Нарушение прав кандидатов

Вся информация на в статье на тему: "Нарушение прав кандидатов". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,

в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,

г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,

д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),

е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,

з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,

и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,

к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,

л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,

м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,

н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,

о) препятствующие голосованию на избирательных участках,

п) нарушающие тайну голосования,

р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,

с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,

у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,

ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,

х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,

ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.

2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Источник: http://base.garant.ru/180611/3602bc72660234b37912039719ae1824/

Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Основания и порядок привлечения к административной ответственности определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние – такое действие или бездействие, которое нарушает нормы законодательства о выборах и референдумах, других федеральных законов, ответственность за которое установлена КоАП РФ.

Квалификация административных правонарушений осуществляется с учетом положений следующих основополагающих нормативных правовых актов:

1) Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ;
2) федеральных законов, регламентирующих проведение выборов и референдумов;
3) законов Ульяновской области, регламентирующих проведение выборов и референдумов.

Субъектами административной ответственности могут быть юридические лица и физические лица (в том числе замещающие определенные должности) в органах государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссиях, комиссиях референдума, организациях, независимо от формы собственности. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только по достижению ими 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения.

В качестве юридических лиц, на которых может быть возложена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, выступают:

• организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание;
• редакции периодических печатных изданий, сетевых изданий;
• избирательные объединения;
• общественные объединения;
• благотворительные организации;
• религиозные объединения;
• кредитные организации (учреждения);
• полиграфические организации и др.

Составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право на участие в референдуме, содержатся в главе 5 Особенной части КоАП РФ (статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58).

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом нарушения, административные правонарушения можно классифицировать по определенным группам:

1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума:

— неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (статья 5.3 КоАП РФ);
— нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (статья 5.4 КоАП РФ);
— нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума (статья 5.56), и др.;

Читайте так же:  Постановление верховного суда о трудовом кодексе

2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного и референдумного процессов:

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ);
— нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (статья 5.6 КоАП РФ);
— отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (статья 5.7 КоАП РФ) и др.;

3) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и прав граждан на получение информации о выборах, референдуме, в том числе:

4) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании, кампании референдума:

— непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17 КоАП РФ);
— незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 5.18 КоАП РФ);
— использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.19 КоАП РФ);
— незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20 КоАП РФ);
— несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (статья 5.21 КоАП РФ);

5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов, референдума:

— подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);
— незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (статья 5.22 КоАП РФ);
— сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);
— нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (статья 5.24 КоАП РФ);
— непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (статья 5.25 КоАП РФ);
— нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требований о его изъятии. Нарушение порядка использования специального знака (марки). Использование заведомо поддельных открепительного удостоверения или специального знака (марки) (статья 5.58 КоАП РФ).

6) нарушение кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами по проведению референдума общих правил проведения избирательной кампании, кампании референдума:

— использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45 КоАП РФ);
— подделка подписей избирателей, участников референдума (статья 5.46 КоАП РФ);
— сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47 КоАП РФ);
— нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50 КоАП РФ).
Следует иметь в виду, что административная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с выборами и референдумом, в частности, предусмотренные статьями 5.16, 5.18, 5.20 и 5.46 КоАП РФ, наступает только в том случае, если в действиях правонарушителя не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

В отличие от административной ответственности, уголовную ответственность несут только физические лица.

Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации , который насчитывает 5 статей, посвященных посягательствам на избирательные права и право на участие в референдуме граждан.

Данные статьи расположены в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса Российской Федерации:

• статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;
• статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
• статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума;
• статья 142.1. Фальсификация итогов голосования;
• статья 142.2. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Источник: http://www.oprf.ru/1449/2134/1703/2533/2540

Нарушение прав кандидатов

Для того, чтобы установить, оказался ли зафиксированный вами факт нарушением, мы описали их ключевые признаки. При этом одно нарушение может содержать сразу несколько признаков. Нарушения связанные только с днем голосования и подсчетом голосов будут описаны дополнительно. Описанные ниже нарушения возможны в течение всей кампании.

