Акты применения права выносимые полицией

Вся информация на в статье на тему: "Акты применения права выносимые полицией". Полное описание собранное из разных авторитетных источников. Если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

ОВД как субъекты правоприменения. Акты правоприменения, принимаемые в деятельности ОВД.

Теория права позволяет трактовать понятие «правоприменение», являющееся одной из форм реализации права, как индивидуальное регулирование общественных отношений.

Правоприменение есть способ легального вмешательства в общественные отношения и контроля со стороны государственного административного аппарата в рамках предписанных правовым законом норм.

Соответственно правоприменительная функция органов исполнительной власти, которыми и являются органы внутренних дел, должна заключаться в принятии индивидуальных правовых актов (акты применения права), определяющих права, обязанности и меру юридической ответственности конкретных лиц. Индивидуально-правовые акты, принимаемые ими (а именно, должностными лицами ОВД), непосредственно влекут за собой юридические последствия, выступают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения. Индивидуальный правовой акт, основываясь на норме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение, касается индивидуально определенных лиц или иных субъектов права.

Реализация правоприменительной функции в части принятия индивидуальных правовых актов в системе исполнительной власти включает следующие этапы:

планирование и организация работ;

выявление и анализ нормативных правовых актов, на основе которых федеральные органы исполнительной власти и (или) должностные лица принимают индивидуальные правовые акты в соответствии с возложенной на них компетенцией;

принятие индивидуального правового акта;

контроль за реализацией индивидуального правового акта.

Актом применения, например, будет считаться любой приказ о назначении какого-либо лица на определенную должность в органе внутренних дел. Как правило, данный акт будет иметь форму приказа. В качестве примера можно привести норму действующего законодательства, согласно которой руководители территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел субъектов РФ по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции и с учетом предложений руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Если продолжать говорить о Госавтоинспекции, то она призвана обеспечивать соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются — граждане) законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются — нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Таким образом, любое письменное указание органов Госавтоинспекции также будет считаться актом правоприменения, так как будет устанавливать права и обязанности определенных лиц. Показательны в этом плане постановления должностных лиц Госавтоинспекции по привлечению лиц к административной ответственности.

Одной из основных функций органов внутренних дел является осуществление предварительного следствия, то актами правоприменения в данной сфере деятельности будут различные виды постановлений. Согласно нормам УПК РФ, постановление — любое решение должностного лица ОВД, вынесенное им единолично при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта (например, постановление возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий).

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 45 ; Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.com/1-178281.html

Акты применения права

Акт применения права— это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей[161]:

1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права.

2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т.е. адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером. Таким образом, акты применения права не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;

3. Исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

4. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функции индивидуального регулирования.

5. Выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

6. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные приставы. Следует иметь в виду[162], что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение.

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям[163].

1. По отраслевому признакуони подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

2. По субъектам их изданияна акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств и др.

3. По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

4. По последствиямна правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5. По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

6. По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

7. По функциональному признаку – на правонаделительные, правообеспечительные и акты-регламентаторы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/4_175570_akti-primeneniya-prava.html

§ 2. Полицейские акты

Нормативные акты. С помощью данной формы устанавливаются, изменяются или отменяются нормы полицейского права, то есть общие правила, обращенные к определенному кругу лиц, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных гипотезами норм. В целом подобные акты подразделяются на «полицейские законы» и подзаконные акты.

В последние 10—15 лет было издано значительное количество федерадьных законов, регламентирующих полицейскую деятельность исполнительной власти. К ним относятся: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» и др. Однако нормы закона не могут полностью охватить своим регулированием все общественные отношения в области полицейской деятельности ввиду их многообразия и подвижности, и вследствие этого законодатель не может быть монополистом в издании актов, нормы

Часть IV. Методы полицейской деятельности

которых регламентируют работу органов полиции. И хотя основное назначение органов исполнительной власти состоит в исполнении законов, в правоприменительной деятельности, законодатель закрепляет за этими органами, в том числе за органами полиции, полномочия по изданию актов, содержащих нормы полицейского права.

Данные акты представляют собой важнейшую форму полицейской деятельности. По словам В.Л.Кобалевского, им присуща «ограниченная правовая мощь, какая принадлежит и прочим административным действиям»1, но их практическая роль в деятельности полиции огромна: они являются обязательными для всех нижестоящих органов и должностных лиц.

