Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров

Вся информация на в статье на тему: "Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Читайте так же:  Пленум распределение судебных расходов

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

Источник: http://www.garant.ru/company/garant-press/ab/486549/1/

Урегулирование налоговых споров

Помогаем юридическим лицам в разрешении налоговых споров. Занимаемся как досудебным урегулированием, так и представительством интересов клиента в суде.

Налоговый спор возникает, когда между налогоплательщиком и государственными органами появляются разногласия. Из всех вопросов, с которыми к нам обращаются ООО и другие юрлица, именно налоговые споры занимают уверенную лидирующую позицию.

99% юридических лиц так или иначе вовлекались в разбирательства с налоговой. Чаще всего — из-за полного бездействия или неправомерных действий, потому что в соответствии со ст. 137 и 138 НК РФ обжаловать акт имеет право любой налогоплательщик.

Мы поможем с досудебным и судебным урегулированием любых вопросов: проконсультируем, подготовим документы и жалобы, представим интересы в суде.

Наши адвокаты — квалифицированные специалисты с большим опытом юридической работы. Они сделают всё для того, чтобы дело разрешилось в вашу пользу.

Перечень услуг налогового юриста от нашего агентства

Наши юристы по налоговым спорам

Фомин Тимур

Храновская Кристина

Досудебное и судебное урегулирование споров

Досудебное урегулирование налоговых споров

Сразу подать обращение в суд невозможно — сначала нужно пожаловаться в вышестоящую инстанцию внутри ведомства. Чаще всего таким образом удаётся «разморозить» счета и оспорить необходимость уплаты штрафа или пени.

Преимущества досудебного урегулирования споров с налоговыми органами:

  • Оперативность: статья 140 НК РФ гласит, что вышестоящие инстанции обязаны ответить на обращение в течение 15 дней или в течение месяца, если речь идёт о привлечении к ответственности. Срок можно увеличить, но не более, чем на 15 дней и месяц соответственно.
  • Отсутствие расходов: заявителю не нужно оплачивать госпошлину и нести какие-либо другие расходы.
  • Приостановка исполнения решения на весь срок разбирательства. Если ваши счета заморозили, их разморозят.
  • Невозможно сразу обратиться в арбитражный суд: какой бы ни была претензия, сначала с ней придётся пойти в вышестоящую инстанцию. В некоторых случаях это просто лишняя трата времени.
  • Низкий процент решений в пользу налогоплательщика: к сожалению, в большинстве случаев инстанция принимает сторону налогового органа. Если так получилось, придётся обращаться в арбитражный суд.
Читайте так же:  Нарушение прав ребенка в современном мире

Налоговые споры в арбитражном суде

Если урегулировать вопрос с ведомством не получается, дело передаётся в арбитражный суд. Именно здесь можно получить все компенсации и восстановить нарушенные права.

Чаще всего к юристу обращаются в случаях, если налоговая нарушила интересы налогоплательщиков в сфере экономической деятельности, если она возложила на заявителя некие обязанности, которые он посчитал незаконными, и если она создавала препятствия для предпринимательской либо экономической деятельности.

Важное уточнение: подать заявление в арбитражный суд можно исключительно в той ситуации, если вышестоящая инстанция вынесла решение не в вашу пользу, и вы как заявитель остались не удовлетворены её решением.


Преимущества судебного урегулирования налоговых споров:

  • Непредвзятость суда, а значит — выше шанс вынесения решения в пользу налогоплательщика.
  • Возможность ходатайствовать о приостановлении исполнения решения; с этим вам помогут наши адвокаты.
  • Наличие расходов: материальных, куда входят госпошлины, и нематериальных — это время, моральные и интеллектуальные усилия.

Налогоплательщик вправе передать все обязанности по ведению дела юристу по налоговым спорам. В таком случае адвокат представляет его интересы в суде, и часть временных и моральных затрат можно с себя снять.

Преимущества сотрудничества с нами

Мы берёмся за те дела, которые можем решить, и гарантируем:

  • прогноз успешности дела — выслушаем и объясним, имеет ли смысл давать дальнейший ход;
  • понятные и прозрачные цены, которые оговариваются с самого начала;
  • деликатный и человечный подход;
  • работу на результат.

