Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения

Вся информация на в статье на тему: "Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

7.3. Виды юридической ответственности в праве социального обеспечения

В социальном обеспечении могут быть выделены следующие виды юридической ответственности: конституционно-правовая, уголовная, административная и дисциплинарная [63] .

Сфера социального обеспечения как комплексное образование, о чем говорилось выше, представляет собой совокупность многообразных отношений, имеющих различную правовую природу: финансовую, управленческую (административную) и собственно распределительную.

Юридическая ответственность субъектов в праве социального обеспечения существует, хотя и недостаточно оформленная, в рамках распределительных правоотношений, функционирующих по поводу: а) пенсий; б) социальных пособий и компенсационных выплат; в) социальных услуг (обслуживания); г) социальной медицинской помощи и лечения; д) государственной социальной помощи; е) социальных льгот и преимуществ и пр.

Можно предположить, что каждый вид социального обеспечения, будучи самостоятельным институтом права социального обеспечения, содержит нормы юридической ответственности. Однако, несмотря на объективную потребность в юридической ответственности в праве социального обеспечения (своих санкций, необходимости гарантировать соблюдение прав граждан), она еще не получила своего достаточного оформления.

Внутри каждого вида отраслевых социально-обеспечительных отношений можно провести дифференциацию ответственности по разным критериям, например:

♦ по организационно-правовым формам социального обеспечения (обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета);

♦ субъектному составу (получатели социального материального блага и органы социального обеспечения, обязанные его предоставить, – обязанные органы);

♦ объекту правоотношений (виды предоставляемых социальных материальных благ) и др.

Такие критерии дифференциации во взаимосвязи друг с другом позволяют целостно представить юридическую ответственность. Так, в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения в пенсионной системе нормы юридической ответственности установлены в актах, регулирующих отношения по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Следовательно, круг субъектов пенсионных правоотношений различается в зависимости от двух существующих пенсионных систем – страховой и бюджетной. Отсюда можно выделить юридическую ответственность двух конкретных субъектов – получателей пенсий и обязанных органов и т. д.

Подобный логический подход к выявлению юридической ответственности и ее изложению возможен и для других видов социального обеспечения.

Источник: http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/vidyi-yuridicheskoy-otvetstvennosti-prave-116989.html

Социальная и правовая ответственность

Человек – носитель и участник различных социальных отношений и связей – производственных, семейно-бытовых, спортивных, научно-технических и т.п. Это предопределяет необходимость регулирования отношений между людьми, установление определенных норм, правил, регулирующих повторяющиеся отношения между членами общества, коллектива. В философской литературе справедливо обращается внимание на немыслимость существования общества хотя бы из двух человек без того, чтобы каждый из них не поступился чем-нибудь из своей автономии, не подчинился единой воле и авторитету правил, которые в любом обществе весьма авторитарны.

Совершение лицом деяния, поступка, противоречащего установленным в обществе правилам, нормам, дает право обществу порицать данное лицо и потребовать от него отчета в своих действиях. А лицо, которое совершило недозволенный поступок, обязано дать отчет в своих действиях и претерпеть неприятные для него последствия личного и материального характера. Право общества порицать людей за недозволенное поведение и требовать от них ответа за свои поступки и обязанность людей претерпевать отрицательные последствия своего упречного поведения, взятые в единстве и взаимосвязи, и образуют институт ответственности*.

*См.: Уголовная ответственность и ее реализация в деятельности органов внутренних дел. М„ 1987. С.4.

Само слово «ответственность» в русском языке употребляется в разных значениях. В Словаре русского языка ответственность определяется как «обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т.п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо»*.

*Словарь русского языка: В 4 т. М., 1982. Т. 2. С. 668.

Ответственность призвана регулировать поведение людей, она является регулятором общественных отношений. Возложение на лицо обязанности понести отрицательные последствия за совершенные им поступки, нарушающие установленные нормы, правила, преследует цель предупредить подобные недозволенные действия как со стороны данного лица, так и со стороны других лиц, а также оказать воспитательное воздействие на лицо, допустившее отступление от действующих в обществе правил и норм.