К числу таких актов следует отнести подзаконные ведомственные акты, среди которых важное место занимают положения, уставы, инструкции МВД России, ФСБ, Госнаркоконт-роля, Главного таможенного комитета, Санэпидемнадзора и других ведомств. Например, Указом Президента РФ от 18 июня 1996 г. было утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, нормы которого определяют основные задачи и функции Министерства, регламентируют деятельность его органов. В свою очередь, согласно п.7 ст.9 данного Положения, Министерство внутренних дел Российской Федерации «издает в пределах предоставленных ему полномочий в установленном порядке обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами нормативные акты, утверждает стандарты, нормы и правила по вопросам отнесенным законодательством Российской Федерации к компетенции министерства»2.

Ведомственные нормативные акты регулируют внутриорга-низационную деятельность полицейского аппарата управления и должностных лиц, но могут иметь и надведомственный характер, регулировать отношения между полицией и гражданами. Примером внутреннего (ведомственного) нормативного акта

1 Ковалевский В.Л. Очерки советского административного права. С. 132.

2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 30. Ст.3605.

Глава 5. Формы полицейской деятельности

может служить Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденная Приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. К внешним ведомственным нормативным актам МВД России, направленным на регулирование отношений между органами внутренних дел и гражданами, следует отнести: Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденную приказом МВД России от 16 сентября 2002 г.; Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденный приказом МВД России от 18 января 1993 г.; приказ МВД России от 17 февраля 1993 г. «Об обеспечении права граждан Российской Федерации на свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение». Министерство внутренних дел России, как и другие полицейские органы, принимает ведомственные нормативные акты, регулирующие не только внутригосударственную деятельность структурных подразделений, но и содержащие предписания физическим и юридическим лицам по вопросам обеспечения разрешительной системы, безопасности дорожного движения, регистрационного учета, оформления гражданства и выхода из гражданства, охраны собственности, реабилитации граждан и т.д.1

Таким образом, действие правовых норм полицейского права, содержащихся в нормативных актах, направлено преимущественно на: а) организацию работы аппарата органов полиции; б) охрану объектов, имеющих важное значение для жизнедеятельности общества и государства; в) обеспечение прав и свобод граждан; г) вытеснение из сферы общественных отношений правонарушений (преступлений) и явлений отклоняющегося поведения; д) борьбу с угрозами социального, техногенного, природного и биологического характера. Такой практический аспект нормативных актов полиции придает особое значение ее нормотворческой деятельности, которую можно рассматривать в известном смысле как правоприменительную деятельность2.

Индивидуальные акты полиции. Индивидуальные акты — важнейшая форма полицейской деятельности. Индивидуальные по-

1 См.: Арзамасов Ю.Г. Нормотворческая деятельность МВД России в механизме реализации прав человека и гражданина. М., 2000. С.44—49.

2 См.: Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М., 1968. С.77-78.

Часть IV. Методы полицейской деятельности

лицейские акты — это решения субъектов полицейской власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам1. Например, акт органа МВД России, в котором содержится разрешение конкретному гражданину на право приобретения и пользования гражданским оружием (газовым пистолетом). Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, индивидуальные полицейские акты порождают, изменяют и прекращают полицейские отношения. Индивидуальные акты полиции по своей правовой природе не отличаются от актов управления. Они принимаются в процессе исполнительной (полицейской) деятельности, имеют односторонний, властный характер, обязательны для исполнения, строго подзаконны, порождают определенные правовые последствия. Вместе с тем актам полиции свойственны некоторые особенности, т.к. они направлены на охрану общественного порядка, обеспечение личной и общественной безопасности граждан, их имущественной неприкосновенности и т.д.

Возникающие ежедневно перед органами полиции разнообразные вопросы требуют издания огромного количества индивидуальных актов: о приеме на службу, награждении, выдаче лицензии, регистрации, применении административного наказания. Это — самая большая по объему и разнообразию разновидность актов, практически создающая административно-правовую (полицейскую) действительность.

Все индивидуальные полицейские акты можно подразделить на две основные группы. Первую образуют оперативно-распорядительные акты, направленные на организацию положительной и эффективной деятельности полицейского аппарата. Другая группа включает правоохранительные акты, содержащие решения по использованию мер административной ответственности, по предупреждению угроз социального, техногенного, природного характера, по профилактике инфекционных заболеваний, акты, направленные на охрану прав и свобод граждан.

Оперативно-распорядительные акты (их иногда в юридической литературе называют «регламентирующими актами»)2 в практике органов полиции принимаются при орга-

1 См.: Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. С.11.

2 См.: Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. С.138—139.

