Нарушение пенсионных прав граждан

Вся информация на в статье на тему: "Нарушение пенсионных прав граждан". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом

1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:

граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 4 марта 2004 г. N 146-О, абзац третий пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона от 15 декабря 2001 г. не содержит прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства. Факт постоянного проживания в РФ как основание назначения пенсии может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания на территории РФ и других обстоятельств дела

ГАРАНТ:

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. N 187-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ

2. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 1 пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 5 пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 6 пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

6) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ пункт 4 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

4. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ пункт 5 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

5. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Читайте так же:  Как унаследовать выморочное имущество

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

ГАРАНТ:

См. форму справки, подтверждающей периоды военной службы (службы), работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (по инвалидности) лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 7 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

7. Граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ пункт 8 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

8. Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Информация об изменениях:

Статья 3 дополнена пунктом 9 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

9. Лицам, являющимся инвалидами, пенсия по инвалидности в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12125128/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Пенсионные права граждан под защитой

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

03 августа 2015 15:32

Жители Саратовской области имеют право на достойную пенсию! Под таким девизом прошел очередной День Отделения Пенсионного фонда. На этот раз «пенсионный десант» во главе с управляющим ОПФР Александром Романовым посетил Воскресенский район – один из самых маленьких районов Правобережья, окруженный пятью реками.

День Отделения открыло совещание с коллективом в стенах Управления ПФР. И конечно, самой первой темой для обсуждения стало предстоящее повышение пенсий работающим пенсионерам. В Воскресенском районе проживает около 3,5 тысяч представителей старшего поколения, более 700 из них продолжают трудиться.

В отличие от традиционной индексации страховых пенсий, когда размеры выплат увеличиваются на определенный процент, перерасчет пенсии работающих пенсионеров носит сугубо индивидуальный характер и зависит от величины страховых взносов, поступивших годом ранее и не учтенных в размере пенсии.

Александр Сергеевич акцентировал внимание коллектива на том, что со следующего года перерасчет будет производиться по новым нормам – в связи с увеличением количества баллов. Согласно действующему законодательству, основной принцип сохранится – пенсии работающих пенсионеров по-прежнему будут пересчитываться в сторону увеличения.

Хотя пенсионерам нет необходимости посещать районное Управление (повышение проводится в беззаявительном порядке), житель села Воскресенское Виктор Васильевич Орлов решил лично уточнить все нюансы предстоящей корректировки у специалиста клиентской службы. В свои 68 лет он не собирается бросать работу. Опытный инженер-механик, уже много лет занимается административной деятельностью. «Моя последняя должность – заместитель директора по хозяйственной части детского дома. Сейчас я нахожусь в поиске новой работы. Не хочу бесцельно лежать на диване и пересматривать сериалы. Чувствую в себе еще много сил и энергии, чтобы принести пользу родному району», — уверен пенсионер.

По словам Виктора Васильевича, главный критерий для него при выборе работы – это только «белая» заработная плата, дающая право на все социальные гарантии. «Я-то себе на старость уже заработал. А вот молодежь, получая деньги «в конверте», может забыть и об оплачиваемом отпуске, и больничном, и о будущей пенсии», — справедливо отметил житель Воскресенского.

Действительно, только с «белой» заработной платы уплачиваются страховые взносы в ПФР. Эти средства фиксируются на лицевых счетах граждан, а деньги сразу идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. К сожалению, не все работодатели оформляют трудовые отношения со своими сотрудниками или по документам выплачивают работникам заработную плату ниже минимального размера оплаты труда. Тем самым предприниматели пытаются снизить свои расходы, но и в тоже время лишают своих коллег достойного пенсионного обеспечения. Некоторые и вовсе уклоняются от уплаты страховых взносов, накапливая большие долги перед государством.

— Сотрудники всех районных Управлений Пенсионного фонда фиксируют подобные нарушения, формируют списки и направляют их в Госинспекцию труда и главам муниципальных образований. Соглашение об информационном обмене подписано также между региональным Отделением ПФР и Прокуратурой Саратовской области. Подобное Соглашение заключено и на высшем уровне между Пенсионным фондом России и Генеральной Прокуратурой РФ, — подчеркнул управляющий ОПФР.