Поскольку отступления от социальных норм возможны в различных сферах жизни общества, то принято различать различные виды ответственности: политическую, гражданскую, производственную, правовую (юридическую), моральную, ответственность в сфере семейно-бытовых отношений и др.

Одним из видов социальной ответственности являетсяправовая (юридическая) ответственность.

Правовая ответственность представляет собой реакцию государства на совершенное правонарушение в виде применения к виновному лицу мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией правовой нормы. Однако понятие юридической ответственности этим не исчерпывается. Она означает также претерпевание виновным лицом за совершение правонарушения отрицательных для него последствий в виде лишений или ограничений личного либо имущественного характера.

Правовая ответственность возникает и реализуется в рамках правоотношений, в которых государство (в лице его органов) имеет право наложить определенное наказание (взыскание) на лицо, совершившее правонарушение, а правонарушитель обязан претерпеть лишения или ограничения, предусмотренные санкцией нарушенной им правовой нормы. Но, как известно, в правоотношении праву одного участника корреспондирует обязанность другого его участника. Поэтому и у государства, наряду с правами, есть обязанности, а у правонарушителя – корреспондирующие им права, о чем подробнее будет сказано при рассмотрении вопроса об уголовной ответственности.

Правовая ответственность неразрывно связана с принудительной силой государства, носит государственно-принудительный характер. Однако не всякая мера государственного принуждения является юридической ответственностью. Так, принудительное лечение невменяемых, совершивших общественно опасные деяния, принудительное медицинское освидетельствование и осмотр, карантин, реквизиция, будучи мерами государственного принуждения, не относятся к юридической ответственности.

Особенностью юридической ответственности является также осуждение, отрицательная оценка правонарушений и лиц, их совершающих, обществом и государством.

Социальное назначение правовой ответственности

охрана господствующих в данном обществе общественных отношений от различного рода посягательств.

В нашем обществе правовая ответственность имеет своей задачей охрану прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств. Однако этим не исчерпывается социальное назначение правовой ответственности. Она играет и большую воспитательную роль по отношению к лицам, неустойчивым или совершившим правонарушения. В ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ говорится о том, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления. Цель правовой ответственности состоит также в предупреждении совершения новых правонарушений как этими лицами (частное предупреждение), так и иными гражданами (общее предупреждение). В этом проявляется гуманизм российского права. В нашем обществе правовая ответственность не является местью правонарушителю, а преследует благородную цель – исправить его, сделать полезным членом общества.

Читайте так же:  Отличие суда апелляционной инстанции от кассационной

Однако гуманизм не терпит либерализма. Отказ от применения принуждения к преступникам, грубо нарушающим законы, причиняющим тяжкий вред гражданам и государству, был бы псевдогуманизмом. Подлинный гуманизм предполагает всемерную охрану интересов граждан и общества в целом.

Наряду с гуманизмом основными принципами ответственности являются: законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость ответственности*. Уголовный кодекс РФ впервые законодательно закрепил такие принципы уголовной ответственности, как принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип вины, принцип справедливости, принцип гуманизма. Несоблюдение этих принципов, отступление от них на практике приводит к весьма тяжелым социальным последствиям.

*См, подробнее: Самощенко И.О., Фаркушин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971. С. 125-177.

Вместе с тем при всей социальной важности правовой ответственности в охране общественных отношений от различного рода посягательств ее нельзя переоценивать. Решающую роль в сокращении правонарушений имеют меры общества и государства экономического, политического, социального и воспитательного характера. Правовая ответственность играет в этом социальном процессе важную, но не главную роль.