Глава 5, Формы полицейской деятельности

^низации внутрислужебной деятельности. Это — приказы о зачислении лиц на работу, о присвоении специальных званий, о предоставлении отпуска и т.д. Во внешнеорганизационных отношениях с помощью оперативно-распорядительных актов органы внутренних дел решают вопросы о выдаче гражданину по достижении 14-летнего возраста паспорта гражданина Российской Федерации, общегражданского заграничного паспорта, иностранному гражданину — вида на жительство. К этому виду актов также относятся: решения начальника органа внутренних дел о зачислении гражданина внештатным сотрудником милиции, о привлечении гражданина к участию в оперативно-розыскной работе, о поощрении гражданина, особо отличившегося в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Оперативно-распорядительные акты позитивны по своему воздействию, имеют место в регулятивных полицейских правоотношениях, направлены на упорядочение деятельности полицейского аппарата и обеспечение прав и интересов граждан.

Вторая группа актов выполняет непосредственно охранительную роль и используется органами полиции в случаях, когда возникают административные правонарушения, угрозы техногенного и природного характера, массовых инфекционных заболеваний. Данные акты в свою очередь могут подразделяться на: 1) административно-юрисдикционные; 2) процедурно-защитные; 3) регистрационные; 4) разрешительные.

Административно-юрисдикционные акты — это индивидуально-властные акты, решающие вопрос о виновности лица, совершившего административное правонарушение, и одновременно о назначении положенного административного наказания. В механизме административной юрисдикции данные акты наиболее зримы для общества и ощутимо для правонарушителя выражают отрицательную реакцию государства на административное правонарушение. Для правоохранительных актов такого рода, которые «карают» виновных лиц, совершивших административное правонарушение, характерны определенные процессуальные правила издания и исполнения, реализующиеся в производстве по делам об административных правонарушениях1.

См.: Ростовщиков И.В. Указ.соч. С.133—134.

Часть IV. Методы полицейской деятельности

Особое место в системе правоохранительных индивидуальных органов занимают процедурно-защитные акты предупредительного, пресекательного и восстановительного характера. Так, решение о недобровольном освидетельствовании лица, страдающего психическим расстройством, которое принимает врач-психиатр, является актом предупредительного характера. Решение органа внутренних дел об изъятии у лица, неправомерно хранящегося у него гражданского оружия (например, газового пистолета), относится к актам пресекательного характера. Принятие компетентным жилым органом обоснованного решения об административном выселении лица из самоуправно занятого жилого помещения, относится к актам восстановительного характера. Рассматриваемые акты могут выступать в качестве самостоятельных актов, но вместе с тем могут обеспечивать реализацию административно-юрисдикционных актов, т.е. актов применения административных санкций к правонарушителям .

Самостоятельным видом правоохранительных актов являются регистрационные акты, благодаря которым органы полиции контролируют законность конкретных действий граждан и юридических лиц, фиксируют соответствующие фактические явления, приобретающие характер юридических. Так, к регистрационным актам, принимаемым органами внутренних дел, относятся: регистрация граждан и иных лиц при осуществлении ими права на выбор места жительства в пределах России, регистрация оружия, которым лицо владеет и пользуется на праве личной собственности, регистрация автотранспортного средства.

Важную роль в системе правоохранительных индивидуальных актов играют разрешительные акты, которые принимаются в связи с выдачей органами полиции разрешения на определенные действия или на занятие определенным видом деятельности. К актам подобного рода относятся: разрешение (выдача визы) на выезд из России; разрешение на въезд в пограничную зону; разрешение на провоз оружия; разрешение (лицензия) на занятие предпринимательской деятельностью. С помощью разрешительных актов уполномоченные (полицейские) органы контролируют разрешенные действия и деятельность, которые в случае их непрофессионального осуществления, без соблюдения необходимых правил, могут причинить существенный вред обществу, угрожать общественной и личной безопас-

Глава 5. Формы полицейской деятельности

ности. Поэтому данные акты строго индивидуализированы и содержат решения о выдаче разрешения или о его отказе.

Индивидуальные полицейские акты принимаются в процессе осуществления всех видов полицейской деятельности. Они издаются при каждом случае применения к правонарушителям административных наказаний. Во многих случаях граждане не могут реализовать свои субъективные права без соответствующих актов полиции.

По юридическим последствиям индивидуальные акты полиции могут быть обязывающими, закрепляющими, управомочи-вающими, поощряющими, содержащими отказы.

Принятие индивидуального акта органом полиции (должностным лицом) может быть выражено в устном и словесно-документальном виде, предполагающим конкретный адресат, что делает такой акт «осязаемой реальностью»1, непосредственно воспринимаемой людьми.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2644_chapter_103__2._Poliejjskie_akty.html

Вопрос 3. Понятие и виды правоприменительных актов. Акты применения норм права, выносимые органами внутренних дел. Требования к актам применения права.

Деятельность компетентных органов завершается изданием актаприменения нормы права.