В рамках Соглашения Александр Сергеевич Романов встретился с прокурором Воскресенского района Антоном Федоровичем Солониным. Вместе они обсудили, как на территории района соблюдаются пенсионные права граждан, и какие еще меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить полноту и своевременность уплаты страховых взносов работодателями и индивидуальными предпринимателями.

Серьезный вопрос скорейшего поступления страховых взносов и погашения долгов был поднят и на встрече руководителя Отделения ПФР Александра Романова и главы администрации Воскресенского района Евгения Молдованова. По словам Евгения Валерьевича, процесс уплаты страховых взносов стоит лично у него на контроле. Ведь в интересах всех жителей сделать свой родной край – территорией без долгов. Тем более, что в Воскресенском можно найти замечательные примеры успешной предпринимательской деятельности и безупречного исполнения пенсионного законодательства.

Читайте так же:  Сложная судебная медицинская экспертиза

Так лучшим страхователем России по итогам прошлого была названа Воскресенская материально-техническая база снабжения, руководителем которой вот уже почти 25 лет является Михаил Николаевич Михеев. На предприятии трудится несколько десятков работников. Вместе они обрабатывают более 2000 тысяч гектаров земли, занимаясь растениеводством и животноводством. Официальная зарплата сотрудников – почти 24 тысячи рублей в месяц. Руководитель день в день по графику платит положенные страховые взносы в Пенсионный фонд.

Визит Александра Сергеевича Романова совпал с уборкой урожая – самой горячей порой для фермера. Глава ОПФР поблагодарил Михаила Николаевича Михеева за активную гражданскую позицию и пожелал всему коллективу впредь только хорошего урожая.

Источник: http://www.pfrf.ru/branches/saratov/news~2015/08/03/95287

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокурорами приняты меры к защите пенсионных прав граждан

Прокуратура области (Воронежская область). 08 августа 2019

Прокуратурой области в ходе проведенной проверки соблюдения пенсионных прав граждан выявлены нарушения закона в деятельности территориальных подразделений Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской.

Установлены факты необоснованного отказа гражданам в назначении пенсии, а также не включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, определенных периодов работы.

Не во всех случаях при назначении гражданам пенсии ее размер определялся в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Не в полной мере обеспечивалось создание инвалидам условий доступности объектов, в том числе возможность беспрепятственного доступа в здания территориальных подразделений УПФ; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и самостоятельного передвижения по территории объекта.

В ряде случаев на автомобильных парковках у зданий территориальных подразделений отсутствовали места для парковки автотранспортных средств инвалидов.

Выявлены случаи ненадлежащего информирования граждан по вопросам предоставления государственных услуг (на информационных стендах в зданиях территориальных подразделений УПФ отсутствовали перечни категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги, документы, необходимые для получения государственной услуги, и иная информация).

По результатам проведенной проверки прокуратура области внесла представление управляющему ГУ – ОПФ РФ по Воронежской области об устранении нарушений закона. Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.

Работа прокуратуры по защите пенсионных прав граждан продолжается.

Источник: http://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1671982/

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства

Регулярное денежное пособие, которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим инвалидность или лицам, потерявшим кормильца, имеет название пенсия. Согласно действующему законодательству, в РФ существует несколько категорий пенсий – трудовая, по инвалидности, по потере кормильца и государственная. В соответствии с законом, трудовая пенсия есть ежемесячная денежная выплата гражданам, являющая собой цель компенсации заработной платы или другого дохода, получаемого застрахованным лицом перед выходом на пенсию либо утратой нетрудоспособности. Ежемесячная государственная денежная выплата, которая назначается в соответствии с условиями и нормами российского законодательства, предоставляемая гражданам в целях компенсации им дохода, в связи с прекращением госслужбы, носит название – государственная пенсия.

Деятельность в сфере пенсионного обеспечения граждан России любой категории строго контролируется со стороны государства, что соответственно, способствует обязательному соблюдению норм законов и иных правовых актов в этой сфере, и влечет ответственность за нарушение пенсионного законодательства

в определенных случаях. Ответственность предпринимателей за нарушение законодательства , также включена в ответственность в сфере пенсионного обеспечения, что реализуется в форме привлечения руководителей и должностных лиц предприятия к налоговой и административной ответственности.