Основанием правовой ответственности

является совершение лицом правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки, будучи менее опасными для общества по сравнению с преступлениями, тем не менее посягают на различные общественные отношения, на правопорядок. В зависимости от объекта посягательства, характера самих действий и причиненных ими последствий, от правовых санкций, применяемых к виновным, проступки подразделяются на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения. В соответствии с видами правонарушений различаются виды правовой ответственности – уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная.

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 547 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/1-46322.html

7.2. Понятие юридической ответственности в социальном обеспечении и ее виды

В современной отечественной правовой науке социального обеспечения проблемы юридической ответственности в достаточной мере не разработаны. Данная проблематика рассматривалась К.С. Батыгиным в рамках государственного социального страхования как формы социального обеспечения [62] .

В законодательстве о социальном обеспечении такая ответственность закреплена в многочисленных нормах правовых актов – законах и подзаконных актах.

Место норм о юридической ответственности в системе права социального обеспечения до настоящего времени также не определено.

Исследование норм международного и отечественного законодательства, судебной практики о правонарушениях в сфере права социального обеспечения позволяют сформулировать юридическую ответственность следующим образом.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения – это фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения с целью восстановления нарушенного права.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения является одной из гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенного права. Поэтому в силу специфики отношений, регулируемых правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться специфические имущественные санкции. Это означает, что применять к субъектам этих отношений другие меры ответственности, например гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, материальной ответственности на основании норм трудового права в случае нарушения ими обязанностей, закрепленных в источниках права социального обеспечения, нельзя.

Особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению определяются спецификой предмета права социального обеспечения. Как отмечает С.С. Маслов, она проявляется в следующем: 1) отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер; 2) хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной) ответственности; 3) получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность; 4) в праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны.

Совокупность норм о юридической ответственности субъектов материальных распределительных правоотношений по социальному обеспечению в целом образует самостоятельный институт общей части права социального обеспечения, поскольку эти нормы должны содержаться в Особенной части права социального обеспечения.

Ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения – это разные правовые явления. Однако они тесно связаны, поскольку имеют общую цель – защиту нарушенного права.

Ответственность в праве социального обеспечения должна в первую очередь охранять и защищать права гражданина на существующие виды (блага) по системе социального обеспечения как экономически более слабой стороны от нарушений со стороны обязанного органа, а также гарантировать восстановление того финансового источника, за счет средств которого было незаконно получено благо. Ответственность в сфере социального обеспечения охраняет в целом публичный правопорядок в этой правовой области.

В отраслевом законодательстве нормы о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленный в них, на практике довольно сложно применить.

В подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению, нормы об ответственности их сторон также либо не содержатся, либо сформулированы так, что применить их невозможно. Например, п. 1 Указа Президента РФ от 19 января 1996 г. «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» в части привлечения к ответственности за задержку социальных выплат достаточно сложно, а порой и невозможно применить на практике.

Отсутствие в подзаконных нормативных актах правового механизма ответственности в сфере социального обеспечения можно объяснить тем, что все основные виды социального обеспечения определены законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ). Следовательно, юридическая ответственность должна содержаться только в нормах федеральных законов, устанавливающих виды социального обеспечения общегосударственного характера.

Читайте так же:  Можно ли отчислиться из академического отпуска

В праве социального обеспечения за правонарушения к гражданам применяются лишь правовосстановительные и правоограничивающие санкции.

При применении правовосстановительной санкции происходит, например, возмещение незаконно выплаченной пенсии. Особой чертой восстановительных санкций в праве социального обеспечения является то, что они, гарантируя возмещение причиненного ущерба, предусматривают его возмещение в полном размере. Однако полный размер не означает полное возмещение убытков, предусмотренное в гражданском праве (реальный вред + упущенная выгода).

В нормах права социального обеспечения отсутствует какая-либо форма компенсации противоправного неполного (несвоевременного) предоставления соответствующего вида социального обеспечения, а ведь только предоставлением неполученного (или полученного не в полном объеме блага) можно восстановить имущественные права их получателя.