Акт применения нормы права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела,

Характерными для акта применения нормы права являются следующие черты:

— акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. В нем олицетворяется авторитет и сила государства. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. Если это требование будет нарушено, гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим;

— акт применения нормы права не является нормативным актом, т.е. не создает, не изменяет и не отменяет норм права;

— акт применения — это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормативно-правовые акты рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. Акты применения права не являются источниками права и в сборники законодательства не включаются;

— правоприменительные акты должны быть законными, выноситься на основании закона, опираться на определенные нормы права. Это значит, что, например, за совершенное преступление наказание выносится только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен;

— акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Законом строго определен порядок издания и оформления индивидуальных актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы: в начале акта дается точное его наименование (приговор, приказ, постановление и т.д.), а в необходимых случаях предусматривается и самостоятельный заголовок. Другие необходимые атрибуты акта — дата и место издания, указание полного наименования органа, издавшего акт, подписи лица или лиц, официально уполномоченных принимать акты подобного рода. Изложение содержания акта обычно распадается на три части — описательную, где излагаются фактические обстоятельства дела, мотивировочную, дающую обоснование принятого решения, и резолютивную, в которой излагается содержание решения.

Как правило, акт применения права оформляется в письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала суда), либо в форме официальных знаков (жесты регулировщика и др.).

Актами применения права не являются те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.).

В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты можно подразделить на следующие виды: акты представительных органов государственной власти, акты исполнительных органов государственной власти, акты правоохранительных государственных органов и акты государственного контроля.

Кроме этого, правоприменительные акты подразделяются и в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права. В этом случае правоприменительные акты бывают регулятивные (устанавливающие конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей) и охранительные (издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений).

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

Применение права — это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

Применение права всегда сопряжено с вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Решение юридического дела — это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты (фактические обстоятельства) подводятся под норму права. При этом правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое «властное слово».

Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заключения и т.д.

Государственно-властное веление является результатом решения юридического дела. Оно может иметь двоякую правовую функцию:

юридическая констатация, т.е. признание существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности. В том числе признание того или иного права за данным лицом или, напротив, констатация по данному событию факта правонарушения;

юридическое обременение — налагать наказание, устанавливать обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передавать имущество, уплатить сумму долга и др.

Читайте также:
  1. I. Методологические подходы к построению воспитательной деятельности
  2. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.
  3. II Финансовый анализ деятельности предприятия Общая оценка финансового состояния предприятия
  4. II.3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
  5. IV. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.
  6. N. Завершение всей деятельности.
  7. PR и смежные сферы деятельности
  8. SWOT — анализ деятельности организации
  9. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  10. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
Видео (кликните для воспроизведения).

Во втором случае после вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения — приговора суда.

Среди актов применения права различают: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом; вспомогательные (промежуточные, сопутствующие, дополнительные и др.) акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важный элемент правовой системы государства.

Каждый акт применения права является актом-документом. В нем (как и в нормативном юридическом акте) есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций.

Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках процессуального права — уголовного, гражданского, административного.

Источник: http://zdamsam.ru/a61794.html

Акт применения права, понятие, структура и виды

6 Сентября 2018 г.

Понятие и признаки

Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права — это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права.

Признаками акта выступают следующие критерии:

  1. Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
  2. Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
  3. Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).

В теории права и государства сформулировано определение:

Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений .

Отличительные черты

Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:

Классификация и виды правоприменительных актов

Структура акта применения права

  1. Вводная часть: наименование документа и органа его издавшего, состав органа, место и время издания.
  2. Описательная часть включает притязания истца, возражения ответчика, пояснения других участников дела, то есть здесь излагаются обстоятельства дела.
  3. Мотивировочная часть отражает пояснения принятого судом решения со ссылками на нормативно-правовые акты, применяемые к рассматриваемому спору и в процессе судопроизводства. По существу, в этой части обосновывается принятое решение.
  4. Резолютивная часть содержит итоговый результат, окончательный вывод.

Для других актов, в частности, следственных протоколов, из структуры может быть исключена мотивировочная часть, а в разрешительных актах чаще всего встречаются только вводная и резолютивная части.

Источник: http://npcrise.ru/novosti/pravovoe-regulirovanie/471/

Правоведение

Акты применения права

Акты применения права являются официальной формой выражения правоприменительной деятельности. В них закрепляются решения компетентных органов государственной власти или должностных лиц по конкретным юридическим делам.