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства, также как и ответственность в большинстве случаев (например, ответственность за нарушение рекламного законодательства ) осуществляется посредством административного, гражданско-правового и иного российского законодательства. При этом, ответственность за нарушение пенсионного законодательства имеет несколько субъектов – это могут быть руководители и должностные лица предприятий, юридические и физические (плательщики) лица. Ответственность плательщика за нарушение законодательства, при оплате страховых взносов, выражается в применении к нарушителям штрафных санкций в размере от 5 до 40% от неуплаченной суммы страховых взносов, каждый отдельный штраф рассчитывается в соответствии с определенным случаем.

Согласно российскому законодательству, ответственность за нарушения в сфере пенсионного обеспечения, как правило, влечет меру воздействия в виде наложения штрафных санкций не только при уплате страховых взносов, но и при иных видах нарушений со стороны руководителей и должностных лиц. Так, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» регламентирует ответственность:

– за нарушение страхователем срока регистрации в ПФР – до истечения 90 дней штраф в размере 5000р., по истечении 90 дней – 10000р.;

– за неуплату сумм страховых взносов, занижения базы для исчисления взносов и иных неправомерных действий в сфере неправильных исчислений – по неосторожности – в размере 20% от неуплаченной суммы, умышленно – 40%;

– за несвоевременное или неправомерное сообщение лицом сведений, которые должны были быть сообщены ПФР – однократно – в размере 1000р., повторно в течение календарного года – 5000р.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» статьей 17 определяет ответственность для страхователей за не предоставление в ПФР сведений для осуществления индивидуального учета, равно как и предоставление таких сведений не в полном объеме либо в недостоверной форме – штраф составляет 10% от платежей ПФР причитающихся за отчетный год.

Источник: http://mosadvokat.org/otvetstvennost-za-narushenie-pensionnogo-zakonodatelstva/

Конституционный суд рф защитил права пенсионеров

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 9

Конституционный суд рф защитил права пенсионеров

КС РФ принял важное решение для граждан, которые получали заниженную пенсию из-за того, что предприятия или организации, в которых они работали, не перечисляли в необходимом размере денежные средства в Пенсионный фонд.

10 июля Конституционный Суд РФ принял решение о несоответствии Конституции РФ п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон) в части, согласно которой предусмотрено, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ .

См.: «Российская газета». 2007. 13 июля.

Однако норма не была признана неконституционной полностью, она сохранила свое действие в той части, в какой закрепляет безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд.

Что дает пенсионерам указанное решение Конституционного Суда РФ? Для тех, кто выйдет на пенсию после принятия данного постановления, пенсия будет рассчитываться исходя из начисленных, а не фактически уплаченных страховых взносов. Второй категории пенсионеров, которым пенсия была назначена до 10 июля, без учета соответствующих периодов времени и страховых взносов, соответственно, должны произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанных обстоятельств.

Читайте так же:  Роспотребнадзор персональные данные

Безусловно, это важное решение для граждан, которые получали заниженную пенсию из-за того, что предприятия или организации, в которых они работали, не перечисляли в необходимом размере денежные средства в Пенсионный фонд. Теперь указанные лица не будут страдать по этому поводу, т.к. пенсия им будет установлена в должном объеме. Необходимые для этого денежные средства, как сказано в решении Конституционного Суда РФ, должны быть предоставлены в Пенсионный фонд из средств федерального бюджета.

Поводом к подобному рассмотрению соответствия Конституции анализируемого Закона послужили запросы судов общей юрисдикции (Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан), а также жалобы граждан (А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой), чьи интересы были нарушены. В качестве примера приведем дело по иску 12 работников Учалинского завода железобетонных изделий к местному управлению Пенсионного фонда о перерасчете страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости, которым при назначении трудовой пенсии по старости пенсионные органы не включили в их страховой стаж период работы с января 2002 г. по сентябрь 2005 г. ввиду неполной уплаты работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за этот период и произвели им расчет размера пенсий исходя из сумм фактически уплаченных, а не начисленных страховых взносов.