Восстановление права как вид санкции должно предусматривать еще и дополнительную компенсацию в пользу гражданина, состоящую не только в компенсации морального вреда, но и в выплате процентов за несвоевременное предоставление соответствующего вида социального обеспечения.

Источник: http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/ponyatie-yuridicheskoy-otvetstvennosti-116988.html

Юридическая ответственность в социальном обеспечении.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения — это фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения, с целью восстановления нарушенного права.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения является одной из гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенного права. Поэтому в силу специфики отношений, регулируемых правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться специфические имущественные санкции.

Это означает, что применяются к субъектам этих отношений другие меры ответственности, например: гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, материальной ответственности на основании норм трудового права в случае нарушения ими обязанностей, закрепленных в источниках права социального обеспечения, нельзя.

Особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению определяются спецификой предмета права социального обеспечения. Она проявляется в следующем:

1)Отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер;

2)Хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной ответственности);

3)Получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность;

4)В праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны;

В социальном обеспечении могут быть выделены следующие виды юридической ответственности:

1.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности — это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.

2.Уголовная ответственность — вид юридической ответственности; правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

3.Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

4.Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности. Сфера социального обеспечения как комплексное образование, представляет собой совокупность многообразных отношений, имеющих различную правовую природу: финансовую, управленческую (административную) и собственно распределительную. Поэтому законодательство в сфере социального обеспечения, включая в себя нормы административного права, финансового права и права социального обеспечения, является комплексным правовым образованием. Нормы первых двух названных правовых отраслей должны содержать регулирование вопросов, связанных ответственностью «своих» участников отношений.

5.Юридическая ответственность субъектов в праве социального обеспечения существует, хотя и не достаточно оформленная, в рамках распределительных правоотношений, функционирующих по поводу:

7.Социальных пособий и компенсационных выплат;

8.Социальных услуг (обслуживания);

9.Социальной медицинской помощи и лечения;

10.Государственная социальная помощь;

11.Социальных льгот и преимуществ и пр.;

Дата добавления: 2016-12-03 ; просмотров: 5884 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/12-7503.html

Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения

·,%20%d0%be%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8b%d0%bc%20%d1%81%d0%be%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5%d0%bc%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b9%20%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%b0%d1%8e%d1%82%20%d0%bc%d0%b5%d1%80%d1%8b%20(%d0%b4%d0%b8%d1%81%d1%86%d0%b8%d0%bf%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%d0%b2%d0%b7%d1%8b%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20 ),%20%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%8f%d0%b5%d0%bc%d1%8b%d0%b5%20%d0%b0%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b5%d0%b9%20%d1%83%d1%87%d1%80%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f,%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%8f%d1%82%d0%b8%d1%8f%20%d0%ba%20%d1%81%d0%be%d1%82%d1%80%d1%83%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d1%83%20(%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d1%83)%20%d0%b2%20%d1%81%d0%b2%d1%8f%d0%b7%d0%b8%20%d1%81%20%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%d0%bc%20%d0%b8%d0%bc%20%d0%b4%d0%b8%d1%81%d1%86%d0%b8%d0%bf%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%ba%d0%b0%20 .%20>Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности , основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание ), применяемые администрацией учреждения, предприятия к

Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения

Юриспруденция, право, государство

Другие курсовые по предмету

В нормах права социального обеспечения отсутствует какая-либо форма компенсации противоправного неполного (несвоевременного) предоставления соответствующего вида социального обеспечения, а ведь только предоставлением неполученного или полученного в полном объеме блага можно восстановить имущественные права их получателя.

Восстановление права как вид санкции должно предусматривать еще и дополнительную компенсацию в пользу гражданина, состоящую не только в компенсации морального вреда, но и в выплате процентов за несвоевременное предоставление соответствующего вида социального обеспечения.

Глава 2. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения

2.1 Виды юридической ответственности в праве социального обеспечения

В социальном обеспечении могут быть выделены следующие виды юридической ответственности:

·Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности — это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.

