб, защищающих права детей, и многочисленных благотворительных организаций, оказывающих помощь семье и детям.

На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Эксперт: как нарушаются права детей

Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме.
Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В законодательстве РФ детьми признаются граждане, которым еще не исполнилось 18-ти лет.

Читайте так же:  Судебная экспертиза дисциплины

Вы когда-нибудь задумывались о том, что общество должно давать ребенку? Приведем примеры тех гарантий, которые есть у любого дошкольника, посещающего детский сад. Начиная с рождения и до достижения совершеннолетия у детей есть свои индивидуальные «привилегии». Все права ребенка (кратко их должны знать любые папа и мама) изложены в Конвенции ООН.

Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Перечисленные положения закреплены на международно-правовом и государственном уровне, за соблюдением прав и свобод детей по всему миру осуществляется контроль.

Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе.

И далее мы подробнее коснемся тех прав, которые даны именно несовершеннолетним. Право жить и воспитываться в семье 54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

  • Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  • Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
  • Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Здесь следует отметить, что подобные нормы распространяются не только на действия родителей и опекунов, но и на педагогов, представителей здравоохранения и других учреждений, сотрудники которых работают с детьми.

Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять , в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

  • В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
  • Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей.
  • Этот документ получил название , и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Нарушение прав детей в современном мире

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

Мужик, ты адвокат или кто? К примеру, деньги, которые предназначались ему в качестве взятки, были убраны в пакет с вином, однако переусердствовавшие оперативники обработали специальным составом не только купюры, но и саму бутылку. Ее в пакете со спрятанными купюрами и вручили губернатору.

Это, может быть, самая трудная задача, с которой когда-либо встречалось человечество: осмыслить своё место в __Л__.

Санкциям будут подвергнуты воспитатели и учителя за любые агрессивные действия, порой даже за повышенный тон голоса, не говоря уже о попытках телесных наказаний. Между тем моменты физического насилия сказывается на детях самым отрицательным образом.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию. В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 СК РФ.

Источник: http://maslo-neft.ru/sovety-yurista/5259-narushenie-prav-detey-v-sovremennom-mire-v-chem-prichina-ikh-narusheniya.html

Права ребенка в современном мире

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 26.02.2014

Статья просмотрена: 8926 раз

Библиографическое описание:

Суслова Д. В. Права ребенка в современном мире [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 93-96. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5181/ (дата обращения: 07.02.2020).

Дети — это будущее каждого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.

Основной целью работы является анализ соблюдения прав ребенка в современном обществе.

Бесправное рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительного отношения к ребенку было свойственно практически всем странам.

Анализ материалов о системах и методах воспитания детей в разных странах свидетельствуют о том, что дети всегда подвергались различным наказаниям, включая смертельную казнь и каторжные работы. К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце XIX начале XX веков.

В Женеве в 1924 году Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка. Но только с образованием в 1945 г. ООН проблема защиты прав ребенка вышла на международный уровень. Впервые Генеральная ассамблея ООН провозгласила 1917 г. Международным годом ребенка. Этим она не только еще раз обратила внимание мирового сообщества на положение детей, но и заставила мир перейти к конкретным действиям по защите прав детей. Значительно международно-правовым документом стала Конвенция о правах ребенка. И 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно, приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный Юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей.

Для настоящей конвенции — ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все её положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Читайте так же:  Образец требования кредитора в ликвидационную комиссию

1. Ребенок обладает личными правами — такими как: право на жизнь, приобретение гражданства, право на свободное выражение своих взглядов и т. д.

2. Ребенку гарантируются социальные права — это права на защиту и помощь, на пользование благами социального обеспечения.

3. Ребенку гарантированы как политические, так и права на образование и культуру — это право на свободу мысли, религии, доступ к образованию и т. д.

Ребенку гарантируются социальные права

На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст.20)

На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст.24)

На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчает егоактивное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст.23)

На пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст.26)

На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

Ребенок обладает личными правами:

Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие [ст.6].

На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу [ст.7].

На сохранение своей индивидуальности [ст.8].

На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними [ст.9–10].

На свободное выражение своих взглядов по всем по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) [ст.12].

На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию [ст.16].

На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов общения [ст.9, 33, 34, 35, 37].

На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет [ст.37].

На защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15 — летнего возраста, в прямых боевых действиях.

Современная жизнь часто ставит ребенка в чрезвычайные ситуации, когда он нуждается в особой защите. К таким чрезвычайным обстоятельствам Конвенция относит вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, все виды эксплуатации детей привлечение к уголовной ответственности, жестокое обращение и многое другое.

По данным государственной думы в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции по правам ребенка. Обратите внимание, что 18 из 37 млн. детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Численность беспризорных детей в России от 2,5 млн. (по данным МВД), до 4 млн. (по данным независимых экспертов). Расчет число детей, занимающихся бродяжеством и попрошайничеством. Масштабы этой трагедии еще до конца не осознаны.