По мнению заявителей, оспариваемое положение Закона необоснованно, т.к. допускает распространение на застрахованных лиц неблагоприятных последствий ненадлежащего исполнения работодателем (страхователем) своих обязанностей в виде невключения в страховой стаж соответствующих периодов трудовой деятельности и снижения размера страховой части трудовой пенсии. Следовательно, Закон ставит реализацию права на трудовую пенсию в зависимость не от соблюдения гражданами условий, установленных нормами права, а от противоправного поведения третьих лиц, в данном случае работодателей. Такое положение дела, с их точки зрения, никак не может соотноситься с принципами равенства и справедливости, а также с предусмотренным ст. 39 Конституции РФ правом на пенсионное обеспечение.

Согласно действующему законодательству уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, возлагается на работодателя (страхователя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. В свою очередь, Пенсионный фонд РФ (страховщик), обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии.

Изначально выстраивая взаимоотношения на основании указанных нормативных актов между участвующими сторонами (страхователем, страховщиком и застрахованными лицами), законодатель подразумевал, что работодатель (страхователь) своевременно и в полном объеме будет уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.

Однако на практике события, к сожалению, часто развиваются по иному сценарию. Не секрет, что сегодня в России, по оценкам экспертов, около 50% бизнеса находится в «тени», в результате чего существенно занижаются суммы различных отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе и в Пенсионный фонд. Например, «Российская газета» пишет: «Известно, что очень многие работодатели, начисляя зарплату, страховые взносы с нее задерживают или вовсе не платят. Сумма недоплат в Пенсионный фонд достигает 11 млрд руб. » .

См.: «Российская газета». 2007. 17 июля.

В связи с этим возникает справедливый вопрос: на ком лежит обязанность по обеспечению финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе по обеспечению поступлений обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда РФ?

Вполне определенный ответ на этот вопрос мы сможем найти в ст. 12 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», согласно которой подобная функция по осуществлению государственного надзора и контроля за реализацией права на получение трудовой пенсии относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Например, контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов возлагается на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов — на территориальные органы Пенсионного фонда. Следовательно, эти органы имеют весь необходимый правовой инструментарий для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения работодателями (страхователями), не уплачивающими страховые взносы, установленных законом требований.

Из всего сказанного складывается вполне определенная картина: одна сторона (работодатель) обязана своевременно и в полном объеме уплачивать взносы в Пенсионный фонд, а другая — органы государственной власти со своей стороны обязана контролировать правильность и своевременность их уплаты, применяя в необходимых случаях методы государственного воздействия для принудительного взыскания обязательных платежей.

Тогда возникает еще один резонный вопрос: почему за противозаконную задержку по уплате работодателем в установленный срок, неуплату или уплату не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд (к слову сказать, это является наказуемым в административном или уголовном порядке) в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, с одной стороны, и неэффективные действия налоговых, пенсионных и иных уполномоченных органов — с другой, должна отвечать одна и, более того, наименее социально защищенная категория граждан — пенсионеры?

Выходит так, что законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты работодателем страховых взносов или уплаты их в неполном объеме. Именно этот пробел по устранению проблем в реализации права указанных лиц на своевременное получение в полном объеме трудовой пенсии и призван был ликвидировать Конституционный Суд РФ своим решением.

На наш взгляд, Конституционный Суд РФ, рассмотрев дело по существу, обоснованно установил в данном случае несоответствие оспариваемого положения Закона, которое безосновательно позволяло лишать граждан части легально заработанной трудовой пенсии, тем самым нарушая гарантируемые Конституцией РФ социальные права.

Источник: http://hr-portal.ru/article/konstitucionnyy-sud-rf-zashchitil-prava-pensionerov

Социальная безответственность работодателя влечет нарушение пенсионных прав работников

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

20 мая 2014 09:29

По итогам приема отчетности за 1 квартал 2014 года по состоянию на 15 мая 2014 года задолженность предприятий области по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование составляет более 1,8 млрд.рублей.