·Уголовная ответственность — вид юридической ответственности; правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

·Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Сфера социального обеспечения как комплексное образование, представляет собой совокупность многообразных отношений, имеющих различную правовую природу: финансовую, управленческую (административную) и собственно распределительную. Поэтому законодательство в сфере социального обеспечения, включая в себя нормы административного права, финансового права и права социального обеспечения, является комплексным правовым образованием. Нормы первых двух названных правовых отраслей должны содержать регулирование вопросов, связанных ответственностью «своих» участников отношений.

Юридическая ответственность субъектов в праве социального обеспечения существует, хотя и не достаточно оформленная, в рамках распределительных правоотношений, функционирующих по поводу:

б) Социальных пособий и компенсационных выплат;

в) Социальных услуг (обслуживания);

г) Социальной медицинской помощи и лечения;

д) Государственная социальная помощь;

е) Социальных льгот и преимуществ и пр.;

Можно предположить, что каждый вид социального обеспечения, будучи самостоятельным институтом права социального обеспечения, содержит нормы юридической ответственности. Однако, несмотря на объективную потребность в юридической ответственности в праве социального обеспечения (своих санкций, необходимости гарантировать соблюдение прав граждан), она еще не получила своего достаточного оформления.

Читайте так же:  Исковое заявление о признании мнимой сделки недействительной
Видео (кликните для воспроизведения).

Внутри каждого вида отраслевых социально-обеспечительных отношений можно провести дифференциацию ответственности по разным критериям, например:

·по организационно правовым формам социального обеспечения (обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета);

·субъектному составу (получатели социального материального блага и органы социального обеспечения, обязаны его предоставить, — обязанные органы);

·объекту правоотношений (виды предоставляемых социальных материальных благ) и др.

Такие критерии дифференциации во взаимосвязи друг с другом позволяю целостно предоставить юридическую ответственность, так в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения в пенсионной системе нормы юридической ответственности установлены в актах регулирующих отношения по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению следовательно, круг субъектов пенсионных правоотношений различается в зависимости от двух существующий пенсионных систем — страховое и бюджетное. Отсюда можно выделить юридическую ответственность двух конкретных субъектов — получателей пенсий и обязанных органов и т.д.

Подобный логический подход к выявлению юридической ответственности и ее изложению возможен и для других видов социального обеспечения.

2.2 Закрепление юридической ответственности в праве социального обеспечения

Рассмотрим закрепление и проявление юридической ответственности в пенсионном обеспечении.

В пенсионных правоотношениях существует следующий основной субъектный состав:

·Граждане — получатели соответствующих видов пенсий;

·Обязанные органы — пенсионные органы обязанные предоставить соответствующую пенсию гражданам.

Помимо указанных субъектов имеются также частники пенсионных правоотношений (сосубьекты — дополнительны субъекты), которые как способствуют реализации права на получении пенсии гражданами, так и выступают гарантами реализации такого права.

К ним относятся:

·работодатели и иные приравненные к ним участники;

·государство в лице своих органов и правомочных организаций.

В рамках страховой пенсионной системе юридическая ответственность получателей пенсий предусматривается нормами федерального закона «О трудовых пенсиях».

Основные обязанности гражданина как субъекта пенсионных правоотношений, поэтому закону заключаются как в представлении необходимых документов пенсионному органу, так и в своевременном уведомлении этого органа обо всех обстоятельствах, которые могут послужить основанием для изменения размера выплачиваемой пенсии в сторону уменьшения или прекращения ее выплаты.