Нарушения во время избирательной кампании

Нарушение правил уличной и наружной агитации

Агитация на выборах имеет жесткие временные рамки. Поскольку она оплачивается из избирательного фонда, то формально партии и кандидаты должны ее размещать только после старта агитационной кампании и формирования избирательного фонда. На печатных и в аудиовизуальных агитационных материалах агитации должно быть указание об оплате их изготовления из средств такого избирательного фонда. Кроме того, агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации или физлица-заказчика, данные изготовителя, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.

На деле партии часто могут идти на хитрости и размещать свою рекламу под видом социальной или маскировать под рекламу какого-то другого продукта или услуги.

Читайте так же:  Высшая кассационная инстанция

Люди, чьи фотографии использованы в агитационных материалах, должны дать письменное согласие на использование своего образа.

Чаще проблемой становится препятствие к размещению агитации или ее демонтаж вопреки контрактам с рекламными компаниями. Отказы могут быть ничем не мотивированы.

Дворники часто выступают «чистильщиками» — по распоряжению руководства они срывают на своей территории агитматериалы не поддерживаемых властями партий и кандидатов, в том числе и с разрешенных для их размещения мест.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, а также на любых поверхностях на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

В день голосования на территории помещения для голосования не должно быть никакой агитации – ни звуковой, ни видео, ни биллбордов, ни листовок и газет – то есть тех, где избирателя призывают сделать выбор в пользу того или иного кандидата, например, в форме призыва «Голосуй за!».

А вот информационный стенд с фотографиями и биографией зарегистрированных кандидатов, наоборот, должен быть на каждом избирательном участке.

Нарушение правил агитации в СМИ

Требования к агитации в печатных СМИ в целом схожи с требованиями, предъявляемыми к уличной агитации. На агитационных материалах всегда должен быть указан тираж и источник оплаты изготовления агитации – кандидаты должны оплачивать их из своих избирательных фондов.

Агитация на телевидении не всегда открыто обозначена как агитация, она может, например, подаваться под видом информационного репортажа, рассказа о работе того или иного кандидата, о его успехах, о внимании к его деятельности населения и т.п. Чтобы не нарушить закон, журналист должен сообщить, что герой его репортажа — кандидат, что он участвует в выборах и т.п.

До сих пор встречаются случаи выпуска поддельных агитационных журналов и газет, внешне очень похожих на официальные агитационные СМИ того или иного кандидата, но только с негативным содержанием, противоположным оригиналу по смыслу. Такие методы до сих пор используются в регионах для дискредитации политических противников.

Подкуп избирателей

Выплата денег или выдача товаров за голосование за названного кандидата или партию, в том числе продуктовых наборов, купонов на скидки, бонусы и т.п., кроме партийных сувениров – частые, хотя и совершенно незаконные спутники выборов.

Нарушение прав кандидатов

Цель нарушений этого типа — создать препятствия для участия в выборах того или иного кандидата, представителю той или иной партии. Это и незаконный отказ в регистрации, и запрет агитационных материалов, и задержание кандидата и воспрепятствование его встречам с избирателями в том или ином виде, и давление на его партийных спонсоров или даже на него самого с тем, чтобы он, например, отказался от участия в выборах.

Иные нарушения

Если вам кажется, что выявленное вами нарушение не подходит ни под один из описанных выше критериев, выберите графу «Иные нарушения».

Административный ресурс

Использование возможностей власти для создания преимуществ

Этот тип нарушений объединяет ключевой признак: к их совершению причастен государственный или муниципальный служащий того или иного ранга.

Например, весьма распространено предоставление кандидатам близким к власти помещений для агитации или предвыборных мероприятий, безвозмездное выделение им техники, автотранспорта, рабочей силы, отказ в помещении оппозиционным кандидатам под надуманным предлогом, принуждение сотрудников собрать подписи за того или иного кандидата или партию, агитация за него, принуждение прийти и проголосовать, а также проголосовать за конкретную партию или кандидата, принуждение к посещению встреч с кандидатом, т.п.

Участие чиновника в прямой агитации за партию, если он не является кандидатом, также является нарушением.

Цитата из закона (п. 5 ст. 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»)

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, …;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов… если иным кандидатам, избирательным объединениям… не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

Видео (кликните для воспроизведения).