Сотрудничество с нами может быть как однократным, в рамках консультации или помощи в подготовке документов, так и полноценным, вплоть до представительства интересов в суде. Мы часто привлекаем юристов разных направлений и прорабатываем эффективную линию защиты.

На 2018 год наши юристы успешно решают до 96% всех дел. Успешно — значит, в вашу пользу.

Начните с бесплатной экспресс-консультации! Чтобы получить её, позвоните нам или заполните форму заявки.

Источник: http://estpravo.com/yuridicheskim-litsam/nalogovye-spory

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

ПРИМЕР

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика

Видео (кликните для воспроизведения).

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

Читайте так же:  Возмещение убытков в судебном порядке

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

4 этап. Обращение в суд

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Источник: http://rosco.su/press/dosudebnyy_poryadok_uregulirovaniya_nalogovykh_sporov/

Решение налоговых споров

  • подготовка документации
  • досудебное урегулирование налоговых споров при проверках
  • судебные налоговые споры — урегулирование в суде
  • Современному российскому бизнесу приходится развиваться в условиях ужесточения политики государства в области налогового администрирования. При рассмотрении налоговых споров в суде в прошлое уходит «либерализм» по отношению к налогоплательщикам, обосновывающим правомерность исчисления налогов, применения вычетов и, напортив, незаконность решений и действий налоговых органов исключительно формальными нарушениями с их стороны процедур, например, привлечения к налоговой ответственности.

    При этом решение налоговых споров, говоря о персоналиях, осложняется тем, что к ответственности могут привлекаться не только сами юридические лица, но также и их непосредственные руководители. Здесь немаловажным является и тот факт, что защитником в налоговом споре о привлечении к уголовной ответственности на профессиональной основе может выступать адвокат.

    Профессионалы Компании «Largo Management Group», используя накопленный опыт по налоговым спорам, обеспечивают Вам спокойное развитие бизнеса между проверками и успешное разрешение спорных ситуаций с налоговыми органами, оказывая содействие по нескольким направлениям, которые можно отнести к налоговым спорам.

    Налоговое консультирование

    Компания «Largo Management Group» осуществляет налоговое консультирование в Москве, как с целью предотвращения возникновения возможных налоговых судебных споров, так и в ходе уже возникших претензий со стороны налоговых органов по результатам проверок:

    Подготовка документации

    Специалисты Компании «Largo Management Group» оказывают услуги по проверке и подготовке необходимой документации, оформляющей соответствующие операции, в целях минимизации рисков неблагоприятного результата налогового спора по формальным основаниям, а также всех документов, необходимых при проведении налоговых проверок и обращении в суд.

    Юридические услуги по подготовке документов при возникновении налоговых споров:

    • консультации на основании анализа обстоятельств дела и сложившейся ситуации по представленной документации (запрошенной дополнительно), сопровождающей налоговые судебные споры

    Налоговые споры – пожалуй, одни из самых трудных в части рассмотрения и разрешения. При урегулировании налоговых споров дело не только в правильно продуманной стратегии и тактике поведения в ходе проверки или судебного процесса. Важными являются любые мелочи, которые необходимо учесть уже на стадии предоставления документов по требованию налоговых органов для проверки, и в последующем — при подаче жалоб в вышестоящий налоговый орган или исковых заявлений в суд.

    Более того, оформляющие хозяйственные операции документы не всегда могут выступать оправдательными, с точки зрения их формальной допустимости, или по иным причинам.

    Профессиональные юристы Компании «Largo Management Group» помогут на всех этапах подготовки юридической документации, сопровождающей урегулирование налоговых споров.