Работодатель (физические и юридические лица) несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии (такая же ответственность предусмотрена и для организаций, выдающих архивные документы, необходимые для установления пенсий)

юридическая ответственность социальное обеспечение

В случае если представление недостоверных сведений, несвоевременное представление сведений или ненадлежащие выполнений обязанностей повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают ПФР причиненный ущерб, установленным законодательством (п.1 ст.25 ФЗ «О трудовых пенсиях»)

Нормативные предписания п.2 ст.25 закона устанавливает ответственность за предоставление недостоверных сведений или несвоевременное непредставление сведений предусмотренных п.400 ст.23 закона. В тоже время эта норма не предусматривает сведений, за непредставление которых наступает ответственность, установленная п.2 ст.25 закона. Кроме того, п.2 ст.25 закона устанавливает, что ответственность несет только пенсионер, однако арбитражная судебная практика показывает, что и юридические лица привлекаются к ответственности по пункту 2 ст.25 ФЗ «О трудовых пенсиях».

Норма п.3 ст.25 ФЗ «О трудовых пенсиях» устанавливает юридическую ответст

Источник: http://www.studsell.com/view/108677/?page=2

Проблема правонарушений и ответственности за них в сфере социального обеспечения

Дата публикации: 09.05.2018 2018-05-09

Статья просмотрена: 3501 раз

Библиографическое описание:

Уварова Ю. А. Проблема правонарушений и ответственности за них в сфере социального обеспечения // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 327-328. — URL https://moluch.ru/archive/205/50181/ (дата обращения: 07.02.2020).

Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].

Основной целью социального обеспечения и социальной защиты является обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждого гражданина. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.

Но социальный характер государства заключается не столько в провозглашении себя таковым, сколько в недопущении совершения правонарушений в сфере социального обеспечения, а также в своевременной защите социальных прав своих граждан.

В настоящее время многие нормы о юридической ответственности в праве социального обеспечения отсутствуют или же несоразмерно малы по отношению к совершенным правонарушениям.

Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность [6, с. 290].

Все правонарушения классифицируются в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно последнему критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Рассмотрим некоторые уголовно наказуемые преступления и ответственность за них в сфере социального обеспечения:

– необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов;

– разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [3].

Читайте так же:  Родовой сертификат приказ минздрава

В КоАП РФ также содержатся правонарушения в сфере социального обеспечения:

– разглашение информации с ограниченным доступом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

– непредставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

– нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей [4].

Согласно российскому законодательству повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой трансформацию административной ответственности в уголовную.

В области социального обеспечения к гражданско-правовым правонарушениям можно отнести:

– незаконное получение гражданами социального обеспечения Например, в ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений (сведения, предоставляемые для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также сведения, предоставляемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета) повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ [5]. Данные нормы закреплены в Гражданском кодексе РФ, а именно в главе 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения». Согласно данным нормам лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли [2];

– действия (бездействие) должностных лиц, отвечающих за предоставление социального обеспечения, которые повлекли за собой причинение убытков получателю социального обеспечения.

Таким образом, в российском законодательстве, касающемся сферы социального обеспечения, закреплены все основные виды правонарушений: уголовные преступления, административные, гражданско-процессуальные. Но проблему представляет то, что данные нормы не объединены в единый нормативный правовой акт, т. е. не кодифицированы. Данная проблема является серьезным препятствием для выявления правонарушений в сфере социального обеспечения и привлечения правонарушителей к юридической ответственности, соответствующей совершенному противоправному действию.

  1. Конституция Российской̆ Федерации [текст]: принята всенародным голосованием 12.12. 1993г. // Российская газета. — 25 декабря 1993. — № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
  5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета», № 296, 31.12.2013 г.
  6. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права [текст]: учебник для бакалавров. /М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина// — Москва: М30 Проспект, 2013. — 432 стр.

Источник: http://moluch.ru/archive/205/50181/

Механизм гражданско-правовой защиты граждан

Дата публикации: 26.12.2016 2016-12-26

Статья просмотрена: 1624 раза

Библиографическое описание:

Хакиева М. М. Механизм гражданско-правовой защиты граждан // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 294-296. — URL https://moluch.ru/archive/133/37444/ (дата обращения: 07.02.2020).

Защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Такая разновидность прав, как гражданские права требует особого подхода к реализации данной обязанности.