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации… если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда…;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов…. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации… лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

Читайте так же:  Компенсация морального вреда предусмотрена

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей…, ведения предвыборной агитации…, если иным кандидатам, избирательным объединениям…для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, …при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании…в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Воздействие правоохранительных органов

К сожалению, не всегда представители правоохранительных органов стремятся к обеспечению законности выборов. Их сотрудники могут привлекаться, например, для изъятия законных агитационных материалов кандидатов, для воспрепятствования проведению встреч кандидатов с избирателями, митингов, агитации.

В день голосования при участии сотрудников правоохранительных органов возможно противоправное удаление с участка наблюдателей или членов комиссии под надуманным предлогом, а также давление на наблюдателей и избирателей, отказ в возбуждении дела или рассмотрении обращения по поводу нарушения.

Давление начальства на избирателей

Один из наиболее распространенных типов нарушений. Пользуясь своим положением, руководители организаций, предприятий или компаний могут оказывать давление на подчиненных, принуждая их прийти на выборы, взять открепительное удостоверение, проголосовать за определенную партию или кандидата (в доказательство, например, просят сфотографировать заполненный бюллетень). Давление может проявляться в виде запрета работать наблюдателем под угрозой увольнения, лишения премии, т. п.

Иногда возможно насильственное включение в список желающих проголосовать на дому – такие списки заранее предоставляются в комиссию сотрудниками органов соцобеспечения или врачами больниц, однако не всегда по желанию самих избирателей.

Любые подобные действия со стороны вашего начальства незаконны, руководство не вправе влиять на ваш выбор.

Проект движения в защиту прав избирателей «Голос».

Материалы сайта являются добровольными сообщениями пользователей о возможных нарушениях избирательных стандартов и законодательства, которые публикуются без предварительной проверки в версии пользователей с целью проверки содержащихся в них сведений и принятия мер реагирования со стороны избирательных комиссий, правоохранительных органов, средств массовой информации, политических партий и кандидатов. Материалы сайта не являются результатами опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами.

Источник: http://www.kartanarusheniy.org/page/info

Ответственность за нарушение правил предвыборной агитации

Вопросы юридической ответственности за нарушения установленных законом правил проведения предвыборной агитации — одной из важнейших гарантий проведения подлинно свободных демократических выборов.

Нужно отметить, что характерной чертой состояния современного законодательства устанавливающего ответственность участников избирательного процесса осуществляющих предвыборную агитацию является то, что соответствующие правовые нормы рассредоточены в большом количестве нормативных актов, а специальных федеральных законов, предназначенных для регулирования проблем ответственности по избирательному праву не существует.

За нарушение избирательного законодательства предусмотрено несколько видов юридической ответственности. В зависимости от отраслевой принадлежности различают: конституционную, административную и уголовную ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации. В свою очередь, возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Так, например, в зависимости от субъектного состава, можно выделить ответственность избирательных комиссий и ответственность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса. В качестве отдельной группы правонарушений, которые влекут за собой ответственность, могут быть выделены правонарушения порядка и правил предвыборной агитации. С.Н. Егоров. К вопросу об административной ответственности субъектов избирательного процесса за нарушения порядка и правил проведения предвыборной агитации// Научный журнал Юго-западного государственного университета г. Курска. — 2010. — № 4. — С. 139-142

Конституционно правовая ответственность за нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации регулируется ст. 76 и ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отмена судом регистрации кандидата (списков кандидатов) по заявлению избирательной комиссии производится в случае: В. Шулейн. Конституционно-правовая ответственность за нарушения порядка и правил проведения предвыборной агитации// Научный журнал Закон и право. — М.: Издательство «Унити-Дана». — 2006. — № 6. — С. 35-36

В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

  • 1. Кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
  • 2. Кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а так же незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Административная ответственность субъектов избирательного процесса за нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации предусмотрена целым рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С.Н. Егоров. К вопросу об административной ответственности субъектов избирательного процесса за нарушения порядка и правил проведения предвыборной агитации// Научный журнал Юго-западного государственного университета г. Курска. — 2010. — № 4. — С. 139-142