    Досудебное урегулирование налоговых споров при проверках

    Урегулирование налоговых споров в налоговых органах (независимо от вида проверки), порученное юристам Компании «Largo Management Group», – это своевременное и квалифицированное оказание следующих услуг:

      представление интересов налогоплательщика в ходе налоговых проверок

    Налоговые споры зачастую возникают как следствие взаимодействия с налоговыми органами, а в особенности после следующих налоговых проверок:

    1. Камеральных, проводимых без специального решения руководителя налогового органа на основании налоговых деклараций и документов о деятельности налогоплательщика в течение 3 месяцев с момента представления декларации;
    2. Выездных, проводимых на основании решения руководителя налогового органа на территории налогоплательщика и представляющих собой комплексный анализ (налоговый и бухгалтерский) деятельности налогового агента за три последних календарных года.
      Длительность такой проверки составляет не более 2 месяцев. Срок может быть увеличен до 4, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. В ходе выездной проверки налоговые органы имеют право использовать такие мероприятия контроля, как: осмотр, проведение экспертизы, допрос свидетелей, выемку документов.
      Именно по результатам выездных проверок возникает подавляющее число налоговых споров со значительными суммами доначислений.

    По результатам камеральных проверок чаще всего возникают налоговые споры, которые выявили:

    • ошибку в декларации;
    • противоречия между сведениями в предоставленной документации;
    • несоответствие сведений, предоставленных налоговым агентом, данным, имеющимся в распоряжении налогового органа.

    Самыми распространенными в этом смысле являются налоговые споры по НДС: налогоплательщику вменяется в вину необоснованное применение вычетов, заявленных в декларации, в связи с отсутствием их документального подтверждения.

    В этом случае налоговый орган обязан затребовать необходимые документы, причем передать уведомление физическому лицу или руководителю организации либо их законным и уполномоченным представителям лично под расписку, посредством телекоммуникационных каналов связи (в электронном виде) или заказным письмом (требование считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки).

    Не всегда такие требования о предоставлении документов являются законными и обоснованными.

    Кроме того, зачастую налоговыми органами (по общепринятым мотивам загруженности или недофинансирования) нарушается статья 93 НК РФ в части порядка уведомления налогоплательщика. В этом случае налоговые споры разрешаются в пользу налогоплательщиков, которые не смогли получить требование по уважительным причинам, признанными судом достаточными для отмены решения налогового органа ввиду «уклонения налогового органа от исполнения обязанностей по надлежащему оповещению налогоплательщика».

    Юристы Компании «Largo Management Group» при внимательном комплексном подходе к обстоятельствам каждого дела используют все возможные способы и юридические «крючки» для положительного досудебного урегулирования налогового спора в пользу клиента.

    Судебные налоговые споры — урегулирование в суде

    Специфика налоговых споров при обжаловании решения налогового органа о привлечении к ответственности в суд состоит в том, что находится на стыке норм Налогового кодекса РФ и ст. 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, устанавливающей сроки обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов. Здесь важно учесть нюансы соблюдения процедуры обязательного досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган решений о привлечении к налоговой ответственности и не пропустить срок для обжалования в суд – в общем, последнюю надежду для налогоплательщика снять с себя неблагоприятные последствия налогового спора в виде привлечения к ответственности.

    Читайте так же:  Конституция моральный вред

    Юристы Компании «Largo Management Group» не только успешно урегулируют налоговые споры, но и обладают глубокими знаниями гражданского и арбитражного процессуального законодательства и навыками их практического применения, что является несомненным преимуществом клиента при решении налоговых споров в суде по следующим категориям налоговых споров:

    Источник: http://largo.ru/services/nalogovye-spory/

    Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

    Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

    Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

    Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

    Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

    При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

    1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
    2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

    Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

    Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

    Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

    • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
    • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
    • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
    • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
    • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
    • непосредственное рассмотрение;
    • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
    • вручение письменного решения заявителю.

    Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

    Рассмотрение жалобы по существу

    Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

    Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

    Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

    • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
    • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
    • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
    • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

    Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

    Итоги

    Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

    Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

    Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

    Источник: http://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

    Досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году

    Довольно часто в отношениях между хозяйствующими субъектами и налоговым органом возникают спорные моменты. При этом основными причинами споров могут стать такие как, отказ в возврате налога, необоснованные требования контролирующих органов, некорректные действия представителей налоговой (приведшие к правовым последствиям, оскорбления), и др. если по каким либо основаниям у налогоплательщика возникли противоречия с налоговой, то прежде следует попытаться решить проблему, подав жалобу в вышестоящий орган, а только потом обращаться в суд. В статье рассмотрим, как происходит досудебное урегулирование налоговых споров.