Акты применения права характеризуются определенными специфическими признаками:

  • это государственно-властное решение по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти или должностного лица;
  • содержит властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми субъектами права, кому оно адресовано. Исполнение правоприменительного акта обеспечивается силой государственного принуждения;
  • имеет установленную законом определенную форму выражения. Например, решение или приговор суда, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриента в вуз и т. д.;
  • имеет индивидуальный характер и направлен на регулирование конкретных общественных отношений. В нем субъективные права и юридические обязанности конкретно индивидуализированы, то есть носят персонифицированный характер.

Акт применения права — это индивидуальное государственно-властное решение компетентного органа государственной власти или должностного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регулирование определенных общественных отношений.

К актам применения права предъявляются определенные требования. Они должны:

  • строго соответствовать нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются;
  • издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;
  • иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).

Правоприменительный акт — это надлежащим образом оформленный юридический документ, который имеет четкую структуру и обычно включает четыре части — вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа государственной власти или должностного лица, принявшего решение.

В описательной части приводятся факты, являющиеся предметом исследования, рассматривается, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия, когда, где и кем они совершены.

В мотивировочной части дается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического дела, их правовую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменительный орган (должностное лицо).

В резолютивной части формулируется принятое решение по юридическому делу (права и обязанности сторон, избранная мера юридической ответственности и т. д.).

Правоприменительные акты, как правило, оформляются в письменном виде. В некоторых случаях они могут излагаться и в устной форме (например, удаление свидетелей из зала судебного заседания, наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Правоприменительные акты отличаются от нормативно-правовых актов следующими основными признаками.

Если нормативный правовой акт носит общий характер и регулирует определенный круг общественных отношений, то акт применения права носит индивидуальный характер и регулирует конкретные общественные отношения. Действие правоприменительного акта распространяется на конкретный случай и обращен к конкретным субъектам правоотношений. Например, приговор или решение суда, приказ о принятии на работу или о назначении на должность, указ о награждении имеют однократное значение, рассчитаны в установленном законом порядке на одноразовое применение.

Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет, отменяет общие правила поведения (нормы права), являясь нормативной основой правового регулирования определенного вида общественных отношений. Правоприменительный акт служит основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения, то есть переводит предписания нормативно-правового акта в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам правоотношений. Например, закрепленное в Конституции РФ право граждан на труд превращается в конкретное право после издания приказа руководителя предприятия о зачислении данного гражданина на работу.

Различают следующие виды правоприменительных актов.

По субъектам, осуществляющим применение права,

правоприменительные акты подразделяются на акты:

  • федеральных органов государственной власти;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • органов законодательной власти;
  • органов судебной власти;
  • органов исполнительной власти;
  • издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

По предмету правового регулирования, то есть по отраслям применяемых норм, различают акты:

  • конституционно-правовые;
  • гражданско-правовые;
  • административно-правовые;
  • уголовно-правовые;
  • процессуально-правовые и т. д.

По форме правоприменительной деятельности выделяют акты:

  • регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;
  • правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

Исполнительные акты предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений в связи с их правомерным поведением. Например, указ о награждении гражданина, присвоение очередного воинского звания, приказ о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

Правоприменительные акты издаются с целью охраны существующих правил поведения от возможных правонарушений. Таковыми, например, являются акты органов судебной власти, органов прокуратуры и других правоохранительных органов. В свою очередь, правоохранительные акты подразделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения юридических норм.

Источник: http://isfic.info/pravov/rosp37.htm

Акты применения права: понятие и виды

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, а именно:

Во-первых, акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства

В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его отмену или необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений и т.д.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права отличаются от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых, следующими чертами:

Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай

Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключается в том, чтобы они:

Строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются

Издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица

Содержали глубокую и всестороннюю характеристику данного дела

Имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т.п.)

Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.

Правоприменительные акты принимают практически все органы государства в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

Акты государственных органов и общественных организаций

Акты главы государства – Президента РФ

Акты федеральных органов власти и управления

Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации

Акты органов правосудия

Акты органов прокуратуры

Акты органов надзора и контроля

Акты коллегиальные и единоличные

По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:

Акты применения материального и процессуального права

По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

Акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения

Акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также применением мер по их предупреждению

По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

Акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения

Правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования

По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на:

Правоприменительный акт-документ – это надлежащее оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

Включающие все четыре его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивирочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты)

Состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов

Содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий)

Не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнитель» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающий решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Право создается для того, чтобы быть реализованым в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение.

Применение права как одна из форм его реализации необходима там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, который олицетворяет государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иною должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно хранить правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

Особенно важным становится применение права в нашу сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений. Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.

Источник: http://studfile.net/preview/5776150/page:4/

Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру на неправильную
Акты применения права выносимые полицией
Оценка 5 проголосовавших: 1