Самыми крупными должниками по взносам в ПФР в Тульской области являются ОАО «Завод крупных деталей» входящее в группу компаний «СУ-155» (сумма задолженности более 230 млн.рублей) и ОАО «Машиностроительный завод «Штамп» (сумма задолженности около 200 млн.рублей). Это 25% от всей суммы задолженности 4 тысяч должников области. Задолженность этих предприятий образовалась не сейчас, а накапливалась с 2010 года.

Несмотря на свое тяжелое финансово-экономическое состояние ОАО «Машиностроительный завод «Штамп» находит варианты для погашения задолженности. Так в 2014 году ими было уплачено в счет погашения задолженности около 6 млн.рублей, немного, но это первые шаги к исполнению своих обязанностей по уплате обязательных платежей.

Читайте так же:  Подготовка апелляционной жалобы

ОАО «Завод крупных деталей» наращивая производство, выплачивая своевременно заработную плату своим работникам, представляя своим работникам расширенный социальный пакет, намеренно уклоняются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Так в 2013 от них поступило лишь 300 тыс.рублей, а в 2014 году 3,5 тыс.рублей. При этом начисления страховых взносов за год выросли на 46%.

Платежи в Пенсионный фонд являются индивидуально возмездными обязательными платежами, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Из поступающих страховых взносов выплачиваются пенсии и пособия уже достигшим пенсионного возраста гражданам, уплаченные страховые взносы участвуют в перерасчете пенсий работающим пенсионерам.

В ОАО «Завод крупных деталей» осуществляют свою деятельность более 1300 работников. Действия предприятия по неуплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работников влекут нарушения требований Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», согласно которым суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, несвоевременно поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, не принесут инвестиционного дохода, учитываемого при исчислении трудовой пенсии.

В связи с неуплатой страховых взносов обратившимся правопреемникам умерших работников данного предприятия не производиться выплата средств пенсионных накоплений в полном объеме исходя из начисленных страховых взносов и возможного дохода от их инвестирования.

Также с 2013 года законодательно введена обязанность организаций, использующих труд работников, занятых в особых условиях, осуществлять начисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу. Уклонение ОАО «Завод крупных деталей» от уплаты начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении работников работающих на особых условиях труда влечет нарушение прав данных работников на досрочное назначение трудовой пенсии.

Источник: http://www.pfrf.ru/branches/tula/news~2014/05/20/70199

Управленческая форма внесудебной защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения

Защита прав граждан в области социального обеспечения при помощи управленческой формы основывается на более серьезной нормативной базе, предопределяющей соответственную процессуальную работу данных органов и служебных лиц. Помимо этого, обозначенный метод защиты обладает долголетней историей.

Главным методом защиты прав граждан в области социального обеспечения выступают их обращения. Федеральный закон «О последовательности рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» зафиксировал 3 варианта обращений: предложение, заявление, жалоба. Этот Закон заключает определения понятий данных вариаций обращений (ст. 4).

В функционирующих нормативных правовых документах и специализированной литературе детально изучена последовательность разбора обращений граждан. Исходя из этого основной целью выступает лишь обнаружение особенностей, которые свойственны для употребления норм права социального обеспечения в ходе разбора обращений в органах, организациях и учреждениях, реализовывающих социальное обеспечение населения, а также в прочих органах, разбирающих обращения населения по обозначенным вопросам.

Здесь говорится о последующих главных учреждениях и органахБуянова М.О. Право социального обеспечения России: учебник / М.О. Буянова.- 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2012.- С. 468:

1) вышестоящих учреждениях ФСС РФ, ПФР, ФФОМС и ТФОМС;

2) вышестоящих учреждениях и органах общественной защиты населения;

3) органах прокуратуры;

4) вышестоящих органах правоохранительной системы и органах военного управления;

5) Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ;

6) Уполномоченном по нравам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;

7) Управлении Президента РФ по работе с обращениями населения и учреждений.

Главная нагрузка по разбору обращений населения в структуре ПФР возлагается на отделения фонда по субъектам РФ. Они выступают вышестоящими организациями по отношению к управлениям ПФР в городах и регионах.

В структуре социальной защиты граждан спорные вопросы и жалобы разбираются органами социальной защиты населения субъектов РФ, а также Минздравсоцразвития России.

На федеральном уровне в структуре социальной защиты общества обращения населения анализирует Минтруд России.