Читайте так же:  Нужно ли ставить подпись в загранпаспорте ребенку

Административные правонарушения, посягающие на права граждан: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ с изм. 12.02.2015// СПС «КонсультантПлюс»

Ст. 5.5. (ч.1) ? нарушение главным редактором, редакцией СМИ порядка опубликования агитационных материалов, в том числе в сети «Интернет»;

Ст. 5.5. (ч.2) ? непредоставление государственными или муниципальными СМИ избирательной комиссии на безвозмездной основе, а ровно установленный законом срок эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, ответов на вопросы, обнародования решений и актов избирательной комиссии;

Ст. 5.7 ? отказ работодателя предоставить отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной деятельности, а ровно отказ работодателя освободить от работы члена избирательной комиссии для участия в подготовке и проведении выборов;

Ст. 5.8 ? нарушение кандидатом, избирательным объединением, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, порядка и условий проведения предвыборной агитации в СМИ;

Ст. 5.10 ? проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством;

Ст. 5.11 ? проведение предвыборной агитации лицами, которое участие в ее проведении запрещено Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а ровно привлечение к проведению предвыборной агитации лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Ст. 5.12 (ч.1) ? изготовление и распространение в период подготовки проведение выборов печатных или аудиовизуальных агитационных материалов с нарушением требований законодательства;

Ст. 5.12 (ч.2) ? размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектах;

Ст. 5.13 ? непредоставление до окончания сроков предвыборной агитации возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования в СМИ материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения;

Ст. 5.14 ? умышленное уничтожение или повреждения информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца, либо нанесения надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы;

Ст. 5.15 ? нарушения права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений на пользование на равных условиях пользования помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями;

Ст. 5.16 ? подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах;

Ст. 5.48 ? нарушения прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений при выделении площадей для размещения агитационных материалов;

Ст. 5.49 ? нарушение запрета на проведение, а период избирательной компании лотерей и других, основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов;

Ст. 5.51 ? выполнение организаций, индивидуальным предпринимателем работ или оказание ими услуг по изготовлению печатных агитационных материалов без предварительного опубликования предусмотренных законом сведений о размере и других условиях оплаты указанных работ или услуг;

Ст. 5.52 ? невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований, об обеспечении зарегистрированным кандидатом, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом.

Основанием наступления ответственности во всех случаях является совершение административного правонарушения, а субъектом (лицом, привлекаемым к ответственности) может выступать гражданин, должностное или юридическое лицо.

Перечень статей и границы их применения позволяют говорить о том, что практически все запреты и ограничения, установленные избирательным законодательством в сфере предвыборной агитации, снабжены соответствующими санкциями, среди которых преобладает административный штраф. Именно этот подход законодателя (введение штрафа) и вызывает наибольшие сомнения — как показывает практика, имущественные санкции в рамках избирательных кампаний не обладают должной эффективностью. Более того, учитывая сравнительно небольшие суммы, предусмотренные за некоторые нарушения, в ряде случаев можно говорить и об их неэффективности — суммы возможных штрафов могут заранее проплачиваться нарушителям заинтересованными лицами.

Решить эти проблемы можно в первую очередь ужесточением наказания, например значительным увеличением суммы штрафов в отношении непосредственных распространителей данных материалов. Как показывает практика, массовая расклейка и массовый «выброс» фальшивых агитационных материалов требует привлечения большого количества исполнителей, активность которых на избирательном участке легко обнаруживается и пресекается, а угроза большого штрафа или другого серьезного административного наказания способствовала бы выходу на заказчиков подобных акций. С.Н. Егоров. К вопросу об административной ответственности субъектов избирательного процесса за нарушения порядка и правил проведения предвыборной агитации// Научный журнал Юго-западного государственного университета г. Курска. — 2010. — № 4. — С. 139-142

Преступления, связанные с подготовкой и проведением выборов достаточно многогранны, имеют сходные фазы преступной деятельности и могут быть сопряжены с административными правонарушениями, нарушениями законодательства о выборах и иными, в том числе непротивоправными деяниями, объединенными общей целью — избранием конкретного кандидата.