Гражданскими правами признаются самые основные, естественные, неотчуждаемые права, обеспечивающие достойное существование человека. Соответственно, защита данных прав характеризуется рядом особенностей. Создание надежных и эффективных способов их обеспечения имеет, в первую очередь, гражданско-правовое значение. В российской юридической науке существует множество видов социально-правового механизма, одним из них является механизм гражданско-правовой защиты граждан. Он в свою очередь является составной частью механизма правового регулирования и руководствуется общими принципами.

Гражданско-правовая защита прав граждан осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, российской правовой доктриной, принципами гражданского законодательства и другими факторами, определяющими специфику ее механизма. Механизм гражданско-правовой защиты — сложное, широкое понятие, которое ни в коем случае нельзя рассматривать всего лишь в рамках юрисдикционной защиты. Исследователи часто совершают ошибку при определении данного механизма, в должной мере не раскрывая его назначение. В своей статье я попытаюсь более подробно раскрыть юридическую природу соответствующего механизма.

В первую очередь рассмотрим структуру механизма. Важнейшим среди элементов гражданско-правовой защиты являются способы защиты гражданских прав. В российском законодательстве нет легального определения этого понятия, и лишь в трудах известных правоведов мы можем найти его объяснение. В учебнике под редакцией А. П. Сергеева эти способы характеризуются как закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя. [1]

Защита гражданских прав может осуществляться в 3 формах:

– в форме самозащиты.

Так как ГК предусматривает в большей степени судебный порядок гражданско-правовой защиты, иные формы используются в исключительных случаях.

Способы гражданско-правовой защиты — это совокупность закрепленных законом приемов и средств, посредством которых достигаются цели гражданско-правовой защиты. К ним относятся предупреждение, пресечение, правопризнание, восстановление нарушенных прав, компенсация понесенных потерь, односторонняя и двусторонняя реституция и другие. В статье 12 ГК закреплены следующие способы защиты гражданских прав:

– восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

– признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

– признание недействительным решение собрания;

– признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

– присуждение к исполнению обязанности в натуре;

Читайте так же:  Краткая апелляционная жалоба в арбитражный суд образец

– компенсация морального вреда;

– прекращение или изменение правоотношения;

– неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

– иными способами, предусмотренными законом;

Следует отметить, что согласно Постановлению Верховного Суда РФ ОТ 2 декабря 1998 года выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу, а не суду.

Следующим элементом механизма гражданско-правовой защиты являются средства защиты гражданских прав. Под правовыми средствами понимаются меры оперативного воздействия, выработанные юридической практикой, предоставляющие выбор наиболее оптимального варианта поведения субъектов правоотношения и закрепленные в нормах гражданского законодательства, которые используют в процессе реализации данных норм. Для удовлетворения интересов субъектов права и достижения социально-полезных целей средства правовой защиты крайне необходимы.

Средства гражданско-правовой защиты можно классифицировать по институтам. Рассмотрим на примере системы гражданско-правовых средств защиты права собственности:

1) вещно-правовые средства защиты права собственности;

2) обязательственно-правовые средства защиты;

3) специфические средства защиты, вытекающие из других институтов гражданского права;

4) средства защиты, применяемые при прекращении права собственности;

Участники гражданского правоотношения могут свободно выбирать по своему усмотрению те или иные средства защиты, это обусловлено действием принципов диспозитивности и самостоятельности при осуществлении своих прав. Специфика гражданско-правовых средств в большей мере проявляется в определении их функций. Функции средств защиты гражданских прав — это направления правового воздействия на гражданские правоотношения, посредством которых восстанавливаются субъективные права граждан. Средства защиты классифицируют в зависимости от отношений, для защиты которых они предназначены. Различают средства защиты имущественных и неимущественных прав. В зависимости от формы защиты гражданско-правовые средства подразделяются на правовые и неправовые, материальные и процессуальные, судебные и внесудебные.