    Досудебное урегулирование налоговых споров

    До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.

    Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.

    Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.

    Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.

    Какие действия ИФНС могут быть обжалованы

    Свою деятельность ИФНС осуществляет в соответствии с требованиями и нормами Налогового кодекса и других федеральных законодательных актов. Но на практике могут возникать и иные ситуации. Наиболее частыми основаниями для подачи жалоб на налоговый орган являются следующие:

    Читайте так же:  Защита прав и законных интересов несовершеннолетних
    Основания для подачи жалобы В чем заключается нарушение
    Выдача справок Несоблюдение сроков на:

    · обращение взыскания средств;

    · обращение взыскания на имущество, иную собственность

    · направление требований для уплаты налогов

    Начисление налогов Когда в налоговый орган сведения о снятии с учета ТС или продажи квартиры поступили несвоевременно, это может явиться причиной ошибочного направления уведомления для оплаты Инкассовые поручения Несоблюдение должностными лицами положенного двухмесячного срока для направления налогоплательщику инкассового поручения Контролирующие мероприятия В частности действия представителей налоговых органов по:

    · истребованию документов о некоторых лицах

    · осмотру помещений

    Бездействие (то есть, отказ налоговиков в выполнении каких-либо действий) Отказ от выполнения каких-либо действий, возложенных на должностных лиц (к примеру, невозврат денежных средств)

    Порядок направления жалобы

    Подать жалобу можно путем личного посещения налогового органа, так и через доверенное лицо. Кроме того, направить жалобу можно по почте в виде заказного письма или через «Личный кабинет» на сайте налоговой. Подается жалоба в тот орган, в котором лицо зарегистрировано. В ФНС иных регионов обращаться не нужно, так как это повлечет за собой дополнительные трудо- и временных затрат. И это может привести к неэффективности.

    Важно! Если подача жалобы в вышестоящий орган не приносит ожидаемые результаты, то налогоплательщик вправе уже обратиться в прокуратуру. Этот орган рассматривает жалобу в течение 30 дней, после чего выносит решение со своими комментариями и обоснованиями.

    Если налогоплательщик хочет подать жалобу в суд, то для этого ему сначала потребуется обратиться в налоговое управление. Читайте также статью ⇒ ВОЗВРАТ НДФЛ ЗА ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ

    Порядок составления жалобы

    Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:

    1. Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
    2. Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
    3. Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
    4. Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
    5. Контактные данные (номер телефона, почта).
    6. Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
    7. Подпись заявителя.

    Важно! Жалоба принимается к рассмотрению только в том случае, если она составлена должным образом.

    Направление жалобы через сайт налоговой

    Подать жалобу также можно и онлайн. Для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте налоговой, зайти в личный кабинет и заполнить предлагаемые поля. Указать нужно будет свои личные данные и порядок решения данного вопроса. Далее загружаются сканы подтверждающих документов, если они есть у заявителя и он хочет их приложить к заявлению.

    Эффективно ли досудебное урегулирование налоговых споров

    В настоящее время установленный законодательством порядок решения споров без обращения в суд является довольно эффективным. Это в первую очередь связано с тем, что досудебное урегулирование спора стало обязательным. Такой способ позволяет без особых сложностей решить проблемы, возникшие с налоговым органом. Судебные разбирательства экономически не выгодны, а кроме того требуют довольно много времени.

    Преимущества и недостатки досудебного урегулирования

    К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:

    • на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
    • процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
    • при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
    • ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
    • порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;

    Важно! Узнать о том, на какой стадии рассмотрения в настоящее время находится жалоба, можно как путем письменного запроса, так и через специальный сервис на сайте налоговой – «Узнать о жалобе».

    Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:

    • отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
    • отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.

    Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.

    Ответы на распространенные вопросы

    Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

    Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.

    Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?

    Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.

    Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?

    Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://buhland.ru/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyx-sporov/

    Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here