Деятельность с обращениями населения в Минтруде России реализовывается согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по реализации государственной услуги «Организация приема граждан, своевременного и совершенного разбора их обращений, обращенных в письменном или устном формате, вынесение по ним постановлений и отправка ответов в определенный законодательством Российской Федерации срок», ратифицированным приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. № 6143н.

Согласно Порядку организации и работы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, ратифицированным приказом Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н, жалобы граждан, которые проходят освидетельствование, на решения бюро медико-социальной экспертизы разбирает главное бюро. При условии принятия жалоб аргументированными главное бюро меняет либо аннулирует постановление бюро. Помимо этого, главное бюро осуществляет освидетельствование населения, которые обжаловали постановления бюроДолженкова Г.Д. Право социального обеспечения: Краткий курс лекций / Г.Д. Долженкова. — М.: Юрайт, 2012.- С. 104.

Жалобы граждан на постановления главных бюро разбирает Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. При условии утверждения жалоб аргументированными Федеральное бюро меняет или аннулирует решения главных бюро и осуществляет освидетельствование граждан, которые обжаловали постановления главных бюро.

Имеются отдельные особенности обжалования заключений военно-врачебных комиссий.

Деятельность с обращениями населения в Минздравсоцразвитии России реализовывается согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по реализации государственной функции «Организация приема граждан, своевременного и совершенного разбора их обращений, обращенных в письменном или устном формате, вынесение по ним решений и направление ответов в определенный законодательством Российской Федерации срок», ратифицированным приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. № 293н. Этот Административный регламент заключает в себе сорок три пункта, систематизированных в пять разделов. Данные разделы отражают общие положения, требования к последовательности осуществления государственной функции, административным процессам, последовательности и формам контроля над реализацией государственной функции, последовательности обжалования действий (бездействия) и постановлений, исполняемых (принимаемых) в процессе реализации государственной функции.

Согласно ст. 65 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих разногласия по вопросам установления и выплаты пенсий военнослужащим, работникам правоохранительных органов и их родственникам, взимание чрезмерно осуществленных сумм разрешаются вышестоящими органами в последовательности подчиненностиО пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей [Электронный ресурс]: федеральный закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1: по состоянию на 14 января 2016 г. — Режим доступа: СПС Гарант. В Минобороны России таким органом выступает Комиссия Минобороны, заключающаяся из лиц структурных подразделений Министерства. В МВД России споры и жалобы решает Финансово-экономический департамент, в ФСБ России — Комиссия по спорным вопросам, в судебной структуре — Комиссия, заключающаяся из представителей Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Спорные вопросы пенсионного обеспечения в структуре прокуратуры РФ разрешаются Комиссией Генеральной прокуратуры.

Читайте так же:  Решение на исковое заявление арбитражный суд

В структуре ФСИН России разногласия по аспектам социального обеспечения анализируются разнообразными органами. Разногласия по исчислению выслуги лет в последовательности обжалования разбирает Центральная аттестационная комиссия, по исчислению денежного довольствия — Финансово-экономическое управление ФСИН, а прочие споры — также Финансово-экономическое управление.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры рассматриваются заявления, жалобы и прочие обращения, заключающие информацию о преступлении законов. Последовательность разрешения обращений населения регулируется Инструкцией о последовательности разбора и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, которая ратифицирована приказом Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 3.

По каждому обращению в органе прокуратуры осуществляется одно из последующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в иные органы; приобщение к ранее зачислившейся жалобе. Обращения населения считаются разрешенными и отстраняются с контроля, если изучены обозначенные в них вопросы, выполнены нужные меры, получены полные ответы согласно действующему законодательству и направлен письменный ответГусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник / К.Н. Гусов. — М.: Проспект, 2014.- С. 395.

Если по жалобе вынесен протест, предъявлен иск или употреблено другое средство прокурорского реагирования, заявителю говорится о том, где в дальнейшем он вправе приобрести сведения об итогах рассмотрения.

В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов и районов осуществляется также прием граждан. Помимо этого, в каждой прокуратуре устанавливается ящик для заявлений и обращений, который располагается в приемной или в открытом для заявителей месте.