В статье «Дети населения» в одной из газет — проводится потрясающие по своей социальной значимости данные: в России около 2 млн. неграмотных детей они оказались за пределами школы, а значит, без школьного воспитания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды безработных молодых людей? Бездомных, криминальных группировок.

Серьезные нарушения прав ребенка имеются в области образования. Это чрезмерные учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и управления со стороны многих педагогов, и низкое материально — техническое обеспечение учебного процесса, имеющего место необоснованные переводы детей в коррекционные классы, спецшколы и т. д.

По данным газеты «Дошкольное образование» за 2005 год значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет — это 100т. общественно опасных деяний в год. По различным оценкам, детская преступность уже составляет от 30 до 40 % от общего количества преступлений, совершенных в нашем государстве.

Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослого (это 25–30 т. Преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет, регистрируется свыше 80т. случаев сексуального насилия или развратных действий), но также дети становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.

Работая над данной темой в детском саду было проведено исследование по проблеме соблюдения взрослыми прав ребенка. В ходе беседы с дошкольниками старшей и подготовительной группы выяснилось:

50 % опрошенных — родители за различные проступки ругают детей.

23 % опрошенных — родители нарушают права ребенка — ругают и ставят в угол.

27 % опрошенных родителей — родители оказывают физическое насилие — бьют, шлепают.

Видео (кликните для воспроизведения).

Организация досуга детей тоже в основном проходит авторитарно.

Из 87 опрошенных:

— 47 % — это родители спрашивают мнения детей.

— 13 % — это родители, которые редко спрашивают мнения детей и редко организуют досуг.

— 40 % — родители ставят детей перед фактом куда пойдут.

На вопрос беседуют с вами родители о ваших правах, из 28 опрошенных подготовительной группы:

— 6 % — ответили положительно.

— 94 % — ответили, что родители не говорят о правах ничего.

На вопрос проводят ли беседы воспитатели о ваших правах:

— 68 % — ответили, что да проводят

— 32 % — ответили, что не проводят.

Из всего выше сказанного следует, что права ребенка часто нарушаются самими взрослыми, теми людьми, кто должен в первую очередь защищать и охранять эти права.

Детство — надежда и будущее человечества, ребенок — существо, которому еще только предстоит стать человеком.

Поэтому работу по ознакомлению детей со своими правами необходимо проводить еще с дошкольного возраста. В нашем детском саду разрабатывается система мероприятий — беседы, игры, занятия для дошкольников.

Уже в старшей группе воспитатели проводят с детьми беседы об их правах, обсуждают и рассматривают их. В других группах, детей в игровой форме, используя различные пособия и методики, знакомят детей с их правами.

Похожие статьи

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как.

ребенок, Украина, семья, защита, конвенция, отрасль защиты, материальное обеспечение, конвенция ООН, детский труд, генеральная Ассамблея ООН. Этапы формирования современной системы.

Значение Конвенции о правах ребёнка 1989 г. для механизма.

ребенок, Украина, семья, защита, конвенция, отрасль защиты, материальное обеспечение, конвенция ООН, детский труд, генеральная Ассамблея ООН.

Особенности правового регулирования статуса несовершеннолетних

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества.

«Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября.

Этапы формирования современной системы.

В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившая, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.

Читайте так же:  Моральный вред суть

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка.

Детский правозащитный университет | Статья в журнале.

Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? а) 20 ноября 1989года.

г) по совету друзей или взрослых людей. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения.

Право на образование как одно из конституционных прав человека

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (данная конституционная

Это право на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение мнений и убеждений, свободное.

Правовое воспитание детей как инновационная форма.

Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

Приобретение практического опыта. Возможность обмена опытом с другими родителями группы.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение.

Право ребенка на образование и защита прав учащихся.

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и.

Источник: http://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5181/

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Первые отношения

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.
Читайте так же:  Лишение права собственности на квартиру основания

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Источник: http://businessman.ru/new-zashhita-prav-detej.html

Права ребенка в школе

​​У граждан России по праву рождения есть определенные права и обязанности. Их спектр расширяется в процессе взросления, весь объем человек получает при достижении восемнадцати лет. Но часть прав и обязанностей есть и у детей, так как они находятся под особой защитой государства.

Различные международные и федеральные акты указывают на принципы реализации прав несовершеннолетнего в школе.

Основные права ребенка в школе

Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства. Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя. Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах. Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:

  1. Конвенция ООН о правах человека.
  2. Конституция РФ.
  3. ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.
  4. Устав школы.

Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся. На практике такой специалист есть не всегда.

Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:

  1. Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
  2. Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
  3. Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
  4. Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
  5. Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
  6. Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.

Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:

  • бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
  • выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;
  • доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
  • гендерное равенство;
  • неприкосновенность частной собственности.

Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.

Право на получение образования

Государству нужны образованные граждане, которые смогут работать и приносить пользу стране и доход себе. В связи с этим получение образования не просто право, а обязанность. Обучение в общеобразовательных государственных школах осуществляется на бесплатной основе, так гарантируется равенство в доступе к знаниям.

Читайте так же:  Мировые судьи заявление о восстановлении срока

Школа также должна соответствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в заведении должны быть туалеты, гардероб, спортивная площадка открытого и закрытого типа, столовая, библиотека. Классы оборудуются в зависимости от преподаваемого в них предмета.

Права на уроке

В большинстве случаев учителя указывают лишь на обязанности учеников на уроке, но у них есть и спектр прав. К ним относятся:

  • высказывать личное мнение;
  • отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя;
  • иметь доступ к оценкам, как только они поставлены;
  • покинуть класс после звонка на перемену.

Если педагог допустил ошибку в объяснении темы урока, ученик вправе на нее указать.

Права на здоровое и качественное обслуживание

В школе ученик должен не только получать знания, но и делать это в безопасной атмосфере. В учебном заведении обязательно должен быть медицинский пункт с квалифицированным специалистом, который сможет оказать первую помощь.

К иным необходимым мерам относятся:

  • соблюдение чистоты на всей территории школы, куда имеют доступ дети;
  • хорошее освещение в классах;
  • температурный режим, соответствующий принятым нормам.

В туалетах должны быть гигиенические принадлежности, а также полотенца.

Права на классном часу

Каждый классный руководитель регулярно проводит специальный урок, на котором обсуждаются вопросы класса. У детей на таком занятии также есть спектр особых прав:

  1. Выбор темы урока. Как правило, проводится голосование, а инициатор подготавливает интересную презентацию.
  2. У каждого есть возможность высказать свое мнение, ни учитель, ни другие ученики не должны перебивать и прерывать спикера.

С одной стороны, классный час обязательный для посещения урок, с другой, на нем меньше требований и больше свобод. Как правило, обсуждаются вопросы каких-либо мероприятий или школьных событий.

Обязанности ученика в школе и на уроке

Полноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.
  2. Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.
  3. Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.
  4. Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.
  5. Соблюдение техники безопасности.

Одной из обязанностей родителей является обеспечение ребенка всем необходимым как перед учебным годом, так и в процессе него. Если семья является малоимущей, то родителям оказывается материальная поддержка со стороны государства.

Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:

  • добросовестное и полное выполнение домашнего задания;
  • предъявление дневника по требованию учителя;
  • внимательно слушать то, что говорит педагог;
  • приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее;
  • отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов;
  • по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку;
  • своевременно приходить на занятия.

Во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.

Что запрещается ученику, когда он в школе

Идеальная ситуация, когда учителя и ученики соблюдают свои обязанности и уважают права друг друга. Но такое достигается не всегда. Есть перечень действий, реализуемых учениками, которые недопустимы:
  • принесение в школу опасных предметов — оружия, химикатов и так далее;
  • провоцирование конфликтов, участие в потасовках;
  • пропуск уроков без уважительной причины;
  • находится в школе в состоянии алкогольного опьянения;
  • курение на территории школы;
  • воровство и причинение ущерба третьим лицам.

Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо. Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.

Нарушение прав ребенка в школе

Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:

  1. Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
  2. Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
  3. Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.

Если любое из прав ребенка в школе нарушается, следует сначала написать жалобу директору учебного заведения, затем в вышестоящую организацию.

Что и кто защищает права ребенка в школе

Существует ряд ситуаций, при которых у родителей и самих детей возникает вопрос — как поступать и как защищать свои права. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Добровольная сдача денег. Образование в России предоставляется на бесплатной основе, следователь, собирать какие-либо средства на ремонт класса, обучающие материалы и прочее нельзя. Если родители отказываются, то на детей это сказываться не может.
  2. Охрана здоровья. Школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог утром и до тех пор, пока не покинет здание вечером. Любое принуждение к активности, которое может навредить ребенку, а также безответственное отношение может привести к серьезным последствиям.
  3. Все факультативные занятия посещаются на добровольной основе. Нельзя занижать оценки тем, кто ходил только на основные уроки.
  4. Привлечение к уборке в школе может реализовываться только с согласия ученика и его родителей.
  5. Недопустима дискриминация детей по половому признаку, то есть, разделение обязанностей между учениками в зависимости от того, мальчики они или девочки.

Так как Россия — светское государство в школе могут учиться дети разных конфессий. И задача педагогов уважительно относится ко всем ученикам, не проводить мероприятия, популяризирующие ту или иную религию.

Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении. Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей. Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, а также вышестоящие инстанции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zakonoved.su/prava-rebenka-v-shkole-narushenie.html

Нарушение прав ребенка в современном мире
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here