Самое большое количество правонарушений, совершаемых в период избирательной кампании, закономерно связано с воздействием на избирателей, поскольку именно от их голосования и зависит избрание конкретного кандидата депутатом (главой субъекта РФ или местного самоуправления). Оно может осуществляться в двух формах: путем различных нарушений порядка и условий проведения предвыборной агитации либо путем подкупа или иного воздействия. О.Ю. Антонов. Понятии и содержание криминалистической модели преступной деятельности, связанной с избирательной компанией// Научный журнал Удмуртского государственного университета г. Ижевска. — 2005. — № 6-2. — С. 243-250

Читайте так же:  Какой порядок обжалования решения суда

Уголовная ответственность за нарушение правил предвыборной агитации регулируется рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ с изм. от 03.02.2015// СПС «КонсультантПлюс»

Ст. 280 (ч.1) ? публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

Ст. 280 (ч.2) ? те же деяния с использование средств массовой информации;

Ст. 282 (ч.1) ? действия, направленные на возбуждения ненависти или вражды, а так же на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а ровно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации;

Ст. 282 (ч.2) ? те же деяния, совершенные организованной группой;

Ст. 141 (ч.2) ? воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные с группой лиц по предварительному сговору или организованной группой);

Ст. 141 (ч.1) ? оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной компании кандидата, избирательного объединения помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению для осуществления ими своей избирательной компании в целях достижения определенного результата на выборах;

Ст. 141 (ч.2) ? использование в крупных размерах этих средств.

Источник: http://vuzlit.ru/1376676/otvetstvennost_narushenie_pravil_predvybornoy_agitatsii

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан в Российской Федерации

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав. Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.

За нарушение законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности, при этом каждый из видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 79) указаны «уголовная, административная либо иная ответственность».

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различают четыре вида ответственности за нарушение законодательства о выборах:

избирательно-правовая ответственность. К данному виду ответственности можно соотнести следующие меры наказания в соответствии с ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»:

­ досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с признанием его систематически не выполняющим обязанности (п. «д» ч.8 ст.29);

­ расформирование избирательной комиссии (ст.31);

­ отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов) (ч.23 ст.38);

­ отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) либо исключение кандидата из списка кандидатов (ч.8 ст.38);

­ отмена решения избирательной комиссии в том числе об итогах голосования, результатов выборов (ч.1 ст.77);

­ признание незаконными решений или действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица, нарушившего избирательное законодательство и др.(данная мера предусмотрена ч.1 ст.261 Гражданского процессуального кодекса РФ и носит исключительно правовосстановительный характер).

Уголовная ответственность. (Регламентирована в избирательном и административном законодательстве). Данная ответственность наступает при совершении общественно опасных нарушений, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов. Среди этих нарушений выделяют:

­ подкуп, обман, применение насилия, угроза применения насилия, совершение деяния с использованием виновным своего служебного положения, совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч.2 ст.141 Уголовного кодекса РФ);

­ фальсификация избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушения тайны голосования (ст. 142 Уголовного кодекса РФ).

За уголовную ответственность могут применяться наказания: от наложения штрафа в размере 500 МРОТ до лишения свободы на срок до четырех лет.

Дисциплинарная. К дисциплинарной ответственности может быть привлечен государственный или муниципальный служащий, использующий свое должностное положение в целях избрания кого-либо из кандидата. Так, согласно требованиям Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995г. На государственных служащих могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Значит, все нарушения избирательного законодательства несут серьезную общественную ответственность, сравнимую с правонарушениями, посягающими на личные права граждан, на безопасность государства, и требуют адекватного и ответственного реагирования. Можно отметить, что количество конфликтных ситуаций снижается в тех местах, где проводится целенаправленная профессиональная подготовка организаторов избирательного процесса, придается важное значение устранению нарушений избирательного законодательства и правовому просвещению избирателей, соблюдается гласность в работе организаторов выборов по обеспечению избирательных прав граждан.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/1417960/otvetstvennost_narushenie_izbiratelnyh_prav_grazhdan_rossiyskoy_federatsii

Нарушение прав кандидатов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here