Следует отметить, что пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Право на пенсионное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав граждан и не должно нарушатьсяФедорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования / М.Ю. Федорова.- Омск.: Знание, 2000.- С. 46 .

В случае нарушения прав пенсионного и социального обеспечения граждане Республики Крым граждане могут обращаться за внесудебной помощью в решении споров относительно нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения, например к Уполномоченному по правам человека по Республике Крым. Так, в соответствии с Законом Республики Крым от 02.07.2014г.№ 25-ЗРК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Крым», одной из основных задач Уполномоченного в его деятельности является содействие беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина, и всемерное содействие их восстановлению в случае нарушения государственными органами Республики Крым, органами местного самоуправления.

В 2016 году в Республике Крым продолжился рост количества обращений в защиту социальных прав граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров, малоимущих и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. Представляется, что в такой ситуации чрезвычайно важна роль Уполномоченного по правам человека, профессионально осуществляющего защиту прав граждан от нарушений со стороны органов власти и местного самоуправления и их должностных лиц, одного из немногих институтов гражданского общества, оказывающего бесплатно правовую помощь.

Анализ обращений, поступающих Уполномоченному, результаты личных приемов населения позволили выявить проблемы пенсионного обеспечения граждан. К Уполномоченному неоднократно поступали обращения от граждан, которые не имели возможности получить пенсионные выплаты, из-за длительного ожидания пенсионного дела из Украины.

Например, к Уполномоченному за помощью обратилась жительница города Ялта, которая долгое время проживала в Крыму, но пенсию получала в Черкасской области. В связи с отсутствием ее выплатного дела, которое было затребовано более полутора лет назад и не поступило в органы пенсионного фонда, ей не выплачивали пенсию. После вмешательства Уполномоченного ей назначили социальную пенсию, до поступления дела, а после произвели перерасчет пенсионной выплаты на основании поступивших документов.

К Уполномоченному продолжают поступать обращения граждан с жалобами на отказ территориальных органов ГУ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в оформлении ЕДВ (ежемесячной денежной выплаты по инвалидности). Одним из оснований для отказа в начислении указанной выплаты, является временная регистрация на территории Республики Крым.

Так, заявитель Ч. в своем обращении указал, что сотрудниками территориального органа пенсионного фонда ему отказано в оформлении данной выплаты в связи с тем, что в его паспорте гражданина РФ отсутствует штамп постоянной регистрации (заявитель имеет временную регистрацию).

Посчитав отказ необоснованным, Уполномоченный обратился в ГУ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в ходе проведенной проверки, был подтверждена необоснованность и незаконность отказа в удовлетворении заявления о назначении ЕДВ. Уполномоченным было рекомендовано ГУ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым наладить взаимодействие с территориальными органами для оказания им консультативной помощи с целью повышения уровня их правовых знаний. В соответствии с п. 4 ст. 6.3 Федерального Закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданин имеет право на выбор услуг в натуральном или денежном виде либо отказаться от них, подав соответствующее заявление до 1 октября текущего годаДоклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым: Электронный ресурс/ Режим доступа: http://ombudsman.rk.gov.ru.

В переходный период пенсионное обеспечение крымчан осуществлял Пенсионный Фонд Республики Крым, который был ликвидирован по окончанию указанного периода. При этом граждане, которым пенсионные выплаты были назначены, но по каким-либо причинам не были им выплачены до конца 2015 года, утратили возможность получить или взыскать в судебном порядке образовавшуюся задолженность в связи с отсутствием правопреемника у ликвидированного Пенсионного Фонда Республики Крым.

Отметим, что именно безответственность некоторых сотрудников Пенсионного Фонда Республики Крым привела к недостаточному информированию крымских пенсионеров о последствиях неполучения ими начисленной, но не выплаченной суммы пенсии. После единственной возможностью для граждан, не дополучивших пенсионные выплаты, являлось установление вины конкретных должностных лиц в административном или судебном порядке и последующее взыскание задолженности путем подачи в суд соответствующего иска о взыскании имущественного ущерба.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/2416361/pravo/upravlencheskaya_forma_vnesudebnoy_zaschity_narushennyh_prav_sfere_sotsialnogo_pensionnogo_obespecheniya

Нарушение пенсионных прав граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here