В науке различают три основные группы средств гражданско-правовой защиты:

– прямые, направленные непосредственно самим субъектом права на нарушителя с целью требования от него определенного поведения;

– судебные — гражданско-правовые средства защиты, направленные на восстановление нарушенных прав с помощью судебных органов;

– альтернативные, средства защиты, применяемые другими уполномоченными органами;

И иные классификации, предусмотренные законом.

В связи с тем, что основной формой защиты гражданских прав является судебная форма, рассмотрим ее более подробно.

Гражданское судопроизводство определяют, как деятельность судов общей юрисдикции, осуществляемую на основании и в соответствии с законом, по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Защита нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, их законных интересов, а также интересов юридических лиц, организаций и иных субъектов материально-правовых отношений является основной целью гражданского судопроизводства. Для ее обеспечения требуется правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел. Осуществление судами общей юрисдикции гражданского судопроизводства регулируются, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», а также федеральными законами РФ.

Для защиты нарушенных права граждане РФ вправе обратиться в суд, подав исковое заявление для возбуждения гражданского дела. Решение о принятии или отказе искового заявления принимает судья. Для его принятия к производству оно должно быть подано с соблюдением всех требований закона. Далее на его основании возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции. Если судья устанавливает обстоятельства, исключающие возможность принятия искового заявления, он выносит решение о его отказе. Также, если судья полагает, что в случае устранения препятствий дело может быть возбуждено, он выносит определение о возвращении искового заявления. В случае, если судья допускает возможность обращения лица в суд с исковым заявлением, но им не соблюдены небольшие формальности, выносится определение об оставлении заявления без движения.

Судебная форма защиты гражданских прав является наиболее эффективной.

Все выше перечисленные способы защиты гражданских прав относились к юрисдикционной форме защиты. Кроме этого защита гражданских прав осуществляется в неюрисдикционной форме. Данная форма защиты характеризуется тем, что субъекты гражданских правоотношений самостоятельно осуществляют защиту прав без обращения к органам власти. Закон предоставляет такую возможность в исключительных случаях, такая форма имеет место при самозащите и применении мер оперативного воздействия. Самозащита применяется чаще всего для защиты абсолютных личных и имущественных прав и имеет свои пределы, так, различают необходимую оборону и крайнюю необходимость. Основанием для применения мер оперативного характера являются нормативный акт или договор.

Таким образом, механизм защиты гражданских прав весьма сложное и многогранное понятие. Его часто сравнивают с механизмом правового регулирования, который стали рассматривать, как систему по предложению известного российского ученого С. С. Алексеева. Он установил, что механизм правового регулирования представляет собой последовательность определенных стадий, каждая из которых включает соответствующие элементы. Данная теория, по мнению многих исследователей, вполне применима и к механизму защиты гражданских прав, так как он является составной частью первого.

Известно, что одной из функций государства является защита субъективных гражданских прав, она подразумевает деятельность по устранению препятствий, возникающих в процессе его осуществления. В установленном законом порядке и независимо от воли обязанного лица государство обеспечивает защиту любых субъективных гражданских прав.

Гражданское право уникально. Иные отрасли права предусматривают ответственность лица, совершившего правонарушение, а такая категория, как защита нарушенных или оспоренных субъективных прав является исключительным признаком гражданского права. Однако, механизм гражданско-правовой защиты не совершенен и требует регулярного контроля со стороны государства. Повышение эффективности деятельности уполномоченных органов осуществляется посредством принятия новых актов, и, конечно, реализации важнейшей задачи — защиты гражданских прав с соблюдением принципов законности и справедливости.

  1. Конституция Российской Федерации 1993. Ст. 12.
  2. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А. П. Сергеева. М., 2008. Т. 1. С. 542.
  3. Богданова Е. Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал российского права. — 2003. — N 6.
  4. Кияшко В. А. Выбор надлежащего способа судебной защиты // Право и экономика. — 2005. — N 6.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/133/37444/

Гражданско правовая ответственность органов социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here